Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник
Скачать 1.06 Mb.
|
XIX в. и анархизмом XX в. Основные работы: «Речи бунтов- щика» (1885); «Хлеб и воля» (1892); «Записки революцио- нера» (1902); «Современная наука и анархия» (1913). КСЕНОФОБИЯ (греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь) — боязнь чужого, иностранного; нетерпимость по отношению к представителям других культур, наций, го- сударств. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ (лат. сultus — поклонение) — при- жизненное возвеличивание, преувеличение вклада в госу- дарственную и общественную жизнь страны лидера государ- ства (партии), служащее для обеспечения его единовластия. Является неотъемлемым элементом тоталитарного полити- ческого режима (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и пр.). КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. cultura — возделы- вание, воспитание) — система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упоря- ' К дочения политического опыта и регулирования политиче- ского поведения. К основным элементам политической культуры относят политический опыт, политическое созна- ние и политическое поведение. Политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. Термин «политическая культура», впервые использованный немец- ким философом XVIII в. И. Гердером, был введен в науч- ный оборот в 50-х годах ХХ в. американским политологом Г. Алмондом, который, изучая структуру политической си- стемы, в качестве основных ее элементов выделял полити- ческие институты (государство, партии, группы интере- сов), реализующие функции власти и управления в обществе, и политические ориентации (знания, ценности, убежде- ния, установки, идеалы), характеризующие политическое поведение субъектов политики. Эти ориентации, в своей со- вокупности, и определяются как политическая культура. К политической культуре относятся: 1) знания о полити- ке; 2) оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть; 3) эмоциональная сторона политических ориентаций; 4) признанные в данном обществе образцы и нормы политического поведения. Политическая культура — явление динамичное, ее содер- жание и форма находятся в постоянном развитии. Форми- рование политической культуры осуществляется в процес- се взаимодействия разнообразных ценностных ориентаций и форм политического участия граждан, национальных тради- ций, обычаев, отражающих характерные черты цивилизаци- онного развития общества и государства. Таким образом, уровень политической культуры выступает своеобразным по- казателем развития всей политической системы. К основным функциям политической культуры относят: 1) функцию идентификации (выработка групповой принад- лежности, осознание индивидом своего места в системе Политологический словарь-справочник 130 политических связей и отношений); 2) функцию политичес- кой социализации и адаптации (вовлечение человека в по- литическую сферу, усвоение индивидом политических зна- ний, норм и ценностей, способствующих формированию у него необходимых качеств для выполнения определенных функций и ролей); 3) функцию политической ориентации (выработка знаний о политических явлениях и процессах); 4) интегративную функцию (объединение индивидов и со- циальных групп на основе определенной системы политичес- ких ценностей и идеалов); 5) коммуникативная функция (обеспечение сохранения, накопления и передачи знаний, информации о политических явлениях и процессах); 6) регу- лятивная функция (выработка механизма взаимодействия субъектов политических отношений, обеспечение функциони- рования политической системы). В структуре политической культуры можно выделить нормативный элемент (накопленный политический опыт), ценностный элемент (политическое сознание) и поведен- ческий элемент (модели политического поведения). На основе предложенного Г. Алмондом и С. Вербой срав- нительного подхода в изучении политических культур вы- деляют патриархальный, подданический и активистский типы политической культуры; в рамках коммуникативного подхода (К. Поппер) — закрытую и открытую политиче- ские культуры; в соответствии с классификацией типов по- литических режимов (Е. Вятр) — тоталитарную, автори- тарную и демократическую политические культуры; по степени согласия населения относительно базовых ценнос- тей и форм политического устройства (В. Розенбаум) — фрагментарный и интегрированный типы культур. КУЛЬТУРА ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ — см. Электоральная культура. ! Л ЛАКОСТ (Lacoste) Ив (1929) — французский политолог, географ и геополитик, основатель европейской школы «внут- ренней геополитики». Исследователь влияния информаци- онных технологий на развитие геополитических процессов. Автор понятия «геополитическое представление», применя- емого в качестве инструмента анализа политических конф- ликтов. В своих работах Лакост большое внимание уделяет внутренней геополитике, считая главным объектом исследо- вания не государство в целом, а его отдельные регионы. Проблеме региональных конфликтов посвящена наиболее известная работа Лакоста — «Геополитика регионов Фран- ции» (1986). Среди других работ — «География развиваю- щихся стран» (1965); «География необходима для войны» (1976); Геополитический словарь (1993). ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд Дуайт (1902–1978) — американский политолог, социолог. В своих трудах разра- батывает проблемы функционального подхода к политике, использует методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропа- ганды; выявляет роль массовых коммуникаций в распрос- транении и воспроизводстве символики политической власти, одним из первых использует контент-анализ для изучения ! Политологический словарь-справочник политической коммуникации, разрабатывает теорию полити- ческих элит. Главная работа — «Политика: кто получает что, когда и как» (1936). ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841–1931) — французский социальный психолог, антрополог и археолог. Выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». В своей главной работе — «Психология народов и масс» (1895) — рассматривал толпу как иррациональную разрушительную силу, подавляющую индивидуальность, предсказывал скорое наступление «эры масс» и, как следствие, упадок цивилиза- ции. Среди других работ — «Психологические законы эволю- ции народов» (1894); «Психология революции» (1912) и др. ЛЕГАЛЬНОСТЬ (лат. legalis — законный) — закон- ность, юридическая правомерность политической власти (парламента, правительства, главы государства и пр., из- бранных в соответствии с установленными юридическими процедурами). ЛЕГИТИМАЦИЯ (лат. legitimus — законный, правомер- ный) — процесс обеспечения легитимности власти, т. е. до- стижение политическим лидером, институтом или полити- ческой системой в целом общественного признания. ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, правомер- ный) — степень соответствия политической власти ценност- ным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения влас- ти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер, включал в по- нятие легитимности два основных момента: признание влас- ти и обязанность ей подчиняться. В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической вла- !! Л сти, легитимность не имеет строгого юридического содержа- ния и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых влас- тью. Легитимность и легальность власти не всегда совпада- ют — так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного по- литического курса), а политическая партия, путем революции (т. е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если дея- тельность данной партии, имеющей поддержку и доверие на- рода, окажется достаточно эффективной). В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных (идеаль- ных) типа легитимности власти — традиционный, харизма- тический и рационально-легальный. В реальной политиче- ской жизни эти типы в чистом виде не встречаются — в каждой политической системе всегда существует несколько типов легитимности власти с преобладанием одного из них. Легитимность — это обязательное и необходимое условие для эффективного функционирования политической власти. Кри- зис легитимности, т. е. утрата доверия широких масс к су- ществующей власти, неизбежно отражается на ее способно- сти отвечать на требования, поставленные перед ней обществом, а крайне низкий уровень легитимности может привести к развалу политической системы. ЛЕГИТИМНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ — см. Рационально-правовая легитимность. ЛЕГИТИМНОСТЬ ТРАДИЦИОННАЯ — см. Традицион- ная легитимность. ЛЕГИТИМНОСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ — см. Хариз- матическая легитимность. !" Политологический словарь-справочник ЛЕЙПХАРТ (Lijphart) Аренд — американский полито- лог голландского происхождения, профессор университета штата Калифорния (Сан-Диего), специалист в области срав- нительных политических исследований. Автор наиболее полной типологии политических режимов, основанной на институциональных признаках. На основе эмпирических исследований опыта политического развития Австрии, Бельгии, Канады, Нидерландов и Швейцарии Лейпхарт по- ставил под сомнение типологию политических систем Г. Алмонда, связанную, главным образом, с гомогенными либо гетерогенными культурами. Если для англо-американ- ских систем характерна однородность, то европейские континентальные системы, по Лейпхарту, отличаются фраг- ментарностью политической культуры, что может выступать фактором политической нестабильности в обществе. Основ- ные работы: «Демократия в многосоставных обществах» (1977); «Демократии: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране» (1984) и др. ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870– 1924) — основатель Советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров, теоретик и руководитель международного ком- мунистического движения, радикальный по- следователь К. Маркса. Считая диктатуру про- летариата необходимым условием построения социализма и коммунизма, проводил политику «красного террора», «военного коммунизма», инициатор роспуска оппозиционных партий, высылки из страны видных пред- ставителей интеллигенции, массовых репрессий против дворянства, духовенства и др. Основные работы: «Что та- кое «друзья народа» и как они воюют против социал-демок- ратов?» (1894); «Развитие капитализма в России» (1899); !# Л «Что делать?» (1902), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция» (1917); «Детская бо- лезнь левизны в коммунизме» (1920) и др. ЛЕОНАРД (Leonard) Марк — английский политолог, специалист в области международных отношений и геопо- литики. Основатель и директор (1999–2005) Центра внеш- ней политики (Лондон). Автор получившей широкую изве- стность книги «BritainTM» (совместно с Дж. Калганом, 1997). В статье «Разделенный мир: борьба за первенство в 2020 году» (2005) представил новый мировой порядок как многополярный, где основными центрами влияния в бли- жайшем будущем будут выступать США, Россия, Китай, Индия и Япония. Новый многополюсный мир будет пост- роен вдоль разделительных линий между демократиями и автократиями, а также между странами, стремящимися к равновесию силы, и странами, опирающимися в своей де- ятельности на международные институты и международное право. Политический вес США, по прогнозу ученого, будет постоянно снижаться, а вокруг объединенной Европы сгруппируются около 70 государств (из бывшей советской сферы влияния, Ближнего Востока и Африки). Развивая данную идею, в своей последней работе «XXI век — век Европы» (2005) Леонард выдвинул тезис о том, что XXI век станет веком Европы именно в силу принятия многими со- временными странами европейского образа жизни. ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — идеология, исходящая из абсолютной ценности личности, признания ее неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу пред- принимательской деятельности, развитие гражданского !$ Политологический словарь-справочник общества. Возникновение либерализма в конце XVII — нача- ле XVIII в. связывают с работами Дж. Локка, Ш.Л. Мон- тескье и др. ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (англ. lead — вести, ру- ководить) — постоянное воздействие определенного лица, на- деленного властью (лидера), на общество, политическую организацию или социальную группу. Политическое лидер- ство характеризуется следующими чертами: опосредованно- стью (связь между лидером и социальными группами, об- ществом осуществляют партии, группы интересов, средства массовой коммуникации и пр.); многоролевым характером (ориентацией на согласование различных социальных инте- ресов); институционализированностью (существованием оп- ределенной модели отношений, основанной на установлен- ных нормах и процедурах). Политические лидеры, наряду с политическими элитами, относятся к основным субъек- там политической власти, принимающим непосредственное участие в выработке и реализации политических решений. К основным функциям политического лидерства относят- ся: интегративная (интеграция общества, объединение масс вокруг общих задач и ценностей); управленческая (вы- работка и принятие оптимальных политических решений); программная (определение целей политической деятельно- сти, способов их достижения); коммуникативная (налажи- вание системы постоянной связи с массами); мобилизаци- онная (мобилизация масс на реализацию политических целей), а также функция легитимации власти (обеспече- ние поддержки власти на основе использования личного ав- торитета). ЛИПСЕТ (Lipset) Сеймур Мартин (1922–2006) — выда- ющийся американский либеральный социолог-функциона- лист и политолог. В центре научного творчества — пробле- !% Л ма социальной стратификации, изучение общественного мнения, вопросы демократизации общественно-политичес- кой жизни. Большое внимание Липсет уделял проблеме легитимности в современных обществах, был одним из ав- торов концепции деидеологизации. Значительная часть научной деятельности Липсета посвящена исследованию интеллектуальных элит, их роли в процессе функциониро- вания власти, взаимодействию властвующей и интеллекту- альной элит. Основные работы: «Политический человек» (1960); «Класс, статус и власть в сравнительной перспек- тиве»(1966). ЛОББИ — см. Группы давления. ЛОББИЗМ (ЛОББИРОВАНИЕ) (англ. lobby — кулуа- ры) — деятельность социальных групп по реализации сво- их интересов путем оказания целенаправленного воздействия на органы законодательной и исполнительной власти. Дей- ствия, направленные на защиту группового интереса, пред- полагают устойчивый контакт групп давления (лобби) с вла- стными структурами, навязывание им собственных целей и задач. Взаимодействие групп давления с различными поли- тическими структурами (партиями, политическими лидера- ми, правительствами) осуществляется по-разному. В неко- торых странах лоббизм урегулирован на законодательном уровне, в других его расценивают как разновидность неза- конной, «теневой» политики. Рассматривая данное явление политической жизни в целом, можно выделить как легаль- ные (выступления в парламенте, разработка законопроектов, формирование общественного мнения с помощью СМИ, фи- нансирование избирательных кампаний), так и нелегальные (покупка голосов в парламенте, организация нелегальных массовых акций и пр.) формы лоббизма. Политологический словарь-справочник 138 ЛОКК (Locke) Джон (1632–1704) — англий- ский философ-просветитель и политический мыслитель, сторонник концепции «обществен- ного договора» и естественного права, родона- чальник либерализма. В работе «Два трактата о государственном правлении» (1690) Локк рассматривает широкий спектр проблем госу- дарства, гражданского общества, политических свобод, законности, собственности и т. д. Среди других ра- бот Локка — «Опыт о человеческом разумении» (1689); «Некоторые мысли о воспитании» (1693); «Разумность хри- стианства» (1695) и др. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Дж. Локк ЛУМАН (Luhmann) Никлас (1927–1998) — немецкий социолог, политолог, государственный деятель. Внес большой вклад в научную разработку теории социальных систем. Ав- тор 77 книг и около 250 научных статей. Главная работа — «Общество общества» (1977). Среди других работ — «Функ- ция религии» (1977); «Структура общества и семантика» (1981–1982); «Социальная система» (1984). !' М МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (фр. majorite — большинство) — разновидность избира- тельной системы, предполагающая избрание кандидата (партии, блока), получившего на выборах большинство голосов избирателей. К основным видам мажоритарной системы относят систему относительного (избранным счи- тается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к остальным кандидатам), аб- солютного (избранным считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей) и квалифицированного (избранным считается кандидат, получивший установлен- ное большинство голосов избирателей, превышающее аб- солютное) большинства. МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469–1527) — итальянский государ- ственный деятель, военный теоретик, историк, теоретик политики, писатель, поэт. Огромный опыт государственной деятельности стал осно- вой для разработки им оригинальной теоре- тической концепции. Макиавелли первым в истории научной мысли выделил политику в особую, само- стоятельную область практической деятельности, отделив " Политологический словарь-справочник от нее сферу морали (религии). В своем главном труде «Го- сударь» (1513) в качестве нормы политического действия Макиавелли провозглашал положение о том, что цель оправ- дывает средства, употребленные для ее достижения; считая при этом подлинной целью государя «общее благо», подра- зумевающее объединение Италии в сильное национальное го- сударство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» |