53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные ци-вилизации.
Понятие «цивилизация» введено в научный и философский оборот в 18 в. французскими фи-лософами-просветителями для характеристики общества,основанного на принципах разума и справедливости.И применяли они это понятие для обозначения общества будущего,которое идёт на смену феодальному обществу как единственно соответствующую человеческому достоинству форму общественного устройства.В 19 веке известный американский исследователь Льюис Генри Морган,положив в основу периодизации общества технологический уклад ,употребил термин «цивилизация» для обозначения всего периода развития общества,следующего за варварством ,которому в свою очередь предшествует дикость. В такой формулировке понятие «цивилизация» широко используется в современной философской и научной литературе и служит для обозначе-ния единства всемирно-исторического процесса.
В самой цивилизации выделяют 3 этапа.Д.Белл закладывает в осному периодизации истории ста-тус и историческую роль знаний и исходя из этого цивилизационный период истории делит на доиндустриальное ,индустриальное и постиндустриальное общество.
Концепция постиндустриального общества утверждает, что в зависимости от уровня техники в трех указанных цивилизациях последовательно преобладают либо «первичная» сфера экономи-ческой деятельности (сельское хозяйство), либо «вторичная» (промышленность), либо «третич-ная» (услуги, информация, наука, образование). В каждой из этих цивилизаций ведущую роль играют определенные социальные группы: в аграрной цивилизации — священники и феодалы, в индустриальной — предприниматели и инженеры, в постиндустриальной — ученые, эксперты.
Основным признаком доиндустриальной цивилизации является примитивный уровень техники, требующий применения мускульной силы. Согласно Д. Беллу, аграрное хозяйство отличается от индустриального тем, что в качестве основного ресурса оно использует сырье, а не энергию, предполагает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, и вынужде-но наиболее интенсивно использовать труд, а не капитал. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: сельском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Че-ловек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколе-ний методами, а его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных усло-вий определенной местности…»
Важнейшими характеристиками индустриальной цивилизации являются широкое применение машинной техники, заменяющей мускульную силу, преобладание фабричного производства, ры-ночной экономики, сокращение доли населения, занятой в сельском хозяйстве, урбанизация, формирование наций-государств, становление демократии, гражданского общества и правового государства, применение достижений науки во всех сферах жизни,
рост образованности населе-ния, распространение рационального образа мышления и поведения.
Основные черты постиндустриальной цивилизации Д. Белл охарактеризовал следующим обра-зом: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приори-тет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению ис-следований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в ко-тором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижений теорети-ческого знания
Д. Белл отмечал, что постиндустриальная цивилизация приходит «взамен индустриальной систе-мы так же, как она пришла на смену аграрной… но это не должно означать прекращения произ-водства материальных благ. Постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие об-щественные формы как “стадии” социальной эволюции.
«Информационное общество» остается зависимым не только от индустриальных, но даже и от сырьевых отраслей хозяйства.
|
54.Техника и ее роль в истории цивилизации.
Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей.
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой. В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую.Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы.
Техника предстаёт как совокупность действий человека, направленных на господство над приро-дой. Многие представители фил-ии техники убеждены, что развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого бу-дущего. Для других техника – угроза для общества и ведет к уничтожению цивилизации. Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществление вне природной программы, т.е. осуществление самого себя.
| 55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации.
«глобальный» происходит от латинского слова «globus - шар»
Глобальные проблемы — совокупность острейших жизненных проблем, от решения которых за-висит прогресс человечества, поэтому требует философского осмысления.
8 глобальных проблем, которые Конрад Лоренц, нобелевский лауреат и философ, называет смертными Грехами человечества.
1) перенаселенность земли, которая вынуждает человека защищаться от избыточных общения. Мы, живя в больших городах, уже не осознаем, насколько не хватает нам обыкновенной и теплой человеческой любви. Скученность ведет к агрессивному поведению.
2) опустошение естественного жизненного пространства. Широко распространено заблуждение, будто “природа” неисчерпаема. Человечество стремиться взять у нее как можно больше. Резуль-тат - экологический кризис.
3) развитие техники, или бег наперегонки с собой. Теперь людям телевизор, компьютер и смарт-фон почти полностью заменяют человеческое общение, природу, искусство. Современный чело-век боится ненадолго остаться наедине с собой.
4) исчезновение всех сильных чувств человека, или смерть чувства. Современный “комфорт” стал для нас само собою разумеющимся до такой степени, что мы не сознаем уже, насколько от него зависим. Человек не терпит то, что вызывает малейшее неудовольствие, и сразу же обраща-ется к технике или лекарствам.
5) генетическую деградацию человека в результате использования средств фармакологии. Растут уродства, физической и умственной патологии. Число аномалий ежегодно растет.
6) разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей. В настоящий момент люди порывают с традициями. Ярким пример недостаточный контакт между родителями и детьми.
7) возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе. Источники - зомбирование обще-ственного мнения, давлением рекламы, мода, музыка и т.д.
8) И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех. Лоренц заявляет, что именно человек – творец и носитель своих грехов, ответственный за все то, что он породил и производит.
Философское осмысление глобальных проблем — это значит, что Философия анализирует при-чины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социаль-ную опасность.
Глобальные проблемы имеют общие черты: Естественно-природный и социальный характер. Естественно-природный – отрицательное влияние чел. деятельности на природу. Социальный — кризис в отношениях между людьми.
В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:
-все проблемы могут стать глобальными;
-число глоб. проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных
-точное определение причин возник-я глоб.проблем, их признаки и методы разрешения.
|
56.Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности.
Различные культуры во все времена взаимодействовали между собой, не утрачивая при этом сво-ей самобытности. Однако в нынешнюю эпоху глобализации, национальные культуры сливаются в единую мировую культуру, унифицируясь (утрачивая различия, превращаясь в нечто единооб-разное). Поэтому перед человечеством стоит задача добиться максимально тесного взаимодей-ствия культур без утраты их своеобразия. Чтобы народы духовно обогащали друг друга, а не сливались в неразличимую «серую массу». В разрешении этой задачи участвует и философия.
В этой связи особо важен равноправный диалог культур, чтобы максимально учитывать и сохра-нять все элементы каждой культуры и устанавливать международные стандарты только путем взаимных компромиссов. В диалоге культур сильнее всего различаются цивилизации Востока и Запада. Первые больше склонны к защите общественных интересов, вторые – личных прав и свобод.
Особо опасным следует считать деление культур на передовые и отсталые, ибо такой подход влечет уничтожение якобы «недоразвитого» «совершенным и современным».
|
1.Понятие и исторические типы мировоззрения.
2.Проблемное поле философии и структура фи-лософского знания.
3.Древнеиндийская философия.
4.Философская мысль Древнего Китая.
5.Древнегреческая философия, ей периодизация и основные проблемы.
6.Философская концепция Платона и Аристотеля.
7.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский). Полемика в природе универса-лий.
8.Философские идеи эпохи Ренессанса: гума-низм, антропоцентризм, пантеизм.
9.Проблема самоопределения философии в эпо-ху Нового времени. Становление механическо-го мировоззрения.
10. Дилемма эмпиризма и рационализма(Ф.Бэкон, Р.Декарт)
11. Философские идеи эпохи Просвещения.
12. Критическая философия И.Канта.
13.Диалектическая философия Г.Гегеля.
14.Социальная философия марксизма.
15. Становление и основные направления неоклассической философии.
16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
17. Исторические формы философии позитивизма.
18. Философия постпотивизма.
19. Философия экзистенциализма, её предпосылки и основные темы.
20.Религиозная философия в контексте современ-ной европейской культуры.
21.Современная философия герменевтика.
22.Философия постмодернизма.
23.Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
24.Отнология как философское учение о бытие.
25.Критерия материи. Эволюция представления о материи в философии и науки.
26.Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации.
27.Диалектика, её сущность и исторические фор-мы.
28.Принципы и законы диалектики.
29.Философские критерии, их мировоззрение и методологические значение в анализе эконо-мических процессов.
30.Пространственно-временная организация бы-тия. Основные научно-философские концепции пространства и времени.
|
31.Философия природы. Идеи коэволюции обще-ства и природы.
32.Учение о человеке в структуре философского знания.
33.Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.
34.Структура сознания. Общественное и индиви-дуальное сознание.
35.Проблема познавательности мира (гносеологи-ческий оптимизм, скептицизм, агностицизм).
36.Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание).
37.Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
38.Познание и практика.
39.Понятие истины и её критерии.
40.Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания.
41.Понятие науки и основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обще-стве.
42.Методы научного исследования и их классификация.
43. Эмпирический и теоритический уровни науч-ного исследования.
44.Основные формы научного знания (факт, про-блема, гипотеза, теория)
45.Научные революции, их сущность и типология.
46.Этика науки и социальная ответственность уче-ного.
47. Общество как система. Основные формы жиз-недеятельности общества.
48. Социальная структура общества.
49.Проблема источников, движущих сил и субъек-тов социальной динамики. Эволюция и рево-люция в общественном развитии.
50.Духовная жизнь общества.
51.Линейные и нелинейные интерпретации исто-рического процесса.
52.Основные парадигмы философского анализа культуры.
53.Понятие цивилизации. Доиндустриальные, ин-дустриальные, постиндустриальные цивилиза-ции.
54.Техника и её роль в истории цивилизации.
55.Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации.
56.Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности.
|
| |