Главная страница

Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник


Скачать 1.06 Mb.
Название1 политологический словарьсправочник
АнкорПолитологический словарь.pdf
Дата03.05.2017
Размер1.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПолитологический словарь.pdf
ТипДокументы
#6760
страница14 из 25
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25
Ф. Ницше
МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (1876–1936) — итальянский историк, экономист, социолог и политолог немецкого про- исхождения, один из основателей партологии, классик тео- рии политической элиты, автор «железного закона олигар- хии». В 1922 г. Михельс одобрительно встречает приход фашистов к власти, вступает в фашистскую национальную партию, становится одним из ее идеологов. В своей главной работе — «Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследования олигархических тенденций групповой жизни» (1911) — обосновал неизбеж- ность разделения общества на правящее меньшинство (эли- ту) и пассивное большинство. Согласно сформулированному
Михельсом «железному закону олигархии», управление об- ществом, так же, как и любой другой организацией (парти- ей, профсоюзом), не может эффективно осуществляться все- ми членами, что приводит к возникновению иерархической структуры власти и, следовательно, выделению руководяще- го аппарата. Разделение общества на руководящее меньшин- ство и управляемое большинство, по Михельсу, неизбежно влечет за собой олигархизацию управления обществом и формирование правящей элиты.

#
Политологический словарь-справочник
«Организация порождает господство избранных над теми, кто их избирает, господство уполномоченных над теми, кто дает эти полномочия…»
Р. Михельс
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (фр. modernisation,
от moderne — современный) — процесс трансформации об- щества, связанный с изменением, обновлением институтов политической системы, а также характера политических от- ношений. Теория политической модернизации возникает в
50-х гг. ХХ в.; основной вклад в ее развитие внесли Г. Ал- монд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др.
В отличие от термина «политическое развитие», тер- мин «политическая модернизация» употребляется приме- нительно к странам, осуществляющим переход от традици- онного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу. В большинстве развитых современных стран по- литическая модернизация происходила в период с конца
XVII в. по начало ХХ в., в течение которого возникали новые политические институты, появлялись разнообразные формы политического участия граждан в политической жизни, формировался новый тип политической культуры.
Выделяют два основных типа модернизации: первичную
(оригинальную), или органичную модернизацию и вторич- ную (отраженную), или неорганичную модернизацию.
Первичная модернизация реализовывалась в США и странах Западной Европы путем эволюционного развития всех сфер общественной жизни, что привело к формирова- нию гражданского общества и возникновению нового типа политической системы. Так, например, в Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, бе- рет свое начало еще в середине XVII в., когда были суще- ственно расширены полномочия парламента и правитель- ства и тем самым заложены основы политической системы

#!
М
нового типа. В середине XVIII в. формируются первые про- образы политических партий — тори и виги, а политичес- кие реформы приводят к окончательной ликвидации абсо- лютизма и установлению конституционной монархии.
Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образо- ванием первых политических партий — либеральной и кон- сервативной, а окончательное становление гражданского об- щества в Великобритании связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в.
Вторичная модернизация (Россия, Бразилия, Турция и пр.) осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап. Данный тип модерниза- ции, основанный не на объективных требованиях внутрен- него развития, а на ориентации на внешние условия, отли- чался гораздо большей интенсивностью, но при этом и существенной неравномерностью происходивших в обще- стве изменений.
Первоначально в политической практике политическая модернизация воспринималась исключительно как вестер- низация — безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако по- пытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества цен- ностями западной цивилизации на практике далеко не все- гда оказывались эффективными, что привело к переосмыс- лению теории политической модернизации в 70–90 годы
ХХ в., учету своеобразия исторических и национальных ус- ловий реформирования традиционных политических сис- тем. В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной» модернизации (допуска- ющей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной»

#"
Политологический словарь-справочник
(регрессирующей) модернизации, «рецидивирующей» и «ту- пиковой» модернизации.
«Чтобы прийти к демократии, требуется не копирование консти- туционных законов или парламентской практики некоей уже су- ществующей демократии, а способность честно взглянуть на свои специфические конфликты и умение изобрести или поза- имствовать эффективные механизмы их разрешения».
Растоу Д.
«Переходы к демократии: попытка динамической модели»
МОНАРХИЯ (греч. monarchia — единовластие) — фор- ма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передается по наследству, осуществ- ляется бессрочно и не зависит от населения. Исторически верховная власть монарха обосновывалась ее божественным происхождением — монарх считался наместником Бога на
Земле (так, император Японии вплоть до принятия новой конституции в 1946 г. официально считался сыном боги- ни солнца — Аматэрасу). Современная политическая наука при рассмотрении монархических государств основное вни- мание уделяет не характеру происхождения власти монар- хов, а их полномочиям, выделяя такие разновидности дан- ной формы правления, как абсолютная и ограниченная
(конституционная) монархии.
Абсолютная монархия (лат. аbsolutus — безусловный)
характеризуется сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти. Эта форма правления пол- ностью исключает наличие органов государственной влас- ти, независимых от монарха. В современном мире абсолю- тизм сохраняется в Бахрейне, Брунее, Ватикане, Катаре,
Кувейте, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии.
Ограниченная монархия представляет собой такую фор- му государственного правления, в которой полномочия мо-

##
М
нарха ограничиваются конституцией (отсюда второе ее назва- ние — конституционная монархия), предполагающей нали- чие независимых представительных органов государственной власти. Такая форма правления на сегодняшний день суще- ствует более чем в 30 странах мира (если считать страны Со- дружества, т. е. объединения государств — бывших колоний и доминионов Великобритании), в том числе — в одиннадцати европейских государствах. Основными разновидностями ог- раниченной монархии являются дуалистическая монархия,
в которой монарх напрямую возглавляет исполнительную ветвь власти (Иордания, Марокко), и парламентская монар- хия, в которой реальная власть принадлежит не главе госу- дарства, а главе правительства, который назначается парла- ментом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция,
Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В ограниченной монархии (а особенно — в монархии парламентской) глава го- сударства практически не имеет реальной власти, он выпол- няет только представительские функции, выступая от имени государства. Тем не менее, монархия как форма правления не только сохраняется, но иногда и восстанавливается (как в 1978 г. в Испании), выступая мощной гарантией стабиль- ности политической системы. Об этом говорят и результаты опросов населения в Японии 1975 г., когда 80% респонден- тов высказались за сохранение статуса императора, а также опросы в Великобритании 1997 г. и Австралии 1999 г., где подавляющее количество граждан проголосовали за сохране- ние монархической формы правления, согласившись уплачи- вать налоги на содержание королевского двора (около вось- ми млн ф. ст. в год).
В современном мире существуют и другие (нетипичные)
формы монархии. Например, уникальную форму монархи- ческого правления представляет собой Малайзия, в кото- рой монарх избирается сроком на пять лет из числа девя- ти султанов, возглавляющих потомственные султанаты —

#$
Политологический словарь-справочник составные части государства. В Объединенных Арабских
Эмиратах существует так называемый коллективный мо- нарх — Совет эмиров, избирающий из своего состава пре- зидента ОАЭ. Во многих странах, входящих в Содружество
(Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), от имени британского монарха государством управляет генерал-гу- бернатор, назначаемый местным правительством или пар- ламентом. При этом такие страны, как Индия и Пакис- тан, также входящие в состав Содружества, избирают президента как главу государства.
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (1533–1592) — французский мыслитель,
юрист, политик. Член парламента Бордо
(с 1557). Примыкал к партии «политиков»,
отвергавших религиозный фанатизм, сто- ронник сильной королевской власти, спо- собной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Главная ра- бота — «Опыты» (1580–1588) — была внесена Ватиканом в «Индекс запрещенных книг».
МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль
Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689–1755) — выдающий- ся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения,
автор классической теории разделения вла- стей, один из первых представителей шко- лы политической географии. Выделял три основные фор- мы государственной власти — республику, монархию и деспотию, возникновение которых обуславливалось раз- мерами территории, оригинальным климатом, природными ресурсами и пр. В своей главной работе — «О духе законов»

#%
М
(1748), развивая идеи Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж. Ж. Рус- со, Монтескье предлагает оригинальный способ ограниче- ния государственной власти путем ее разделения на три равноправные и независимые ветви — законодательную, ис- полнительную и судебную. Не разделяя, в отличие от Дж.
Локка, идею о верховенстве законодательной власти, Мон- тескье дополняет принцип разделения властей системой
«сдержек и противовесов», призванной предотвратить кон- центрацию государственной власти. Данный принцип был впервые реализован на практике Дж. Мэдисоном в Консти- туции США.
«Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направ- лении, пока не достигнет предела».
Монтескье Ш. Л. «О духе законов»
МОР (More) Томас (1478–1535) — анг- лийский государственный деятель, юрист,
писатель. В трактате «Утопия» (1515–1516)
изобразил проект идеального общественного устройства на далеком острове Утопия (в дос- ловном переводе — «место, которого нигде нет»). Идеалы социального равенства и спра- ведливости, представленные Мором, неоднократно были ис- пользованы в социалистической и коммунистической лите- ратуре, а произведение Мора положило начало новому жанру в художественной, философской и социально-политической литературе — социальной утопии.
МОРГЕНТАУ (Morgenthau) Ганс Йоахим (1904–1982) —
классик американской политической науки, специалист в области международных отношений, один из основателей школы «политического реализма. С 1937 г. — в США.

#&
Политологический словарь-справочник
В качестве основного субъекта международных отношений выделял национальное государство, выражающее свои инте- ресы в категориях силы. Главная работа — «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир» (1948).
МОСКА (Mosca) Гаэтано (1858–1941) — итальянский ученый, юрист, один из основоположников новой политиче- ской науки. Наряду с В. Парето считается создателем клас- сической теории политических элит. С позиций консерватив- ного либерализма развивал идею неизбежности разделения общества — независимо от социально-политических систем,
разнообразия общественных групп и идеологий — на два класса: правящий класс, берущий на себя все управленчес- кие функции и пользующийся связанными с этим привиле- гиями, и управляемый класс, неорганизованное большинство.
Основа власти меньшинства над большинством — организо- ванность. Моска выделяет три основных качества, каждое из которых дает возможность вхождения в правящий класс:
доблесть, богатство, церковный сан (с которыми связаны три формы аристократии — военная, финансовая и церковная).
Основные работы: «Теория правительств и парламентское пра- вительство» (1884); «Основы политической науки» (1896,
1923); «Правящий класс» (1896).
«Во всех обществах, начиная с самых слаборазвитых, едва дос- тигших низших ступеней цивилизации, и заканчивая просвещен- ными и могущественными, существуют два класса: класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее мно- гочисленный, выполняет все политические функции, монополи- зирует власть и наслаждается преимуществами, которые эта власть приносит, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым, тем или иным, бо- лее или менее законным, более или менее насильственным спо- собом».
Моска Г. «Правящий класс»

М
159
МУНИЦИПАЛИТЕТ (лат. municipium — самоуправля- ющаяся единица) — выборный орган в системе местного самоуправления, представляющий интересы населения определенной административно-территориальной единицы государства.
МЭХЭН (Mahan) Альфред Тайер (1840–1914) — амери- канский адмирал, военный историк и стратег, классик тео- рии геополитики. Автор учения об антагонизме морских и сухопутных государств и о мировом господстве морских дер- жав, которое может быть обеспечено путем контроля над опорными пунктами вокруг Евразийского континента. Наря- ду с Ф. Х. Коломбом создал теорию «морской силы», соглас- но которой завоевание господства на море выступает главным условием победы в войне. Работы Мэхэна сыграли значитель- ную роль в формировании политической доктрины Т. Рузвель- та. Основные работы: «Влияние морской силы на историю,
1660–1783» (1890); «Влияние морской силы на Французскую революцию и империю, 1793–1812» (1892).

$
Н
НАЙ (Nye) Джозеф (1937) — американский политолог,
политик, представитель неолиберализма, ведущий эксперт по международным вопросам. В центре научных интересов
Ная — внешнеполитические проблемы, связанные с глобали- зацией и универсальной взаимозависимостью, вопросы управ- ления и власти в условиях информационного общества.
НАРОД — население государства, образующее единую общность независимо от численности имеющихся в его со- ставе национальных сообществ. Связь населения с государ- ством закрепляется институтом гражданства.
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет на- родный.
НАРОДОВЛАСТИЕ — принадлежность власти народу и ее осуществление непосредственно или через органы государ- ственной власти и органы самоуправления. Основные прин- ципы народовластия: суверенитет народа, политический плюрализм, право изменять конституционный строй и пр.
НАСЕЛЕНИЕ — сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его влас-

$
Н
ти. Включает в себя как граждан государства, так и инос- транцев, лиц без гражданства, беженцев и пр., постоянно проживающих на территории данного государства. Населе- ние каждого государства имеет множество национальных,
социально-экономических и социокультурных характери- стик.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ (лат. naturalis — настоящий, есте- ственный) — принятие иностранца по его заявлению в ус- тановленном законодательством порядке в гражданство
(или подданство) определенного государства.
НАУМАН (Naumann) Фридрих (1860–1919) — немецкий политический деятель, публицист и геополитик. В своей главной работе — «Срединная Европа» (1916) — изложил геополитический проект, предполагавший создание союза
Германии и ряда центральноевропейских государств.
НАЦИЗМ (нем. nazismus — от названия национал-соци- алистической партии Германии) — одно из названий гитле- ровского фашизма — политического режима, существовав- шего с 1933 по 1945 г. в Германии. Национал-социализм как разновидность тоталитарного политического режима вобрал в себя черты как фашизма, так и коммунистического тота- литаризма, но, вместе с тем, отличался от них по целям и социальным приоритетам. Цели национал-социализма сво- дились к воссозданию могущества германского рейха и до- стижению мирового господства арийской расой. Как и фа- шизм, национал-социализм основывался на главенствующей роли партии и культе вождя (фюрера).
НАЦИОНАЛИЗМ (фр. nationalisme, от лат. natio — на- род) — идеология, система политических взглядов, основу которых составляют идея национального превосходства и

$
Политологический словарь-справочник национальной исключительности, приоритет национальных ценностей. Первоначально возник как форма политического протеста против колониального угнетения, борьбы за наци- ональное освобождение. Идеология, психология и полити- ка в национальном вопросе, базирующиеся на признании приоритета национального фактора в общественном и куль- турном развитии, преувеличенной оценке значения, досто- инств и роли собственной народности, нации, вплоть до идеи национальной исключительности и превосходства, од- нобоком противопоставлении одной национальности другой.
Крайние формы национализма — расизм, шовинизм и про- чие — являются источником межнациональных конфлик- тов, расовой и этнической дискриминации.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (фр. national, от nation — нация и лат. natio — народ, нация) — совокуп- ность внутренних и внешних условий, выполнение кото- рых обеспечивает стабильное политическое, социально- экономическое и духовно-культурное развитие общества,
независимость, защиту суверенитета и территориальной це- лостности государства.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (фр. national, от nation —
нация и лат. natio — народ, нация) — реальные причины действий государства, направленных на обеспечение стабиль- ности его функционирования и развития; совокупность на- циональных целей и базовых ценностей, играющих важную роль в сфере национальной безопасности.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверени- тет национальный.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


написать администратору сайта