Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник
Скачать 1.06 Mb.
|
При построении теоретической модели политической си- стемы используются четыре базовые категории: «полити- ческая система», «окружающая среда», «реакция систе- мы» и «обратная связь». В соответствии с этой моделью, процесс функционирования политической системы состоит из следующих фаз: 1) «входа» («ввода») — влияния на по- литическую систему окружающей среды в форме требова- ний и поддержки; 2) «конверсии» («преобразования») — реакции системы на требования окружающей среды, их преобразования в определенные решения; 3) «выхода» («вы- вода») — осуществления принятых решений в виде конк- ретных действий системы; 4) «обратной связи» — влияния действий системы на окружающую среду с целью форми- рования на «входе» определенных требований и обеспече- ния поддержки. Согласно данной модели, в систему извне поступают требования (мнения индивидов по поводу распределения ценностей в обществе — обеспечения безопасности, соци- альной защите, образованию, медицинским услугам и пр.), которые ослабляют политическую систему, и поддержка (материальные и нематериальные ресурсы — налоги, вы- полнение обязанностей, законопослушное поведение, уча- стие в выборах и референдумах и др.), усиливающая сис- тему. Ввод информации представляет собой выявление и ана- лиз существующих интересов (функция артикуляции инте- ресов), их обобщение и интеграцию (функция агрегирования интересов), которые выполняют группы интересов, обще- ! С ственные организации и политические партии, формули- рующие и обобщающие требования населения. Большое зна- чение имеет и функция политической коммуникации, обес- печивающая распространение политической информации между элементами политической системы, системой и окру- жающей средой. Политическая система перерабатывает поступившие в нее требования и поддержку в решения по распределению ценностей (законы, распоряжения, другие нормы) и соот- ветствующие действия по регулированию общественных процессов. Функция конверсии (преобразования информа- ции), таким образом, заключается в установлении норм, правил (законодательная деятельность), а вывода — из применения этих норм, выполнения конкретных действий (исполнительная деятельность), а также осуществления контроля за соблюдением установленных норм и примене- ния санкций в случае их нарушения (правоохранительная, контрольно-надзорная деятельность). Для поддержания стабильности в обществе решения и действия системы на «выходе» должны соответствовать тре- бованиям и поддержке, существующим на «входе». На под- держание равновесия системы направлены механизмы об- ратной связи (ценности и установки политической культуры, идеология, политическая социализация, рекрутирование элиты и др.). К основным функциям политической системы относят функцию политической социализации (приобретение поли- тических знаний, приобщение к политическим ценностям); функцию политического реагирования (реакция на импуль- сы, идущие извне или изнутри системы); мобилизационную (экстракционную) функцию (мобилизация ресурсов для выполнения задач системы); дистрибутивную (распредели- тельную) функцию (распределение политической системой благ, услуг и статусов); регулятивную (управленческую) " Политологический словарь-справочник функцию (управление, координация поведения индивидов и групп); функцию политического рекрутирования (подго- товка и отбор политических лидеров, элит). По типу легитимного господства (М. Вебер) выделяют традиционные, харизматические и рационально-легальные политические системы; по типу общественно-экономической формации (К. Маркс) — рабовладельческие, феодальные, ка- питалистические и коммунистические; по характеру свя- зей с окружающей средой (К. Поппер) — закрытые и от- крытые; по характеру политических ценностей, лежащих в основе правления (Ж. Блондель), — либеральные, тради- ционные, радикально-авторитарные (коммунистические), авторитарно-консервативные и популистские; по типу по- литической культуры (Г. Алмонд) — англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и тота- литарная. Одной из наиболее распространенных в совре- менной политической науке является классификация по- литических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов осуществления власти — на де- мократические и недемократические (автократические) системы. Последние, в свою очередь, подразделяются на то- талитарные и авторитарные. СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» (греч. systema — целое, состоящее из частей) — один из существу- ющих в современном конституционном праве механизмов ре- ализации принципа разделения властей, предполагающий наличие определенных возможностей взаимного контроля и влияния независимых и равноправных ветвей государствен- ной власти, что препятствует концентрации власти. СИТУАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА (лат. situatio — положение) — одна из современных западных теорий, харак- теризующая лидерство как производную от конкретной си- # С туации, требующей наличие лидера с определенным набором качеств. С точки зрения создателя данной теории А. Дже- нингса, изменение стоящих перед социальной группой или обществом задач требует изменения подходов к их решению, а следовательно, и новых стилей и методов лидерства. СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ (греч. роlitike — полити- ка) — система политических знаний, ценностей и убежде- ний, на основе которых вырабатываются устойчивые ориен- тации и установки людей по отношению к политической системе и их месту в данной системе, формируются опреде- ленные модели политического поведения. В структуре поли- тического сознания можно выделить статичные элементы — политические знания (знания о политической системе, ин- ститутах и процедурах, с помощью которых обеспечивает- ся участие людей в политическом процессе); политические ценности (определенные суждения о политической жизни, о политических целях и соответствующих преимуществах — законности, порядке и т. п.); политические убеждения, ко- торые формируются на основе имеющихся знаний и приня- тых ценностей как совокупность представлений, характери- зующих определенный политический идеал (демократия, анархия, авторитаризм и пр.); политические ориентации (установки на определенную политическую систему и соот- ветствующую модель поведения в политических отношени- ях) и динамические элементы (общественное мнение, мас- совые настроения и пр.). СОКРАТ (469–399 до н. э.) — выдающийся античный философ. С именем Сократа связано зарождение интереса к этико-политическим те- мам, главная из которых — воспитание добро- детельного человека и гражданина. Учение Со- крата было устным; все свободное время он $ Политологический словарь-справочник проводил в беседах, о содержании которых известно, в основ- ном, благодаря ученикам Сократа — Ксенофонту и Платону. К Сократу восходит ставшее традиционным в работах поли- тических мыслителей античности, Средневековья и Нового времени противопоставление «правильных» (монархия, арис- тократия, демократия) и «неправильных» (тирания, олигар- хия, охлократия) форм государственного правления. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853–1900) — русский религиозный философ, поэт, автор концепции «всеединства». Отстаивал неразрывную связь права и государства с религи- озно-нравственными ценностями. Видел в государстве и праве необходимые средство и форму для осуществления «абсолют- ной идеи». В религиозно-нравственной системе Соловьева не государство создает право, а само государство является воп- лощенным правом. Для того, чтобы быть деятельно нравствен- ным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией. Политико-правовые взгляды Соловьева сформулированы в работах «Оправдание добра» (1897) и «Право и нравственность» (1897). СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (1847–1922) — французский фило- соф, теоретик анархо-синдикализма, автор ряда работ по по- литическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки. Вначале — сторонник так называемой новой школы марксизма, затем — критик так называемого научного понимания истории, автор учения о мифе как ми- ровосприятии любой социальной группы. В работах Сореля впервые появляется термин «элита», который применяется не только для характеристики высших показателей, но и для обозначения наиболее ценной, лучшей группы людей, кото- рые управляют обществом в силу присущих им исключитель- ным качествам. Трактовал насилие как движущую силу ис- тории; социалистическую революцию рассматривал как % С иррациональный порыв народа. Идеи Сореля оказали влия- ние на идеологов левых и правых экстремистских групп. СОРОКИН Питирим Александрович (1889–1968) — рус- ский и американский ученый, классик социологической мысли XX столетия, создатель теории социальной мобильно- сти и социальной стратификации, ученик Л. И. Петражиц- кого. С 1922 г. — в эмиграции. С 1930 г. — профессор Гар- вардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры. В работе «Социальная и культурная динамика» разработал теорию циклической смены социокультурных типов (идеационально- го, чувственного и идеалистического – смешанного) в процессе развития общества. Основные работы: «Система социологии» (1920); «Социология революций» (1925); «Социальная мобиль- ность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Кризис нашего времени» (1941); «Человек и общество в бед- ствии» (1942); «Власть и нравственность» (1959); «Современ- ные социологические теории» (1966). СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ (лат. socialis — общественный, греч. demos — народ и kratos — власть) — разновидность со- циалистической идеологии, формируется в конце ХIХ в., в ХХ в. отделяется от революционного марксизма, провозг- лашая основной задачей построение демократического соци- ализма. На современном этапе представляет собой левоцент- ристское политическое течение, выступающее за объединение идеалов социализма и либерализма и провозглашающее ос- новными ценностями свободу, социальную справедливость и равноправие. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. socialis — общественный и греч. роlitike — политика) — процесс & Политологический словарь-справочник усвоения индивидом политических знаний, норм и ценно- стей политической культуры, способствующих формирова- нию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей. Термин «социализация» был введен в на- учный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в конце ХІХ в. Выделяют первичную (связанную с непосредственным приобретением политических знаний и установок) и вторич- ную (связанную с самостоятельной выработкой политичес- ких ценностей и ориентаций, расширением политического опыта) социализацию. Радикальное изменение сформировав- шихся ценностей и установок называется ресоциализацией. Политическая социализация личности осуществляется посредством сложной системы институтов (государства, партий, школы, церкви) и агентов социализации (полити- ческих лидеров, журналистов, преподавателей, родственни- ков). Важную роль в процессе политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как со- циально-экономические условия и образ жизни, нацио- нальные традиции и пр. В современном обществе они спо- собны в отдельных ситуациях оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, чем собственно политические агенты. Выделяют несколько основных моделей политической социализации. Системная (гармоническая) модель, пред- полагающая наличие однородной культурной среды, демок- ратических ценностей, развитого гражданского общества, ха- рактеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. В этой модели важнейшими институтами социализации яв- ляются школа и семья, а агентами социализации — непосред- ственное окружение личности. Данная модель характерна, в основном, для англо-американской политической культуры. ' С Плюралистическая модель политической социализации предполагает высокий уровень гражданской активности и по- литического участия. Основными институтами социализации в этой модели выступают школа, средства массовой информа- ции, партии и общественные организации. Подобная модель присуща континентально-европейской политической культу- ре, в которой наличие единой культурной основы, базовых ли- берально-демократических ценностей дает возможность инди- виду адекватно воспринимать ценности других политических субкультур. Конфликтная модель предполагает формиро- вание лояльности лишь к одной определенной социальной группе. Ведущими институтами социализации в этой моде- ли являются семья и церковь. Такая модель характерна, в основном, для стран «незападной» цивилизации, где в усло- виях значительной культурной неоднородности усвоение ин- дивидом политических ценностей и норм определенного рода, клана или племени происходит в условиях жесткой борьбы с представителями иных политических субкультур. Гегемонистская модель характеризуется формированием враждебного отношения к любой социальной и политической системе, кроме «своей», а вхождение человека в политику ос- новывается исключительно на ценностях определенной соци- альной группы, религии или идеологии. Основными агента- ми социализации в данной модели являются агитаторы и пропагандисты. Данная модель политической социализации характерна, в основном, для стран с автократическими поли- тическими режимами. СОЦИАЛИЗМ (лат. socialis — общественный) — 1) иде- ология, утверждающая систему общественного устройства, основанную на общественной собственности, отсутствии эк- сплуатации, социальной справедливости, свободе и равен- стве. Социалистическая идеология формируется в ХIХ в. Выделяют такие ее формы: марксизм, социал-демократия, ! Политологический словарь-справочник утопический социализм, коммунизм, неомарксизм и др.; 2) в классической теории научного социализма (К. Маркс, Ф. Энгельс) — первая фаза коммунистической общественно- экономической формации. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Государство соци- альное СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820– 1903) — выдающийся английский ученый, один из основателей социологии, ее органи- стического направления, идеолог либерализ- ма, критик социалистической идеологии. Автор термина «социальный институт». Сво- ей работой «Основы социологии» (1876– 1896), в которой обосновывается изначальная существенная взаимозависимость отдельных элементов общества, Спенсер заложил научные основы структурного функционализма. Либеральный органицизм Спенсера направлен на совмеще- ние «номиналистского» подхода, индивидуализма, полити- ческих и экономических ценностей классического либера- лизма с социологическим «реализмом». Главная работа — «Система синтетической философии» (1862–1896). СПИКЕР (англ. speaker — оратор) — председатель ниж- ней палаты парламента (или однопалатного парламента). СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. stabilis — по- стоянный, устойчивый, греч. роlitike — политика) — состо- яние политической системы, характеризующееся устойчиво- стью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими полити- ческими системами. ! С СТЕРЕОТИП ПОЛИТИЧЕСКИЙ (гр. stereos — твердый и typos — отражение, греч. роlitike — политика) — упрощен- ное, схематическое представление о политическом объекте. Термин «стереотип» впервые был введен У. Липпманом в 1922 г. для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о разных национально- этнических, социально-политических и профессиональных группах. Признаками стереотипа являются эмоциональная окрашенность (помимо информации, стереотип несет в себе позитивное или негативное отношение к чему-либо или кому-либо) и большая устойчивость, так как стереотип на- прямую не связан с реальной действительностью и базиру- ется на ограниченном политическом опыте. Политические стереотипы значительно упрощают процессы ориентации и принятия решений, способствуют формированию политичес- кой идентичности. Искажая представление о политических объектах, они достаточно часто являются средством полити- ческого манипулирования. СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА (реч. stylos — палочка с острым концом для писания, англ. leader — ве- дущий, руководитель) — совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, а также характер его взаимодействия с конституентами (последователями). Тра- диционно выделяются два основных стиля лидерства: ав- торитарный (с четким распределением ролей, использова- нием принуждения, санкций в качестве мер воздействия на подчиненных) и демократический (лидер в качестве коор- динатора общих действий, основные меры воздействия — поощрения и вознаграждения). М. Херманн подразделяет политических лидеров согласно имиджу на «лидеров-зна- меносцев» (стремящихся к радикальным преобразованиям, умеющих увлечь за собой массы), «лидеров-служителей» (выражающих интересы своих приверженцев, избирателей), ! Политологический словарь-справочник «лидеров-торговцев» (способных «продать» свои идеи за поддержку избирателей) и «лидеров-пожарных» (способных быстро реагировать на требования общества). Р. Такер раз- деляет политических лидеров в соответствии с их отноше- нием к существующему политическому порядку на консер- ваторов (выступающих за сохранение существующего положения), реформаторов (стремящихся к радикальным преобразованиям) и революционеров (ставящих своей целью переход к принципиально другой политической системе). Р. Барбер выделяет четыре типа стилей политического ли- дерства по степени активности лидера при исполнении сво- их функций и отношения к своим обязанностям: активно- позитивный (ориентирующийся в своей деятельности на достижения); активно-негативный (направленный на удов- летворение личного самолюбия); пассивно-позитивный (ха- рактеризующийся привязанностью к занимаемой должно- сти); пассивно-негативный (отличающийся минимальным исполнением долга). СТРОЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ — см. Конституционный строй СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, греч. роlitike — поли- тика) — совокупность политических ориентаций и моделей поведения, значительно отличающихся от доминирующих в данном обществе. Наличие субкультурных образований наиболее характерно для полиэтнических, федеративных и многоконфессиональных государств. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (франц. souve- rainеte — верховная власть) — политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее верховенство (пол- ноту и неделимость власти внутри территории страны, ис- С 233 ключительное право на установление правовых норм, регули- рующих всю систему общественных отношений, определение правового статуса органов государственной власти и местно- го самоуправления, применение насилия, определение прав и свобод граждан и пр.) и независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях). СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДНЫЙ (франц. souverainеte — вер- ховная власть) — полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет власть непосредственно (на выборах и референдумах) и через органы государственной вла- сти и местного самоуправления. «Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государ- ства… Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Боден Ж. «Шесть книг о государстве» СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ (франц. souve- rainеte — верховная власть) — полновластие нации, возмож- ность самостоятельного политического самоопределения, а также исключительное право определять и изменять уста- новленный конституционный строй. СУД — орган государственной власти, осуществляющей правосудие (путем рассмотрения административных, граж- данских, уголовных и пр. дел в установленном законода- тельством порядке). Выделяют суды общей и специальной юрисдикции. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — см. Власть судебная !" Т ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — один из принципов изби- рательного права, в соответствии с которым исключается контроль за волеизъявлением граждан на выборах. ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — территория, на ко- торой вооруженные силы воюющих сторон ведут военные действия. В соответствии с международными договорами в качестве театра военных действий не могут использо- ваться: территория нейтральных (и других невоюющих) государств, международные проливы и каналы (например, Магелланов пролив по договору 1981 г. между Аргенти- ной и Чили, Суэцкий канал — согласно Константинополь- ской конвенции 1888 г.), отдельные острова и архипела- ги (например, Аландские острова по мирному договору между победителями во Второй мировой войне и Финлян- дией), некоторые континенты (например, Антарктика по договору 1959 г.), Луна и другие небесные тела (в соответ- ствии с договором по космосу 1967 г.). ТЕОКРАТИЯ (гр. theos — бог и kratos — власть) — форма осуществления власти, при которой высшая госу- дарственная власть принадлежит духовенству или главе !# Т церкви. Теократические режимы, характеризующиеся кон- центрацией реальной власти в руках духовенства или ре- лигиозного лидера (даже при возможном существовании представительных органов власти и президента как главы государства) и базирующиеся на отождествлении религиоз- ной веры и политического доверия людей, авторитарны по своей сути. Примерами такой модели осуществления вла- сти являются теократия в Иране, сложившаяся после ре- волюции 1979 г., когда реальную власть в стране захватил исламский фундаментализм во главе с аятоллой Хомейни, режим талибана в Афганистане, а также государственный режим в Ватикане. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (лат. territorium — область, территория, от terra — земля, суша) — водное пространство в пределах границ государства, на которые распространяет- ся его суверенитет. Морской территорией государства счита- ется 12-мильная морская зона. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА (лат. territorium — об- ласть, территория, от terra — земля, суша) — часть суши (материковая и островная), водного (внутренние и террито- риальные воды) и воздушного пространства, а также при- равненных к ним объектов, находящаяся под суверените- том данного государства. ТЕРРОРИЗМ (лат. terror — ужас, страх) — нелегальная форма политического участия, осуществление политической борьбы средствами запугивания, насилия, физической рас- правы с политическими противниками. Террористические акты могут быть направлены не только на политических оп- понентов, но и на лиц, которые не являются прямыми по- литическими противниками. Основной целью терроризма является привлечение внимания к конфликту, в котором !$ Политологический словарь-справочник участвует группа, прибегающая к данным средствам борьбы. Выделяют индивидуальный, групповой (организованный) и государственный терроризм. Автор исследования о действи- ях террористов-смертников американский ученый Р. Пэйп за период 1980–2001 гг. насчитывает 188 актов террориз- ма. Особую опасность в современном мире представляет международный терроризм — деятельность, осуществляе- мая террористом или террористической организацией в бо- лее чем одном государстве, влекущая за собой гибель лю- дей, нарушение нормальной дипломатической деятельности государств и их представителей, затрудняющая осуществ- ление международных контактов и транспортных связей. ТЕХНОКРАТИЯ (греч. techne — искусство, мастерство и kratos — власть) — слой высококвалифицированных спе- циалистов — технической интеллигенции, инженеров и ученых (технократов), принимающих участие в управлении производством и в разработке и осуществлении экономиче- ской политики государства. Согласно технократической те- ории (К. Маннгейм, З. Бжезинский), руководящей силой постиндустриального общества является техническая интел- лигенция. ТИРАНИЯ (греч. tyrannis — единолично) — историче- ская разновидность диктатуры, получившая развитие в Древней Греции; форма осуществления государственной власти, основанная на единоличном правлении и исполь- зующая в качестве основного метода правления прямое насилие. «Тирания — это власть, основывающаяся не на законе, а на произволе правителя; такая власть — против народа». Сократ !% Т ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси Шарль-Анри-Морис Клерель де Токвиль) (1805–1859) — известный французский уче- ный, историк, политический деятель, один из крупнейших теоретиков демократического об- щества и государства, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Наиболее важные работы посвящены вопросам демок- ратии — «Демократия в Америке» (1835–1840), «Старый порядок и революция» (1856). На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития («самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства»), согласно кото- рому ускоренный переход к демократической системе и стремление к быстрой реализации идей свободы и всеобще- го равенства неминуемо приводят к тирании большинства (охлократии), а затем — тирании единоличной (диктатуре). Реализация идеи демократии, по мнению Токвиля, должна, прежде всего, опираться на ее принятие в качестве основной политической ценности большинством населения страны, а изменения в политической организации общества должны носить исключительно эволюционный характер. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantiа — терпение) — тер- пимое отношение к «чужому» образу жизни, поведению, ве- рованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям. ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalis — весь, целый, пол- ный) — разновидность недемократического политического режима, характеризующаяся абсолютным контролем госу- дарства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти, диктатом иде- ологии, отсутствием свободы личности. Авторами термина !& Политологический словарь-справочник считаются итальянские либералы Дж. Амендола и П. Гобет- ти, использовавшие его в 20-х годах ХХ в. для обозначения установившейся в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть ее качественное отличие от предыдущих типов диктатур (деспотизма, тирании, олигархии). В политический лексикон термин был введен самим лидером итальянского фашизма Б. Муссолини. Впоследствии данный термин стал использоваться в политической науке для обозначния такой системы распределения власти, при которой политическая система полностью подчиняет себе все сферы общественной жизни, опираясь при этом на общеобязательную идеологию. В отличие от диктатур традиционных обществ, тоталита- ризм имеет характерные черты, которые могут быть прису- щи только обществу индустриальному — с достаточно вы- соким уровнем развития науки и техники, разветвленной системой массовой коммуникации (способствующей идеоло- гизации общества), политической активностью масс (разви- тием партий и общественно-политических движений тотали- тарного характера) и др. Поэтому тоталитарные режимы возникают (а большинство из них и прекращают свое су- ществование) на мировой политической арене только в ХХ в. По характеру господствующей идеологии выделяют сле- дующие основные исторические разновидности тоталитариз- ма: 1. Фашизм (итал. fascio — пучок, связка), возникший в Италии в 1922 г. Провозглашал своей основной целью воз- рождение великой Римской империи, характеризовался мас- совым террором, расизмом и ксенофобией, культом вождя (дуче). 2. Коммунистический тоталитаризм (лат. communis — общий), сформировавшийся в Советском Союзе на основе идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения бесклассового коммунистического об- щества на основе реализации принципов коллективизма, дик- татуры пролетариата и пр. Характеризовался ликвидацией частной собственности, плановой моделью экономического !' Т хозяйствования, массовыми репрессиями (было уничтоже- но около 40 млн человек), культом личности. 3. Национал- социализм (нем. Nazismus; от названия национал-социали- стической партии Германии) — режим, существовавший с 1933 по 1945 г. в Германии и вобравший в себя основные черты как фашизма, так и коммунистического тоталитариз- ма. Цели национал-социализма сводились к воссозданию могущества германского рейха и установлению мирового господства арийской расы. Как и другие формы тоталита- ризма, национал-социализм основывался на всеобщем ру- ководстве партии и культе вождя (фюрера). К. Фридрих и З. Бжезинский выделяют следующие ос- новные признаки тоталитарного политического режима: единая (официальная) общеобязательная идеология; одно- партийность; государственная монополия на средства массо- вой информации; централизованная экономика; система жесткого полицейского контроля над всем обществом с ис- пользованием физического и психического насилия. ТОФФЛЕР (Toffler) Элвин (1928) — выдающийся аме- риканский социолог, футуролог, один из авторов концеп- ции «постиндустриального общества». Автор концепции «третьей волны», содержащей основы понимания глобаль- ных изменений, происходящих в современном мире. В ис- тории развития цивилизации Тоффлер выделяет три «вол- ны» — традиционную (аграрную), возникшую 10 тыс. лет тому назад в результате перехода к оседлому земледелию; индустриальную, продолжительностью около 300 лет, и сверхиндустриальную (информационную), зародившуюся в 50-е годы ХХ в. в США, Японии и странах Западной Ев- ропы. Анализируя культуру информационного общества, Тоффлер отмечает «мозаичность» (плюрализм) ценностных ориентаций, отражающую высокий уровень дифференциа- ции социальной структуры общества. Автор терминов " Политологический словарь-справочник «культурный шок» и «шок будущего», отражающих стрес- совое состояние общества, социальной группы, индивида в результате столкновения с иной системой ценностей, идеалов, моделей поведения. Основные работы: «Футурошок» (1970); «Экоспазм» (1975); «Третья волна» (1980); «Предпосылки и прогнозы» (1984); «Метаморфозы власти. Знания, богатство и насилие на пороге ХХІ века» (1990); «Война и антивойна» (1993). ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. traditio— пре- дание, привычка, лат. legitimus — законный) — тип легитим- ности политической власти, источником которой выступают обычай, привычка повиноваться власти, вера в непоколеби- мость и священность существующих издавна порядков. Традиционная легитимность характерна для монархии (по своей мотивации она во многом схожа с основанными на бес- прекословном повиновении старшим отношениями в патри- архальной семье). «Традиционный тип легитимности основан на том факте, что та- кого рода вещи всегда делались именно таким образом. К при- меру, почему фараон Египта, и только он, имел право жениться на своей сестре? Ответ: потому что египетские фараоны посту- пали так всегда». Бергер П., Бергер Б. «Личностно-ориентированная социология. Веберовский анализ» ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (лат. traditio — предание, привычка) — доиндустриальное (преимущественно аграрное, сельское) общество, которое противопоставляется современ- ным индустриальному и постиндустриальному обществам в базовой социологической типологии «традиция — совре- менность». Для традиционного типа социальных отноше- ний характерны приоритет непосредственных внутригруп- " Т повых (прежде всего, родственных) связей, групповая иден- тичность и солидарность, приписанный социальный статус и ограниченная социальная мобильность, жесткий соци- альный контроль. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ КРИЗИС — см. Кризис трансформационный ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. trаnsfоr- mаtio — преображение) — приобретение политической систе- мой новых черт, изменение политических стандартов и цен- ностей; радикальные структурные изменения, направленные на достижение качественно нового состояния системы. Поли- тическая трансформация — это процесс изменения формы, вида, природы или характера политической системы или отдельных элементов ее структуры. Трансформация не пред- полагает обязательного наличия вектора изменений — она может быть прогрессивной, регрессивной, а может иметь сложный (нелинейный) характер. Главное в трансформа- ции — именно преобразования форм и содержания полити- ческой жизни, ее институциональной сферы, норм, ценнос- тей, моделей политического поведения. «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» КОНЦЕПЦИЯ — футурологиче- ская концепция, автор которой — американский футуро- лог Элвин Тоффлер — определяет постиндустриальное об- щество (или «сверхиндустриальную цивилизацию») как третью волну в истории развития человеческого общества. К первой волне он относит аграрную цивилизацию, ко вто- рой — индустриальную. Концепция разработана в книге «Третья волна» (1980). ТУРЕН (Touraine) Ален Луи Жюль Франсуа (1925) — французский социолог, один из создателей концепции Политологический словарь-справочник 242 «постиндустриального общества», автор более 30 книг. В центре научных исследований — процессы модернизации политических систем, механизмы взаимодействия человека и общества, социальная структура и социальные конфликты. Основные работы: «Социология действия» (1965); «Постинду- стриальное общество» (1969); «Невидимое общество» (1976); «Критика модернити» (1992); «Что такое демократия?» (1994); «Способны ли мы жить вместе? Равные и различные» (1997). "! У УЗУРПАЦИЯ (лат. usurpatio — овладение) — насиль- ственный, противозаконный захват власти или присвоение чужих прав, полномочий; приход к власти с нарушением за- конодательно установленной процедуры. В демократических государствах — государственное преступление. УНИТАРИЗМ (УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО) (лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, которая характеризуется единством государственной террито- рии, единой системой органов государственной власти, еди- ным законодательством. Унитарное государство подразделя- ется на административно-территориальные единицы (области, районы и пр.). Унитарное устройство характерно, как прави- ло, для экономически и национально однородных стран. В унитарных государствах с определенным разнообразием на- циональных и социально-экономических отношений допуска- ется автономия отдельных частей. Примером усложненно унитарных государств являются Китай, Великобритания, Испания, Финляндия, Украина. УОЛЛАС (Wallas) Грэхэм (1858–1932) — английский педагог и политолог. В центре научных интересов — из- учение политического поведения и проблем индустриаль- ного общества. В своих работах исследовал растущую "" Политологический словарь-справочник взаимозависимость народов, обуславливающую кардиналь- ные изменения в мировой политике. Основные работы: «Человеческая личность в политике» (1908); «Большое об- щество» (1914). УОЛТС (Waltz) Кеннет (1924) — американский политолог, создатель школы неореализма, в 1987–1988 гг. — президент Американской ассоциации политической науки. В центре научных интересов Уолтса — теоретические и методологичес- кие вопросы международных отношений; комплекс полити- ческих проблем, связанных с распространением ядерного оружия. В своей главной работе «Теория международной политики» (1979) Уолтс выделил три основных уровня (или «образа») изучения международной политики — уровни ин- дивидов, внутренней политики и международной системы. Ученый совместил микроэкономическую интерпретацию меж- дународной системы с классическим материалистическим акцентом на силу и интересы, получив, таким образом, «нео- реализм», который на сегодня является общепринятым в структурной теории международных отношений. В предло- женном Уолтсом подходе государства остаются основными единицами научного анализа, однако они рассматриваются не только сами по себе, но и с учетом образуемых ими структур (в том числе союзов, межправительственных организаций и пр.). Различия в отношениях между государствами на миро- вой арене объясняются их неодинаковыми возможностями. В современных условиях, породивших новые вызовы государ- ственной власти, государствам, по Уолтсу, неизбежно прихо- дится расширять свои функции. УСТРОЙСТВО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬ- НОЕ (лат. аdministratio — управление и лат. territorium — об- ласть, территория) — деление территории государства на со- ставные части (края, области, районы и пр.), в которых "# У формируется система местных органов власти и самоуправ- ления. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ — форма госу- дарства, определяющая его национально-территориаль- ную организацию. Государственное устройство характе- ризует внутреннюю структуру государства, способ его территориального деления, принципы взаимоотношений между государством в целом и его частями. В современ- ном мире выделяют унитарное и федеративное государ- ственное устройство. УСТРОЙСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ — см. Федерация УТОПИЯ (греч. u — нет и topos — место) — образ идеаль- ного общественного и государственного устройства. Термин происходит от названия книги Т. Мора (1516 г.), в которой описано такое идеальное устройство на фантастическом ост- рове Утопия. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ (греч. роlitike — полити- ка) — воздействие политических субъектов на политическую систему, ее элементы; процесс принятия политических ре- шений. Одна из наиболее распространенных отечественных клас- сификаций политического поведения предусматривает выде- ление таких форм политического участия, как активное участие, включающее участие в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, участие в деятельности политичес- ких организаций и государственных институтов, и пассивное участие, предполагающее отказ от активных действий в по- литической сфере, а также такую форму поведения в повсед- невной и «служебной» жизни человека, которая ограничива- ется соблюдением установленных норм. Политологический словарь-справочник 246 Согласно классификации английского ученого А. Мар- ша, выделяют три основных типа политического участия: 1) ортодоксальное участие — действия, обеспечивающие стабильное функционирование политической системы (уча- стие в голосовании, лоббирование интересов, санкциониро- ванные митинги, демонстрации); 2) неортодоксальное уча- стие — действия, направленные против политической системы (бойкоты, несанкционированные митинги, забас- товки и т. п.); 3) политические преступления — полити- ческая деятельность с использованием насилия (революции, терроризм и др.). Американский политолог У. Милбрайт предлагает разде- ление политического участия на конвенциональное (легаль- ное, то есть в рамках закона) и неконвенциональное (неза- конное). К первому типу относится участие в работе партий, избирательных кампаниях, выборах и референдумах, ко второму — бунт, терроризм и пр. К наиболее распространенному типу политического уча- стия относят электоральное поведение (участие в выборах). "% Ф ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммад Ибн Мухаммед (870–950) — крупнейший пред- ставитель восточного аристотелизма, заслужив- ший титул «Второй учитель» (после Аристоте- ля). Жил в Багдаде, Харране, Каире, Алеппо, Дамаске и других городах Арабского халифата. Развивал идеи Платона и Аристотеля об идеаль- ном государстве и обществе. Оказал большое влияние на развитие арабо-мусульманской общественно-политической мысли. Основные сочинения: «Геммы мудрости»; «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»; «Трактат о клас- сификации наук»; «Гражданская политика» и др. ФАШИЗМ (итал. fascio — пучок, связка) — крайне ан- тидемократическое, радикально-экстремистское политиче- ское течение. Важнейшими чертами идеологии фашизма являются стремление к сильной власти, воинствующий ан- тидемократизм, расизм и шовинизм. Фашистский тотали- тарный политический режим впервые был установлен в Италии в 1922 году. Для итальянского фашизма, основной целью которого провозглашалось возрождение великой Римской империи, были характерны массовый террор, ра- сизм и ксенофобия, культ вождя (дуче). "& Политологический словарь-справочник ФЕДЕРАЦИЯ (ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО) (лат. foederatio — союз, объединение) — форма государственно- го устройства, предполагающая наличие в составе государ- ства ряда государственных образований — субъектов феде- рации (республик — в Российской Федерации, штатов — в США, Индии, Бразилии, Мексике, кантонов — в Швейца- рии, провинций — в Аргентине, Канаде, Пакистане, зе- мель — в Германии и Австрии, эмиратов — в ОАЭ), кото- рые обладают определенной самостоятельностью, имеют свое административно-территориальное деление и законо- дательство. Федеративное устройство характерно для стран со значительным многообразием национальных, социально- экономических и исторических условий. Федерация ха- рактеризуется распределением полномочий между цент- ральными органами государственной власти и субъектами федерации, двойной системой органов государственной власти и законодательства. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспечен- ное наличием в нем второй (так называемой верхней) па- латы. В современном мире существует всего около 20 фе- деративных государств, при этом они занимают более 40% территории планеты (а по количеству жителей составляют около трети населения Земли). Выделяют: исторические федерации (ФРГ, Швейцария), национальные (СССР, Че- хословакия, Индия, Бельгия), территориальные (США, Мексика, Бразилия) и смешанные — национально-терри- ториальные (Россия, Канада). ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — элемент национально- государственной символики, закрепленный в законодатель- ном порядке официальный отличительный знак государства. Представляет собой прикрепленное к древку или шнуру по- лотнище определенного цвета или нескольких цветов, зача- стую, с эмблемой. Государственный флаг поднимается на "' Ф зданиях органов государственной власти и управления, по- сольств и консульств за рубежом, судах, плавающих в тер- риториальных водах иностранных государств, и т. д. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (лат. forma — вид, наруж- ность) — форма государства, характеризующая организа- цию высшей государственной власти и систему ее связей с населением. В современном мире выделяют две основные формы правления — монархию и республику. ФОРРЕСТЕР (Forrester) Джей Райт (1918) — американ- ский инженер-электронщик, эксперт по менеджменту, специ- алист по моделированию глобальных процессов. Пионер в использовании компьютеров в менеджменте, разработал ме- тодику компьютерного моделирования реальных процессов. Родоначальник системной динамики и математического мо- делирования глобального развития. В 1968 г. предложил Римскому клубу компьютерную модель функционирования мировой цивилизации «Мир–1», ставшую основанием для принятия «экологической» концепции развития человече- ства. Основные работы: «Индустриальная динамика» (1961); «Принципы системы» (1968); «Городская динамика»(1969); «Мировая динамика» (1971) и др. ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ (лат. fractio — разла- мывание, дробление) — организационная структура в пар- ламенте, объединяющая членов одной политической партии или блока. ФРОММ (Fromm) Эрих (1900–1980) — немецко-американ- ский психолог, социальный философ, социолог, антрополог и культуролог, основатель неофрейдизма. Ученик А. Вебера. С 1933 г. — в США, с 1974 г. — в Швейцарии. Связывая психоанализ с социальной историей, акцентировал внимание # Политологический словарь-справочник на конкретные формы культуры, которые оказывают опре- деляющее воздействие на формирование типов социального характера. Основные работы: «Бегство от свободы» (1941); «Психоанализ и религия» (1950); «Искусство любви» (1956); «Революция надежды» (1964); «Душа человека» (1964); «Иметь или быть?» (1976); «Анатомия человеческой деструк- тивности» (1973). ФУКО (Foucault) Мишель Поль (1926–1984) — француз- ский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструк- турализма и постмодернизма. Автор оригинальной концеп- ции европейской науки и культуры, базирующейся на тео- рии «археологии знания», согласно которой каждая эпоха имеет свою историю, не обусловленную предыдущей и не определяющую последующие эпохи. В работе «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук» (1966) Фуко предла- гает так называемую «археологию», предметом которой ста- новится изучение «эпистем» представляющих собой некие «фундаментальные коды культуры», определяющие конкрет- ные формы мышления и знания. В работе «Археологии зна- ния» (1969) Фуко вводит понятие «дискурса» (или «дис- курсивной практики» как вида речевой коммуникации), означающее совокупность определенных правил и зако- номерностей, позволяющих «управлять появлением выска- зываний как единичных событий», выделять и изучать те или иные объекты, дистанцировавшись от социальной реаль- ности. В работе «Порядок дискурса» (1971) дискурс опреде- ляется Фуко как «насилие, совершаемое нами над вещами». В работах «Надзор и наказание» (1975) и «Воля к знаниям» (1976) применяет собственный культурологический подход к анализу власти. Вопросы этики, морали и свободы нахо- дят свое отражение в работе «История сексуальности» (1976– 1984). # Ф ФУКУЯМА (Fukuyama) Фрэнсис (1952) — американский политолог, футуролог, автор концепции «конца истории». В 1981–1982 и 1989 гг. — сотрудник Штаба планирования политики при Государственном департаменте США, зам. ди- ректора по военно-политическим отношениям в Европе. В центре научных интересов — современные международные отношения. В работе «Конец истории и последний человек» (1992) Фукуяма утверждал, что распространение западных (демократических) ценностей, либеральных принципов эко- номики и движение к политической свободе в мировом мас- штабе ведет к формированию либеральной демократии, кото- рая представляет собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества». История человечества заканчивается вместе с политическим противостоянием периода «холодной войны», придававшим главный импульс развитию цивилиза- ции. Среди других работ: «Доверие. Социальные добродете- ли и созидание благосостояния» (1995); «Великий разрыв. Человеческая природа и воспроизводство социального поряд- ка» (1999); «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» (2002); «Сильное государ- ство: управление и мировой порядок в ХХI веке» (2004). ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (лат. fundamentum — основа- ние) — общественно-политическое течение, идеология, ха- рактеризующаяся радикальным непринятием модернизации социальной и политической систем, приверженностью тра- дициям, отстаиванием религиозных, этических, национа- льных принципов. Возникает, как правило, в условиях кри- зиса какого-либо движения и противостоит появившимся в ходе его развития (обновления) различным новациям и укло- нам, называя их извращениями и ересью и выдвигая требо- вания восстановления первоначальной «чистоты», «возвраще- ния к истокам». В последние десятилетия в мире наблюдается резкий рост религиозного фундаментализма. Название этого Политологический словарь-справочник 252 течения происходит от названия возникшего перед Первой мировой войной в США направления в протестантизме, отвер- гавшего любую критику Библии и направленного на защиту «фундаментальных принципов» религиозных догм. Позднее в Европе, на Ближнем Востоке и в США появляются и дру- гие фундаменталистские — иудейские и мусульманские — объединения, также противостоящие религиозной модерни- зации. В политической сфере наиболее радикальным является исламский фундаментализм (в силу отсутствия в истории и культуре мусульманства традиции отделения церкви от госу- дарства). Исламские фундаменталисты ставят своей главной задачей создание религиозных (теократических) государств, что является мощным фактором поляризации мирового сооб- щества и дезинтеграции международных политических отно- шений. ФУРАСТЬЕ (Fourastie) Жан (1907–1990) — французский социолог, экономист, один из создателей теории индустриаль- ного общества. Сторонник технологического детерминизма, согласно которому развитие техники является определяющим фактором общественного развития; автор дихотомического деления истории цивилизации на доиндустриальную (застой- ную) и индустриальную (динамичную) эпохи. Осмысливая противоречия индустриальной цивилизации, Фурастье пер- вым в истории научной мысли сформулировал концепцию постиндустриального общества, определив его как «цивили- зацию услуг». Основные работы: «Великая надежда ХХ века» (1949); «Источники богатства» (1950). ФУТУРОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. futurum — бу- дущее, греч. logos — учение) — область научного знания, связанная с исследованием перспектив развития социаль- но-политических процессов. #! Х ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (1929) — немецкий фило- соф, социолог, последователь «франкфуртской школы», автор «критической теории общества», один из виднейших предста- вителей неомарксизма, идеолог «новых левых». Автор терми- на «коммуникативное действие». Развивая оригинальную теорию коммуникации (в которой нашли отражение идеи «франкфуртской школы», а также психоанализа, аналитичес- кой философии, герменевтики и структурализма), Хабермас считал, что подавляющее большинство современных соци- альных конфликтов имеет социокультурные причины. Основ- ные работы: «Техника и наука как идеология» (1968); «Тео- рия общества или социальная технология» (совместно с Н. Луманом, 1971); «Культура и критика» (1973); «Пробле- мы легитимации в условиях позднего капитализма» (1973); «Теория коммуникативного действия» (1981); «Философский дискурс модерна» (1985); «Мораль и коммуникация» (1986); «Фактичность и значимость» (1992). ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899–1992) — ав- стрийский экономист и политический философ, доктор пра- ва и политических наук, лауреат Нобелевской премии в об- ласти экономики (1974), сторонник концепции «свободного #" Политологический словарь-справочник общества» и либеральных принципов в экономике. В работе «Дорога к рабству» (1944), принесшей Хайеку мировую из- вестность, исследуются два альтернативных способа органи- зации социальной жизни — рыночный порядок и централи- зованное государственное планирование; прослеживаются общие корни всех тоталитарных идеологий — фашизма, на- цизма и коммунизма. Среди других работ — «Коллективис- тское экономическое планирование: критическое изучение возможностей социализма» (1935); «Индивидуализм и эконо- мический порядок» (1948); «Конституция свободы» (1960); «Право, законодательство и свобода»; (1988); «Пагубная са- монадеянность: заблуждения социализма» (1988). ХАНТИНГТОН (Huntington) Самюэль Филлипс (1927) — ведущий американский политолог, директор Института стра- тегических исследований в Гарвардском университете. Зани- мал пост координатора в области планирования при Совете национальной безопасности в администрации президента Дж. Картера (1977–1978). Член совета Американской ассо- циации политических наук в 1969–1971 гг., ее вице-прези- дент в 1984–1985 гг., президент с 1985 по 1987 г. По мнению Хантингтона, мировой порядок в ХХІ в. будет определяться взаимодействием различных культур-цивилизаций, границы которых совпадают с границами ареалов распространения оп- ределенных языков и стилей жизни. Цивилизация, по Хан- тингтону, — наивысшее культурное образование, объединя- ющее людей как на основе таких элементов культуры, как язык, религия, обычаи и пр., так и на основе самоидентифи- кации людей. Наряду с западной цивилизацией, объединяю- щей Северную Америку и Западную Европу, Хантингтон вы- деляет еще восемь цивилизаций: славяно-православную, буддистскую, японскую, исламскую, индуистскую, латино- американскую, африканскую и синскую. Линии «культурных разломов» между цивилизациями, по Хантингтону, становят- ## Х ся центральными линиями конфликтов в современном мире. После событий 11 сентября 2001 г. концепция Хантингтона о полицивилизационном конфликтующем мире стала офици- альной доктриной внешней политики США. Автор множества научных статей и докладов. Основные работы: «Политичес- кий порядок в изменяющихся обществах» (1968); «Кризис де- мократии» (1975); «Американская политика: грядущая дис- гармония» (1981); «Третья волна: демократизация в конце ХХ века» (1991); «Столкновение цивилизаций» (1996), «Кто мы? Вызов американской национальной идентичности» (2004). ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (греч. charis- ma — божий дар, лат. legitimus — законный) — тип леги- тимности политической власти, источником которой выс- тупает вера в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя; эмоциональное, личностное отноше- ние вождя и массы. Харизматическому типу господства внутренне присуща революционность, он порывает с при- вычкой и авторитетом традиционной власти — именно по- этому харизматический способ легитимации власти часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда но- вая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выражен- ную волю большинства. Харизматическое основание леги- тимности власти крайне нестабильно, поэтому ее недолго- вечное могущество нередко подкрепляется искусственно — путем чрезмерного возвышения личности вождя, что при- водит к так называемому культу личности (лат. сultus — поклонение) — прижизненному возвеличиванию, преувели- чению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и пр.). В на- учный оборот термин «харизма» введен М. Вебером. #$ Политологический словарь-справочник «С помощью своих экстраординарных качеств харизматические лидеры аннулируют или модифицируют традицию. Многократ- но повторяемая фраза Иисуса в Новом завете «Вы слышали, что это было сказано — но истинно говорю я вам…» конституирует претензию на харизматическую авторитарность в чистой фор- ме. Вопрос: по какому праву делает этот человек столь экстра- ординарное заявление? Ответ: он имеет право, потому что его устами говорит Бог. Харизматическая авторитарность всегда проявляется в противопоставлении какой-то авторитарности. Она бросает вызов последней, стремясь модифицировать или, в крайнем случае, свергнуть её». Бергер П., Бергер Б. «Личностно-ориентированная социология. Веберовский анализ» ХАРТИЯ (греч. chartion — бумага) — в международном праве — декларация, политико-правовой документ, провоз- глашающий основные принципы организации и деятельно- сти субъектов политических и правовых отношений; не имеет обязательной юридической силы. ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (1869–1946) — немец- кий геополитик, автор теории «жизненного пространства». В работе «Панидеи в геополитике» (1931) обосновал сущ- ность практической геополитики как реализацию масштаб- ных внешнеполитических концепций — панидей. После прихода к власти нацистов — директор Института геопо- литики, в 1938 г. основывает «Национальный союз немцев, проживающих за границей». С 1934 по 1939 г. — прези- дент Германской академии по изучению и сохранению гер- манизма. После неудавшейся попытки покушения на Гит- лера, в которой принимал участие сын Хаусхофера, а также в связи с утверждениями ученого о том, что нацизм ис- пользовал геополитику, извратив основные положения этой дисциплины, Хаусхофер в 1944 г. заключается в концлагерь #% Х Дахау. После капитуляции Германии Хаусхофер арестовы- вается в американской зоне оккупации; в 1946 г. покончил жизнь самоубийством. Основные работы: «Границы в их географическом и политическом значении» (1927); «Конти- нентальный блок» (1940); «Геополитическая динамика ме- ридианов и параллелей» (1943). ХЕЙЛБРОНЕР (Heilbroner) Роберт (1919) — американ- ский социолог и экономист, автор технократической вер- сии социально-экономического развития мира. Современный этап развития капитализма Хейлбронер считает принципи- ально новой стадией, основанной на применении качествен- но новой техники. К элитарным группам, существующим в современном обществе, он относит научно-техническую интеллигенцию — «профессиональных экспертов в облас- ти как общественных, так и естественных наук» и «прави- тельственную администрацию», рост которой вызван уве- личением государственного сектора в экономике. Основные работы: «Всемирные философы» (1953); «Будущее как ис- тория» (1959); «Великий подъем» (1963); «Пределы амери- канского капитализма» (1966); «Между капитализмом и со- циализмом» (1970). ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895–1973) — немец- кий философ и социолог, основатель «франкфуртской шко- лы», директор Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. С 1932 г. — в США. В центре иссле- дований — проблемы исторической и политической антро- пологии, «массовая культура». По Xоркхаймеру, тенденция усиления механизмов социального контроля в рамках совре- менной индустриальной цивилизации неизбежно сковывает свободную инициативу, приводит к воспроизводству соци- альных характеров авторитарной ориентации. Государ- ственный капитализм в версии коммунизма Хоркхаймер Политологический словарь-справочник 258 рассматривает как один из возможных вариантов автори- тарного государства. Основные работы: «Критическая тео- рия» (1968); «Диалектика просвещения: философские фраг- менты» (1969, с Т. Адорно). ХУНТА (исп. junta — объединение, собрание) — поли- тическая группировка, пришедшая к власти неконституци- онным путем и осуществляющая диктаторское правление методами террора. Термин происходит от названия высшего органа исполнительной власти в испаноязычных странах. Примерами хунт являются диктатура «черных полковни- ков» в Греции (1967–1975), военный переворот в Панаме (1968), хунта Пиночета в Чили (1973–1989) и др. ХЭППЕНИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (англ. happening — слу- чай, событие) — протестная форма политического участия, массовые театрализованные или др. действия политической направленности. Примерами политического хэппенинга яв- ляется деятельность российской Партии любителей пива (разборка в 1994 г. с помощью прохожих баррикад, постро- енных из ящиков с пивом, посылка Б. Ельцину в качестве подарка на день рождения средства для снятия похмельно- го синдрома в 1995 г.), Партии диктатуры плюрализма (ус- троившей в 1991 г. церемонию «торжественного ельциниро- вания» в честь «чудесного спасения Б.Н. Ельцина из вод неизвестной реки»), движения «Субтропическая Россия» (в программных целях которой были обещания о снижении температуры кипения воды до +50 °С и повышении средне- годовой температуры в России до +20 °С) и др. #' Ц ЦЕНЗУРА (лат. censura — строгое суждение) — поли- тический, государственный контроль за печатью и средства- ми массовой информации, ограничение свободы слова. Про- тиворечит демократическим принципам свободы слова и свободы информации. ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ (лат. census, от censео — делаю перепись) — установленные законодательством огра- ничения реализации избирательного права. К наиболее рас- пространенным цензам относят ценз оседлости, образо- вательный, возрастной, имущественный и др. ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ (лат. circulatio — круговращение, фр. еlite — лучшее, отборное, избранное) — процесс обновле- ния высшего слоя общества. Циркуляция элит выступает не- обходимым условием поддержания социального равновесия. В научный оборот термин «циркуляция элит» ввел создатель классической теории элит итальянский ученый В. Парето. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106–43 до н. э.) — римский оратор, государственный деятель, философ и поли- тический мыслитель. Среди наиболее известных работ Ци- церона политического характера — «Оратор» (55), «Респуб- лика» (54–51 гг. до н. э.), «О законах» (51). |