философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Скачать 128.29 Kb.
|
60.Социальная сфера жизни общества. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. 61. Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Жизнь общества включает в себя не только материальный, но и духовный момент. Идеалистические направления, в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную жизнь первичной для общества. Общественное сознание – это духовная сторона общественного процесса, целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой: А. Уровни общественного сознания: 1) гносеологический аспект (по глубине отражения мира): а) обыденное сознание; б) научно-теоретическое сознание. 2) социологический аспект (по внутренней структуре): а) общественная психология; б) идеология. Б. Формы общественного сознания: 1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое сознание); 5) мораль; 6) политическое сознание; 7) правовое сознание. 62.Формационная и цивилизационная парадигмы исследования истории развития общества. Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом). Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм. Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами: рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию. Цивилизационный подход к развитию общества. А О. Шпенглер считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: • Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. • Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. • Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. • Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. • Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики. Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. 63.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. При линейном подходе история рассматривается как поступательное восхождение общества к более совершенному состоянию, к усложнению системно-структурной организации (прогресс) или же нисхождение к более простым состояниям, деградация общества (регресс). В теории общественно-экономических формаций (К. Маркс) история рассматривается как естественно-исторический процесс смены исторических типов общества, основывающихся на определенном способе производства (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Так, закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства: на конкретной стадии развития материальные производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями и, прежде всего, отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались, что в итоге и порождает социальную революцию. Целью исторического развития, по Марксу, является коммунизм как общество социальной справедливости и равенства. В нелинейномподходе, представленном в теориях локальных цивилизаций, подчеркивается своеобразие, уникальность судеб различных этносов, обосновывается цикличность и нелинейность развертывания истории. В теориях локальных цивилизаций акцент сделан на циклическом развитии. 1. Цивилизационно-циклическая модель исторического процесса. Итальянский философ XVIII в. Дж. Вико выделил в истории человечества последовательно сменяющие друг друга три эпохи: божественную, героическую и человеческую. 2. Концепция культурно-исторических типов русского историка XIX в. Н. Я. Данилевского основана на том, что народы «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают». 3. Концепция «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога ХХ в. О. Шпенглера основана на признании близости истории общества природной истории. Шпенглер выделил восемь великих культур в истории человечества, остановив внимание на «душе культуры» как высшем этапе общественного развития. 4. Концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби рассматривает основные этапы социодинамики: «возникновение – рост – надлом – распад». Распад когда «Ответ» был дан неправильный или элита отказалась отвечать. 5. Концепция Осевого времени немецкого философа К. Ясперса раскрывает реальность всемирной истории как особую стадию развития человеческого духа и как результат взаимодействия различных культур. В истории цивилизационного развития человечества Ясперс выделяет четыре узловых момента: 1) доисторический период; 2) великие исторические культуры древности; 3) «Осевая эпоха»; 4) эпоха техники и переход к единой мировой истории. 64.Понятия и роль техники и технологии в жизни общества. Истоки становления понятия «техника» уходят далеко в прошлое. Древнегреческое слово techne встречается у античных мыслителей Платона и Аристотеля. Это понятие включало два основных значения: мастерство и ремесло, умение что-то делать, пользоваться сделанным, искусство изготовления и искусство применения. В философской литературе термин техникаможет использоваться как в узком, так и в широком значении. В первом значении она понимается как совокупность технических систем, произведенных человеком на основе методов инженерной деятельности. Во втором, техника выступает как комплексный технический подход в построении и функционировании человеческой деятельности: промышленной, научно-исследовательской, военной, медицинской, коммуникационной, управленческой и т. д. Объединение этих подходов позволяет более полно представить технику в единстве следующих аспектов: – как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; – предельная техническая система «техносфера», в которой техника приобретает самостоятельное значение и противостоит природе; –- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации; – совокупность технических знаний – от специализированных (технических) до теоретических. В современных условиях особую значимость приобретает понятие технологии. Под технологией понимается совокупность последовательных операций по целенаправленному использованию техники. Уровень технологии всегда соответствует уровню и степени развития самой техники. Исторически техника и соответствующая ее технология базировались на ручном труде, далее опирались на машинное, а затем и на автоматизированное производство. 65.Понятие культуры и ее роль в жизни общества. Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы, мифы и религия, искусство. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями. Образ жизни - часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами. Архетипы - структура коллективного бессознательного, обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы - результат исторического развития человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д., то есть в культуре. Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида: экстра или интровертности мышления, импульсивности или планомерности действий, объективной или этической направленности оценочных суждений, конкретной или иррациональной направленности действий. 66. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Ценность– основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности (во имя чего это делать? Что предпочесть? От чего отказаться?). Процедура выбора на основании ценностей есть оценка. Направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность есть ценностная ориентация. Благодаря ценностям человек вырабатывает определённую жизненную позицию. Ценности подразделяются на материальные (финансовое благополучие, собственность, успешная карьера и т.д.) и духовные, а последние предстают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т.д. Основная форма, которая вбирает в себя ценности – идеал, то есть высшая, совершенная цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути от сущего к должному. Различают идеалы общечеловеческие– истина, красота, справедливость; конкретно-исторические ценности больших социальных групп – равенство, демократия, независимость, державность; ценности малых групп – успех, богатство, мастерство, самосовершенствование. Для общества важно не терять из виду основные цели и не подменять фундаментальные ценности инструментальными. Так, для сообщества людей фундаментальное значение имеет осуществление прав и свобод каждой личности, а прикладное – техника, экономика, рынок, политика, демократия и т.п. С помощью инструментальных средств общество создаёт предпосылки для проявления творческих качеств человека. Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом 67.Глобализация, глобальные проблемы современности и перспективы человечества. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. К глобальным проблемам современности относятся: проблема бедности- невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни продовольственная проблема - неспособность человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. проблема экологии и устойчивого развития - экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. демографическая проблема - два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.). Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам. 68. Понятие стратегии устойчивого развития и проблемы ее реализации в современном мире и в Республике Беларусь. В июне 1992г.в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая была посвящена выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. На конференции была принята декларация, раскрывающая сущность и цели движения к устойчивому развитию, соотношение национальных и общечеловеческих интересов, роль государства и различных слоев населения и др. Под термином “устойчивоеразвитие” понимается такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Стратегия устойчивого развития складывается из следующих принципов: |