Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Особенности философии Средневековья.

  • 13. Особенности философии Возрождения.

  • Натурфилософское направление

  • 14. Разработка проблем и методов познания, происхождения и роли государства в философии Нового времени.

  • 15.Происхождение и социальная роль государства в философии Нового времени ( Гоббс, Локк)

  • 16. Основные идеи и достижения философии Канта в докритический и критический периоды. В творчестве И. Канта

  • 17. Учение об абсолютной идее и диалектика в философии Гегеля.

  • 18. Антропологический материализм и социально-философские идеи в философии Фейербаха.

  • 19. Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма.

  • философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции


    Скачать 128.29 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
    Анкорфилософия
    Дата23.10.2022
    Размер128.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilasofia_shpory.docx
    ТипДокументы
    #750037
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    11. Философия Аристотеля: систематизация знаний, идея единства материи и формы, формальная логика, учения о природе человека.

    Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
    I. Логика 
    II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.
    III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
    IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.

    Все живые существа земли обладают собственной душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела.

    Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.

    Вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению» неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.

    В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

    Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

    12. Особенности философии Средневековья.

    Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVIв. Основными чертами средневековой философии были: 1.Теоцентризм.Считалось,что именно Бог является главным предметом философских размышлений. 2.Креационизм–это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего. 3.Идеяоткровения.Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру. Отрицалось рациональное постижение мира. 4.Средневековый антропоцентризм. Человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что человек –венец творенья и царь природы. 5.Символизм–стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления. 6.Провиденциализм–представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами. Средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики. Патристика охватывает период с II по VIIIв. – это время становления христианской догматики. Основные представители данного направления –Василий Великий, Августин Блаженный и др. Первоначально патристика существовала в форме апологетики, т.е. защиты христианских догматов от язычества. Вершиной патристики является творчество Августина Блаженного. Он занимался разработкой проблемы бытия, времени, движения исторического процесса. Бог и душа–основные темы философии Августина. Ключевая идея мировоззрения Августина–«познай Бога–через душу и душу–через Бога», т.е. чем лучше человек познает себя, тем ближе он становится к Богу. Творчество Августина Блаженного имело огромное значение для последующего развития философии и культуры. Этап схоластики VIII–XVв .–представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля. Мыслители–Росцелин, Оккам и др. прилагали усилия чтобы рационально обосновать веру в Бога. В решении этой проблемы выделилось три направления: Номинализм рассматривал общие понятия лишь как имена–названия предметов. Реализм утверждал ,что имена реально существуют объективно и являются первичными по отношению к предметам. Концептуализм отрицал реальное существование понятия, но признавал их наличие в сознании людей как особой формы познания действительности. Попытка преодоления различий номинализма и реализма была предпринята Фомой Аквинским. Он выделял универсалии трех видов: до единичных предметов(в божественном разуме),в самих предметах(как общее в единичном) и после предметов(в человеческом разуме). Фома Аквинский выдвинул тезис о гармонии веры и разума.

    13. Особенности философии Возрождения.

    Эпохой Возрождения называют период с XIV по XVI вв., когда начинает расти интерес к человеку, ко всему земному. Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни. Основными направлениями философии эпохи Возрождения были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское.

    Наиболее выдающимися представителями гуманистического направления являлись А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, Л. Валла, М. Фичино, Леонардо да Винчи и др. Они противопоставляли средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Самореализация личности представлялась гуманистам как путь духовного творчества, художественного оформления своей жизни. Гуманисты не отвергали христианское учение, для них человеческая жизнь имеет самодостаточную ценность. Иными словами, они отстаивали право человека быть счастливым здесь и сейчас, а не в загробном мире.

    Неоплатоники занимались разработкой онтологической проблематики, развитием учения Платона. В частности, Н. Кузанский. По его мнению, весь природный мир представляет собой развертывание всего того, что есть в Боге. Бог бесконечен, поэтому сама природа не имеет границ и центра. Бог – это бытие и сама возможность становления бытия. Мир является целостным и единым, отсутствует всякая разница между Землей и небесными сферами.

    Натурфилософское направление было нацелено на формирование научного мировоззрения, обоснование материализма. Природа стала рассматриваться в качестве основы развития всего существующего, источника всех знаний человека. Произведения таких мыслителей и ученых, как Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, способствовали разрушению средневекового мировоззрения и системы ценностных ориентаций.

    В эпоху Возрождения формируется философия политики, основоположником которой выступал Н. Макиавелли. По его мнению, развитие общества обусловлено естественными причинами, а не волей Бога. Макиавелли выступал за создание сильного централизованного государства.

    14. Разработка проблем и методов познания, происхождения и роли государства в философии Нового времени.

    Философия нового времени сформировалась в период с 17 до сер 19 в. Развитие буржуазных отношений обусловило необходимость знаний о природе, основан на наблюдении и эксперименте. Под влиянием экспериментального матем. естествознания ф-фией доминировал механицизм. Механицизм – сведение сложного простому, а также стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классич. механики. Мир рассматривался как механизм. Наука становится ведущей в мировоззрении эпохи. Цель научного знания заключалась в увелич власти ч-ка над природой, поэтому в ф-фии преобладала гносеологич проблематика. Основная проблема – поиск метода научного познания. Было разработано 2 подхода в решении данной проблемы: Эмпиризм (родоначальник английски ф-ф Ф. Бэкон) – учение в теории познания, к-рое считает чувственный опыт или эксперимент единственным источником знаний. Бэкон разработал индуктивный метод познания - развитие мысли от частного к общему. Данный метод предполагал использ наблюдений, анализа, сравнения и эксперимента. Рационализм (основатель франц. учёный Р. Декарт) – учение в теории познания, к-рое признает разум в качестве единственного источника знаний. Декарт разработал дедуктивный метод познания - движение мысли от общего к частному. В ф-фии нового времени появляется социальная проблематика, сформир новая политич концепция (теория общественного договора).

    15.Происхождение и социальная роль государства в философии Нового времени ( Гоббс, Локк)

    Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Был представителем социальных физиков (направление в истории).

    Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.Джон Локк— британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

    Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти.

    Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной – все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

    16. Основные идеи и достижения философии Канта в докритический и критический периоды.

    В творчестве И. Канта выделяют два периода: критический и докритический. В докритический период (1756-1770) интересы И. Канта были связаны преимущественно с разработкой естественаучных и логических проблем.

    В 60-е годы И. Канта стал все больше интересовать вопрос отношения религии и науки, морали и знания. Под влиянием произведений английского философа Д. Юма И. Кант стал понимать, что наука является не только источником истин и благ, но и таит в себе значительную опасность для человечества. Стремление науки к естественному объяснению мира ведет к отказу от веры в Бога, которую И. Кант рассматривал в качестве необходимой основы морали. Размышление над этими проблемами привели И. Канта к идее критического переосмысления принципов научного познания, которое позволило бы показать ограниченность науки и тем самым пресечь ее попытки поглотить мораль и религию.
    Наступление критического периода было связано с работой «к форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» (1770), в которой И. Кант противопоставил два способа представления мира: естественнонаучный и философский. Для естествознания мир предстает как явление, которое всегда находится в пространстве и времени. Такой мир определяется структурами человеческого сознания, носит субъективный характер и подчиняется законам физики. Это мир несвободы, где положения философии, морали и религии лишены смысла. Для философии мир предстает как сверхчувственный, находящийся вне пространства и времени, не подчиняющий законам физики. В таком мире возможны свобода, Бог, бессмертие души, он является местом духовной жизни человека.
    Разум состоит из трех идей - Бог, душа и мир как целое. Каждую из этих идей он пытается познавать, впадая при этом в неразрешимые «диалектические» противоречия. И. Кант подвергает подробному рассмотрению и критике философские теории, доказывающие бессмертие души, существование Бога или рассуждающие на тему творения мира.
    Резкое противопоставление феноменального и ноуменального миров, необходимости и свободы, теории и практики в философии И. Канта воспринималось многими его современниками как источник неустранимых противоречий. Попытка И. Канта придать завершенность своей системе с помощью философии искусства, которая должна была соединить теоретический и практический разум, знание и веру, науку и религию, не получила широкого признания.


    17. Учение об абсолютной идее и диалектика в философии Гегеля.

    Гегель(1770-1831):исходное положение его ф-фии панлогизм – тождество бытия и мышления. С точки зрения Гегеля мыслит не только ч-к, но и весь мир. В основе всего существующего находится мышление, или абсолютная идея, или логика.
    Абсолютная идея в своём развитии прошла несколько стадий: 1) логика – идея в виде понятий; 2) ф-фия природы – природа выступает как внешн проявление саморазвития логич категорий; 3) ф-фия духа – развитие идеи в истории.
    Гегель впервые представил мир в виде процессов, он разработал диалектику (учение о развитии). Диалектику Гегеля хар-ет: 1)представление о противоречии как источнике развития, 2)предст о сущ объективных законов развития, 3)Разработка категорий и законов диалектики, 4)Представление о том, что в развитии есть предел.


    18. Антропологический материализм и социально-философские идеи в философии Фейербаха.

    Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».
    За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного.


    Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога.

    Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

    Рассматривая историю религии различных народов, Фейербах подчеркивает, что именно природа, религиозное чувство человека есть изначальный источник религии. Фейербах приходит к выводу, что для человека необходима «истинная религия», в которой Бог будет не фантазийным, а реальным.

    Для Фейербаха основой отношений между людьми является религия. Ссылаясь на это, Фейербах заявляет, что религия является универсальной формой связи между людьми, что всякие отношения – это прежде всего религиозные отношения.

    Для Фейербаха человек – это мир чувств, эмоций, настроений, желаний, размышлений. Фейербах считает, что в жизни человека главными являются любовь, дружба, преданность.

    Критика Фейербахом раболепства и деспотизма, ханжества и лицемерия, невежества и бескультурья оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Его философия оказала свое воздействие на К. Маркса и Ф. Энгельса, В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского. В. Соловьева и др.


    19. Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма.

    Основателями марксистской философии принято считать К. Маркса и Ф. Энгельса,в своих трудах исходной точкой становятся исследования в сфере политической экономии, затрагивающие проблемы распределения труда и капитала, производительных сил и способов производства. Основанием социальной жизни, согласно К. Марксу, являются отношения производства и потребления, благодаря которым задается необходимость общественной жизни человека: люди кооперируются для увеличения благосостояния и возможности расширенного производства товаров и услуг, которое отдельный человек или семья не могут сами обеспечить.
    Одним из ключевых тезисов марксистской философии является установка на то, что бытие определяет сознание: в зависимости от изменения характера трудовых отношений, а также зависящих от них условий жизни людей происходит изменение и сферы духовного производства – научных, религиозных, культурно-мировоззренческих компонентов жизни общества. Движущей силой общественного развития в марксизме объявляется дисбаланс существующих производительных сил и устаревших производственных отношений, приводящий к торможению экономической эффективности общественной жизни и необходимости ее радикального изменения.
    По Марксу, общественный процесс телеологичен, т. е. любое человеческое общество в своем развитии вынужденно проходит через упомянутые стадии, которые в марксистской философии именуются общественно-экономическимиформациями: 1) первобытнообщинную, 2) рабовладельческую, 3) феодальную, 4) капиталистическую и, наконец, 5) коммунистическую. Последняя стадия общественно-экономического развития рассматривается в марксизме как утопический идеал бесклассового общества, в котором отсутствует коренное различие между производителями и потребителями, что должно знаменовать собой прекращение социальных конфликтов и высшую форму исторического бытия общества.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта