Главная страница
Навигация по странице:

  • 22.Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия.

  • 23.Концепции материи в истории философии и науки.

  • 24.Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

  • 25.Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

  • 26.Пространственно-временные характеристики бытия.

  • 27.Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

  • 28.Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа».

  • Философия ответы. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия ответы.doc
    Дата11.03.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипДокументы
    #3670
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией. К числу основных проявлений бытия относятся природная, социальная и духовная реальности. Современная философия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия.

    Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия — материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. В рамках плюралистического подхода признается существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

    Наряду с понятием «бытие» в понятийный аппарат онтологии входит ряд других категорий: «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время» и т. д.

    В процессе исторического развития философского знания имело место смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия.

    Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной философской проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. В XX в. эта проблема получает наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, основная тема исследования которой — аналитика человеческого бытия.
    22.Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия.

    Понятие бытия ввел Парменид (5 в до н.э.). Он говорит, что бытие есть, а небытия нет. Учение о бытии называется онтологией. «Бытие» от слова «быть», «существовать». Во всех языках это слова используется, когда говорится о чем-либо: «Роза есть цветок», в английском существует глагол «is» и т.д. Людям важно знать, что то, о чем они говорят, действительно имеет место, а не является фикцией. 
    Фалес (6 в до н.э.) ввел понятие субстанции.
    Под субстанцией он понимал некое мировое первовещество, первокирпичики, из которых все состоит, иначе говоря, субстанция является первопричиной всего существующего. Под субстанцией он понимал воду: ведь все бывает влажным. Благодаря субстанции мир является целым, все связано друг с другом. Субстанция порождает всесуществующее, все зависит от субстанции. Она – первопричина. Сама же субстанция ни от чего не зависит – она сама себе причина. 
    Объективно-идеалистическая онтология, например у Платона, под субстанцией понимает сверхъестественный «мир идей», в христианской онтологии утверждается субстанциональное бытие Бога. В дуализме – две субстанции. Субъективные идеалисты (Юм) считают, что субстанция – это имя, под которым мы объединяем не связанные между собой восприятия. Роль субстанции выполняет поток ощущений субъекта.
    С введения понятия субстанции начинает развиваться философия и наука – с поиска скрытых причин, связей, закономерностей, в попытке най ти первопричину происходящего. Ведь знание причины поможет нам получить желаемые следствия, подчинить себе мир.
    Формы бытия:
    1.бытие природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы);
    2.бытие общества (это общество как система, отдельные группы и т.д.);
    3.бытие человека (как существа биологического, которому от рождения даны тело и психика, и как существа социального, наделенного сознанием и способного заботиться не только о себе, но и о других, о природе);
    4. бытие духовного, которое подразделяется на: 
    а) бытие индивидуализированного духовного (это наши мысли, чувства);
    б) бытие объективированного духовного (это то, во что мы воплощаем наши мысли и чувства, чтобы они стали доступны другим, т.е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и правила поведения);
    5. сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность.

    23.Концепции материи в истории философии и науки.

    Исторически природный мир конституировал первые версии объектов познания, и первоначально именно природа явилась основной предметной областью познания и сферой реализации познавательного интереса человека.

    С целью репрезентировать мир природы в функции целостного и универсального объекта познания использовались различные понятия: «фюсис», «мир», «Вселенная», «Космос» и др. Среди них лишь понятие «Универсум» обладает интегральным статусом, органично соединяющим философские и естественнонаучные семантические аспекты.

    Поэтому имеет смысл использовать данное понятие для обозначения мира природы как объекта философского и научного познания.

    В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия — субстанции (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Наряду с понятием «субстанция» в данном подходе использовались такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Под субстратом понималась основа конкретного проявления бытия, т. е. модуса. В содержании категории «модус» фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», характеризовавшего свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. В свою очередь акциденция выступала как констатация преходящего, случайного свойства предмета, которое может быть элиминировано без изменения его сущности.

    Системообразующее основание многих субстанциальных онтологических концепций — понятие «материя», содержание которого претерпело существенную трансформацию в процессе развития философского знания. Эволюция понятия «материя» может быть представлена сквозь призму триады «вещь — свойство — отношение».

    В античной философии имели место различные трактовки понятия материи. С одной стороны, понимание материи первоначально связывалось с поиском некоторой конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась тому или иному субстрату (старшие физики), затем оно переориентировалось на выявление субстанции, представленной бесконечным числом неизменных атомов (Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур). С другой — в философии Платона материя играла роль одного из начал, наряду с абсолютным беспредпосылочным источником идей (эйдосов), творящим вещи по своему образу и подобию. Еще одна версия понимания материи в античности представлена Аристотелем, рассматривавшим материю наряду с движущей причиной в качестве возможности сущего как такового, реализующейся лишь при наличии формальной и целевой причин.

    Свое дальнейшее развитие субстанциальный подход к пониманию материи получил в новоевропейской философии. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств, представления о которых во многом были навеяны развитием классической науки этого времени — массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью. Носителем этих свойств выступали различные проявления первовещества (элементы, корпускулы, атомы). Такое понимание материи в философии коррелировало с вещественно-субстратным подходом, служившим методологическим основанием научного поиска, и аналитическими методами исследования, господствовавшими в естествознании этой исторической эпохи.

    Критическое отношение к сведению материи исключительно к миру природы в виде вещественных образований продемонстрировала философия марксизма. В контексте этой философской концепции акцентировалось внимание на дефинитивном аспекте учения о материи. Марксизм трактовал материю как философскую категорию, содержание которой может быть спроецировано не только на мир природы, но и на социальную реальность.

    Революционные открытия в науке на рубеже ХIХ—ХХ вв. обострили интерес к проблеме материи в философии. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философский подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В. И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.

    Данное определение материи, продолжая традицию, уже обнаруживавшуюся в новоевропейской философии (например, у Дж. Локка и П. Гольбаха), задало ее дефиницию через отношение к сознанию. В методологическом плане такая трактовка материи продемонстрировала сопряженность со структурно-функциональным подходом, все более интенсивно входившим в практику научных исследований этого исторического периода.

    Предельно широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологическое значение и в современных условиях, предполагает категориально-понятийную реконструкцию проблемы материи в философии, что требует обращения к таким атрибутивным характеристикам Универсума, как его системно-структурная, динамическая и пространственно-временная организация.
    24.Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

    Динамический аспект организации материального мира обнаруживает важнейшее атрибутивное свойство материи — ее изменяемость. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как «взаимодействие», «движение», «развитие», обнаруживающих определенную семантическую общность. Все они находятся в отношении субординации к понятию «изменение». Так, взаимодействие следует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. В свою очередь движение предполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их существования. Под развитием обычно понимают закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии.

    Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делёза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющим превалирующего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.

    В анализе динамической структуры Универсума классическая философия особое место уделяла проблеме движения. Уже на начальных стадиях развития философии движение мыслилось как возникновение одного и исчезновение другого (старшие физики). В учении элеатов, настаивавших на том, что бытие едино и неделимо, наличие у него такого свойства, как движение, отрицалось. Эмпедокл, признавая устойчивость, вечность и неизменность в качестве отличительных характеристик множественного бытия (элементов-стихий), вновь отвел движению определенное место в картине мироздания, однако он понимал под ним не возникновение и уничтожение, а перемещение неизменных стихий, их соединение и разделение. Синтезом представлений о движении в античной философии стала установка Аристотеля на рассмотрение движения и как процесса возникновения и уничтожения, и как перемещения тел в пространстве. Последняя интерпретация движения стала основополагающей для всей последующей философской материалистической традиции вплоть до учения метафизического материализма ХVII—ХVIII вв. о движении как механическом перемещении тел.

    Эволюция материалистической философии внесла существенные коррективы в трактовку движения как свойства материальных объектов. Диалектический материализм отказался от сведения движения к одной из возможных его форм и определил движение как любое изменение (Ф. Энгельс). Критика редукционизма в понимании движения в свое время оказала положительное влияние на развитие как философских, так и естественнонаучных представлений об Универсуме. При этом движение в философии марксизма понималось как важнейшее атрибутивное свойство материи, способ ее существования; утверждалось качественное многообразие форм движения и их неразрывная связь с материальным носителем.

    Динамическая организация Универсума проявляется в различных формах. Вычленение этих форм зависит от учета ряда факторов: материального носителя изменений; проявления общих характеристик изменений, что позволяет установить генетическую связь между различными проявлениями движения; специфических особенностей изменяющихся систем, принадлежащих к определенному уровню структурной организации материального мира.

    На указанных основаниях строятся различные классификации форм движения материи. Постановка этой проблемы восходит к творчеству французского философа XIX в. О. Конта. В качестве одной из широко известных версий ее толкования может быть названа модель классификации форм движения материи, предложенная Ф. Энгельсом.

    Соответствуя уровню развития науки 2-й половины XIX в., она включала пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Современный этап философского и научного познания Универсума предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. В качестве примера одной из них может быть приведена классификация, в рамках которой выделенные формы движения соотносятся с исследуемыми современной наукой видами материи, способом существования которых выступает каждая из них.

    Достижения науки в последней трети XX в., в частности космологии, синергетики и др., акцентируют внимание на процессах самоорганизации в Универсуме и фундируют создание картины его глобальной эволюции.
    25.Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

    (В данном случае под метафизикой мы будем понимать не синоним «философии», а метод, противоположный диалектике).
    В философии сложились 2 основных метода: диалектика и метафизика, как альтернативный диалектике метод. Диалектика – это учение о развитии, движении и взаимосвязи всего в мире. Метафизика – противоположный метод.
    Этапы развития философского метода
    1. Эпохе античности характерна наивная, стихийная диалектика. Гераклит: «Все течет, все изменяется».
    2. Со 2-й половины 15 века до 18 века господствует метафизика. Начинает развиваться капитализм, производство, основанное на достижениях наиболее тогда развитой науки механики, совершаются географические открытия, накапливается много новых фактов. Шла, по сути дела, «инвентаризация» мира. Факты рассматривались сами по себе, не замечались связи между ними, не замечалось развитие мира.
    3. Идеалистическая диалектика Гегеля. Он разработал систему законов и категорий диалектики, однако полагал, что развивается только сверхъестественный дух и мышление человека, а природа не развивается. Общество развивается, но есть окончательный пункт развития – Прусская монархия.
    4. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Благодаря открытиям, сделанным в естествознании (эволюционное учение Дарвина, закон сохранения и превращения энергии и др.), Энгельсу удалось показать, что законы диалектики действуют и в развитии человеческого мышления, и в развитии общества, и в развитии природы. Был сделан вывод о всеобщности принципов взаимосвязи развития.
    Принципы диалектики
    Диалектику от метафизики отличают два основныхпринципа:
    1) принцип всеобщей связи и взаимодействия. Он утверждает, что нет ничего «самого по себе», вне связей друг с другом. Связи бывают единичные, общие, всеобщие; прямые и обратные; непосредственные и опосредованные; физические, химические, биологические и социальные и т.д. Можно говорить о многообразии связей. Там, где есть связь, всегда есть и взаимосвязь и взаимодействие и, значит, изменение, движение и развитие. 
    2) принцип движения и развития. Он утверждает, что все находится в постоянном изменении, движении, развитии. Движение – это изменение вообще. Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью. Развитие – это единство таких противоречивых процессов, как прогресс и регресс. Прогресс – это появление нового, ведущего к гармонизации отношений между элементами внутри системы и, тем самым, к росту ее устойчивости во внешней среде, гибкости ее ответов на внешние воздействия. Регресс – это изменения, ведущие к деградации системы, снижению уровня ее организации, внутренней нестабильности, неустойчивости во внешней среде. Развитие представляет собой единство процессов прогресса и регресса (в отношении отдельных сфер, традиций, если говорить про общество, и т.п.) с преобладанием прогрессивных изменений, поднимающих систему в целом на новый уровень развития.
    Требования диалектической логики:
    1. всесторонность рассмотрения предметов и явлений, во всех их связях и взаимодействиях;
    2. рассматривать все в движении и развитии ;
    3. во всех своих рассуждениях исходить из связи теории и практики.
    Субъективная диалектика – это диалектика нашего мышления. Она (как наше мышление, сознание) является отражением бытия, которому присуща объективная диалектика. Поэтому законы мышления должны в основе своей совпадать с законами бытия.
    Закон – это существенная, необходимая, общая связь явлений и предметов мира.

    26.Пространственно-временные характеристики бытия.

    Одна из важнейших характеристик Универсума — его пространственно-временная определенность. Центральными категориями для ее репрезентации являются понятии «пространство» и «время». Содержание этих категорий может быть выявлено на основе реконструкции историко-философских и научных представлений о пространстве и времени.

    Традиционно в классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное пространство и время понимались как характеристики объективной действительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем имелось в виду воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей.

    В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В новоевропейской материалистической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон).

    Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами.

    Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. Пространство понимается как отношение между сосуществующими объектами, их событие, порядок их рядоположенности, а время — как отношение между сменяющими друг друга объектами, порядок их последовательности и длительность существования.

    Под влиянием впечатляющих достижений релятивистской физики в XX в. формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Современная наука артикулирует вопрос о специфике пространственно-временных отношений в различных сферах реальности — мега- и микромире — и их внутреннем единстве.
    27.Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

    В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

    Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии — и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.

    Противопоставление различных смыслов понятия «природа» в достаточной мере носит условный характер, поскольку между «большой» и «малой» природой не существует непроходимой границы, а по мере развития общества представления о природе постоянно развиваются и наполняются новым философским и естественнонаучным смыслом.

    Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии (от лат. natura – природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения способствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга.

    Со временем натурфилософские умозрительные построения вступили в конфликт с развивающимся естествознанием и были отвергнуты им, но философия не утратила своего значения для науки. Не подменяя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания.
    28.Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа».

    Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. При этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу».

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта