философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Скачать 128.29 Kb.
|
29 Динамическая организация бытия: движение и развитие Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи; движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика; движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения); Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Эта классификация к настоящему времени устарела. Современная классификация форм движения материи включает: пространственное перемещение; электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; гравитационную форму движения; сильное (ядерное) взаимодействие; слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.): биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.; социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе). 30. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы. Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы: Диалектика выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В тих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают: I. Объективная диалектика – все формы связи в реальности. II. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека. а. Стихийная форма: нет худа без добра. б. Теоретическая форма. Исторические формы диалектики: Античной философии: диалектика, для которой характерно понимание мира как живого организма. Немецкой классической философии (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Диалектика, как целостная теоретическая система включает в себя: принципы, концепции, категории, законы. 1. Принцип – основополагающая идея мировоззрения. (а. Принцип единства мира., б. Принцип развития.). 2. Концепция – основопалогающая идея, которая развернута в систему утверждений. Две главные концепции диалектики: ( А. Концепция всеобщей связи – концепция детерминизма., Б. Концепция развития.). 3. Категория – основа суждения. Закон – определенная форма связи между явлениями, которая характеризуется постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения имеют следующие формы: отношения относительной изолированности; отношения связи: постоянной зависимости, -дискретного действия. Законы диалектики: 1) З.ед-ва и борьбы противоположностей, 2) З. перехода количественных изменений в качественные; 3) З. отрицания отрицания (двойного отрицания). 31. Категории диалектики Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. 32. Основные идеи и принципы синергетики. Синергетика возникла в ХХ в. как новый междисциплинарный подход, основанный на теории самоорганизации систем. Основаниями для развития синергетических идей стали новые реалии в организации и развитии материи. Это факты, которые свидетельствовали о том, что в мировой динамике развитие имеет нелинейные, многовариантные, многопричинные характеристики, в которых чрезвычайную роль играет случайность. Основателями и разработчиками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) и И. Стенгерс. Современные представления о системно-структурной, пространственно-временной и динамической организации мира указывают на то, что мир представлен в виде сложнейшей иерархии систем. Такие системы способны обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией и находиться в состоянии, далеком от равновесия. Дальнейшая эволюция (развитие) открытых систем, как правило, проходит путем их прогрессирующего усложнения. Эти представления были положены в основу понимания и интерпретации самоорганизации материальных систем. Разработчики этого междисциплинарного подхода привели в качестве основных принципов синергетики следующие положения: а) невозможность жесткой обусловленности (детерминации) тен-денций развития (эволюции) сложноорганизованных систем; б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм; в) сложные системы потенциально имеют многовекторный харак-тер развития (альтернативность сценариев). г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры; д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой для стабильного и динамичного развития – именно такие системы более способны к самоорганизации. Таким образом, методологическое значение синергетики заключается в том, что ее научные положения обогащают теорию диалектики и углубляют наши представления о развитии и динамике Универсума. Синергетическая картина мира дает новые аргументы, укрепляющие позиции диалектического мировоззрения. 33. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии. Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, который генетически и исторически объединяет четыре типа прогрессирующей эволюции: космической, химической, биологической и социальной. В основаниях концепции универсального эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие принципы: – Универсум представляет собой единую саморазвивающуюся целостность (систему); – эволюция описывается как процесс усложнения и совершенство-вания систем, в котором вектор развития направлен от низших форм движения материи к высшим; – динамика систем сопровождается ростом их разнообразия и уменьшением стабильности; – на развитие оказывают влияние случайные факторы, в результате которых эволюция становится принципиально непредсказуемой; – в динамике Универсума прослеживается механизм наслед-ственности, позволяющий при помощи постоянного отбора из множества возможных направлений изменений, осуществить наиболее устойчивые варианты развития. В таком контексте идея глобального эволюционизма становится не только методологическим основанием, но регулятивным принципом в осмыслении фундаментальных закономерностей универсальной эволюции мироздания. 34. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы. В узком смысле слова природа понимается как совокупность естественных условий существования человеческого общества, Т.е. это не вся материальная действительность, а только та ее часть, которая соотносится с обществом и выступает предпосылкой его развития. Природа существует в двух основных видах. Наряду с естественной (первозданной) различают еще и искусственную природу, так называемую «вторую природу», созданную самим человеком в процессе его трудовой деятельности. Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека. Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания не сводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека. 35. Основные концепции объяснения происхождения и исследования природы человека. Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития. Человек – это фундаментальная философская категория, фиксирующая представления о существе, целостность и уникальный характер природы которого определяются единством его био-психо-социальных характеристик. Основные стратегии интерпретации человеческого бытия: рационалистическую, натурализаторскую, экзистенциально-персоналистическую, социологизаторскую и синтетическую. В натуралистическойконцепции человек рассматривается как часть природы, подчиненная ее законам. В основе данной модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее прочтения: 1. Человек – «венец природы», ее наиболее совершенное творение 2. Человек – это «несостоявшееся» животное, биологически ущербное существо, выросшее в животном мире и покинувшее его. Рационалистическаястратегия в качестве специфической особенности человека, отличающей его от других живых существ, рассматривает способность мышления, наличие сознания, позволяющего не только постигать глубинные связи и законы внешней действительности, но и подчинять свое поведение принципам должного. Социоцентристская стратегия рассматривает человека как результат социогенеза, т. е. не столько природной, сколько общественной эволюции. Согласно такой трактовке, именно жизнь в обществе является источником «человеческого» в человеке: чем больше социальных связей и характеристик аккумулирует в своем опыте личность, тем больше у нее возможностей для самореализации. Идейными источниками синтетической концепции являются «философия жизни», психоанализ, культурно-мифологические концепции философии истории, зоопсихология, физическая антропология и др. Уникальность индивидуального бытия акцентирует и экзистенциально-персоналистическая модель. Человек рассматривается как проект, который переживается субъективно: у него нет иного творца, кроме самого себя, нет иной сущности, кроме той, которую он обретает в опыте существования. Его бытие – это опыт свободы, сопряженный с бременем персональной ответственности за осуществляемый выбор и глубинными, экзистенциально окрашенными переживаниями: тревогой, отчаянием, стыдом, виной, страхом и др. 36. Основные социокультурные характеристики бытия человека (деятельность, практика, социализация, образование, коммуникация). Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс непрерывен, он начинается с момента появления на свет и осуществляется практически всю жизнь индивида, так как мы вынуждены постоянно подстраиваться под изменения, происходящие в окружающей нас социальной реальности. Первичной социализирующей ячейкой является семья, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Если семья является институтом первичной социализации, то дальнейшее включение индивида в социально-культурную среду происходит, главным образом, благодаря институту образования. Образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только необходимого для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения. Оно как бы «собирает» мир в фокусе отдельной личности, закладывая наиболее устойчивый каркас знаний и убеждений, лепит тот «образ» человека, который востребован социумом и культурой. Деятельность – форма отношения человека к окружающему миру, основное содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, в соответствии с их потребностями. В отличие от поведения деятельность является специфически человеческой формой активности и характеризуется такими атрибутами как целесообразность и сознательность (способность человека разумно определять цели своей деятельности и сознательно управлять ими); предметность (направленность на внеположные человеку и преобразуемые им силы природы и общества) и субъектность (опосредование деятельности прошлым опытом личности, ее потребностями и установками). Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Жесткое разведение этих сторон человеческого существования не представляется возможным, поскольку коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность, в свою очередь, немыслима без соответствующих коммуникативных процессов. 37.Формирование ценностных ориентаций человека и проблема безопасного будущего в условиях глобализации. Формирование ценностных ориентации - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития. Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б) со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов. Факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций. Культурный опыт. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. Моральные принципы. Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях. В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения. Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т.е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках). Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные. 38.Понятие сознания, его структура и функции. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания. 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Функции: Отражательная - сознание организует познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление), а также организует память. Оценочная - сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная - творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения, мышления и созерцания организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Рефлексивная - разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. Преобразующая - человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Времяобразующая - сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных. 39 Проблема происхождения сознания и основные стратегии его наследования. Происхождение: связано с процессом становления человека разумного и обусловлен его трудовой деятельностью, природа которой носит сугубо общественный хар-р. Труд в его развитой форме присущ только человеку. Язык также тесно связан с сознанием. Подходы – Субстанциональный-сознание рассматр. как субстанция, кот. обладает самостоятельным сущест. и не зависит от материальных образований. Функциональный-сознание явл производным от функцион. материальных систем, прежде всего от чел мозга. Экзистанционально-феноменологический сознание. Психоаналитечский- исследования сознания выдвигают идею о том, что опыт сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни чел, основу кот состав бессознатльное. Диалектико-материалистический( Маркс) – коллективное измерение сознание становится первичным и исходным по отношению к индивид опыту. 40.Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание. Сознание- одно из осн. понятий фил-фии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действит-ти, а также специфич. механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в качестве формы психики. Применительно к человеку психика шире, чем сознание, т.к. сущ-ет сфера бессознательного. Бессознательное или неосознаваемое- совокупность психич. процессов, в отношении которых отсутствует субъект. контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию. Научное изучение бессознательного начал Фрейд- он разработал теорию психоанализа. Самосознание- осознание человеком своего собств-го «я», оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Сознание обретается под влиянием соц. среды. Огромное значение в форм-нии сознания имеет овладение языком. С. и язык неразрывно связаны. Язык- средство общения людей; общ-ное достояние, но в языке заключено идеальное содержание, опред. смысл.Осваивая язык, ребенок осваивает и это идеальное, поэтому форм-ся сознание. С. свойственно не только индивиду, но и общ-ву, классу, соц. группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производств. отношений, своих общих интересов и идеалов. Индивидуальое с.- это с. опред. индивида, человека. Но общ-во состоит из множества индивидов (не просто их сумма, а целостность, соц. организм, оно живет и развивается). 41.Проблема познаваемости мира в философии и науке. Многообразие типов познавательной деятельности. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Если для религиозного познания характерно соединения эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру. Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности: обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром; научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира; художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного; религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность. 42.Субъект и объект познания. Изменение представлений о субъекте и объекте познания в развитии науки Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний. Важнейшим условием ориентации человека в мире явл. адекватное (правильное) познание действительности. Два вида ф-фов: признающих познаваемость мира (оптимисты), и тех,кто отриц. познаваемость (агностицизм). В кач-ве агностиков ранее традиционно называли Канта и Юма. Также есть скептики (да,но…чел.свойственно сомневаться). Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего чел. с его потребностями, способностями, интересами. Субъектом познания выступ. и соц.группа, а также общество в целом как носитель опред. знаний и соц. отнош. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом. Выделение объекта познания, подвергающегося исследованию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект —без субъекта. Непосредственная цель познания есть знание. Знание есть продукт обществ., матер. и дух. деятельности людей, идеальное отраж. свойств и связей объектов материальн. действ-ти. Знание — это и предпосылка познания. 43. Чувственный уровень познания и его основные формы Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят: Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.; Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств; Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа. Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. 44. Рациональный уровень познания, его особенности и основные формы Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят: Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве); Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»; Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод. 45. Познание как постижение истины. Абсолютная и относительная истина. Объективность и конкретность истины. Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истиныкак возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не самих вещей и предметов, а знаний о них. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. В процессе исторического развития философии и науки классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую теорию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины. В первом направлении основной является диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она надклассова и надисторична. Абсолютная истина – точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности; то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире и сложных системах. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении. Диалектико-материалистическая концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина – не просто то, что наблюдается нами, а что проверяется и подтверждается многократно в деятельности всего человечества в процессе общественного развития. В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным относятся: 1. Когерентная концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, математические абстракции) очень трудно сравнивать с реальной действительностью. Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. 2. Прагматическая концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. 3. Конвенционалистская концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. 4. Плюралистическая - концепция плюрализма (множественности) истин. Исходя из объективной сложности познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. 46. Основные концепции истины. Корреспондентская теория истины. Опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает, во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, т. е. сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался уже в рамках классической и со всей очевидностью проявился в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины. Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры. Прагматическая концепция истины(от греч. pragma – дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и реализации которых добивается человек. Вопрос о действительном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания которая в целом опирается на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского подхода, так как важнейшим критерием истины провозглашается практика. Конвенционалистская концепция истины(от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, понимание истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании. 47.Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. В качестве социального явления наука включает в себя три составные части: систему знаний; деятельность по их производству; социальный институт. В некоторых учебных пособиях по философии указывается также на статус науки как производительной силы и формы общественного сознания. Наука каксистема знаний представляет собой целостное, развивающееся единство всех ее составных элементов (научных фактов, понятий, гипотез, теорий, законов, принципов и др.). Эта система постоянно обновляется благодаря деятельности ученых, и на сегодняшний день наука состоит из более чем 14 тыс. различных предметных дисциплин. Наука как деятельность выступает в виде организованного процесса производства достоверных знаний, осуществляемого специально подготовленными для проведения исследований людьми – учеными. Иными словами, наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука как система знаний является результатом творческой, научной деятельности. Система знаний складывается из множества отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, обществе – общественные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельные группы составляют технические науки и математика. Каждая группа наук имеет свое внутреннее деление. Наука как социальный институт представляет собой совокупность специфических организаций, учреждений, союзов, школ, творческих групп, временных формирований, которые занимаются прогнозированием, организацией, осуществлением, контролем исследований, фиксацией и распространением (внедрением) научных знаний. 48. Функции и ценностные аспекты науки в современном обществе. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурно мировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др. 49.Понятие метода и методологии научного исследования. Уровни методологии Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Метод предпологает: · Сознательное достижение результатов. · Наличие плана познавательных действий. · Последовательность действий и операций (техника метода). Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому. Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности. Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др. Основная фун-ия метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности. Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. 2)это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика-дедуктивный. Уровни методологии: 1. конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы. 2. общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического иссл-ия (наблюдения, эксперимент) – общелогические ме-ды (анализ, синтез, индукция, анализ и др.) Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки. 3. философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия) Современная методология включает 2 и 3-ий уровни. 50. Эмпирические методы познания. Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений. Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия. Виды эмпирических методовЭмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды: наблюдение: эксперимент; измерение; беседа; анкетирование; опрос; беседа. |