Главная страница
Навигация по странице:

  • 44.Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

  • 45.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.

  • 46.Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит.

  • Философия ответы. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия ответы.doc
    Дата11.03.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипДокументы
    #3670
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией. Проблемы качественного своеобразия социальной реальности, соотношения личности и общества, смысла, направленности, закономерности исторического процесса и др. всегда были в фокусе философских раздумий, однако вплоть до начала XIX в. они не были устойчивым предметом специализированной философской рефлексии. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гуманитарного дисциплинарного знания — социологии, политологии, культурологии, экономики и др.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов. При всей дифференцированности и разнородности современного обществознания его системное единство во многом восходит к социальной философии, выполняющей роль метатеоретического основания по отношению к отдельным социальным и гуманитарным научным дисциплинам.

    Общество — сложнейший объект познания. Возможность успешного познания социальной жизни опирается на содержательную экспликацию и развитие такой фундаментальной категории социальной онтологии, как социальная реальность. В отличие от естественнонаучного познания, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект- субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Специфика социальности проявляется в бесконечном разнообразии неразрывно связанных между собой объективных и субъективных факторов, материальных и духовных проявлений социальной жизни, принципиальной контекстуальности социальных событий и процессов.

    Развитие представлений о социальной реальности осуществлялось на нескольких уровнях социально-философской рефлексии в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

    Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, однако в силу присущего им редукционизма данные подходы не смогли адекватно отразить специфику социального бытия. Методология редукционизма не позволяла выявить субъект-объектную природу и системность социальной реальности, сводя ее либо к природным, материальным проявлениям, либо к духовным, субъективным. Стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта выявляют внутреннее единство этих подходов с классической философией и культурой.

    Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм, с которыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассического периода в развитии западной философии.

    Социологизм — социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма.

    Классическое выражение социологизма — марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество — результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально- экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально- политического, духовного порядка. В оппозиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

    Историцизм — традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта.

    Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Они выработали понятие о номотетической науке (естествознании), использующей методы обобщения при познании законовприроды, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изучении единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи историцизма получили в культурно-исторической монадологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

    Односторонность социологизма и историцизма в свою очередь стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических социально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной практики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце ХIХ и в ХХ в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ — установка на преодоление оппозиции объективизма и субъективизма в репрезентации и интерпретации социального бытия.

    Опыт исторического развития социальной философии заложил основу методологического плюрализма как единственно возможной и достаточно эффективной современной стратегии познания социальной реальности.
    44.Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

    Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами — классами, нациями и др.; система социальных институтов — экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

    Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формыдеятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.

    Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

    Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека.

    Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

    Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания — философии истории.

    Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

    Философия истории как самостоятельная часть философского знания появилась в XVIII в. В древних обществах Востока и Запада в философии и культуре преобладала идея вечного повторения (колеса) жизни, связанная с трактовкой мира как Космоса — живого, гармоничного, но замкнутого в себе целого. В средневековой теологии и христианской философии идея исторического изменения обрела вид разомкнутого движения человечества из прошлого через настоящее в будущее по пути искупления греха и обретения прощения Бога. В ХVIII в., в ответ на социально-исторические изменения, вызванные развитием индустриального общества, формируется устойчивый исследовательский интерес к проблемам социально-исторической динамики. В обществознании появляются новые понятия — «цивилизация», «культура», «прогресс» и др.; формируется классическая философия истории, представленная Дж. Б. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтером, И. Кантом, Г. Гегелем и др.

    Концепции классического периода имели целый ряд общих идей и ценностных установок, которые делали их созвучными либерально-прогрессистским настроениям, доминировавшим в обществе и культуре этого периода. История общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, фундирующих его прогрессивную направленность.

    Классическая модель истории во многом была умозрительной, глубина ее расхождения с социальными реалиями была критически осмыслена в социальной философии марксизма. Неклассическая философия истории оформилась к концу ХIХ—ХХ вв. в творчестве В. Дильтея, О. Шпенглера, К. Ясперса, А. Тойнби, П. А. Сорокина, Ж. Броделя, П. Бурдье и др. В центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии исторического познания (история в человеке). Отказ от объективистских и умозрительных установок инициировал интерес к многообразию исторической реальности, единичности и уникальности культур, особенностям исторического времени и пространства, проявлениям нелинейности в истории и др.

    Принципиальный плюрализм современных историко-философских воззрений не исключает постановки ряда инвариантных проблем, раскрывающих специфику исторической реальности: становления общества и закономерности его развития; источника и факторов исторического развития; направленности и периодизации истории; субъектов и движущих сил исторической динамики; единства и многообразия истории и др.
    45.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.

    Социальная структура общества является элементом социальной системы.
    Социальная структура - это совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью различных социальных общностей.
    Социальная общность - это совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями и взаимодействием.

    Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза — возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса.

    Креационистский подход (от лат. сreatio — сотворение) формировался в русле религиозного понимания общества.

    Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как правило, не рассматривали.

    Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции.

    Наиболее важные вехи социогенеза: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.

    Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ в. игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд), психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса.

    Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей.

    Специфика социальных закономерностей состоит в том, что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но с другой — через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов фиксируется классической философской традицией в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития.

    Объективные факторы — независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления. Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально- экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.), технико- технологические. Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии.

    Субъективные факторы исторического процесса представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленной на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве социальных субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации и др.), политические институты (государство, партии), элиты (экономическая, политическая, художественная и др.), массы, толпа, человечество в целом.

    Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивость в их реализации выражаются в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. В традиции философского течения волюнтаризма (от лат. voluntas — воля) воля человека как надындивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (от лат. fatum — судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории.

    Проблема источника социальной динамики рассматривается в социальной философии с различных позиций. Так, в марксизме источником социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия (например, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной социальной системы и переходу общества на новую ступень развития. В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и бесконфликтное развитие общества обеспечиваются гармонией между подсистемами социума и равновесием социальных сил. В теории социального конфликта Р. Дарендорфа, в концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса динамизм обществу сообщают разнообразные, универсальные по характеру социальные конфликты. В развитом либерально-демократическом обществе они перемещаются из экономической области в административно-управленческую и коммуникативную сферу, и их решение увеличивает степень устойчивости общества.
    46.Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит.

    В ХХ веке возникла теория элит, которая считает определяющей политическую сферу общества и делит общество на элиту и массу. Они в народе видят лишь разрушительную силу, а носителем творческого начала является элита, состоящая из наиболее одаренной части народа, нации, расы.
    Сегодня часто стали пользоваться таким понятием как акторы. 
    АКТОРЫ – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты. 
    Но появилось это понятие не случайно. Как видим, это более широкое и абстрактное понятие, чем «движущие силы истории»,акторы – не обязательно «движущие силы», но участвующие. 
    Исторический процесс выступает как столкновение различных Субъектов истории, олицетворяющих его альтернативные варианты. Опасность представлений о монопольно действующем субъекте-авангарде в том, что так будет обедняться исторический процесс, Субъект иистории, выступающий в авангардной роли монополиста-узурпатора, реально снижает резервы социокультурного разнообразия, по-настоящему являющиеся залогом устойчивости общества и его качественно иных перспектив. Реальная драма авангарда в том, что устраняемое им с дороги историческое наследие может в будущем вновь стать востребованным. 
    В этом свете ХХ в. выступает как панорама развертывания «чужих» проектов, навязываемых историй. Столичный авангард ведет провинцию, развитые страны — мировую периферию и т.п. Эта проблема по-новому высвечивает суть демократического идеала в истории. Современный либерализм трактует его как всемирно-историческую победу западной модели общественного устройства, давшей образцы парламентаризма, прав человека и правового государства. 
    Но если иметь в виду демократизацию самого исторического процесса — превращение мировой периферии из пассивного объекта чужой воли в самостоятельный Субъект истории, то вместо унификации мира по западной модели нам следует ожидать усиления исторического и социокультурного разнообразия и новой проблематизации тех западных эталонов, которые с позиций авангардного мышления представляются единственно правильными и безальтернативными.
    Итак, сегодня доминируют демократические взгляды. Считается, что массы имеют право создавать соответствующую себе самим жизнь. Не отвергается при этом и роль личностей.
    Потребность – выражает исходную форму избирательных отношений любых живых существ к условиям среды. Потребность –субъективная форма объективно существующих противоречий. Проще говоря, потребность – это нужда в чем-либо. Потребности задаются состоянием самого организма. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и разнообразнее формы их удовлетворения.
    Интерес – осознанная потребность. Интересы имеют общественный характер. Они отражают общественные отношения, в них отражается общественное положение индивида. Интересы и есть движущая сила общественного развития.
    Ценности – система предпочтений. Ценности – это предметы или явления, которые могут удовлетворять потребности и интересы. Ценности – это положительная значимость объектов для человека, они придают смысл жизнедеятельности человека. Ценностные установки – это предрасположенность человека к определенным отношениям к вещам, к людям. Высшие ценности приобретают форму идеала, т.е. того. Что должно быть. 
    Ценностные отношения фиксируются в виде социальной нормы. Это требования общества к людям и группам. Ценности бывают смысложизненные, универсальные. Общественного признания, межличностного общения, демократические.
    На уровне ценностей на первый план выступает то, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Тут проявляется самоутверждение человека и свобода личности. Мир ценностей – это мир культуры, это сфера духовной деятельности человека, его морального сознания. Ценности как бы тянут человека за рамки наличного бытия.
    Свобода человека есть освобождение от власти нижних ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление.
    И тут мы выходим на проблемы культуры, в структуру которой входят прежде всего ценности. Мир культуры – тот мир, который создается самим человеком. Это то, что в человеке не от природы, и не от Бога, а зависит от деятельности общественного человека. Человек творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов.
    Говоря о человеке в мире культуры, можно выделить: политическую культуру (наилучшие способыполитического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства). Нравственную культуру (достигнутый обществом уровень представлений о добре и зле, чести, долге и т.д.). И т.д. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта