Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Философия постмодернизма

  • 23.Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

  • 24. Онтология как философское учение о бытии.

  • 25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

  • 26.Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их класс-кации.

  • 27.Диалектика, ее сущность и исторические формы.

  • 28. Принципы и законы диалектики.

  • 29.Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов.

  • шпоры. Философия (мои мал). 1. Понятие и исторические типы мировоззрения


    Скачать 110.47 Kb.
    Название1. Понятие и исторические типы мировоззрения
    Анкоршпоры
    Дата09.10.2022
    Размер110.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия (мои мал).docx
    ТипДокументы
    #723506
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    21. Современная философская герменевтика.

    Герменевтика – направление в фил, которое исследует теорию и практику истолкования, интер-претации, понимания. Название получило от имени греческого бога Гермеса – который истолко-вывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Осн. вопрос герменевтики: как воз-можно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании. В науке часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают когда решают задачи по математике, физике. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, должно иметь дело с существующим, а наука от многого абстрагируется. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ее интерес к нему. Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истинно откроется, если удастся добиться слияния границ вещей и человека. Есть автомобиль, но надо уметь им пользо-ваться. К числу современных философских теорий можно отнести М. Хайрегера, Гадамера. Со-гласно Хайдеггеру человек заброшен в мир, он озабочен, испытывать страх. Понимание, как дей-ствие – есть интерпретация, но интерпретация имеет языковую, текстовую форму. Согласно Гер-меневтику, пусты попытки видеть смысл текста в сознании его творца, у текста нет собственного вне его интерпретации.

    22. Философия постмодернизма.

    Постмодернизм сформировался в 70е гг 20 в. К факторам возникновения философии постмодер-низма относят: 1) исчерпанность управленческого потенциала государства; 2) антигуманность процессов технологической коммуникации; 3) активное включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи). Постмодернизм в философии декларируется как «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., а та-кие понятия как «справедливость» и «правота» утрачивают свое значение...». Философия пост-модерн неоднородна, она не предлагает единой цельной программы развития философии. Куль-тура понимается как система знаков. Язык владеет своим носителем, а не наоборот. Индивид находится внутри текста, поглощен им. Фил постмодерн ставит под сомнение перспективу объ-ективного исследования. Показательны утверждения о «смерти субъекта», «смерти философии». Вместе с тем в этом течении можно выделить ряд нестандартных подходов, которые не получили должного развития. В их числе утверждения о важности обращения к внутреннему миру челове-ка, о допущении множества интерпретаций, об использовании литературных приемов для обога-щения искусства философствования.

    23.Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

    Нац. сам-ние – осознание людьми своей принадл-ти к определен. соц.-этническ. общности и её положения в системе общественных отношений. Нац. сам-ние проявл. в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает представления членов нации о…

    · своей идентичности и отличии от представителей других общностей;

    · национальных ценностях и интересах;

    · истории нации, её нынешнем состоянии и перспективах развития;

    · месте своей соц.-этн. общности во внутригос., межгос. и межнац. отношениях.

    Национальное самосознание включает в себя 2 компонента:

    1. Рациональный (осознание себя частью какой-либо нации);

    2. Эмоциональный (сопереживание своего единства с другими представителями наци-онально-этнической общности).

    Нац. сам-ние сущ. не только на ур-не индивида, но и в массовых формах общественного созна-ния: в языке, в произведениях народн. творчества и профессионального искусства, научной лит-ре, нормах морали и права и т.д.

    Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложив-шихся в процессе развития Бел. как страны, белорусов как нации, бел. культуры как уникальной целостности. Форм-ние фил. мысли Бел. связано со след. этапами:

    1 этап – предфилософский (X–XIV вв), связанный с культурой Киевской Руси периода принятия христианства (Бел. земли были крещены в конце XXв), имевшего для бел. зе-мель большое зна-чение благодаря деят-сти полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях 1-ый монастырь. Представтели: Смолячич, К. Туровский, Е. Полоцкакя.

    2 этап – гуманистическое и реформационное движение (XVI–первая половина XVII), для которо-го характерно форм-ние бел. народности и языка. Представители: Ф.Ско-рина, Н.Гусовский, В.Тяпинский, Л. Сапега. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации бело. культура приобретает черты ренессансного гума-низма с его идеями индивидуальной сво-боды. Реформационное движение было связано с униатством (вера в Единого Бога и отвержение концепции «триединства Бога»: Бог — Отец, Сын и Святой Дух). Одним из ее теоретиков был С.Будный.

    3 этап – доминирование схоластической философии (вторая половина XVII–первая половина XVIII) связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Поспо-литой. Представите-ли: М. Смотрицкий, С. Полоцкий, К. Лыщинский, К. Нарбут.

    4 этап – распространение философии Просвещения (вторая половина XVIII–первая половина XIX) Представители: И. Хрептович, И.Стройновский, М. Коялович.

    5 этап – национально-демократические идеи белорусской общественной мысли (вто-рая полови-на XIX–начало XX). Акцент на проблемы национального возрождения и осво-бождения

    белорус-ского народа, статус национальной культуры и языка. Представи-тели: К. Калиновский, Ф.Богушевич, М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас.

    6 этап – развитие фил. мысли в рамках традиционных проблем марксистско-ленин-ской фил-ии (20-80е гг. XX в), проводились исследования в обл-ти: истории фил-ии, фил-ии и методологии науки, теории диалектики, соц. фил-ии, фил-ии культуры.

    Особенности бел. фил-ии:

    · полиэтническ. структура гос. образований

    · центральное геополитическ. расположение в Европе

    · поликонфессиональность бел. этноса

    24. Онтология как философское учение о бытии.

    Метафизика – это фил. учение о сверхопытных(т.е. не доступных опыту) началах и законах бытия материального мира, человека, познания, культуры.

    С XVI в. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями приме-нялся термин «онтология». Онт-ия как наиб. общее учение о бытии возникает в древнегреч. фил-ии, си-стемат-тся и разви-тся Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Платоном и Ари-стотелем. Позд-нее онт-ей заинтересовались Г. Гегель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза (монизм – в ос-нове мира лежит все-го лишь 1 начало: либо материальное, либо идеальное), Р. Декарт (дуа-лизм – в основе мира ле-жат 2 самостоят. начала: материя и дух), Г. Лейбниц (плюралистиче-ская концепция – в основе мироздания лежит множество самостоят. субстанций* (монад)).

    *Субстанция – еди. первооснова всех вещей, это то, из чего состоят все вещи, из чего они возни-кают, во что превращаются после своего разрушения и гибели.

    Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение) – это фил. учение о сущем, осн. формах бытия природн., соц. и духовн. реальности, содержании категориальной системы и на наиб. общих за-конах, воспроизводящих её структуру и динамику. В наст. вр. принято считать, что метафизика вкл. онт-ию как свою основополагающую часть.

    В онт-ии, и фил-ии в целом, мир осмысливается с помощью фил. категорий как предельно общих понятий. Наиб. общ. понятиями онт-ии явл. категории «бытие» и «небытие». В фил. лит-ре сино-нимами терминов «бытие», «быть» являются понятия «сущ-ние», «реальность», «существовать», «находиться в наличии». Термин «небытие» означает «несущ-ние».

    В чём же смысл категорий «бытие» и «небытие», и как они соотносятся?

    1) Впервые термин «бытие» ввел античн. фил-ф Парменид. Он рассматривал бытие как неизмен-ное, единое и неподвижное, т.е. его осн. идея: бытие есть, небытия нет.

    2) Гераклит видел в бытие мир, который развивается.

    3) Демокрит же считал, что небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

    4) Платон, поддерживая идеи Парменида и Гераклита, считал, что истинно сущим бытием явля-ются идеи, а им противостоит материя или мир небытия.

    Именно через категории «бытия» и «небытия» философы и мыслители определяли отноше-ния человека к окруж. миру, но сам мир видели по-разному.

    В древневосточной культурно-философской традиции небытие является источником, нача-лом бытия, связывая бытие не только с тем, что существует, но и с тем, что было и будет.

    В западной культурно-философской традиции до XIX в. небытие и пустота мыслились как анти-под бытия, как ничто. Позднее такое соотношение бытия–небытия было пересмотрено в гегелев-ской фил. системе, где ничто и чистое бытие – это источник бытия, обладающего мно-жеством форм.

    Несмотря на ощутимые различия в трактовке

    категории бытия, в различных культурно-фил. тра-дициях в наст. вр. достаточно отчётливо определился осн. смысл терминов «бытие» и «не-бытие». Бытие – это способ сущ-ния мат. и духовн. образований, составляющих всё богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Небытие – несущ-ние, отсутствие бытия (ничто).

    В качестве основных форм бытия выделяют

    · Бытие вещей (явлений, процессов) вкл. в себя: 1)бытие вещей, явления, процессов «первой при-роды»; 2)бытие произведённых чел-ком вещей, т.е. «второй природы»

    · Бытие человека: 1)бытие чел-ка в мире вещей; 2)специфически чел-кое бытие

    · Бытие духовного (идеального): 1)бытие индивидуализированного духовного; 2)бытие объекти-вированного духовного

    · Бытие социально: 1)бытие отдельного чел-ка в обществе и истории; 2)бытие общества

    25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

    Материя- философская категория для обозначения физической субстанции в противоположность сознанию(духу). В материалистической философской традиции «материя» обозначает субстан-цию, обладающую объективной реальностью по отношению к субъективной реальности.

    Содержание философской категории «материя» прошло многовековую эволюцию. На 1 этапес-читалось, что материальной основой вещей являются определенные природные «стихии»(вода, воздух, огонь, земля, дерево). На 2 этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой в-ва, несводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. Однако на этом же этапе зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой бы то ни было конкретной форме вещества. Материя понималась как носитель определенных свойств, которые обуславливают все свойства конкретных вещей.На 3 этапе произошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключением двух:1) способ-ность материи существовать независимо от сознания; 2)её способность отражаться человеческим сознанием. На нынешнем 4 этапе(начался в середины 20в) осмысление содержания данной кате-гории формируется концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокуп-ность её атрибутов.К числу атрибутов материи относят её несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание.


    26.Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их класс-кации.

    Вокруг нас и в нас самих постоянно происходят какие-то изменения. Эти изменения в философии называются движением.

    Критериямиклас-цииявл. след. признаки: 1)соотнесенность с определенным уровнем организации материи;2)наличие специфики между объектами,образующими опред. уровень организации ма-терии;3)наличие относительно замкнутой системы законов,управляющих спе-циф.взаимосвязями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующи-ми;5)несводимость высших форм движения к предшествующим. На основе этих критериев выде-ляют 5 осн.формдвиж:

    1)механическую-пространственное перемещение;

    2)физическую - охватывает взаимодействие материальных образований и сопутствующие им из-менения на микроэлементарном, ядерном и атомном уровнях;

    3)химическую -процессы взаимодействия и изменения на атомном и молекулярном уровнях;

    4)биологическую - взаимодействия и изменения объектов, образующих уровни организации жи-вой материи;

    5)социальную– процессы взаимодействия соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций.

    Неразрывная связь движения с материей- важнаяхар-ка движения и материи. Движение проти-воречиво, т.к. оно - единство изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывно-сти, абсолютного и относительного.Оно абсолютно, т.к. стабильность невозможна во всех фор-мах движения одновременно.

    27.Диалектика, ее сущность и исторические формы.

    Понятие «диалектика» возникло еще в древности и первоначально связывалось с искусством диалога, спора.Первым основоположником был Гераклит. Диалектика – теория метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

    Противоречие – центральное понятие диалектики. Противоположности могут сталкиваться тогда, когда они находятся в связи.

    Основные исторические формы диалектики: 1) античная диалектика, во многом еще стихийная, так как не хватало строгих понятий(Гераклит,Эмпедол,Анаксагор), 2) идеалистическая диалекти-ка-наиболее влиятельная(Кант, Фихте,Шеллинг), 3) материалистическая диалектика(Маркс, Эн-гельс, Ленин). Существуют еще промежуточные формы, характерные для средневековья, а также различные варианты немарксистской диалектики (экзистенциальная, мистическая и др).

    28. Принципы и законы диалектики.

    Диалектика - такое понимание мира, при котором различные явления рассматриваются в много-образии их связей.Основные принципы: принцип развития, противоречия, всеобщей связи. Ос-новные законы диалектики:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает источник, причины развития. Основной источник развития явлений и предметов – противоречия.

    2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон раскрывает механизм развития. Количественные изменения рано или поздно нарушают меру и вызывают пе-реход предмета в новое качественное состояние.

    3. Закон отрицания отрицания. Он раскрывает направление развития. Развитие происходит не по прямой, и не по кругу, а по спирали. То есть, любое развитие представляет собой, с одной сторо-ны, движение вперед, с другой – повторение на новом уровне отдельных черт и свойств предмета, то есть возврат к старому.

    29.Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов.

    Категории–такие понятия,кот. отражают наиболее общие черты,стороны и свойства действ-ти.Группа фил. категорий, образованных на основе принципа структурности, вкл. в себя катего-рии «единичное, общее, особенное, часть, целое,система,структура,элемент,содержание,форма». Единичное-фил.категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам, яв-лениям, процессам, и отсутствующие у др. Общее – фил. кат-ия, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов, явлений, процессов. И единичное и общее свя-заны с особенным. Особенное – фил. категория, обозначающая связи и отношения, кот. отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.Часть-фил. категория обозначающая предметы, явления, процессы, образующие др. более сложные предметы, явл-я, процессы. Целое-фил. кат-я, обозначающая предметы, явл-я, процессы, включающие в себя в качестве составных частей др. предметы, явл-я, процессы. Система – это фил. категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную це-лостность. Структура – фил. кат-я, обозн-щая совок-ть устойчивых связей элементов, обеспеч-щих целостность системы и сохранение ее основных свойств. Форма – это способ выражения и сущ-ния содержания.Методолог. значение категорий «система, структура, элемент» в наст. время возраст. в сфере теоретич. научн. исслед-ний и в прикладн. разработках.

    Мировоззренч.смысл содерж-я фил.законов и категорий очевиден. Фил.методология разрабаты-вает лишь общие схемы поиска носителей противоречий, носителей опред.св-в, отношений и т.д.

    30. Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские кон-цепции пространства и времени. Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп. Пространство и время обладают сво-ими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неповторимо и необратимо. Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, т.е., каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую дру-гую),трёхмерность(можно определить положение любого объекта с помощью трёх независимых измерений) и однородность .Основное свойство времени -необратимость(способность процессов развёртываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему(стрела времени).Также выделяют такие свойства времени,как длительность, однородность и одномерность. Однород-ность пространства и времени означает равноправие всех точек пространства и моментов време-ни, отсутствие выделенных(“привилегированных”) мест и интервалов времени.

    2 основные концепции пространства и времени:

    1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пу-стое вместилище, время – неудержимый поток событий. Концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Разра-ботка данной концепции связана с именами Демокрита, Эпикура, Д.Бруно, Г.Галилея.

    2) реляционная: пространство и время понимаются как система отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. Разработка данной концепции связана с именами Аристотеля, Р.Декарта, Г.Лейбница.

    Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение простран-ственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скоро-сти движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растяги-ваются.


    написать администратору сайта