шпоры. Философия (мои мал). 1. Понятие и исторические типы мировоззрения
Скачать 110.47 Kb.
|
10.Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт). 2 способа познания окружающего мира, два фил направления – с помощью опыта (Эмпиризм) и с помощью разума (рационализм). Эмпиризм – путь познания, основанный на опыте. Представ: Ф. Бэкон, Дж. Локк. Идеи Бэкона: главное в познании – правильный метод; до сих пор открытия делались случайно, не методиче-ски; их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент. Бэкон разделил источники человеческих ошибок на 4 группы, которые он назвал идолами: «рода» - предрассудкипроисте-кают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека; «пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приоб-ретённые; «рынка»— следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка; «театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представители: Р. Декарт, Б.Спиноза. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Дедуктивный метод познания (от общего к частному). Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы,в открытии и изобретении технических средств,в усовершенствовании природы человека. | 11. Философские идеи эпохиПросвещения. В нач.18в. в Европе зародилось Просвещение. Из предшествующих эпох была унаследована фундаментальная идея переустройства жизни на разумных началах.Идеологи ставили перед со-бой философские, научные и социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользо-ваться возможностями разума. Идеологи утверждали веру в человеческий разум, который наибо-лее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоцен-ности научного разума.Идеи просвещения стали лозунгами буржуазных революций в Англии и Франции. Особое внимание уделялось правителям, т.к. просвещенные монархи Европы внедряли принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в. Поскольку новые знания противоречили христианскому вероучению, свою главную задачу просветители видели в борьбе с религи-озy.догматами. Главные представители – Т. Гоббс, Дж. Локк.Гоббс говорит о том, что очень сложно говорить о гармоничном развитии государства. Человек человеку волк. Гоббс говорит, что на каком-то этапе человечество создаёт государство. Он называет государство - Левиафан (чудовище из Библии, которое пожирает вся и всё). Дж. Локк. человек по природе своей tabularasa (чистая доска, чело-век никакой и ничего в нем от природы не заложено, а затем, когда человек рожается, то обще-ство начинает на него влиять. Идеи: Происхождение и функции государства (Т.Гоббс), Деизм - признание существования Бога и сотворения им мира, но отрицание большинства сверхъестественных и мистических явлений, Идея естественных прав человека (Локк, Гоббс, Руссо). | 12.Критическая философия ИмануилаКанта. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант(1724-1804) – немецкий( прусский) фил-ов, профессор Кенигберского университета. Философию Канта можно разделить на 2 периода: докритический и критический. В 1 этап Кант занимался естественнонаучными проблемами: разработал гипотезу происхождения Солнечной системы из газовой туманности; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. Критическая фил-ия сформировалась после опубликования трех «Критик» 1. «Критика чистого разума» отвечает на вопрос: Что я могу знать? 2. «Критика практического разума» - Что я должен делать?(этика) В центре: требование –категорический императив «Поступай всегда так, чтобы максима(правило) твоей воли могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» .Нравственное поведение –основано на долге. 3. «Критика способности суждения» - На что я смею надеяться? (эстетика, религия) Все эти вопросы можно объединить в один вопрос: ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Решению всех фил. проблем должно предшствовать исследование возможностей чел. познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составля-ют основу разума. | 13.Диалектическая философия ГеоргаГегеля. Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и ду-ховный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии. Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определен-ного предела. Количество плюс качество есть мера. Гегель высказывал абсурдные мысли, напри-мер, о развитии природы в пространстве, а не во времени. Гегель признавал разумность мира («все действительное – разумно, все разумное – действительно»). Гегель имеет в виду, что разу-мен не результат развития, а само развитие, включая в себя результат. Несовершенство мира, по Гегелю, должно быть преодолено разумом. Законы: 1. закон единства и борьбы противоположностей (во многия явлениях можно найти противо-положности); 2. закон перехода количественных и качественных изменений (незначительные до опреде-лен.момента, остающиеся незаметными изменения, накапливаясь, могут привести в доста-точно заметным изменениям); 3. закон отрицания отрицаний (двойного отрицания).(развитие по спирали) | 14. Социальная философия марксизма. Марксизм возник под влиянием рабочегодвиж и естественнонаучных открытий в начале 40х гг. XIX в.. Главная фил.идея - материалистическое понимание истории.Маркс. фил. выраб. материа-лист. конц. разв. общ-ва и природы. Материал. понимание истории ихс. их того, что усл. чел. д-ти определ. взгляды людей, их установки, цен. ориентиры. (Общественное бытие определ. сознание людей). Основные понятия и идеи: капитал, эксплуатация, отчуждение, производственные силы и отношения, социальная революция,базиз, надстройка. Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого - материальное производство. Общ. бытие есть реальный проц. жизни людей, которй отраж. в обще сознании. Общественное сознание - осознан. обще. бытие, котор. имеет относит. самостоят-ть. В общ. бытии Маркс и Энгельс выд. то главное,что независ. от воли и желан. людей сост. осн. их жизни - мат пр-во и воспр-во. Это пр-во явл. конкр. истор. изменяющимся способом производства. Способ пр-ва- единство производительных сил и произвенных отнош. Производит. силы - орудия труда,его ср-ва и условия, люди, имеющие соотвю опыт и квалификацию. Производств. отношения - экон. отнош. между людьми в проц. пр-ва - отношен. собственности, обмена, распределения. (ПО + ПС = СПБ ПР-ВА) Базис -сов-ть произ-ных отношений, экон. состовляющ. общ-ва. Над бизисом возвыш надстройка, включ. в себя обще. сознание, идеологи отношения; под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право. Надстройка определ. базисом. Эк. общ. формация - особый историч. тим разв. общ-ва, обусл. форм. соб-ти, характер. особ. соц. и полит. строем. Основа общ.эк. формации - способ про-ва мат. благ. Смена общ.эк. формац.: 1-первобытнообщинная;2-рабовладельч-я;3- феодальная;4- капиталист;5- коммунистич. Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как Франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее. Впервые как явление получил своё развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны, включая СССР. Направления неомаркс.: 1)"гумманистическое" :основы были залож. в 30-е гг. ХХ в. работами Дьёрдя Лукача, Карла Корша и Антонио Грамши.;2) "научное" в 60-егг. Если "гумман" счит,что маркс. недостаточно человечен., то представители научного течения счит его недост научным. |
15.Становление и основные направления развития неклассической философии. Период в истории западноевропейской фил с середины 19 до середины 20 ввназыв неклассиче-ским. Этому периоду были свойственныуход от разума, плюрализм концепций, идей, подходов; человек рассматривается во всей сложности его многогранной натуры; антисистемность филосо-фии (проблемность изложения материалов философии). Социальные причины неклассической фил: модернизация общ-ва, экономики, культуры. Существует 2 направления в развитиинекласс фил: 1) направления, поддерживающие общие принципы рационалистической фил. К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы; 2) направления иррационалистического ха-рактера: "философия жизни", психоанализ, экзистенциализм.В рамках неклассической филосо-фии пересметриваются и дополняются прежние (классические) представления о рациональности. Если в классической фил доминирующей характеристикой субъекта считалось мышление, то в неклассической философы обращаются кволе, интуиции, бессознательному и т.д. Основной про-блемой является проблема сознания.Основные представители: Ницше, Кьеркегор. | 16.Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). С сер. 19 в. в Европе совершается целая серия «философских революций». Одним из первых по-добную "революцию" осуществил Шопенгауэр в труде "Мир как воля и представление". Шопен-гауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовью) и силами эгоиз-ма и злобы. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, неподконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например, воле. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Разум, за Шопен-гауэром подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Воля - центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе построения мира. По-добно буддистам, Шопенгауэр избрал путь отказа от желаний, а следовательно, избавления от страданий. Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен, умерт-вить волю к жизни. Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто. Последователем философии Шопенгауэра является Ф.Ницше. Он испытал сильное влияние Шопенгауэра. Ницше критиковал пессимизм Шопенгау-эра и его отрешенность от жизни. Ницше в своей философии тоже обращается к воле, но это нс была воля как объект, а воля субъекта к жизни. Она называлась по разному: "воля к власти", "воля к силе" и символизировала энергию, силу человека и его стремления. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является "воля к власти", господство сильных над более слабыми. Ницше выдвинул идею о "сверхчеловеке". В своей деятельности "сверхчеловек" руководствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стрем-лением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот супермен наделен высшими качествами, и должен создавать более совершенные формы жизни и отношения в обществе, которое должно выращивать сильных личностей. | 17. Исторические формы философии позитивизма. Позитивизм- фил направление, в котором подчеркивается ценность позитивного, научного зна-ния по сравнению с идеологическими утопиями и фил умозрениями. 4 этапа развития позити-визма: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Классический позитивизм: Основатель позитивизма - французский философ Огюст Конт. По Конту, человеческое познание проходит 3 стадии: религиозную, метафизич и научную. Согласно Конту, только конкретно-научное знание является подлинной ценностью. Наука должна отка-заться от объяснения, от поиска ответов на вопрос “почему” и должна заняться описанием явле-ний и процессов, отвечая на вопрос “как”. Характерные черты: объективность, реальность, точ-ность, полезность. Эмпириокритицизм. Представ: Мах. Махисты пытались свести фил к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта. Неопозитивизм. Наиболее влиятельная форма позитивизма. Представ: Витгенштейн. Внесли огромный вклад в развитие математики, логики, выдвинули программу очищения языка от не-точных и двусмысленных предложений. Все высказывания языка неопозитивисты разделили на 3 группы: бессмысленные, неосмысленные и осмысленные. Первые 2 группы подлежали исключе-нию из языка, ибо были либо абсурдными, либо не поддавались опытной проверке. Осмысленные предложения сохранялись, т.к. допускали проверку на истинность или ложность. Постпозитивизм. Представ: Кун. Занимались анализом процессов развития научного знания. Стремились превратить фил в точную науку. | 18. Философия постпозитивизма. Постпозитивиз. Представ: Кун, Поппер. Основной идеей постпозитивизма являет-ся рациональный метод познания.В концепциях постпозитивистов меньше внимания уделяется проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Основатель – Поппер. Он по-лагал, что законы науки не сводимы к наблюдению. По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. По Попперу, рост научного знания - постоянный переход от одних проблем к другим. Историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Поппер опровергает принцип историцизма.Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют со-циальные и психологические моменты.По Куну, развитие науки зависимо от способа деятельно-сти научного сообщества. | 19.Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы. Экзистенциализм – фил.существования.Представители: Хейдеггер, Сартр, Камю. Рус - Ф.Достоевский, Л.Шестов, Н.Бердяев, М.Бубер. Экзистенциализм изучает человека, его пробле-мы, смысл жизни, судьбу, сущ-е в окруж. мире. Для того, чтобы понять человеку, для чего он живет и существует порой необходимо ему ока-заться в «пограничной ситуации»: потеря близких, предательство друзей, смертельная болезнь,. Находясь в пограничной ситуации, человек начинает по-иному смотреть на себя и на вещи, рас-крывает смысл своего существования и обретает свободу. Поэтому, Экзистенциализм часто называют «Философией свободы». 3 философских течения, которые повлияли на формирование идей экзистенциализма: -предэкзистенциализм С. Кьеркегора (утверждал, что мир существует только потому, что он что-то значит для человека.). Жизнь человека проходит 3 стадии: -эстетическая - человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью; -этическая – понимает: его беспокойство вы-звано страхом перед неизбежностью смерти; -религиозная - человек обретает надежду, обраща-ясь своими мыслями к Богу. -философия жизни от Ницше (идея недостаточности мышления и критика рационализма, движу-щая сила мира является не разум, а мировая воля) - феноменология Э. Гуссерля ( жизненный мир нельзя познать путем наблюдений и опыта. Наш мир - совокупность феноменов, т.е. ситуаций, которые мы переживаем интуитивно. Выделяют 2 большие волны экзистенциализма: 1. волна в Германии после поражения Германии в Первой мировой войне; Хайдеггер 2. волна во Франции вовремя Второй мировой войны; Сартр и Камю. Проблемы и темы: 1. уникальность чел. личности, глубина ее чувств, тревог, надежд; 2. противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью; 3. проблема внутреннего выбора; 4. проблема поиска собственного «Я» и своего места в жизни; 5. проблема одиночества, заброшенности человека 6. Проблема противопоставления личности и общ-ва. Т.о. задача экзистенциализма - заставить заглянуть в себя Различают экзистенциализм религиозный, путь решения человеческих проблем видят в обраще-нии к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический, самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Экзистенциализм объявляет предметом фил смысл жизни. Человек не имеет права списывать свои ошибки и провалы на других, только на самого себя. Претензии только самому себе и чело-век никому ничего не должен. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Пространство и время - способы человеческого существования. |
20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Религиозная философия – одно из основных направлений современной мысли. В наши дни ее ав-торитет и влияние стремительно нарастают. Ее основные источники – средневековая философия и русская религиозная философия XIX-XX веков, а также все виды мистики и иррационализма. Современная религиозная философия не является однородной, она представлена совокупностью учений, связанных с различными конфессиями. Главной чертой религиозно-философского уче-ний – содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования ре-лигии и полезности её благотворного влияния на человека. В основе религиозной антологии (учение о бытии) лежат учения о боге и доказательство его су-ществования, а также деление бытия на высшее и низшее. Доказательства бытия бога могут быть рациональными (построенными по канонам разума и науки) или иррациональными (обращаю-щимися к мистическому откровению человеческой психологии, эмоциям). Гносеологические принципы религ.фил. основываются на разделении объектов познания на есте-ственные и сверхъестественные. Неотомизм католической церкви. Церковь прошлая и нынешняя небезгрешна; Грехи прошлого: 1. разъединение христиан; 2. религиозные войны; 3. деятельность инквизиции; 4. «дело Галилея». В рамках постклассического философствования на Западе огромное значение приобретает рели-гиозная философия. Наиболее значительны здесь – неотомизм (Ж.Маритен, Ж.Жильсон), идеи П. Тейяра де Шардена и теология проте-стантизма (Р.Бультман, П.Тиллих, Э. Блох и др.) Неотомисты как влиятельнейшее течение современной западной религиозной философии воз-рождает в новых услови-ях идеи Фомы Аквинского[50]. Ставя своей задачей обоснование истин католической веры, неотомисты стремятся совместить научное знание и религиозное откровение, здравый смысл и догматы Священного писания. Главными проблемами современного неотомиз-ма становятся проблема бытия бога как творца и проблема бытия человека как высшего творения бога. Философия, по мнению неотомистов, – мост, соединяющий науки с теологией. Если теология (учение о боге) нисходит на землю, то философия (учение о мудрости) стремится подняться к божественному. Понятие «теология» и «филосо-фия» не исключают друг друга, хотя теология и занимает высшую ступень в иерархии наук. В силу этого теология выходит за рамки существу-ющих представлений. Основные проблемы, решаемые протестантской теологией ХХ века – греховность человека, ограничивающая его воз-можности, проблемы культуры. Так, согласно Тиллиху идеалом культу-ры становится «теономная» культура, все фор-мы которой пронизывает и направляет присутствие Безусловного (т.е. Бога). Осуществление «теономии» культуры (в противовес еще господ-ствующей на Западе автономной – бездуховной культуры) знаменует поворотный момент исто- | рии – «кайрос». Смысл истории связывается Тиллихом с такими моментами - «кайросами», когда Бытие (Бог) откры-вается человеку. Радикальная теология конца ХХ века (Бонхоффер, Альтицер и др.) переосмысливает протестант-ские идеи в связи с трансформацией религиозного сознания. Здесь рассматриваются новые поня-тия «мертвого Бога», «секулярной теоло-гии», «религиозного сексизма» и др. Радикальная теоло-гия представляет человека как «совершеннолетнее существо» (Д.Бонхоффер), призванное быть партнером Бога и нести ответственность за управление секулярным обществом. Идеи радикаль-ной теологии основываются на сведении божественного к человеческому; верить в Бога здесь означает «при-нимать и утверждать самого себя как целостность». |