Философия ответы. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
Скачать 0.53 Mb.
|
47.Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше настоящего. Веками людей не покидает мысль, что счастье потеряно в далеком прошлом. Мифологические сказания о древних временах, когда люди были бедны, но равны, художественно выразил Гесиод (YIII-YII вв. до н.э.) в поэме "Труды и дни": человечество пережило пять стадий, спускаясь от "золотого века", когда "люди жили, как боги", до железного, когда дни свои они проводят в трудах, заботах и печалях. Идеализация прошлого и пессимистический взгляд на будущее – очень характерное настроение эпохи перехода от родовых отношений к классовому насилию и рабскому труду. Это настроение отразилось также в иудейском, а затем и христианском учении об утраченном рае. Недовольство существующими порядками впоследствии не раз заставляло людей вспоминать о будто бы существовавшей в прошлом счастливой жизни человечества. Идеализировалась не только первобытность, античность в эпоху Возрождения рассматривалась как вершина исторического прогресса, а многие романтики XIX в. преклонялись перед рыцарским духом средневековья. Призыв возвратиться от пороковцивилизации назад и сегодня повторяют некоторые философы, напуганные властью техники над человеком, обостряющимися экономическими проблемами, социальными конфликтами, угрозой гибели человечества в ядерной войне. 2. При всем драматизме политических, военных, религиозных конфликтов условия общественной жизни изменяются медленно, потому история представлялась многим в виде круга событий в одних и тех же неизменных формах человеческой деятельности: из века в век люди рождаются, живут, занимаются хозяйством, путешествуют, воюют, умирают, меняются поколения, и все остается по-прежнему. У многих философов складывается представление об истории, как о сумме циклического повторения: рождения, взросления, умирания (Аристотель, Полибий, Макиавелли, Вико, Данилевский). В XX век идея исторического круговорота развивается О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их теориях история рассматривается не как единый процесс, а как сосуществование или последовательность различных культур или цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл возникновения, развития и распада, после чего ей на смену приходит другая, совершающая такой же цикл. 2. Нерелигиозную идею космического предназначения человечества развивали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден и другие. Они видели всемирно-историческую задачу человечества в антиэнтропийной деятельности и одухотворении природы вплоть до полного слияния с ней. 3. Об истории как процессе выполнения своего предназначения писал Г.В.Ф. Гегель. В его философии смысл истории определяется тем, что развитие человечества выступает формой самопознания Мирового Духа. На каждой ступени этого саморазвития временным носителем Мирового Духа становится какой-то народ, культура (Китай, Индия, Греция, Рим, Германия), который после исполнения своей исторической миссии уступает место другому. Историческая роль отдельной личности тоже обусловлена тем, насколько она в своей деятельности реализует волю Мирового Духа.Конечная цель всемирной истории – познание Мировым Духом самого себя; история – игра Мирового Духа. II. Но если рассматривать развитие человечества как естественноисторический процесс, то в нем нет ни цели, ни смысла, как и в развитии природы. Никто природу не создавал и не поставил перед ней никакой цели, никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ней. Человечество существует не ради того, чтобы выполнять какие-то ему предназначенные задания, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать (если только само себя не уничтожит в ядерной или экологической катастрофе). Существуют объективные и субъективные аспекты смысла бытия. Прежде чем обращаться к их анализу на уровне человечества, рассмотрим их на уровне отдельного индивида: преследуя собственные субъективные интересы, любой человек как член самого общества, семьи, гражданин государства вносит вклад в продолжение и развитие человеческого рода, субъективно этого и не сознавая. Работая даже ради денег, мы объективно способствуем или препятствуем экономическому развитию общества. Общество в целом может иметь объективный смысл своей истории только в том случае, если служит какому-то замыслу, выполняет чей-то план (Бога, Природы, Мирового Разума). Если бы человечество было не одиноко во Вселенной, тогда правомерно было бы говорить об объективном смысле истории в служении космической сверхцивилизации. Но пока это неизвестно, неправомерно говорить об объективном смысле. У человечества нет другой цели, кроме саморазвития и самосовершенствования. Человечество само ставит перед собой цель и придает смысл своей исторической деятельности. Но чтобы сделать это, оно должно прежде всего осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе – таково непременное условие осуществления объединеннойцеленаправленной общечеловеческой деятельности. Как и всякий материальный процесс в мире, процесс существования человечества имеет конец. Человечество смертно, во всяком случае гипотеза о бессмертии закономерно уводит в мистику. Многие считают, что утверждение о будущем конце пессимистично и лишает людей всякой надежды и перспективы. Однако мы знаем, что каждый из нас смертен, и тем не менее не становимся от этого законченными пессимистами. Человечество умрет, но умереть оно должно своей смертью, а не от самоубийства. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. критериями являются: 1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы; 2) темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров; 3) темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (главным образом в здраво-охранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области; 4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества; 5) уровень демократизации общественной системы; 6) степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека; 7) увеличение человеческого счастья и добра. 48. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Формационный и цивилизованный подходы к анализу истории общества. История — это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположен прогрессу социальный регресс — это процесс упрощения, деградации общества. Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов — общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. В качестве основных К. Маркс выделил три формации, экономический базис которых опирается на общинную, частную и общественную собственность. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер его противоречий. По Марксу, коммунизм как общество социальной справедливости и равенства — это цель исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой самостоятельного направления в социально-философском познании — формационного подхода к истории. Во 2-й половине ХIХ в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма — направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. А. Сорокина, концепция «осевого времени» К. Ясперса. Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы) и дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Современная глобализация подтверждает наличие такого аспекта исторического развития. Однако в концепции К. Маркса история безальтернативна, имеет провиденциалистский характер; экономически детерминирована, а поэтому упрощена и схематизирована. Нелинейные концепции социодинамики подчеркивают своеобразие, уникальность судеб различных этносов. Не отрицая повторяемости в истории, они утверждают цикличность и нелинейность ее развертывания, подчеркивают духовное, культурное единство людей. История человечества выступает в них как история локальных цивилизаций и культур, а синхронный срез любого исторического момента обнаруживает множество вариаций устройства общественной жизни. В то же время нелинейные концепции зачастую используют биологические, морфологические аналогии при оценке динамики общества; утверждают обособленность исторических судеб народов. Поиск нового, синтетического видения истории детерминируется исторической реальностью: современная история становится все более единой, глобализируется, но при этом она сохраняет внутри себя уникальность культур, многовариантность цивилизационных стратегий. Основные формы социальной динамики — это эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям. Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причина революции — это чаще всего глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом в XX в. В социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений. 49. Понятие культуры. Основные концепции культуры. В переводе с латинского «культура» - возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто называют «второй природой»). Культура становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и это становится главным в понимании культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без сознания, без духовного компонента не бывает. Культура может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне как явлениях культуры, если в них воплощается, объективируется система духовных (прежде всего, нравственных) ценностей. Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций. Концепции культуры 1. Деятельностная концепция культуры. В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе и по отношению к природе; отсюда можно говоритьоб экологической культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний. (мы уже говорили о культуре поведения, труда и т.п.) 2. Семиотическая концепция культуры. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков. Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение смыслов (в том числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе – это одна из функций экологической культуры). Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры. Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов. 3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях). В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей. Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических). Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества). Универсалии культуры Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть. Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалиикультуры. Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми. Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе), а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания. Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством. Функции культуры 1. Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания. 2. Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт. 3. Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения. 4. Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе («цензура культуры» по Фрейду). 5. Гуманистическая: воспитывает человека. 6. Социально организующая. 7. Экологическая функция культуры. Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного смысла (не стремится к выработке смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты). Наше время – это время наступления бизнеса на природу и естественность. И это наступление стало чрезвычайно агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия кумиров, но часто базируются на интуитивном постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим особе6нностям…) …бьюти-аддикция – новый вид психической зависимости… Бьюти-зависимость,юни-мания (против развития, против изменений – всегда быть молодым. Всегда одни и те же). 50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире. Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры. Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный». Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах: |