1. Понятие мировоззрения, его структура, функции. Исторические типы. Мировоззрение
Скачать 237.57 Kb.
|
39. Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии. Наши знания многообразны и разноценны. И не все из них являются истинными. Существуют и недостоверные знания (мнения, догадки, предположения, фантазии, суеверия). В состав научных знаний входят гипотезы, конкурирующие теории. Еще неизвестно, каких знаний у общества больше. Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризируя природу знаний как достоверной информации о действительности. Вместе с тем, как определить достоверность наших знаний? Сами вещи или человеческие действия – не истинны и не ложны. Истинной может быть только наша мысль об этих предметах, но при условии, что она соответствует действительности. Так впервые была поставлена и сформулирована проблема истины как достоверного и адекватного знания о действительности в античной философии. Платон по этому поводу утверждал: „ ...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет". Тем не менее, говорить об истине не просто. Во-первых, потому, что предметы бывают разными, в том числе и очень сложными, и находиться в многообразных связях с другими предметами. Во-вторых, эти предметы могут изменяться сами с течением времени или обнаруживать разные свойства при изменении их связей с другими вещами. Например, всем известно, что вода закипает при 100 °С. Это утверждение физики и оно является объективной истиной. Что это значит? А то, что фактуальная достоверность (содержание) данного высказывания не зависит ни от отдельного субъекта, ни от человечества в целом. Однако известно и то, что в горах со снижением атмосферного давления температура кипения воды понижается. Получается, что сама объективная истина может и должна уточняться, что она справедлива лишь для определенных условий. Тем самым всякая истина конкретна, а неабстрактна. И мысль верная в одном случае, может в другое время и в ином месте оказаться заблуждением. Более того, поскольку наши знания об окружающей действительности не могут быть полными и исчерпывающими, то истина оказывается также и относительной. Так, у современного человечества есть определенная сумма знаний о биосфере. Однако множество происходящих в ней процессов пока не поддается пониманию и предсказанию. Отсюда тяжкие последствия цунами, извержений вулканов, землетрясений. Сегодня царит полная неопределенность в оценках учеными факта потеплением климата и возможных последствий. Изучение биосферы продолжается. Классическое определение истины (корреспонденская концепция) восходит еще к Аристотелю, для которого истина – это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Возможность такого соответствия обеспечивалась следующими аргументами: - существует объективный мир, не зависящий от психологических установок субъекта; - есть однозначное соответствие между предметом и его образом (сознание – это отражение объективных явлений); - заблуждения и предрассудки преодолеваются посредством согласования мышления с опытом (эмпиризм), либо с помощью логической проверки самого мышления (рационализм). Особую роль в девальвации корреспондентской теории сыграл кризис в физике (конец 19 – начало 20 вв.), разрушивший веру в объективно нейтральный по отношению к субъекту статус физической реальности (теория относительности, квантовая физика). Поэтому классическая (корреспондентская) теория истины в современной философии дополняется -конвенциональной (А. Пуанкаре), основанной на соглашении научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой); -прагматической (Дж. Дьюи) концепцией, связывающую истинность наших знаний с практическим результатом, пользой; - когерентной (О. Нейрат), которая делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии истины. Если ту или иную теорию можно представить как систему взаимосогласованных логических высказываний, следовательно, она является истинной. Программа усовершенствования и рационализации классической концепции истины была также предложена в семантической теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. Некоторые историки науки и философы вообще отказывают ей в праве на существование, мол, «все относительно». Это релятивистская точка зрения. В отличие от классики, неклассическая философия релятивизирует истину, рассматривая последнюю как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих убеждений. Говоря о невозможности абсолютной истины, неклассика одновременно преодолевает и классическую оппозицию «истина – заблуждение», предпочитая использовать такие понятия, как «степень истины», «правдоподобие», «вероятность» и т.п. 44. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. В качестве социальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур социальной философии. Традиционно выделяют 4 основные подсистемы или сферы общественной жизни: материально-производственную, духовную, политико-управленческую и социальную. Материально-производственная сфера. Деятельность людей в сфере материального производства преследует цель создания из вещества природы разнообразных предметов для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность осуществляется на основе и с учетом природных закономерностей. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей. Духовная сфера. Духовная сфера. «Не хлебом единым жив человек» – это библейское изречение совершенно точно выражает специфику бытия человека в мире, нуждающегося не только в удовлетворении материальных, но и более высоких духовных потребностей. Одной из фундаментальных потребностей людей является знание о мире, как он есть сам по себе. Люди стремятся понять и объективно отобразить существующие закономерности реальной действительности в соответствии с собственной логикой ее развития. Однако человек не только фиксирует мир, но и определенным образом относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобразные и т.п. Выработка такого целостного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу особого ценностного сознания, отличающегося от сознания рефлективного и по целям, и по средствам их достижения (в частности, включающего в себя не только «сухой рассудок», но и мощную эмоциональную компоненту, чувственное переживание мира). Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что теоретическое и ценностное освоение действительности человеком является продуктом духовного производства, где под духовностью понимается способность человеческого сознания к трансцендированию, т.е. к превосхождению эмпирического опыта. Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры. В рамках устоявшейся и достаточно распространенной в научной литературе теоретической позиции под социальной сферой понимают совокупность социальных общностей (группы, классы, нации и т.д.) и отношений между ними, поскольку каждая из них преследует свои цели и защищает свои интересы. Но такая интерпретация должна быть углублена и дополнена, так как не отражает ряда сущностных черт социальной подсистемы. Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека как биологического, социального и духовного существа. В ее состав входят здравоохранение, система социального обеспечения и защиты, процессы постижения культурных ценностей и продолжения рода. Значение социальной сферы предопределяется потребностью общества в многообразии человеческих типов, являющемся условием эффективного долгосрочного развития общества в целом. Политико-управленческая сфера. Общественная жизнь представляет сложнейшую систему социальных связей, организация которых требует значительных усилий и энергии. Общество нуждается не только в согласовании различных форм человеческой деятельности, многообразия общественных процессов, но и в управлении взаимодействием всего общества с окружающей его средой. Эти задачи решаются в рамках политико-управленческой сферы общества. Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является субъект управления, обладающий властью. Власть – это совокупность полномочий, делегированных обществом или социальной группой определенному субъекту и позволяющих ему «присваивать волю» других людей, принуждать их теми или иными средствами к исполнению своих решений. Эти решения в дальнейшем переводятся на язык конкретных практических действий и являются обязательными к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства. Властная деятельность осуществляется на всех уровнях социальной иерархии и выполняет множество функций. Она призвана гармонизировать отношения группы с внешними факторами влияния, обеспечивать ее «выживание» и развитие в среде существования. 40. Понятие науки. Специфика научного познания Одним из видов познавательной деятельности является научное познание. Наука- важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности. Наука- это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обагащающего духовный мир человека, общества, цивилизации. Принято выделять три основных аспекта понимания науки: наука как деятельность, как систему научных знаний, и как социальный институт. Рассматривая науку как деятельность необходимо подчеркнуть ее особенный характер. Получение научного знания является главной целью научной деятельности. Изучать науку - это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний. Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность. А это значит, что структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки - ключевой ее элемент. В научной познавательной деятельности в качестве субъекта выступает индивид (ученый), научный коллектив и научного сообщества. Цель научной деятельности - получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания - выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт. Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя , все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. Д. Понимание науки как системы знаний означает не только накопление получаемых данных о природе и обществе, но и их критическую оценку и переоценку. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Отличительной особенностью научного познания является его системность т. e. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Основными свойствами научного менталитета являются: объектная предметность, стремление к максимально достигаемой определенности, точности, доказательности, проверяемости, объективной истинности знания, открытость для критики, практическая применимость знания. Определение науки как социального института означает понимание ее как организации со специфическим разделением труда, специализацией, наличия средств регулирования и контроля. Наука как социальный институт представляет собой сложную систему научных учреждений, а также научных отраслей, объединяющих около 5 млн ученых по всему миру. Для более точного понимания феномена науки нужно указать ее отличие от таких форм познания как обыденное, художественное и религиозное познание. Обыденное сознание отражает только те объекты, которы в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, наука же способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Особенности объектов научного и обыденного познания диктуют необходимость использования различных средств познания. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Научное познание зачастую использует эксперимент с применением различной аппаратуры: приборных установок, измерительных инструментов и т.д. Научная аппаратура - это овеществленное в приборах научное знание, которое становится средством дальнейшего исследования. Различие художественного и научного познания, прежде всего, связано с различием в формах отражения. Наука отражает действительность в строгих понятиях и теориях, на основе которых формируется объективная истина. Искусство же отражает действительность в художественных образах. Научные понятия и теории имеют рациональную природу. В них по возможности исключается субъективный и чувственный элементы. Художественные же образы – это форма чувственного воссоздания объектов с субъективных авторских позиций. Для искусства характерно воспроизведение действительности в живой непосредственности, т.е. в чувственной реальности, органическом единстве необходимого и случайного, единичного и общего, являющегося и существенного. Коренное различие между религиозным и научным познанием состоит в трактовке основной формы существования продукта этого познания и формы его движения. Для науки такой формой является знание. Научное знание – это высказывания, истинность которых обоснована эмпирически и/или логическими процедурами доказательств. Для религии основной познавательной формой является вера. Вера в содержание Божественного откровения, которое зафиксировано в Священном Писании (Библии) и Священном Предании (соборы и вероучительные документы руководства церкви). Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. 41. Структура научного знания. Методология научного исследования Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов, которые являются основными элементами научного знания. Структура научного познания может быть представлена как единство двух его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимо переходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схоластического теоретизирования. Эмпиризм (от греч. impeiria опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания признает опыт, чувственное познание (живое созерцание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от лат. sensus чувство), но это не тождественные понятия. При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта, а рациональная, мыслительная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Говоря о схоластическом теоретизировании, необходимо отметить, что понятие «схоластика» чаще всего употребляется в двух смыслах: прямом – как определенный тип религиозной философии, в особенности характерный для Средних веков, и в переносном – как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от реальной жизни и практики. Проявления схоластического мышления чаще встречаются в социально-гуманитарном познании, чем в естественно-научном, особенно в условиях тоталитарных политических режимов. Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня: а) единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений; б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения; в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»); г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов. Все эти уровни представляют собой чаще всего гипотетическое, вероятностное знание в отличие от теоретического познания, где преобладающим является достоверное знание. Если эмпирическое знание – это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах, то теоретическое знание – это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным, но очень важным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с по мощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций, таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Отличительные признаки научного исследования: · это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; · это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; · оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность, материальная или идеальная системы. Предметом научного исследования является структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д. Предметом исследования также является сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции). Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность. Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала вся кого исследования, но в значительной мере должен формироваться всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета. Методология – общая теория метода, учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, алгоритм поиска цели, набор приемов, методов, средств, способов, принципов достижения цели научного познания. Можно выделить следующие уровни методологии: 1) всеобщую методологию, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания; 2) частную методологию научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания; 3) методологию научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания. Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология с древности и до настоящего времени тесно связана с философией – особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика. |