Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Роль ф. в системе культуры. Функции ф.

  • 3. Проблемное поле ф. Формир-е системы современного фил-го знания.

  • Структура фил-го знания

  • 4. Специфика фил-го мышления. Типы фил-го мировоззрения.

  • 5. Взаимосвязь ф. и науки, иск-ва, морали, религии.

  • 6. Соц.-исторические и культурные предпосылки возникновения ф.

  • 7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай).

  • 8 вопрос Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 237.57 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение
    АнкорFilosofia_Naste.docx
    Дата18.03.2018
    Размер237.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Naste.docx
    ТипДокументы
    #16865
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы.

    Мировоззрение – целостная система представлений об окр-м мире и о месте в нём человека. В м. выражается отношение человека, группы или общества к самому себе.

    Структура:

    • а) Интеллектуальная сторона м. (миропонимание – наши идеи и знания, кот-е требуют внутренней согласованности и обоснования);

    • б) Эмоциональная сторона м (мироощущение – чувства, настроения; т.е. любое знание имеет переживание);

    • в) Ценностная сторона м. (Ценности существуют в форме убеждений, идеалов, смысла жизни и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные. Ценности и знания явл-ся основой для формулирования нами целей деятельности);

    • г) Деятельностная сторона м. (Человек – существо деятельностное. Труд сделал человека человеком. Без труда человек не может выжить. Деят-ть человека (как соц-го существа) регулируется знаниями и ценностями (но как биол-е существо, мы что-то делаем и инстинктивно).

    Исторические типы м.:

    • а)мифологический (предание, повеств-е)образно-ассоциативное отражение действ-ти, фантаст-е интерпретации явлений природы и челов-й жизни;

    • б) религиозный (святость)- предполагает монотеистические религии (самые развитые-христианство, ислам, иудаизм), т.е. Бог предстаёт как абсолют, нечто бесконечно превосходящее космос и человека;

    • в) философский (любовь к мудрости)- человек опирается на разум, использует логич-е и теор-е подходы к обоснованию происходящего в мире;

    • г) также обыденный и теор-ий (философия).


    2. Роль ф. в системе культуры. Функции ф.

    Философия- (с греч. любовь к мудрости)- особая форма познания мира, выраб-т систему взглядов о принципах бытия и выр-т эти взгляды в системе понятий. Ф. пришла на смену мифологии и религии первобытного строя. Возникла в 7-6 вв.до н.э. в Индии, Китае, Др.Греции. Термин ф. впервые употребил Пифагор.

    Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области фил-го исследования. Между тем в различных учениях акцентир-ся лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Внимание фокусир-ся на связи «ф. - наука», «ф. - религия», но не «ф. - культура».

    Культуролог-й подход даёт возможность исслед-ть ф. как явление сложное, многомерное. Подобный подход соотв-т реальной сути ф. и вместе с тем отвечает насущной совр-й потребности в широком, полноценном миропонимании.

    Рассмотрение ф. как культ.-историч-го явления позволяет охватить весь динам-й комплекс её проблем и ф-ций. Ведь при таком рассмотрении обществ-я жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формир-я, действия, хранения, трансляции культ.-истор.-х ценностей.

    Функции:

    а) мировоззренческая (создаёт картину мира);

    б) методологическая (- куммулятивная(накопительная); - регулятивно-эвристическая (выработка норм и принципов науч. познания));

    в) соц.-критическая (осущ-т теор-й анализ имеющихся проблем и критику соц-й дейст-ти);

    г) прогностическая (охватывает сов-ть представлений, выраб-ых в рамках ф., отраж-х возможные состояния прир-х образ-й и общества)

    3. Проблемное поле ф. Формир-е системы современного фил-го знания.

    Проблемы философии можно разделить на 3 подвида:

    • 1 - относятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции.

    • 2 - возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.

    • 3 - относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций (рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира, связанная с физикой Галилея–Ньютона).

    Структура фил-го знания:

    Ядро ф. – теория диалектики (наука о всеобщих законах развития природы, общества). Особое место в ф. занимает Эпистемология – наука о том, как человек познаёт окр-й мир и самого себя.

    Осн-е науки ф.:

    • Онтология – учение о бытие; явл-ся структурообраз-м ядром.

    • Антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

    • Гносеология(теория познания) – раздел ф., содержащий определённую трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания отношения знания к реальности и условий его истинности;

    • Социальная ф-я – изучение общества. Подразделы: ф. истории, политики, экономики, религии, культуры, техники.

    • Логика – изучение правильных методов познания;

    • Этика – наука о морали и нравст-ти;

    • Эстетика – ф. красоты и ис-ва.


    4. Специфика фил-го мышления. Типы фил-го мировоззрения.

    Особенностью ф. явл-ся то, что её предмет не может быть постигнут посредством наблюдения и эксперимента. Он не всегда воспроиз-ся в формах чувств-го и эмпирического познания. Поэтому постигнуть его можно только рацион-ми методами – через рефлексию и созерцание.

    Ф. носит искл-но творческий хар-р. Она формир-т систему категорий, кот-я явл-ся нерефлексируемой частью повседневного опыта. Именно в рамках ф. выраб-ся общенаучные методы: (- диалектич-й метод Сократа; - опытно-индуктивный метод Ф.Бэкона; - дидуктивно-рационал-й метод Р. Декарта; - диалектическо-материалист-й метод К. Маркса; - феноменологич-й метод Э. Гуссерия).

    Говоря о ф., выдел-т 2 специф-х фил-х метода:

    • диалектический – формируется уже в античной ф(Гераклит, Сократ). Метод рассм-т развитие мира и многих его частей через столкновение противоположностей;акцент делается на динамику и развитие; способствует критич-му взгляду на мир.

    • метофизический (17-18вв.)- рассм-т мир как нечто статическое,замкнутое. Типичным проявлением метода явл-ся механика Ньютона.


    5. Взаимосвязь ф. и науки, иск-ва, морали, религии.

    Наряду с наукой, искусством, моралью и религией ф. входит в систему дух-й культуры общества, где все они сущ-т в качестве важнейших форм общ-го сознания. Каждая из них отлич-ся от другой по своему предмету, способу проявления, функцион-ия и роли в обществе.

    Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, т.е. адекватного воспроизв-я реальности. Как и наука, ф. ищет истину, выявляет закон-ти, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.

    Различия: гл. цель науки – получение практически значимого рез-та, облад-го достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Ф. обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.

    Сходство ф. и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоц.-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между ф. и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки.

    Различия: ф. воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

    И ф., и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

    Религия и ф.: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Ф. и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла.

    Различия: фил-е творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Ф. критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет, как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

    6. Соц.-исторические и культурные предпосылки возникновения ф.

    Соц.-ист. и культ-е предпосылки возникновения ф. были связаны с радикальными изменениями в хоз.-экономической, соц.-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, выделяют ряд общих параметров, отраж-х переход к цивилизованному состоянию:



    • новый уровень развития производства, связ-ый с технологической революцией I тыс. до н. э., символом кот-й можно считать наступление «железного века»( распространения железных орудий труда, появление домашних животных и сортов культурных растений, использования тягловой силой животных вместо мускульной силы человека);

    • развитие земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовало утверждению товарно-денежного обмена в экономике;

    • отношений, вызвало потребность в новом способе осмысления социальной реальности.В отличие от обычая и племенной традиции, нормы права являлись результатом законотворческой деятельности правителей, а не сверхъестественных существ (богов, героев, первопредков). Миф уже не мог справиться со своими задачами, и роль разработки разумных и справедливых моделей общественного устройства взяла на себя философия;

    • центрами админ.-политич. и культурной жизни в этот период становились города. В них была сосредоточена не только торговля и ремесла, но и светская жизнь, способствовавшая развитию различных наук и искусств. Активное строительство дорог и зданий, производство железных орудий и механизмов, военной техники и новых средств передвижения, потребности

    • возникновение частной собственности и соц.-экономич. неравенства способствовало углублению социальной дифференциации. На смену родовой общине пришло классовое общество, возникло множество различных социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы.

    • отделение умственного труда от физ-го стало причиной появления новых соц-ых субъектов – светских интеллектуальных элит, основным занятием кот-х стало производство, хранение и передача знания;

    • утверждались гос. формы организации общ-ой жизни. Сбор налогов, наличие границ, суверенитет гос. власти, а также право, превращали племена, состоящие из различных родовых общин, в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства;

    • появление права и морали, как основных типов регуляции общ-ых ирригационного земледелия порождало потребность в развитии научных знаний. Древняя математика и астрономия, механика и медицина, накопление эмпирических знаний в области биологии и географии обслуживали нужды растущих цивилизаций;

    • быстрое развитие письменности способствовало формированию теорет-го мышления. На основе развития лингвистики, грамматического анализа языка складывалась характерная для философии культура анализа понятий, логика, эристика, диалектика. Все эти процессы неизбежно приводили к возникновению нового, рационально-теоретического типа мировоззрения, предложившего принципиально новую картину мира, новое понимание человека и общества.

    7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай).

    Древневосточным цивилизациям характерны такие черты как ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (жизнь определялась традициями), ДЕСПОТИЗМ (абсолютизация государственной власти), большая роль РЕЛИГИИ в жизни общества, а в духовном освоении мира – роль наставника – ГУРУ.

    Индия.

    Древнеиндийскому обществу была характерна кастовая система организации общества, власть раджей, аристократии и родовой жреческой знати – брахманов.

    Касты – замкнутые религиозные или сословные группы. К ХХ в. В Индии было примерно 3,5 тыс. каст. Религия индуизма регламентировала их отношения. Культуре и философии древней Индии был присущ мистико-религиозный характер. Древнейшим памятником культуры Индии являются ВЕДЫ. Это древние тексты. В их образном языке выражено древнее религиозное мировоззрение. Веды датируются примерно 1000 годом до н.э.

    С точки зрения Вед, в основе мира лежит некий мировой дух БРАХМАН. Мир возникает из Брахмана. Душа человека – АТМАН – бессмертна как воплощение Брахмана. После смерти происходит ее переселение из тела в тело. Цепь перерождений называется САНСАРА. Очередное переселение определяется предыдущей жизнью, т.е. КАРМОЙ. Карма – это закон воздаяния или закон причинности.

    Школы древнеиндийской философии делятся на 2 группы:

    1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (это те, которые признают авторитет Вед, Брахмана и т.д.):Веданта, йога, санкхья и др. На их основе сформировался индуизм (одна из мировых религий).

    САНКХЬЯ (7 в. До н.э.): характерна дуалистическая концепция мира. Есть дух (Пуруша) и материальное начало (пракрити). Мир формируется, когда Дух пронизывает материю. Истинное освобождение достигается со смертью, когда связь между ними распадается.

    2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (не признают авторитет Вед):

    Джайнизм, буддизм, чарваки (локаяты).

    ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

    Китайское общество характеризовалось иерархической организацией с чиновно-бюрократической системой. Распространяются наивно-материалистические представления о мире, выраженные в идеях о пяти первоэлементах (огонь, земля, вода, дерево и металл), о противоположных началах ян и инь и др.В целом в культуре и философии доминирует интерес к социально-этическим проблемам и проблемам воспитания. Науки были почти не развиты.

    6 основных школ: конфуцианство, даосизм, легизм – школа закона, моизм, натурфилософская школа «инь-ян», школа имен.

    КОНФУЦИАНСТВО. Основоположник Конфуций (Кун Фу-цзы. 551-479 гг. до н.э.) считал, что ничто не должно меняться, ибо это нарушает дао в обществе, нарушает порядок, гармонию. Основа его учения – культ прошлого. Младшие должны подчиняться старшим, подчиненные – начальникам. Дао у Конфуция – путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Основа его этики – «не делай другим того, чего не желаешь себе», а также такие понятия как «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина» между несдержанностью и осторожностью. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»…

    ДАОСИЗМ. Основателем считается Лао-цзы. А также Чжуан-цзы.

    Конфуцианство и легизм – в основном этико-политические учения. Даосизм же интересовался вопросами объективной картины мира, проблемами бытия и небытия, становления, единого и многого и т.д. Основная книга даосизма «дао дэ-цзин» («Путь к силе»). Это афористичная книга древних времен. Даосизм – одна из основ китайской культуры и религии.

    Слово «дао» означает «путь» - универсальный путь. Это сила, которая управляет Вселенной. Дао – это основа мира. Только связав себя с Дао -- пребывая в гармонии с силами природы, - можно достичь собственного «дэ» («дэ» означает мощь) Его главное качество – победоносное недеяние (у-вэй). Это значит, что совершенномудрый «не борется, но умеет побеждать».

    ЛЕГИЗМ.Легисты развивали концепцию деспотического государства. Считали, что политика и мораль несовместимы. Награды и наказания – вот механизм управления подданными.Позже конфуцианство и легизм объединились.

    8 вопрос

    Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции

    ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:

    1) крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);

    2) гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);

    3) архаический (VIII-VI вв.до н. э.);

    4) классический (V-IV вв. до н. э.);

    5) эллинистический (IV-I вв.до н. э).

    Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э.

    Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.

    Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его “Иллиаду” и “Одиссею”, оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода.

    Вначале философия выступает в форме мудрствования. Так, “семь мудрецов”: 1) Фалес Милетский, 2) Питтон Митиленский, 3)Биант из Присны; 4) Солон из Азии; 5) Клеобул Лионтийский; 6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый характер. В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок: “Чти отца своего” (Клеобул), “Знай свое время” (Питтон);

    Особую роль в развитии античной философии сыграл Гераклит Эфесский (из г. Эфес) с 544 – 480 гг. до н.э.) Исходя уже из сложившейся традиции, за единое основание мира он также берет отдельное явление – огонь, а космос является “огнедышащим шаром”

    Гераклит подвергает философскому анализу сущность познавательной деятельности человека и выдвигает учение об истине.

    Виднейшим представителем материалистической традиции в Античной философии был Демокрит из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом “первокирпичиком” всего существующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы.

    Заметное место в Античной философии этого периода занимает Пифагор (570 – 406/97 гг. до н.э.) и образованная им “Пифагорийская школа”. Он был не только известным математиком и геометром.

    Особенным течением в философии Античности этого периода явилась софистика (от греч. софистика – умение остроумно вести прения).

    Родоначальником, “отцом” классической античной философии является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Эта была во всех отношениях выдающаяся личность: он был не только великим философом-мыслителем, но выдающимся человеком и гражданином. Цель и задача философии научить человека искусству жизни и быть счастливым в этой жизни. Он дает очень простое определение счастья, которое по сути универсально – счастье есть такое состояние человека, когда он не испытывает ни душевных, ни телесных страданий.

    Философия Платона (427 – 347 г. до н.э.) Платон был учеником Сократа, но Платон пошел дальше своего учителя.

    Он признает существование объективного мира вне человека, независимого от нашего чувственного восприятия и который существует вечно и сам по себе. Такой первоосновой являются идеи. Такой принцип объяснения бытия мира и становится принципом объективного идеализма. Платон и является родоначальником философии объективного идеализма, оказавшей огромное влияние на все последующие типы философствования.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта