Шпоры по философии. философия. 1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия. Метафизика
Скачать 53.36 Kb.
|
1 2 Философия как социокультурный феномен Философия, мировоззрение, культура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях. 1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности. Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности. Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. 2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф. Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития. Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца. Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии. 3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии: • развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества; • развитие государственного строя; • возникновение научной формы знания. 4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология. Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл. 5. Основные особенности религии: • жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики; • главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании; • символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами; • ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку. 6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами. Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию. Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения. Специфика философского знания и проблемное поле философии. Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется весьма заметно различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет ! свой относительно самостоятельный предмет: историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений; онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику; философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности; гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности; социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией можно показать на схеме, называемой "философская ромашка". Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии. Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других. 1. Онтология(от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – важнейший раздел философии, учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и др. Подразделы онтологии: философия природы, философская антропология, социальная философия. Социальная философия (от лат. socium – общество) – наука об основных законах существования общества. Выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия: «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др 2. Гносеология(от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира. В современной гносеологии выделяют ведущие отрасли: эпистемологию и науковедение. Эпистемология – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до ХХ в. изучались в рамках формальной логики. Науковедение – дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХв. 3. Логика (от греч. logos – слово, понятие, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. Основной раздел логики – формальная логика – учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. К периферийным разделам относятся этика, эстетика, история философия. 4. Этика (от греч. ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Возникла в античный период как практическое направление о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, то есть является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяют этологию – науку о нравственных нормах конкретных обществ и аксиологию (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях человеческой жизни. 5. Эстетика(от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. 6. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, то есть разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. Культурные традиции и типология философии. Философия и национальное самосознание. Высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Духовный мир и сознание личности уникальны. Но каждый человек связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и общее с другими людьми отношение к этой действительности. Национальное самосознание включает в себя два компонента: 1. Рациональный (осознание себя частью какой-либо нации). 2. Эмоциональный (неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы). Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, объединяющим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма. +Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает проблема нравственности. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Философия как личностный выбор: основание обращения к философии. Философия как профессия и как призвание. На формирование современного облика философии оказали воздействие следующие тенденции общественного и культурного развития: а) становление глобальной цивилизации, тесное взаимодействие и переплетение различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. Происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В качестве таких функций, как правило, выделяют мировоззренческую, методологическую и социально-критическую. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры. Данная функция философии связана с осмыслением таких фундаментальных проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. Круг этих вопросов относится к так называемым «вечным» проблемам человеческого бытия. Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Она, в свою очередь, делится на три «подфункции»: а) Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. б) Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. в) Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета, средств и методологического потенциала. Для современной науки методологическая проблематика приобретает особо важное значение, поскольку в ней существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-познавательной деятельности. Пространство философско-методологической проблематики расширяется. В нем все более начинают доминировать такие темы, как: социокультурная и этическая экспертиза научно-технического развития; проблема объективности научного знания и критика «натуралистического объективизма»; разработка междисциплинарных программ; методологический потенциал глобального эволюционизма, синергетики и информационных технологий в современном научном познании; современные формы коммуникации в науке и становление «мыслительных коллективов». Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Более конкретно эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно формирующимися ее формами и доминирующими в обществе ценностями и идеалами. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности. Социально-критическая функция философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего, выстраивается многообразие потенциальных векторов развития, что способствует увеличению степеней социальной свободы, обеспечивает реальную пластичность, вариабельность и, следовательно, устойчивость развития общества. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э. , когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э. , а именно в Индии, Китае и Греции. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии: - мифогенная концепция- философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. - гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления пронаучного знания. - гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, зачатки наук и обыденное мышление. Обе концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Философия возникает в определенных социокультурных условиях: 1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ; 2) выделение ремесла из сельского хозяйства; 3) становление государства и безличного писаного права; 4) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»; 5) отделение умственного труда от физического. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предположившая новую картину мира, новое понимание человека и общества. Проблема возникновения философии интересовала еще античных философов – Платона, Аристотеля и других, которые усматривали начало философии в удивлении Философия природ 1. Природа как объект философского и научного анализа. Эволюция представлений о природе в культуре Востока и Запада. В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис): органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в существование Вселенной. Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии. Философские вопросы по отношению к природе: – взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества; – отношение природы и человеческой культуры; – как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека; – каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху. Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете – в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы. Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К естественной среде относятся земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса; реки; озера; моря; океаны и т. д. Конечно, природа, не исключая и географическую среду, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Но более сильное влияние на них оказывает практическая деятельность человека, которая направляется его потребностями, интересами, целями и идеалами. За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия общества на природу в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании становится средой активного воздействия разума – ноосферой. Вследствие чего биосфера как сфера живой природы, которая включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума. Два типа восприятия природы и её взаимоотношения с человеком - восточный и западный. Восточный тип мировосприятия, по сравнению с западным, более ориентирован на Вселенную, на гармонию между человеком и природой. В природе восточные мыслители чаще всего видели не прибежище конкурирующих сил, которые надо покорить, а некий общий символ божественности. Один из постулатов даосизма гласит о том, что человек следует природе, природа следует небу, небо следует Дао, а Дао – самому себе. По сути, мы сталкиваемся с двумя типами экологического сознания, и они как бы взаимодополняют друг друга. Отчасти подобного рода дифференциацию можно объяснить различиями в самом характере веры, лежащей в основе цивилизаций востока и запада. После того как в Европе воцарилось христианство вместо языческого уважения к духам гор, степей, лесов, рек, западная религия стала предтечей хищнического подхода к живой и неживой природе. С этого момента, природа является не объектом созерцания, а источником ресурсов. Христианское учение лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей (напр., творить чудеса). По Августину Блаженному природа сама для себя недостаточна, и человек призван быть ей господином. Западная традиция понимания природы берет свое начало в античной натурфилософии, хотя христианские установки на понимание природы как подчиненной человеку, временной, суетной здесь еще не господствуют. В античной натурфилософии были разработаны и обоснованы идеи гармонии человека, природы и космоса. По представлениям эллинов, человек – частица Космоса и в нём нет ничего, чего не было бы в Космосе в неизмеримо больших размерах. С другой стороны, сам Космос рассматривается как одушевлённый и упорядоченный организм, подчинённый Логосу. Природа наделяется человеческими свойствами, а человек стремится включить себя в природное целое, стать понятным природе. Другими словами, мир в воззрениях древних выступал как взаимопроникновение человеческого и природного. Древний грек жил в сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован развившимся в последующие эпохи разделением труда. В Новое время утилитарное отношение к природе значительно усиливается. Перед наукой и техникой Нового времени природа предстаёт главным образом как объект производственной эксплуатации. Подобный подход определил и характер философии природы, здесь сама природа рассматривалась как механическое сцепление сил, где имеют место лишь количественные изменения (Р.Декарт). Природа – огромный механизм, раз и навсегда заведённая самодействующая машина (такое толкование природы надолго переживет Новое время). В эту эпоху проблема единства человека и природы приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала её двумя путями: во-первых, это понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах; во-вторых, выявление специфики человеческого отношения к миру и природе. В целом эпоха Нового времени отличается великим множеством интерпретаций природы. Главный вывод из сказанного состоит в том, что природу следует рассматривать как сложное целостное системное образование, находящееся в неразрывном единстве с обществом и человеком. 2. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Природа- совокупность всех естественных факторов, составляющих сферу жизни и ее поддержания. Первая природа является основой для второй природы, как созданного человеком блага, изменяющего уровень человеческой и общественной жизни. Понятие “природа” противоположно понятию “культура”. Природа и человек - две подсистемы, взаимосвязанные и взамодействующие. Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества). 1) органическое взаимодействие. Человек еще не выделен из природной среды. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота). 2)Механическое взаимодействие Овладение природой. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд). 3)Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская. 4)Научно-техническое ввзаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации. 5)Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм. Среда обитания человека не только общество, но и природа. Влияние на человека природных явлений. +Природные предпосылки и факторы здоровья. Влияние на человека природных явлений. Природа лечит человека: общение с животными, растениями. Горы, лес, море, вода, воздух.Солнечная активность, атмосферное давление, температурные перепады, геомагнитные поля, солнечная радиация, космические процессы.Человек окружен потоками космической энергии. Моральная и эстетическая ценность природы.Природа и общество взаимо включают друг друга, оказывают друг на друга позитивное (а иногда и негативное) воздействие. Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера как зона (оболочка) жизни.Геосфера- часть природы, составляющая необходимый жизненный фактор человека, заключающийся в атмосферрной, наземной и водной сферах его обитания. Географическая среда - естественный фактор жизни. Географический детерминизм- учение о предопределяющей роли географической среды в развитии человека и общества. (Шарль Монтескье, Виктор Кузен) ружающая среда включает в себя две составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Естественная среда обитания – биосфера, область обитания живых организмов. Она складывается как из них самих, так и из мест их обитания, верхней части земной коры, воды, атмосферы. Результаты освоения богатств биосферы для человека трудно недооценить. Умножаются культурные и материальные ценности общества, увеличивается уровень жизни. Так или иначе, всем этим человек обязан природе, всё это взято у неё в преобразованном или естественном виде. Разумность человека и прогресс цивилизации, однако, прочно обусловлены и способностью создавать нечто новое. Искусственную среду обитания рассматривают как совокупность всего созданного самим человеком: любого рода предметы, растения и животные, принадлежащие различным сортам и породам, выведенные путём одомашнивания и селекции. Роль искусственной среды обитания в человеческой жизни с течением времени становится всё более значимой. Однако скорость роста искусственной среды обитания и увеличения влияния, которое она оказывает на природу, заставляет насторожиться. Объём технической массы, под которым понимают суммарную массу всего, что создано человеком, в настоящее время на порядок превышает биомассу (как суммарную массу всех биологических объектов) Возникновение жизни на земле стало исходным пунктом в эволюции всей природы и в истории нашей планеты. Сменился характер геохимических процессов на земле. Живые организмы превратились в могущественный фактор геологических изменений. Постепенно сформировалась природная сфера, в которой главную роль стало выполнять живое вещество. Эта природная сфера получила название биосфера. Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский. Биосфера (жизнь + шар) – сложный природный объект, который включает все живое и генетически связанное с им неорганическое вещество; это земная оболочка, которая охвачена жизнью и имеет в связи с этим своеобразную геологическую и физико-химическую организацию.В биосфере происходят сложные процессы миграции вещества и энергии. Техногенез, разумное преобразование природы создают условия для перехода биосферы в новое состояние – ноосферу. Однако глобальное влияние человека на биосферу пока дает многочисленные примеры разрушительного воздействия, которое угрожает экологической катастрофой. Поэтому проблема биосфера и человечество является сегодня общепланетарной проблемой разумного ведения земных дел во имя сохранения жизни на земле. Ноосфера(от греч.: разум+шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Термин ввел в начале ХХ в. Французский ученый Леруа. Иногда пользуются термином антропосфера, социосфера, биотехносфера. Ноосфера – новая высшая стадия развития биосферы, становление которой связано с развитием общества, которое оказывает большое воздействие на природные процессы.Разум человека – это та грандиозная сила, которая воздействует на биосферу. Он создал новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой. Он создал искусственную природу, которая воплощает эволюцию, руководимую разумом. Необходимо согласовывать человеческую деятельность в соответствии с характером природных закономерностей. 3. Экологические и демографические проблемы современности. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего. Термин "экология" впервые употребил в XIX веке профессор Иенского университета Э.Геккель. Геккель предполагал, что экология призвана изучать взаимодействие живого организма с окружающей средой. Другими словами, экология в собственном смысле - это область знаний о биосфере и комплексе мер, направленных на сохранение биосферы Земли в условиях активно-преобразующего воздействия человека. Человек рассматривается как составная часть биосферы, как одна из ее главных компонент. Сегодня под экологией понимают, в первую очередь, экологию человека. Поэтому от собственно экологических проблем отличают проблему ресурсов, которая выступает в качестве относительно самостоятельной. Экологические проблемы занимают все более важное место в системе мировых приоритетов. В качестве главного виновника экологической деградации часто называют экономику. В центре внимания оказываются две проблемы: рациональное использование собственно природных ресурсов и охрана окружающей среды. В этом случае происходит своеобразное разделение экономики на «природные» отрасли и виды деятельности, непосредственно связанные с природопользованием и охраной среды, и все остальные. Только разобравшись в сложившихся экономических структурах, особенностях функционирования секторов и отраслей экономики, можно сформировать эффективную эколого-экономическую политику и экономические инструменты ее реализации. В центре внимания прежде всего находится «макроэкономика природопользования», макроэкономический подход требует формирования иного эколого-экономического мышления в науке, исполнительных и законодательных структурах власти. Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах. Под демографической проблемой может пониматься как убыль населения, так и перенаселение. В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности . В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами. Для того чтобы глубже проникнуть в суть понятия демографической проблемы, следует подробно остановиться на описании составляющих её компонентов. Устойчивое демографическое развитие государства, обеспечивающее воспроизводство человеческого потенциала, гарантирует ему успешное функционирование и сохранение. Эта истина прослеживается в научных трудах и учениях философов и общественных деятелей, например А. Смита, Ж.Ж. Руссо. В настоящее время российские ученые всерьез озабочены непрерывным сокращением населения России и мира в целом. Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. При этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу». Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, традиционно носит название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, определяющими эффективное и экономное природопользование. На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек — природа — общество» фундирует экологическую проблему. Сегодня она выливается в проблему будущего всего человечества и входит в число так называемых «глобальных проблем». Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер отношения человека к природе. В разные исторические эпохи оно складывалось по-разному. Так, например, для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма. Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами. Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней. 4. Влияние природно-климатических условий на формирование цивилизационных особенностей восточнославянских народов Восточной Европой, зоной расселения наших предков, принято считать равнину, ограниченную пятью морями (Черным, Азовским, Каспийским и Балтийским и Белым) и тремя горными массивами (Кавказом, Карпатами и Уралом). По природно-климатическим условиям она делится на три части: северную лесную, южную степную и промежуточную лесостепную. На юго- востоке Восточно-Европейской равнины раскинулись неплодородные песчаники и солончаки Северного Прикаспия. Зоной, удобной для земледелия, является полоса наиболее глубокого чернозема лесостепи и безлесая, но удобная и плодородная территория степей. Лесные массивы представляли собой зону рискованного земледелия, дававшего низкие урожаи (не более сам-треть). Здесь был возможен прогресс не сельскохозяйственного, а промыслового производства. Величиной осваивавшейся территории обусловливалась низкая плотность населения в Восточной Европе (3—5 человек на 1 км2). При обилии лесов и болот главным средством сообщения были речные пути. Поэтому восточные славяне расселялись преимущественно по берегам рек на возвышенностях. Речные коммуникации связывали восточных славян с цивилизованным миром. Важнейшим среди таких путей был «из варяг в греки», известный с VI в. по летописным источникам и соединявший Скандинавию с Византией. Начинался он с Варяжского моря (Балтийского), далее шел по реке Неве в озеро Нево (Ладожское), далее по реке Волхов и озеру Ильмень, из него по реке Ловати, затем мелкими речками и волоками в Днепр и по нему к Черному морю. Другая магистраль «из варяг в персы» также начиналась на Балтике и реках этого бассейна, далее шла на юго-восток через систему волоков по направлению к притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских булгар, хазар и Каспий, оттуда в Среднюю Азию и арабские страны. 1 2 |