Главная страница
Навигация по странице:

  • 10 Философия эпохи Возрождения

  • 12 вопрос Философская мысль эпохи Просвещения.

  • 13 вопрос Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

  • 14 вопрос Истоки и основные черты философии К. Маркса

  • 15 вопрос Классическая и неклассическая европейская философия

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 237.57 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение
    АнкорFilosofia_Naste.docx
    Дата18.03.2018
    Размер237.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Naste.docx
    ТипДокументы
    #16865
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    9 вопрос

    Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

    Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I – II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени, когда в духовной жизни народов Западной Европы всецело утверждается власть христианской Церкви.

    Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических учениях. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, утверждалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым человеческим разумом и характерным был тезис: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан). Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религии. Тезис: «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин,

    В-третьих, была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно тезису: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Таким образом, роль философии, в конечном счете, сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к объяснению священных текстов.

    Таким образом, роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и

    защите религиозной идеологии, к интерпретации священных текстов и разработке правил

    истинного толкования Библии. Подчиняясь авторитету теологии, философия не могла

    претендовать на познание божественных истин. Ее назначение предполагало выполнение

    апологетической , герменевтической и систематизаторской функций.

    10 Философия эпохи Возрождения

    Философия Возрождения характеризуется:

    1. антропоцентризмом – в центре мировоззренческой картины мира стоит человек.

    2. Гуманизмом – это воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу и развитие. Их идеал – всесторонне развитая личность.

    3. Человек понимается как со-творец мира вместе с Богом. Из этого вытекала установка на преобразование природы

    4. Умеренный утилитаризм – это учение, отождествляющее цель жизни и добродетель с пользой. Особенно это проявилось в социальных теориях (Н.Макиавелли).

    5. Натурфилософия – это умозрительное толкование природы в ее целостности. Натурфилософия выступила основой зарождавшейся науки.

    6. Пантеизм – бог во всем, он сливается с природой, а природа обожествляется (это ступень к материализму). Природа воспринимается как источник красоты.

    7. Секуляризация – от лат. «светский», т.е. это освобождение от влияния церкви на экономическую, политическую жизнь и т.д. (Богу – богово, Кесарю – кесарево).

    Гуманизм Возрождения

    Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей заживо сжигали за их убеждения. Переживаемое гуманистами отрезвление наиболее рельефно проявляется в скептицизме 16 века. И здесь можно назвать имя Эразма Роттердамского (1469 - 1536).Скептицизм 16 в. Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Скептическое отношение к возможности получения полных знаний сочетается с требованием развивать опирающиеся на опыт рациональные знания. Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя к идеям Ф.Бэкона.

    Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский).

    В эпоху Возрождения своеобразно развивался диалектический метод. Под диалектикой понимался метод восхождения мысли от простого к сложному, метод исследования сложных предметов в их многосторонности. Это было характерно Николаю Кузанскому (1401-1464). В трактате «Об ученом неведении» рассуждает: наше знание состоит в сопоставлении того, что неизвестно и тем, что известно.

    Натурфилософия Ренессанса (Возрождения)

    Начинает развиваться научное знание. Природа понимается как целостный организм. Отсюда – говорят об органицистской модели природы. Правда, природу они рассматривали вне развития, т.е. не исторически, не диалектически.

    Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.

    Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля)в центре, а Солнце… Но человек все равно хочет остаться в центре. И делается вывод: он - центр благодаря разуму, творческой способности, свободе воли.

    Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет границ. Миров бесчисленное множество. Бог растворен в природе, а не вне мира. Материя – самодвижущееся бытие. Сожжен на костре.

    Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

    В эту эпоху идет преодоление ставшей экономически неэффективной феодальной раздробленности. Формируются крупные монархии. Одним из теоретиков их стал Н.Макиавелли. В работе «Государь» он утверждал, что благо государства – это главная цель и она оправдывает любые средства. Макиавелли говорил, что политика несовместима с моралью (макивеаллизм). То, что недопустимо в семье – предательство, жестокость, вероломство и т.п., приемлемо в политике. Итак, мы можем констатировать утилитаризм в его политических взглядах. Следует также отметить, что его этике характерна сосредоточенность на интересах отдельного человека, что выражало стремление эпохи к развитию индивидуальной инициативы.

    В это время как развивались взгляды о том, что государство должно быть независимым от церкви (секуляризация). Общество рассматривалось механическая сумма индивидов.

    Мартин Лютер (нем.,1483-1546). Яростно обличал недостатки католической церкви. Католицизм: человек спасается не только верой, но и добрыми делами. На деле же это сводилось к «арифметике заслуг» - грехи отпускались за деньги (продажа индульгенций). Лютер же возложил полноту ответственности на самого человека – в этом смысл его учения об оправдании верой. Не священник, а Бог решит чего достоин человек. Мерой заслуг может быть лишь вера, за которую несет ответственность сам человек. Т.е. формировался новый тип человека.Перевел Библию на немецкий язык (считается основоположником современного немецкого языка).

    11 вопрос

    Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре

    В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начина­ется бурное развитие мануфактурного производства, националь­ного рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы неуклонно превращаются из феодальных княжеств в централизованные бур­жуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают все больше уделять внимания разви­тию науки и техники.

    Развитие научных знаний осуществлялось преимуществен­но по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатыва­лись принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы математи­ческого обоснования физических опытов. Постепенно были соз­даны алгебра, аналитическая геометрия и т.д. В сознании передовых мыслителей того времени нарастало по­нимание принципиального отличия достижений новоевропейской философии и науки от античного рационализма и средневековой схоластики. Знаменитые ученые и философы XVI-XVII вв. - Ф. Бэ­кон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц - заложили основы нового по­нимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Были сформулированы принципы классического философского мышления, разработана новая рационалистическая методология.

    Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Но в его трактовке обозначились новые акценты.

    Для философов Ново­го времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разум­ный субъект - творец техники, культуры и государственности. Та­ким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над при­родой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

    12 вопрос

    Философская мысль эпохи Просвещения.

    Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

    Целями и идеалами эпохи Просвещения были свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость, равенство, братство, но и вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, непринятие догм на веру.

    Немалое значение для философии Просвещения имела и деятельность французских материалистов (П.Гольбах, Ж.Ламетри, Э. Кондильяк и др.). Вслед за Ньютоном в науке и идеями Локка в философии французские материалисты начинают критику метафизики, обвиняя её в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

    При всем разнообразии мнений большинство философов и историков сходились в оценке Просвещения как передового, новаторского явления. И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности.

    Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. Её выдающимися представителями были И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах.

    В целом, общая характеристика философии эпохи Просвещения заключается ы следующем:

     получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

     развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

     формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

    13 вопрос

    Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

    Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

    Она представлена философским творчеством:

    – Иммануила Канта (1724–1804);

    – Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

    – Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

    – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

    – Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

    1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

    2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

    – для Канта человек – нравственное существо;

    – Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

    – Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

    – Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

    – Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

    3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

    – Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

    – Шеллинг – натурфилософию, онтологию;

    – Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

    – Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

    – Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

    4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

    – диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

    – диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

    – Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;

    – Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

    – Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

    14 вопрос

    Истоки и основные черты философии К. Маркса

    Марксистская философия является результатом теоретического осознания противоречивой капиталистической действительности, непримиримых противоречий между рабочими, с одной стороны, и работодателем (буржуазией), с другой. Марксистская философия является радикальным обновлением мировой философии.

    Этот радикализм проявляется:

    1. В том, что марксистская философия впервые стала мировоззрением угнетенного класса, отражала интересы пролетариата. Рабочий класс нашел в марксистской философии свое духовное оружие. Марксистская философия нашла в лице рабочего класса своего материального носителя.

    2. в определении самого ее предмета, которым стали наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

    3. в распространении диалектики Гегеля не только на сферу духовной жизни общества, но и на материальный мир, общество, что позволило определить материальную основу общества - способ производства материальных благ, обосновать тезис о первичности общественного бытия относительно вторичности общественного сознания.

    4 . Радикализм философии К.Маркса оказывается в открытии материалистического понимания истории.

    5. Для марксистской философии является определяющим открытия основных законов развития общества (основного социологического закона, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и т.д.); взгляд на развитие общества как на естественно-исторический процесс.

    6. впервые, практика, как человеческая предметная деятельность, включена в теорию познания как основа, источник и критерий истины.

    И наконец, последнее соображение относительно марксизма и марксистской философии, их трагедии.

    Трагедия эта заключается в утопизме, неосуществимости ряда положений марксизма и марксистской философии, которые не выдержали проверки общественной практикой.

    Марксистская философия, марксисты, исходя из своих основополагающих постулатов, идеальную, воображаемую модель социалистического общества выдавали за эмпирическую реальность. На практике же эти постулаты не нашли своего подтверждения.

    15 вопрос

    Классическая и неклассическая европейская философия

    19 век подготовил почву для перехода от классической философии к неклассической. Этот переход осуществлялся и в науке, и в искусстве. Однако приход нового образа мыслительной деятельности не вытеснил полностью предыдущий. Классика и неклассика – это суть, а не этапы, поэтому современники могли работать как в рамках одного, так и другого течения.

    Разница между классической и неклассической философией заключается в отношении к традиционному рационализму к иррациональному. Крайние полюса этих двух составляющих – это догматический консервативный традиционализм и «радикальный нигилизм».

    Типы по отношению к каждому параметру отдельно:

    Фундаментальный принцип, предмет изучения. Классическая философия принимает мир, как целостное единство открытое для рационального познания. Неклассическая философия считает принцип познания условным. Мир видится нелинейным, а законы бытия – неуниверсальными.

    Структура

    В классической философии существует разграничение на течения внутри науки (логика, этика, онтология, эстетика, метафизика),а неклассика занимается изучением пограничных, переходных областей. Рассматривать то или иное течение вне его связи с остальными невозможно.

    Логика (рациональность)

    Классическая Ф базировалась на принципе рациологизма, неклассические течения поставили этот принцип под сомнение.

    Системность

    Классическая Ф подразумевает системность, неклассика антисистемна – каждое явление индивидуально.

    Субъектно-объектная парадигма

    В классической Ф субъект и объект противопоставлены, в неклассической такого нет.

    Моделирование универсума

    В классике существует завершенная целостная система – Космос которая может быть изучена. Согласно неклассической Ф – не существует однозначно понимаемого универсума, он видится условным. Неклассические течения сосредоточены на изучении различных интерпретаций универсума.

    Моделирование процедур познания

    Классика провозгласила гносеологический оптимизм (безграничные возможности познания). Неклассический принцип – учитывать позицию субъекта. Только через восприятие получаются знания об объекте.

    Человек

    В классике – носитель познания, в неклассике интерес возник к социокультурным и физиологическим аспектам человеческого существования.Используемый аппарат, язык
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта