1. Понятие и предмет теории государства и права
Скачать 1.87 Mb.
|
Тема 9. Сущность и понятие права Сущность права, ее стороны и проявления. Право как масштаб, форма и мера свободы и ответственности в обществе. Объективное и субъективное право. Научное понятие права как основная категория теории права. Различные подходы к правопониманию и определению права. Объективные свойства и признаки права: нормативность, общеобязательность, принудительность, системность, формальная опрёдёлённость, применимость,. динамизм и. стабильность. 9.1. Понятие и сущность права Понятие права,- основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории; а также отраслевые понятия юридических наук. Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие нрава влияет на правосознание людей. Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране. Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми. Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания): нормативноалраволонимание; социологическое; нравственноё. Эти концепции и раскрывают сущность права. С точки зрения нормативного правопонимания право - это система норм, система общеобязательных правил повёдёниягустановленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны. Такое правопонимание обладает определенными недостатками: Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества). Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности. Этот тип правопонимания недемократичен. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека. Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию. С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право Представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в доциологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей). Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные обидественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается прежде всего как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые. Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью. Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона. Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений. Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США. Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения). Достоинства нравственного правопонимания: Право здесь связано с положительными общественными явлениями – со свободой, демократией и т. п. Данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме. К недостаткам может быть отнесено следующее: Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового. Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона. Это понимание также исходит от различия между правом и законом, делит законы на правовые и не правовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос: если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправовой, то что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии? Каждый из типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует гам, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство). Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления. В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи -свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п. Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме. Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей. В качестве сущностной характеристики права признается свобода. Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Но право и свобода - не одно и то же. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: "при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей". Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность. Право - социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе. Право - равная, мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами. Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах- права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим,,во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица. Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное право - общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право - это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица. В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость - это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней. Право - социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе. 9.2. Объективные свойства права. Операциональное определение права, которое используется в учебных целях и охватывает важнейшие внешние проявления права, можно сформулировать следующим образом. Право - это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения. Дать понятие чего-либо, в том числе и права, - это значит назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности. Свойства права - качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права - это то, что отличает право от иных регуляторов поведения. Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят. Можно выделить следующие объективные свойства права: нормативность; общеобязательность; принудительность; формальная определенность; системность; динамизм и стабильность; реальная применимость. Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права -это общеобязательные правила поведения. Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т.к. люди следовали бы праву по своему усмотрению. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования, норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований. Формальная определенность. Определенность означает, что. поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения. Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами. Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся з обществе - в этом проявляется его динамизм. Динамизм права - это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни. Излишняя стабильность вредна, в этом случае право сковывает общественные отношения. При этом излишний динамизм права также негативно сказывается на развитии общества. В этом случае, когда нормы права меняются слишком часто, в общественные отношения привносится элемент нестабильности, утрачивается авторитет права как регулятора общественных отношений, субъекты не могут ориентироваться на правовые нормы при планировании дальнейшей жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и динамизма, только в этом случае оно может выступать эффективным регулятором общественных отношений. Реальная применимость права означав г, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не буду г действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны,1 не столь прогрессивны, но при этом пригодны ,для использования в данном конкретном обществе. Это во многом зависит и от самого содержания права: оно должно не только устанавливать некие правила, декларировать права и свободы индивида, но и предусматривать механизм их воплощения в жизнь. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др. точек зрения. Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права. 9.3. Функции права Социальное назначение права состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений. Быть регулятором общественных отношений означает: закреплять сложившиеся общественные отношения; способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений; обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений. Социальное назначение права конкретизируется в его функциях. Функции права - это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения. Выделяют: Общесоциальные функции права, их понимают двояким образом. В одном варианте под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни (влияние права на экономику, отношения людей в семье, в коллективе и т. д.). В другом варианте общесоциальные функции - это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В этом случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни (религия, политика, экономика и др.), оказывают на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены (это более распространенный вариант трактовки общесоциальных функций права). К общесоциальным функциям права относятся: Ценностная (ценностно-ориентационная) функция. Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право, ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение И признание (уважение) этих ценностей (например, право фиксирует ценность человеческой жизни, собственности, ряда нематериальных благ, таких, как здоровье, ^достоинство, безопасность, деловая репутация и др.). Также работают иные социальные институты (религия, например, тоже отражает свою систему ценностей). Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), - право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны. Информационная функция. Право представляет собой определенную информацию - о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержании неких правовых категорий и т. д. Воздействие состоит в том, что право доносит эту информацию до человека; через определенные источники - законы, постановления, указы и т. д. - люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка. Специально-юридические функции - такое воздействие права, которое свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач, целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей. Специально-юридические функции права долятся на две группы: регулятивные и охранительные. Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначений права - регулировать общественные отношения: 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений; 2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности: Регулятивно-статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. Этот уровень выражается в субъективных правах. Эта функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечения стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, Конституция России в гл. 1 закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы и т. д.). Регулятивно-динамическая функция. Ее задача - обеспечить положительное развитие общества; средства реализации этой функции - обязывание (позитивное). В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, дарение, завещание и т, д.). В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Задача охранительной функции права: вытеснить, устранить из жизни общества все то, что мешает его нормальному развитию. Правовые средства: запреты, санкции норм права, юридическая ответственность. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т. д.). Разграничение охранительных и регулятивных функций права имеет определенную теоретическую условность. Все функции права реализуют основное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний. 9.4. Принципы права Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права - это основы права. Принцип права – основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Каждый принцип – это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определённой субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения. Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве, принципы права – только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования. Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определённого акта, законодательства в целом, принципы как – бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный – для системы общего права. В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль: Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон. Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов. С точки зрения охвата выделяют принципы: Общеправовые действуют по всей правовой системе Именно эти принципы составляют предмет общей теории права. Межотраслевые - .действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми). Отраслевые – действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.). Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли-права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.). Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом. Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества. К общесоциальным принципам права относят: политические начала правд (например, принципы демократизма, разделения властей); экономические начала права (например, свобода экономической деятельности); нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прави свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости). Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят: принцип законности; принцип равенства перед законом: принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности; принцип судебной защиты прав и свобод граждан; принцип единства прав и обязанностей; принцип сочетания убеждения и принуждения в праве. Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов. Принцип социальной справедливости. Правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д. Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как "справедливое равенство" и "справедливое неравенство". Справедливость имеет парную категорию "несправедливость". Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление .в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ). Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия. Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение -сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д. Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм. |