шпоры. Философия (мои мал). 1. Понятие и исторические типы мировоззрения
Скачать 110.47 Kb.
|
42.Методы научного исследования и их классификация. Метод – совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Научные познание делится на два уровня: 1. Методы эмпирического познания (чувства): 1) наблюдение —целенаправленное изучение предмета без вмешательства в него(прямое, кос-венное); 2) эксперимент — это целенаправленное изучение предмета в специально созданных и контроли-руемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно; 3) сравнение — это выявление сходных черт или различий предметов (непосредствен. , опосред.); 4) описание — это фиксирование результатов с помощью схем, таблиц, диаграмм и т.д.; 5) измерение —выполнение действий с целью нахождения числового измерения величины. 2. Методы теоретического познания (мышление): 1) формализация — это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью формализованного языка. 2) аксиоматический метод — это выведение знания из неко-торых исходных положений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не тре-буют доказательств. 3) идеализация. 4) мысл. эксперимент. Кроме вышеописанных методов, науке присущи и общелогические методы познания: логика, анализ, синтез, критика, индукция и дедукция, моделирование, подтверждения, объяснения. Так же различают методы общие и специфические, практические и умозрительные. Формы знания: 1- Проблема- исходная форма теоретического познания. Она представляет собой словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, описание «бе-лого пятна» в используемой научным сообществом информации. Чаще всего проблему опреде-ляют как «знание о незнании»; 2 - гипотеза представляет собой ещё не доказанное теоретическое знание. Оно касается возможности существования тех или иных явлений, их причин, либо при-роды, тенденций развития; 3-Теория— высшая форма выражения научного знания. Она отлича-ется тем, что вбирает в себя и согласует между собой все остальные знания по какому-то кругу явлений — и факты, и законы, и принципы. Любая научная дисциплина складывается из суммы нескольких, многих теорий. Их число растёт по мере развития науки. Новые теории, как правило, дополняют прежние; нередко новая теория ограничивает действие старой, превращает её выводы в частный случай более широких выводов. В редких случаях старая теория отбрасывается полно-стью, переходит в архив науки. | 43.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Выделяют эмперический и теоретический уровни научного познания. На эмперическом уровне исследование ориентировано на установление факта существования объекта, его свойств и связей с другими объектами. Предмет научного исследования – наблюдаемые явления и их за-висимо-сти. Методы эмпирического познания: наблюдение; эксперимент; сравнение; описание; измере-ние. На теоретическом уровне исследования направлены на выяснение сущности исследуемого объ-екта. Основная задача – объяснение явлений. Методы теоретического познания: формализа-ция — это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью фор-мализо-ванного языка. Аксиоматический метод — это выведение знания из некоторых исходных поло-жений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не требуют доказа-тельств. В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмп познание пред-полагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. В теоретическом познании доминируют фор-мы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения). Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать од-ну объективную реаль-ность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по раз-ному. Эмп исслед-е в основе своей ориентирова-но на изучение явлений и зависимостей м/у ни-ми. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущ-ностных связей в чистом виде. Задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. 2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно вклю-чают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует не-постредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредо-ванно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. На эмпирич-м уровне познания ис-польз-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Наблюдение - это целенаправленное, си-стематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую актив-ность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. Сравнение, которое предполагает выявление сход-ства и | различия в изучаемых объектах, что позволяет делать определенные выводы по аналогии. Метод измерения является дальнейшим логическим развитием метода сравнения и означа-ет процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Эксперимент,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных усло-вий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта. На уровне теоретического познания — исторический и логический, идеализация, математизация, ло-ги-ческая формализация и др. В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда вза-имодействуют. | 44. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория). Формы научного познания – это стадии, которые проходят знания, чтобы стать достоверными, раскрывающими сущность исследуемых явлений. Высшей формой является теория. Факты – форма эмперических знаний, выраженная в предложениях, истинность которых опре-деляется результатами наблюдений и экспериментов. Если факт вступает в противоречие с усто-явшимися представлениями, возникает проблема. Проблема - форма научного познания, в кото-рой фиксируется знание о каких-то вновь обнаруженных, неизвестных сторонах исследуемого объекта, которые не могли быть объяснены с помощью имеющегося знания. Новое знание пер-воначально принимает форму гипотезы. Гипотеза – научное предположение, вероятность кото-рого обоснована фактическими данными с учетом известных закономерностей. Если из гипотезы вытекают следствия, которые носят характер предсказаний относительно каких-то неизвестных явлений, свойств и т.п. и в эксперименте это подтверждается, то гипотеза превращается из веро-ятностного знания в достоверное, т.е. в теорию. Теория – форма научного знания, содержащая конструкты и набор понятий и законов | 45.Научныереволюции. Их сущность и типология. Науч.революция- этап ПРОЦЕСС КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОПРЕДЕ-ЛЁННОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ ИЛИ ОТДЕЛЬНОЙ ДИСЦИ-ПЛИНЕ,ПРОИСХОДЯЩИХ В СРАВНИТЕЛЬНО КОРОТНОЕ ВРЕМЯ. В настоящее время революционные изменения в науке связывают: 1)с построением новых фундаментальных теорий,радикально меняющих наиболее общие представления об исследуемой реальности и принципы объяс-нения исследуемых объектов,явлений,процессов. 2) с разработкой и использованием новых научных средств и методов.Примеры: использование телескопа,микроскопа,компьютера,и т.д. 3) с перестройкой оснований науки(прежде всего сменой научной картины ми-ра,идеалов и норм исследования).Примеры: переход от классической науки к неоклассический,от неоклассической к постнекласичесской. Основания науки вкл. неск-ко компонентов: -идеалы и нормы науки -общенауч.картина мира (целостная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов) -фил.идеи и принципы,обосновывающиецели,методы,нормы и иде¬алынауч.исследования. Поскольку речь идет об оценках, то очевидно, что здесь нет точных границ, и всегда возможны споры на тему о том, является или не является та или иная новация революцией. По своей значи-мости выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Можно поэтому говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.3 вида научн. революций: - построение новых фундаментальных теорий (наиб. распростр. Пример – революция Коперника) - внедрение новых методов иссл-я (смена научн. проблем и стандартов, появл. новых обл знаний) - открытие новых «миров» (новая обл. познания). |
46.Этика науки и социальная ответственность ученого. До недавнего времени считалось, что этика науки состоит в соблюдении таких норм научной де-ятельности как чистота проведения эксперимента, научная добросовестность в исследованиях, высокий профессионализм. Эти характеристики необходимы, но не являются достаточными. Этика –система моральных принципов и правил поведения члена научного сообщества. Основные принципы научной этики: - объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений; - научные результаты – общее достояние ученых; - добросовестность (ответствен. за качество, запрет плагиата, уважение к чужим достижениям). Ученые должны ощущать бремя ответственности. Только они могут обладать необходимым зна-нием для того, чтобы предугадать и оценить грядущую опасность. Они отвечают за развитие науки, но в той мере, в которой оказываются причастными к принятию решений. | 47.Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. Сущ. много определений понятия «общество». 1. общность, объедин. сознанием. 2 совокупность биолог. существ. 3. форма совместной деят-сти людей.Общество - это сложная система отноше-ний между людьми.Элементом общ-ва является индивид и общественные связи.Для анализа си-стем учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами общества принято считать сферыобщественной жизни: 1) экономическая (ее элементами являются материальное производ-ство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения); 2) социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения); 3) политическая (включает политику, государство, право); 4) духовная (различные формы и уровни общественного сознания). Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и вза-имно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно. Ведущей сферой является экономическая. Труд носит коллективный характер. Основные элементы соци-альной структуры общ-ва: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. | 48. Социальная структура общества. Социальная структура общества – совокупность всех функционирующих в нем общностей. В широком смысле – это система основных социальных сфер вообще (экономической, политиче-ской, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения. Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность, социальный институт. типы социальных структур: - этническая:включ. след. общности: род, племя, народность, нация; - демографическая: важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура; - поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом; - профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям. | 49. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в общественном развитии. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение опре-деленного времени в обществе, в социальной структуре, в социальных группах, институ-тах.Проблема источника историческое развития связана с решением вопроса о том, что движет историю. В решении этой проблемы выделяют три модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории соц. противоречий (Гегель, Маркс) исходят из общедиалектических установок, в соответствии с которыми единство и борьба противополож-ностей явл. источниками развития как в природе, так и в общ-ве. Согласно этой концепции война противоборствующих сил определяет внутр. динамику прогресса. Солидаризм( Конт, Спенсер) делает акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общества. Неизбеж-но возникающие конфликты и противоречия рассматривается здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Теории конфликта (Парк, Козер) выступают как синте-тические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с соц. противоречием кон-фликт явл-ся более узким понятием и определ-ся как осознанное противостояние двух или более сторон. Говоря об источнике историч. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории – вопрос «кто ее движет». В кач-ве субъекта истории в философии выделяли: личность, народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ, народные массы, массы. Учение о народных массах разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производства явл. определяющим фактором историч. динамики. Элита облад. материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой, реальным весом и влиянием в обществе. Эволюция постепенное и длительное саморазвитие общества, при котором новое постепенно вырастает из старого. В противоположность ей революция – коренное и быстрое качественное изменение в развитии общества или познания. | 50.Духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества -это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с эко-номической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целост-ности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, привычки и т.д. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Под культурой понимается развивающаяся совокупность материальных, политических и духов-ных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества. Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная сфера - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общ-ва. В нее входят наука, религия, мораль, искусство, право, общественное сознание. Мораль. Главная функция – регуляция поведения людей. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливо-стью. Мораль и право тесно переплетены. Формализованная мораль может становиться правом. Религия. Религиозное сознание включает в себя 3 основных элемента: 1) представления; 2) рели-гиозное чувство; 3) религиозные действия. Функции религии: смысловая (связана с внутренней психологической потребностью человека осознать смысл жизни), интегративная (единство обще-ства), регулятивная, коммуникативная (религия служит средством общения верующих). Наука - деятельность познания достижений мира на базе специальной техники. Сфера исследова-тельской деятельности, направленной на произведение новых знаний. |
51.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Все многообразие сложившихся к настоящему времени т. зрения на проблему направленности общественного развития сводят к двум основным концепциям: линейной и циклической. Основные положения линейной концепции: у всех народов одна история; развитие носит поступательный характер, т.е. каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей по времени; развитие носит однонаправленный и необратимый характер; общество развивается по направлению к какой-то своей финальной стадии. Вектор развития общества сторонники ли-нейной концепции понимают по-разному: либо как прогресс, либо как регресс. В фил-ии разра-батывалась и противоположная ей циклическая концепция: отрицание общих, универсальных за-конов общественного развития и соответственно единой для всех народов истории; акцент на по-вторяемость исторических событий; отрицание однонаправленности и необратимости обществ. развития; вывод, что развитие идет по кругу и что у человеческой истории нет какой-то финаль-ной цели, конечного пункта, после которого должна прекратиться сама история. | 52.Основные парадигмы философского анализа культуры. Парадигма – совокуп. убеждений, средств и ценностей, принятых научным сообществом. Имен-но она определяет, какие проблемы явл. наиболее значимыми для научных исследований, и какие интерпретации при этом применимы. Учёные, работающие в рамках одной парадигмы, образуют научную школу. Существуют несколько парадигм фил. анализа культуры: семиотическая, дея-тельностная, игровая, аксиологическая, психоаналитическая, натуралистическая, диалогиче-ская. Семиотическая: В рамках данного подхода культура понимается как сов-ть знаковых си-стем и культурных текстов. Аксиологическая: культура рассматр. как сов-ть ценностей созданных людьми. Деятельностная: культура как система специфически человеческих форм деят-ти. Культура оценивается как особый способ освоения внешнего и внутр. мира. Представите-ли игровой парадигмы видят несомненную связь между игрой и культурными практиками и, ана-лизируя сущность игры, пытаются тем самым глубже понять основания культурной деят-ти. Психоаналитическая. Фрейд рассматривал культуру как процесс трансформации бессозна-тельных природных желаний чел-ка в сферу приемлемых в обществе норм, ценностей и смыслов. Сторонники натуралистической парадигмы рассматр. культуру как механизм приспособления чел-а к окр. среде. Диалогическая парадигма. Культура возникает и сущ только в диалоге между личностями. | |