Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 24 Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

  • Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика. В современной философии диалектика

  • Исторические формы диалектики

  • 26. Пространственно-временные характеристики бытия.

  • 27. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

  • «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная

  • образ природы»

  • экология и социальная экология

  • социальная экология

  • научно-технологическую

  • ноосферу

  • коэволюции (со

  • устойчивого развития системы общество-природа.

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 237.57 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение
    АнкорFilosofia_Naste.docx
    Дата18.03.2018
    Размер237.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Naste.docx
    ТипДокументы
    #16865
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Вопрос № 23

    Концепции материи в истории философии и науки

    Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с тех пор, как древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех вещей окружающего нас мира из общего, единого «первоначала», которое неотвратимо и неучтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это «первоначало» представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей. Такой материал и называли материей. Древние материалисты представляли себе природу материи, отождествляя ее с теми или иными конкретными веществами. Таким образом, категория материи с самого начала выполняет в философии следующие функции: 1)Выражает мысль о существовании объективной реальности, независимой от сознания и духовных сил. 2) Характеризует то общее, что имеется во всех вещах. 3)Определяет в самом общем виде тот путь, ведущий к познанию всех вещей, общую программу или стратегию, которой следует руководствоваться в их познании. Эти функции категория материи сохраняет во всем дальнейшем развитии философии.

    Древние по-разному понимали материальное первоначало, но считали, что важно установить, что такое материя, из которой образуются все вещи вообще. Предполагалось, что этот субстрат вечен, нерушим, несотворим.

    Первоначально в качестве субстрата предлагались вода, воздух, земля… Представители раннего материализма положили начало субстратного понимания материи. Более обобщенное представление о материи дали атомисты, прежде всего – Демокрит. Субстратом, из которого всё состоит, являются атомы – мельчайшие неделимые частицы. Они носятся в мировом пространстве (пустоте), соединяясь и распадаясь, образуя всё многообразие мира.

    Отсюда и пошло понятие «материя» - от слова «материалис» - вещественный.

    Вплоть до н. 20 века господствовал метафизический подход. Материалисты–метафизики понимали материю как вещественную субстанцию, обладающую набором определенных неизменных качеств. (Объективные идеалисты под материей понимали то же самое, но считали, что этот мир сотворил Бог; природный мир не обладает саморазвитием и подлинным бытием).

    На этом основании строилась картина мира и утверждалась возможность исчерпывающего познания мира в силу конечного числа проявляемых материей свойств.

    В естествознании искали атом как неделимую материальную частицу. Из них все состоит (демокритовская идея атомов). Однако были открыты электрическое и магнитное поле, а затем расщеплен атом. Открыты радиоактивность, создана теория относительности Эйнштейна. Все это вызвало растерянность – кризис физики. Если атома нет, значит, «материя исчезла»… Это затронуло гносеологию: рушилась старая картина мира, многие физики и философы стали сомневаться в том, что мы можем вообще получать правильные знания о мире.

    Итак, следовало дать новое определение материи, которое бы обобщило и представления и о веществе и о поле. Такое определение дал В.И Ленин: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Это диалектико-материалистическое определение материи, ибо включает и те объекты, которые уже известны и те, которые еще неизвестны, т.е. отражает движущийся, развивающийся, бесконечный, познаваемый мир.

    Материи характерны такие атрибутивные свойства как: объективность, чувственная данность, неисчерпаемость, структурность, способность к саморазвитию и др. Особо следует подчеркнуть такие атрибутивные свойства как движение, пространство, время, отражение.

    Научные представления о материи

    1. Материя не хаос. Она системно организована.

    2. Выделяют три основных уровня организации материи:

    а) неживая природа

    б) живая природа

    в) общество.

    Общество -----------------------------------------------

    Живая природа ------------------------------------------------------

    Неживая прир.

    -----------------------------------------------------------------------------------------

    Микромир макромир мегамир

    3. выделяют два основных вида материи: а) вещество и б) поле.

    Сегодня астрофизики говорят об открытии в просторах Вселенной третьего вида материи, которую называют вакуумной или, иногда, «темным веществом». Этому виду материи не характерно гравитационное скучивание, электромагнитное излучение. Она не дает Галактикам разлетаться и удерживает внутри них звезды. Она своего рода каркас космоса. Полагают, что галактики формировались там, где плотность темной материи была наибольшей и сейчас притяжение этой похожей на паутину структуры продолжает удерживать их вместе. Присутствие темной материи можно заметить, наблюдая за звездами, расположенными на окраинах галактик. Ее гравитация искривляет пространство-время и изгибает лучи света. Темной материи во Вселенной 95%, а привычной нам материи – 5%. Этот эффект был предсказан еще ОТО Эйнштейна.

    Есть гравитация: около звезды луч света искривляется. При удалении от звезды размеры тел увеличиваются.

    Кроме гравитации есть эффект отталкивания. Его еще называют «темная энергия». Этот феномен предсказывался еще в ОТО Эйнштейна.. Вселенная расширяется. Хаббл открыл расширение Вселенной в 1929 г.

    Наша Вселенная не единственная. Большой взрыв, породивший те пространство и время, которые мы знаем, мог быть всего лишь одним из бесконечной череды подобных событии , Эта концепция основана на теории инфляции выведенной из ОТО Эйнштейна. Не все Вселенные похожи, некоторые напоминают нашу, в других, возможно, насчитывается больше измерений или есть ирные формы материи и законы физики проявляются не так, как у нас.

    Пространство Вселенной имеет сложную структуру, то есть оно является топологически сложным, в нем есть так называемые «кротовые норы». Был взрыв. Но и вне взрыва что-то было. Иначе говоря, мир бесконечен и пространство незамкнутое и тоже бесконечное. В других областях взрывы происходили раньше или позже. Пространство заполнено скалярным полем большой плотности. Можно это представить в виде модели кипящей воды (внутри большего пространства – пузырьки…). В мире много Вселенных, это не просто универсум, а мультиверс. Отдельные Вселенные – это «пузырьки», между ними – «кротовые норы». Это гравитационные образования. Вход-выход в «кротовую нору» - это что-то вроде черной дыры. Но это еще требует исследований.

    Используя «кротовые норы», можно создать машину времени… Так полагают некоторые ученые.

    Возраст нашей Вселенной – 13-14 млрд лет. Возраст нашей Солнечной системы – 5 млрд лет.

    Звезды проходят разные стадии эволюции:

    Нейтронная звезда, если к ней добавляется масса – кварковая звезда, если к ней добавляется масса – черная дыра, если к ней добавляется масса – сверхмассивная черная дыра (она «ест» окружающее вещество – и обычное и «темное»).

    Вопрос № 24

    Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

    В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться.

    Источником движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это самодвижение.

    Метафизики не признают противоречивости мира, считая противоречия результатом нашего незнания. Материалисты-метафизики были деистами и считали, что Бог дал материи первотолчок, а дальше она сама развивается. Т.е. источник движения материи находится вовне.

    .Движению как свойству материи, как единственному способу ее существования характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.

    Итак, Движение – есть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться.

    Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя.

    Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…

    Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания.

    Покой столь же всеобщ по отношению к материи, как и движение. И все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен.

    Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе.

    Формы движения материи.

    Разным материальным носителям, принадлежащим разным уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все они взаимосвязаны.

    Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих критериев:

    Он выделял: - механическую форму движения материи; сегодня она не выделяется как особая форма, считается, что механические перемещения присущи системам всех уровней организации материи;

    - физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы;

    - химическая: ее носители - молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции разного типа.

    - биологическая: ее носители – сложные органические молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п.

    - социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Специфика ее в том, что на этом уровне материальная система существует в единстве с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять своей деятельностью, развитием.

    Взаимосвязь высших и низших форм движения материи

    Высшие формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности.

    Поставим вопрос так: чтобы познать работу живого организма, надо ли знать законы физики и химии? – да! Но достаточно ли их, чтобы сказать, что мы познали живое? – Нет, т.к. живой организм подчиняется своим, биологическим закономерностям.

    Сведение высшего к низшему называется редукционизм. Это метафизический подход, так как не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему.

    Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие.

    Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной формой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества.

    (Методологическое значение учения о формах движения материи). Подумать и объяснить с точки зрения учения о формах движения материи: - Почему нельзя социальные процессы, например, социальные, классовые конфликты, объяснять только борьбой за существование, хотя что-то общее здесь, безусловно, просматривается? - Почему реки нельзя поворачивать вспять как трубы?).

    1. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

    В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы:

    - развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

    - всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

    Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят:

    - закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития);

    - закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития);

    - закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

    Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.

    Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

    В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

    Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют:

    -диалектику античных философов (Востока и Греции);

    -диалектику немецкой трансцендентально-критической философии;

    -материалистическую диалектику,

    хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.

    Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, выразившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

    26. Пространственно-временные характеристики бытия.

    Пространство – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с ними, быть протяженным.

    Понятие пространства связано со структурностью материи, с ее способностью делиться на части, дифференцироваться, а значит, связано с моментом покоя в движении, с устойчивостью.

    Время – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных процессов сменять друг друга, изменяться, проходить определенные стадии развития, иметь длительность, ритм. Время связано с изменчивостью, непрерывностью материи.

    Таким образом, пространство и время – это формы отношения вещей, а не самостоятельные сущности.

    Эти отношения устанавливаются посредством движения. И появляется возможность количественного выражения движения – скорость. Еще Ньютон связал движения пространство и время в формуле: «скорость= расстояние: время».

    Как и материя, пространство и время также объективны, всеобщи, несотворимы и неуничтожимы. Это философские свойства.

    Физические свойства пространства: оно трехмерно, симметрично.

    А время – одномерно, однонаправлено и несимметрично, необратимо.

    Пространственно бесконечный мир состоит из множества конечных вещей и явлений. Вечный мир состоит из множества преходящих вещей и явлений.

    Концепции пространства и времени

    1. Вплоть до середины 19 века на пространство и время смотрели как на нечто самостоятельно существующее, как самостоятельные субстанции. Отсюда и название концепции – субстанциональная концепция пространства и времени. Основы ее уходят еще к представлениям Демокрита о пустоте, в которой движутся атомы. Но наиболее ярким представителем это концепции является И.Ньютон. Пространство у него – это абсолютная пустота, вместилище тел, время – абсолютная длительность, пустая «река времени». Они у него бесконечны и однородны.

    2. Эти взгляды были заменены концепцией, рассматривающей пространство и время лишь как отношения между вещами, как свойства движущейся материи, а не как самостоятельные сущности. Это релятивистская концепция пространства и времени. Предпосылки ее появления мы можем найти и в прошлом, например, у Лейбница, но наиболее четко и научно обоснованно представил ее А.Эйнштейн. Он говорил, что, по Ньютон, если бы исчезла материя, то остались бы пространство и время, а на самом деле, если бы исчезла материя, то исчезли бы и пространство и время.

    Таким образом, материя, движение, пространство и время находятся в неразрывном единстве, что говорит о единстве мира. Это точка зрения диалектического материализма. Она опирается на данные науки.

    Отсюда ясно, что следует различать:

    1. объективно-реальные пространство и время;

    2. перцептуальные, пространство и время, т.е. то, как они нам даны в наших ощущениях;. 3. концептуальные или теоретические пространство и время, т.е. то, как они отражены в современных научных теориях.

    27. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

    В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

    В современной культуре наряду с понятием “природа” используется категория «образ природы»(в естествознании ее аналогом выступает понятие «картина природы», обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие:

    1. процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

    2. люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

    3. современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

    4. изменение политики социума и формирование у людей эко- фильного отношения к природе - залог их совместной эволюции.

    Наряду с философией природы, существуют и такие дисциплины, как экология и социальная экология, для которых объектом исследования является природный мир. Однако предметы исследования их различаются: экология (Э. Геккель) изучает экосистемы, представляющие собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодействием;

    социальная экология (Р. Парк и Э. Берджесс) исследует структуру функционирования объектов «второй», искусственной среды обитания человека. Таким образом, экология переключилась с изучения оппозиции «организм - среда» на исследование новой дихотомии «естественное - искусственное».

    Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:

    1. мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, и строилось на базе двух установок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений, что нашло отражение в анимизме, антропоморфизме, тотемизме. Здесь природа выступает ведущей стороной «диалога», а человек - ее прилежным учеником. Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, поэтому их задача состояла в адаптации к природной среде, выживании в условиях конкуренции с другими живыми системами . Вместе с тем уже эпоха античности создает предпосылки для противостояния человека естественной среде его обитания, а новоевропейская цивилизация такой тип отношений обосновывает и утверждает;

    2. научно-технологическую, отражающую индустриально-технологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоретической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физических и интеллектуальных сил человека.

    Задача состояла в том, чтобы сделать человека владыкой природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт ),

    поэтому был задан идеал деятельностно-активного человека. В эту эпоху ученые ощутили «вкус познания» реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объекты природы преобразуются в деятельности. Научно-рациональный характер взаимодействия человека и природы инициировал' экстенсивную форму природопользования и создал искусственную реальность, которая отделила людей от естественной природы и нарушила их былую гармонию;

    1. диалогическую, ориентированную на установление коэволюционного типа взаимодействия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превращается в «партнера», подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природный мир, должен не навязывать ей свои правила игры, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому необходимо отказаться от иллюзии абсолютного знания о ней и изменить силовой способ природопользования.

    В такой подход вписывается биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского, который понимал ноосферу (греч. noos - разум, sphaira - шар) как качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологической политикой человечества.

    Особый статус имеет концепция коэволюции (со - приставка, обозначающая согласованность; лат. evolutio - развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

    В этом ключе разрабатывается и концепция устойчивого развития системы общество-природа. Цель этой стратегии - обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированного социоприродного развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта