шпоры. Философия (мои мал). 1. Понятие и исторические типы мировоззрения
Скачать 110.47 Kb.
|
31. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы. Природа-это всё сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. Противоречивость от-ношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологиче-ских проблемах. Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (при-рода одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек - владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради сов-местного развития – коэволюции). Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздей-ствия на природу. Коэволюция - гармоническое развитие природы и общества. Понятие коэво-люции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окру-жающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества. В свою оче-редь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована) к естествен-ным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы. | ||||
32. Учение о человеке в структуре философского знания. Фил-я стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, сущность. Познание человека — центральная проблема философии. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Антропология – философская концеп-ция, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Философские стратегии интерпретации человека: - человек – неразрывная часть природы; -нечто уникальное, особое начало в мире; - человек – но-ситель разума; - человек – не столько природный, сколько социальный продукт. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически фор-мировался человек как существо биосоциальное?» В центре внимания этого течения – проблема человека. В отличие от рацион. учений, фил. антропология исследует эмоции, инстинкты, влече-ния человека, что приводит к иррационализму. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей. С точки зрения философской антропологии, человек: 1) уникален и универсален (нет равных,облад. уникальн. способностями, ничто ему не чуж-до); 2) является соотношением внутреннего и внешнего (духовный мир, существо социал.); 3) это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, ра-циональный, чувственный); 4) это существо историческое, и в качестве такового оно стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы); 5) ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении). | 33.Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания. Специф. св-во чел. – обладание им сознанием. Чел трудно исслед. самого себя. Особенности ана-лиза сознания опред-ся решением вопр. о том, что первично – материя или сознание. Идеалисты и религ. считают, что сознание. Материалисты – материя. Сознание опред-ся как высшая форма ее орг-ции. Сознание– св-во высокооганиз. материи отражать внешний мир в духов. образах. На сегодняшний день философы уверены только в том, что сознание реально существу-ет.Существует несколько точек зрения о происхождении сознания: космическая (сознание – дар космоса или Бога, оно неделимо), биологическая (сознание присуще всем живым организмам, т.к. оно является порождением живой природы), человеческая (сознание присуще только человеку, а животные обладают только инстинктами). Сознание - многоуровневая система, его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с миром. Сознание тесно связано и с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. | 34.Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Фил-я характ-ет чел-ка как сущ-во соц., духовн., одухотворён., облад. сознанием. Со-знание – высш. форма биологическ. отражения* окр. мира в духовных (материальн., идеальн.) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию. *Отражение – 1)универсальн. (всеобщ.) св-во материи; 2)воспроизведение в себе др. предметов. Формы отражения: элементарное отр-ние, раздражительность, психиче-ское раздражение (пси-хика), опережающее отр-ние. Происхождение соз-ния: o Соз-ние имеет космическ. происхождение o Соз-ние – порождение живой природы o Соз-ние – продукт исключительно чел. мозга Структурировать сознание можно по разным основаниям: 1)по отношен. к носителю, субъекту – обществен. и индивид. соз-ние; 2)по степени и способам осоз-ния действительного мира – уровни (обыденно-практиче-ский и научно-теоретический) и формы общественного сознания (политическое, право-вое, нравствен-ное, эстетическое, религиозное, философское и научное соз-ние); 3)по роли осн. компонентов в регулировании чел-ой деят-ти – сферы (когнитивная, эмо-циональная и мотивационно-волевая). Ф-ции сознания: ü Познавательная (форм-ние чел-ком идеальн. образов окр. мира, создаётся кар-тина этого мира, осущ-ся самопознание); ü Целеполагающая (выработка чел-ком целей и идеалов собствен. деят-ти, прогно-зирование бу-дущего, создание его образов и картин, иногда иллюзорных и утопическ.); ü Регулятивная (соз-ие и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.)активно вли-яют на отно-шения между людьми и соц. группами). Обществен. соз-ние – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных дан-ному обще-ству в осознании им собственного бытия. Обществен. соз-ние склад. на ос-нове сознаний отдельн. людей, но не явл. их простой суммой. Каждое индивид. соз-ние неповторимо, и каждый индивид отличается от другого индивида именно содержанием своего индивид. соз-ния. Поэтому обществен. соз-ние представл. собой всегда каче-ственно новое явление, поскольку явл. синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивид. соз-ний. Индивид. соз-ние – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкрет-ному челове-ку. Индивидуальное соз-ние чел-ка всегда многообразнее и ярче обще-ствен. соз-ния, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматри-ваемых проблем. Таким образом, диалектика взаимосвязи индивид. и обществен. соз-ния характеризу-ется тем, что оба этих вида соз-ния неразрывно связаны, но ост. обособленными явле-ниями бытия, взаимно влияющими друг на друга. | 35.Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм). Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в фил. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время, остро встала в нашем столетии. На всем протя-жении развития фил в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Скептицизм – это философское познание, сторонники ко-торого не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в возможности истинного по-знания. Скептики считают, что точно мы ничего не знаем, поэтому ничего нельзя отрицать или утверждать. Агностицизм: сущность объектов непознаваема. Это положение первоначально ка-салось богов, а затем уже природных вещей. Сущности самих вещей человек вообще не способен постичь. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности. Гносеологический оптимизм. Представители: Платон, Аристотель, Гегель. По мнению предста-вителей, нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности вы-явления сущности вещей. | 36.Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная дея-тельность, знание). Человек постоянно нуждается в знаниях. Современный этап развития общ-ва рассматривается как переход от индустриального общ-ва к постиндустриальному, или информационному. В ин-формационном общ-ве ценность знания увеличивается. В этих условиях возникает проблема по-знания. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом фил, который называет-сягносеологией. Предмет гносеологии – всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути позна-ния, его возможности и условия истинности. Теория познания отвечает на следующие вопросы: что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания. Важнейшим средством познания является наука. Если рассматривать процесс научного познания в целом, то в кач-ве его элементов выделяют субъект и объект познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъектом может быть отдель-ныйчеловек и различные социальные группы. Объект познания - это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность субъ-екта. Объекты - независимо существующие от человека вещи, явления, процессы. Познавательная деятельность — творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Знание – результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные св-ва и связи объектов природной, социальной и духовной реальностей. |
37. Основные формы чувственного и рационального познания.Роль воображения и интуи-ции в познавательном процессе. Чувственное познание -познавательный процесс, в результате которого строится образ конкрет-ного предмета посредством 5 основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и ося-зания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление и воображение. Ощущение – отражение отдельных св-в предметов, воздействующих на органы чувств. Восприя-тие –целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств пред-меты, их св-ва и отношения. Представление – это высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов.Человек может представлять, т.к. чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому при-сутствие предмета не необходимо для возникновения чувственного образа. Воображение – со-здание мысленного образа того, что или в данный момент отсутствует, или его невозможно вос-принять при помощи чувств, или того, что пока не существует. Воображение принципиально не-существующего и неосуществимого вряд ли окажется полезным в процессе познания. Однако оно играет определённую роль. Невозможно прийти к какому-нибудь открытию, не представляя себе его конечный результат. Возможно, все научные открытия осуществились, в том числе, и благодаря воображению. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением несёт в себе опасность оторваться от реальности и «уйти» в мир грёз, построить принципиально неосуще-ствимую виртуальную реальность. Поэтому воображение следует использовать осторожно. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключе-ние. Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Оно охватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанав-ливается связь. Умозаключение — форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные и дедуктивные суждения. Важную роль в познании играет интуиция‑ механизм моментального и без доказательств схва-тывания знаний об объекте. | 38.Познание и практика. Практика – целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование социального, природного и культурного бытия. Практика – основа, движущая сила познания. Важнейшие черты практики: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобра-зование материальных систем. Формы практики: 1)Материальное производство (труд) - преобразование природы, естественного бытия людей; 2) Социальное действие - изменение социальных отношений революциями, реформами, войнами; 3) Научный эксперимент - активная деятельность, исследователь искусственно создает условия, для изучения свойств объективного мира. Практика объединяет людей, их устремления и цели в целое. Практика и познание тесно связаны.: практика имеет познавательную сторону, а познание — практическую. Познание – процесс получения и накопления знаний обществом. Оно в целом –взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – человек, а объект – реальность или ее фрагмент. Познание бывает:– чувственное (в форме образов, кот. возникают в сознании человека в рез-те деят-ти центральной нервной системы и органов чувств); – логическое (в форме суждения и умо-заключения). Для начала практичекой деятельности человеку необходимы минимальные знания о предмете, который он преобразует в практике. Функции практики в системе научного познания: 1) источник познания; 2) движущая сила; 3) критерий истинности. Функции познания по отношению к практике: 1) перерабатывает исходные данные и производит понятия, гипотезы, теории; 2) вырабатывает идеальные планы новых типов человеческой дея-тельности, которые не могут возникнуть без науки; 3) регулирует практику. | 39. Понятие истины и ее критерии. Истина – соответствие знания реальности (Аристотель). Выделяют три вида исти-ны:1.объективную-не зависит ни от чела, ни от человечества;2. относительную- характер-ся определённой степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания;3. абсолют-ную- не опровергается последующим развитием познания (это утверждения общего характера типа «мир существует», «мир существует в пространстве и времени» В соостветствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чув-ственный и логический критерии истины. Чусвтвенный критерий предполаг. наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объект, его св-ва, хар-р отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан с требованием непротиворечивости. Критерием истинности челове-ческих знаний является практика, которая не может подтвердить или опровергнуть знания пол-ностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которых степень истинности знаний проявляется достаточно определенно. | 40.Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания. Совокупность познавательных действий делят на научные и вненаучные. Вненаучным называют познание, не являющееся профессиональной научно-исследовательской деятельностью, – то есть обыденное познание. Формы вненаучного познания: обыденное, философское, религиозное, ху-дожественно-образное, игровое и мифологическое познание. Науч. позн-е отличается по уровню, глубине проник-ния в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент.Для научного познания характ наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпир. по-знания характпрактичдеят-ть. Теор. познание осущ. на уровне абстракций высоких порядков. Наблюдение и эксперимент-важнейшие методы исследования в научном познании. Специфика. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По содержанию: в быту случайные, плохо проверенные знания приобретаются – в науке открывают тщательно про-веренные экспериментами и систематизированные закономерности. По способу: в быту познают ненарочно– в науке целенаправленно. Наука: системность, обоснованность и объективность. | 41.Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе. Наука – общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие зна-ний о законах реальности. Специфика научн. познания (НП): 1. НП - спец. форма позн. д-ти., направл. на про-во знаний. 2. В основе орг-ци познав. д-вий лежит четкое выделение предметов. 3. НП предпол. испо. специал. инструменталия . 4 . Рез-ты позн. действ. должны соотв. ряду тре-бов.: - возпроизводим.; - Обоснов-ть; - системность; - объективность. «наука»: Наука как деятельность – система познавательных действий, направленных на произв-во и си-стематизацию объективных знаний о реальности и познании. Наука как социальный институт – это сообщество занятых научной деятельностью людей. Оформилась в Новое время. Наука как система знаний – совок-сть сведений о природной, духовной и социальной реальности. Наука как производит. сила - одна из вожных составляющих произв. сил и фактор развития на пути исполь-зования научн.знан. при разраб. новых технологий, предм. труда. Научная карта мира (НКМ) - особ форма теор. знан.,репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой ин-тегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях науч-ного поиска. Три НКМ: 1. Аристотелевская (VI—IV века до нашей эры) => предпочт о земле как о центре мироздания; мир объясн. умозрительно. 2. Ньютоновская (XVI—XVIII века) =>переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентри-ческой; отр. в трудах Коперника,Галилея, Декарта.; осн.обясн. мира - классическая механи-ка(искл. точные рез-ты, на основе зычислений). 3.Эйншетейновская (рубеж XIX—XX веков) => были открыты :сложная структура атома,явление радиоактивности; исключение центризма; эл-ты случайности; теория относительности. Основные функции науки: - культурно-мировоззренческая (средство создания мировоззренческих представлений и норм); - непосредственной производительной силы (человек, познав законы природы, способен посред-ством техники контролировать происходящие в ней процессы, удовлетворяя свои потребности); - фактора социальной регуляции, представляет собой воздействие науки на потребности обще-ства, становясь необходимым условием рационального управления. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности; - проектировочно-конструктивная; - экологическая; - неогумманистическая. |
|