|
шпоры. Философия (мои мал). 1. Понятие и исторические типы мировоззрения
1.Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и места в нем человека. Оно включает в себя мироощущение (эмоциональная ступень), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и к себе самому.
Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное и философское.
Мифологическое мировоззрение было первой попыткой объяснить явления окружающего мира. Оно характерно для ранних этапов развития общества.
Особенности: 1. слабое развитие абстрактного мыления,
2. метафоричность и эмоциональность,
3. чувственно конкретный характер восприятия,
4. анонимность мифов,
5. неспособность объяснить противоречия и провести грань между естественными и сверхъестественным.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественную силу. Здесь мир делится на земной и небесный (высший и низший). Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено на практические вопросы. Оно играет большую роль в жизни людей и определяет зачастую социальную ориентацию человека. Несмотря на это оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным, т.к. оно не лишено ошибок и заблуждений. Испытываются затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в философии. Философское мировоззрение является самым высшим типом мировоззрения. Оно представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов познания для него характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность и системный характер знаний. Поэтому философия формирует целое понимание мира и является ядром мировоззрения, ее теоретической основой.
| 2.Проблемное поле философии и структура философского знания.
Термин философия возник в 7-6 вв до нэ вГреции, Др. Индии, Др. Китае.Философ, по Пифагору, - человек, стремящийся к высокой мудрости. Философия – форма духовной деятельности, направл. на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов; система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.Проблемы в философии ставятся, анализи-руются и решаются посредством мышления, поэтому философия опирается на разум. Она задает координаты мировоззрения (нашего взгляда на мир и осмысленного отношения к этому миру), ищет ответы и предлагает идеи, которые могут стать руководством к действию.
Структура философского знания: онтология (философия бытия), гносеология (философия по-знания), аксиология (ценности), праксиология (абстрактные идеи), философия антропологии (философия человека), социальная философия (философия общества). Онтология изучает как проблемы, так и строение мира (его конечность или бесконечность, едиднство или множествен-ность, подчинение законам либо спонтанность); что такое время, пространство, материя; как со-относятся случайность и необ-ть, форма и содержание, причина и следствие. Гносеологиясодер-жит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого по-знания, отношения знания к реальности и условия его систематизации. Антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой деятельно-сти.Социальная философия отражает структуру, законы финкционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.
+конспект
| 3. Древнеиндийская философия.
Индийская философия являетсяодной из самых древних философий в истории. Социальной базой древнеиндийской философии являетсякастовое деление общества. Характерной особенностью являетсяварна – термин, обозначающий 4 основных сословия древнеиндиского общества: брах-маны (жрецы, ученые), кшатрии(воины), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), шудры (рабы). Закон поведения в варне – Дхарма.
Памятником религиозно-мифологической мысли Древней Индии были Веды (тексты, записанные на санскрите). Возникли в 3 тыс. до нэ. Они считаются 1 из самых древних священных писаний в мире и составлялись в течение около 1000 лет. Состоят из 4 осн. разделов: -Самхитов (сборник гимнов в честь богов, жертвенных формул, магических заклинаний и заговоров), -Брахманов (мифы и религиозные объяснения к Самхитам),-Араньяков (поучения для лесных отшельников, ставших на путь знаний), -Упанишад (тексты эзотерического знания, основной раздел).
По отношению к Ведам выделяается 2 категории философских учений: ортодоксальное (призна-ющееавторит Вед) и неортодоксальное (предлагающее философские идеи, выходящие за преде-лы Вед). К ортодоксальным школам относятся веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к неортодоксальным – буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.
Веданта – 1 из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, в которых Абсолютная истина называется Брахманом (абсолютная первооснова всех вещей и явлений; ли-шен свойств). Развиваясь на основе Упанишад, веданта разделяется на 2 направления – адвайту (учило, что в мире нет другой реальности, кроме Брахмана) и вишешта-адвайту (существует 3 ре-альности: материя, душа и Бог). Мир феноменов познается средтвами чувственного и логическо-го познания.
Буддизм – 1 из многих еретических учений, кот. был провозглашен религией. Основатель – Сид-дхарта Гаутама (Будда – «просветленный»). Буддизм видит освобождение от страданий на пути нравственности, совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Четыре благородные истины буддизма: 1. жизнь есть страдания, 2. причина страдания в жажде жизни, 3. возможно прекращение страдания путем уничтожения жажды жизни, 4. сущ. восьмиличный путь, ведущий к особожд. от страданий.
| 4.Философская мысль ДревнегоКитая.
Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях: идея единства человека и мира (связь природы, социальных и нравственных явлений; небо – первооснова всего существу-ющего) и идея перемен (учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь»; каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян»). Инь – начало темное женское, ян – белое мужское. Выде-ляют 3 основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), легизм (школа законников).
Конфуцианство-«учение благовоспитания людей» Основоположник - Конфуций. Главное сочи-нение Конфуция «Беседы и высказывания». Основные идеи: 1) Фиктивное гос.управление и нравств.самосовершенствование. 2) идеи гос-ва как большой семьи 3)Пять базовых соц. Отноше-ний( гос-во – подданые, родители – дети, страш – младш.,муж- жена, друзья). Золотое правило этики Конфуция: «Не делай человеку того, что не желаешь себе». Принцип золотой серидины – серидина поведения людей между несдержанностью и осторожностью.
Даосизм. Основоположник — Лао-цзы. Произведение – «Доадэцзин». Центральной идеей фило-софии Лао-цзы была идея 2 начал – Дао и Дэ. Дао («Путь») —Начало и Конец всего существую-щего. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дэ – то, что питает Дао, делает его возможным. К даосской концепции относится принцип Недеяния — отказ правителя от разрушения собственной природы и природы всего сущего. Пусть к бессмертию через сложные физ.тренировки.
Легизм. Основатель Шан Ян.Центральное место заняло стремление к укреплению государства путем развития землевладения, сильной армии, расширение границ, оглупления народа. В чело-веке преобладает эгоизм, имели место столкновения разных эгоистичных интересов. В такой си-туации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы. Леги-стами была разработана теория деспотического гос-ва. Во 2 в до н.э легизм объединился с кон-фуцианством – офиц. Идеология кит. Гос-ва.
| 5. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.
Спецификой древнегреческой философии является стремление понять сущность природы, кос-моса, мира в целом. Этапы развития древнегреческой философии: 1) ранняя античная (досокра-товская), 2) классическая (Сократ, Платон, Аристотель), 3) поздняя античная.
1) Представители ранней были заняты поиском всех первоначал. Основатель древнегреческой философии Фалес видел первоначало в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр - в апейроне(материален,бесконечен), Гераклит - в огне, Пифагор - в числах, Демокрит - в недели-мых атомах. Основные школы: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; поиск первовещей, из которых состоит космос), Пифагорейская (в основе космоса лежит кол-ая гармония), Атоми-стов (Демокрит: мир состоит из атомов (бытие), между ними пустота (небыт)), Элейская (Зенон, Перменид; главный тезис: «Бытие есть, небытия нет»).
2) Сократ интересовался человеком, его внутренним миром, духовно-нравственным и интеллек-туальны развитием. Для Сократа характерен этический рационализм. По Сократу, люди должны больше думать о своем духовном, нравственном, интеллектуальном развитии. Педпринял антро-пологический поворот. Учеником Сократа был Платон. Платон - родоначальник классического идеализма. Есть мир идей и мир вещей. Согласно Платону, подлинной реальностью обладает лишь мир идей. Идеи лежат в основе всего множества вещей. Материя ничего не может породить. У человека роль идеи – душа. Аристотель – ученик Платона. Больше ценил реальный земной мир, выдвинул идею о существовании метафизики, человек – политическое животное, объединил все знания.
Важную роль в развитии древнегреческой философии сыграли софисты.
3) Философские школы поздней антич.: Стоицизм, представители: Сенека, Марк Аврелий; идеи: «Измени себя и мир изменится», Добродетель не в познании и счастье, а в покое, безмятежности, апатии; цель человека - жить «в согласии с природой»; этический идеал – безразличие. Стоики выделяют 4 вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Скептицизм. фило-софия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях не оценивает их, он просто воспроизводит факты. Эпикуреизм, Цель человеческой жизни - получать удовольствие; для счастливой жизни человеку необходимы: 1)отсутствие телесного страдания; 2)невозмутимость души; 3)дружба. Философы уделяли небольшое внимание к проблемам окру-жающей среды, повышенное – к проблемам человека, общества, государства, проблемам смерти и загробной жизни.
|
6. Философские концепции Платона и Аристотеля.
Наиболее выдающимися философами Древней Греции были Платон и Аристотель. Платон - ос-нователь объективного идеализма. Философская система Платона содержит 4 составные части: 1) Онтология – учение о Бытии; 2) Космология – учение об окружающем мире; 3) Гносеология – учение о Методах познания мира; 4) Этика – учение о Правилах поведения людей в обществе. Делил весь окружающий мир на Мир идей и Мир вещей. Первичным являлся мир идей, произ-водным - мир вещей. Доказательство Платона: материальные идеи не вечны, существуют только в определенное время, а общие понятия или идеи – вечны. Платон определил общее понятие всех предметов материального мира, назвал его материей. Большое внимание уделял Этике. Решил создать систему Идеального государства, разделил общество на 3 сословия: 1)правители госу-дарства (философы, политики), 2)воины, 3)крестьяне и ремесленники. Каждое сословие должно заниматься своим делом, укреплению государства должна способствовать религия. Платон выде-ляет 7 типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока нет, и 6 типов суще-ствуюших государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия.
Аристотель - ученик Платона, оставил сочинения по всем областям науки своего времени. Он был учителем А. Македонского. Разделил науки на: 1) Теоретические (цель – знания ради знания, физика, математика); 2) Практические (этика; экономика, политика), 3) Поэтические. Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир идей людей или общих по-нятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Считал, что всему существующему свойственно движение, связывал движение с внутрен-ней энергией. Аристотель был дуалистом.
| 7.Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский). Полемика о природе универсалий.
Фил носила религ характер. Принципы средневековой фил: 1) теоцентризм (характеризуется тесной связью с Библией, Бог – источник всего, Бог и бессмертная душа – ценности), 2) креацио-низм (весь мир сотворен Богом из ничего), 3) провиденциализм (Бог правит миром), 4) персона-лизм (челоевек как персона, сотворен по подобию Бога, наделен совестью, суд – совесть). Суть проблем средневековой фил заключается в познании Бога, можно ли познать Бога с помощью ра-зума или только с помощью веры. Идеи: 1)знание и вера – антиподы; 2) знание и вера должны объедениться; 3) знание и вера могут существовать, т.к. у них разные источники; 4) между верой и разумом лежит пропасть. Проблемы человека: Человек в средневековой фил терял свое прежнее величие, человек – раб, лишь отдавая себя на служение Богу он обретает смысл. 2 этапа развития средневековой фил: патристика и схоластика.
Патристика. Представитель: Августин. Главы философского труда Августина посвящены про-блемам бытия и времени, движению истории, личности человека, его воли и разума перед Богом. Бог, по Августину, - внеприродное начало, сверхъестественная личность. Человеческая душа не имеет ничего общего с материей, т.к. она сотворена Богом, душа бессмертна. Бог находится вне времени, пребывает в вечности, а человек неразрывно связан со временем, время – сугубо чело-веческое понятие, т.к. только человек может различать «до», «сейчас», «после».
Схоластика –представители стремились рационально обосновать и систематизировать христиан-ское вероучение. Основные проблему: док-во бытия Бога; соотношение веры и разума; прови-денциализм, проблема универсалий. Представ: Фома Аквинский.Он разграничил области фил и теологии. Важной проблемой средневековой фил являетсяпроблема универсалий. С попытками решения этой проблемы связаны фил течения: реализм, номинализм. Особенностью средневеко-вой фил является спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий. Реалисты: общие понятия – только имена. Универсалии сущ. до вещей. Номиналисты считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е.отриали существование «до вещей». В итоге, церковь приняла умеренный реализм Аквинского. Выступая против крайностей реалистов и номиналистов, разработан концептуализм (универсалии не обладают самостоятельной реальностью).
|
8.Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естество-знания , медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в раз-витии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних гре-ков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. По-степенно формируется тип мировоззрения ,которое уже не апеллирует к религии,теологии и ми-стике, приобретая всё более внерелигиозный ,светский характер. Философия всё более ярко про-являет себя как основа свободомыслия в целом.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на пред-ставлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом есте-ственной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей. Ни-колай Кузанский выдвигает идею бесконечности Бога и природы, Вселенной, поскольку Бог в ней незримо присутствует. Он утверждает, что природа совершенна и прекрасна.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм,основой которого явля-ется представление о человеке как целостном,гармоничном,творческом и свободном суще-стве.Выдвигается новая идея человека.Совершенным в человеке является не только душа,но и тело,а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы.Человек является творче-ским существом , а его жизнепроявление – выражение и утверждение природных дарова-ний.Человек стоит перед выбором и вынужден сам выбирать себя,свой жизненный план,свою жизненную программу,он сам «конструирует» себя.Естественное проявление его чувств и влече-ний как телесных побуждений столь же прекрасно,как и влечение разума. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении,с присущим ему многообразием телесных и духовных влече-ний.Утверждается идея не только прекрасной индивидуальности,но и индивидуализма,а в силу этого и отдельный человек является асболютной ценностью.Мыслители не идеализировали при-роду человека,признавая в ней наличие как низкого,так и высокого,но уже и не считали его изна-чально греховным и порочным.Утверждается вера в человека,в его возможности творческого са-
|
мосовершенствования,руководящей силой которого является-разум. В эпоху Возрождения чело-веческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься пози-тивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования. Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи.
Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного ми-ра представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская со-зерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельно-сти и праздности.
| 9. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление механи-стического мировоззрения.
Период Новоговремени (17 в.)представлялпереход от феодализма к капитализму. Это был пери-од первых буржуазных революций, коренных изменений в технике и технологиях и возникнове-ния промышленного производства. Переход к мануфактуре обеспечивает быстрый рост произво-дительности труда. Возник культ разума, в первую очередь, научного разума, т.е. уверенность в безграничных возможностях науки.К сущностным явлениям Нового времени принадлежат наука,машинная техника и искусство. Человеческая деятельность понимается в целом как куль-тура.Именно в данный период возникает"наука Нового времени". Выделяется в самостоятельную научную дисциплину астрономия,физика,химия, биология и др.Появляется плеяда видных уче-ных и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религиозной схоластикой,в разработке научных и фил проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия которого про-извели подлинную революцию.Из всех наук того времени наибольшее развитие получи-ла механика. Мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить.
Принципиальное значение имела проблема обоснования отпимального метода научного позна-ния.Проблема метода проявилась в полемике между двуянаправл. гносеологии: Эмпиризм и ра-ционализм. Эмпиризм – путь познания, основанный на опыте. Бэкон основал индукцию (от част-ного к общему). Выделил 4 основных источника человеческих заблуждений: идолы рода, пеще-ры, театра и рынка. Рационализм – основа познания – разум.Дэкарт.
| |
|
|