Главная страница
Навигация по странице:

  • 51 Теоретические и общелогические методы познания. теоретические методы

  • 52. Формы научного знания (проблема, гипотеза, теория).

  • Проблема

  • 53. Научные революции, их типы и роль в развитии науки. Научная революция

  • Научные революции делятся на

  • 54.Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.

  • 55.Понятия социальной реальности и общества.

  • Социальная реальность есть

  • Представители

  • Представители Номинализма

  • 56.Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.

  • Натуралистическая программа

  • 57.Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. Сфера жизни общества

  • Социальная

  • 58.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Материально-производственная сфера

  • 3 элемента

  • Производственные отношения

  • 59.Политическая организация общества. Гражданское общество и государство. Политическая власть

  • философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции


    Скачать 128.29 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
    Анкорфилософия
    Дата23.10.2022
    Размер128.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilasofia_shpory.docx
    ТипДокументы
    #750037
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Эмпирические методы – достоинства и недостатки


    Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

    Методы эмпирического уровня


    Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.


    51 Теоретические и общелогические методы познания.

     теоретические методы опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода. Теоретическое исследование- оно предполагает выделение сущных связей между явлениями.

    Методы исследования:

    -Идеализация - мысленное конструирование абстрактных объектов несуществующих в природе;

    -Формализация - это построение несуществующей математической модели в виде знаковых систем;

    -Аксиоматический - это способ логического вывода теоретических положений из некоторых базисных утверждений которые приниматься без доказательств;

    -Историко-логический - это способ изучения эволюции объекта;

    -Гипотетический — дедуктивный метод логического вывода из общей гипотезы более конкретных следствий, которые затем подвергаются опытной проверке.

    Общие логические методы - методы которые применяться абсолютно во всех областях научного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

    52. Формы научного знания (проблема, гипотеза, теория).

    Формы научного познания характеризуют этапы получения и развития знания. Схема соотношения форм научного познания:
    Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория.
    Факт – достоверное эмпирическое знание о произошедшем событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность. Факт складывается из след-щих стадий:

    1.      данные наблюдений;

    2.      очищение (обработка) данных наблюдений;

    3.      интерпретация очищенных данных.
    Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности знания. Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями.

    Гипотеза – новое обоснованное знание, к-рое признано объяснить возникшее противоречие. Является системным, обоснованным, но еще вероятное, не достоверное.

    Переход от проблемы к гипотезе очень сложен, он не является непрерывным, а характеризуется поиском и творчеством. Здесь нет логики открытия, а есть логика, способствующая открытию (гибкость мышления, творчество…). Гипотеза становится теорией, когда предсказывает ранее невиданные явления, к-рые впоследствии обнаруживаются на практике. Превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.
    Теория – высшая форма научного познания. Это достоверное, системное, раскрывающее сущность знание. Как система знаний теория меет сложуню структуру. Основными структурными компонентами теории явл-ся теор модель, т.е. система абстрактных объектов. Относительно к-рых строятся все высказывания теории.


    53. Научные революции, их типы и роль в развитии науки.

    Научная революция — фундаментальное изменение содерж-я нацчного знания, обусл-о переходом к изучению новых видов объектов.

    Научные революции делятся на:

    1.Локальные — изменение объекта и метода исследования в отдельной области знания.

    2.Глобальные — приходит к изменению главных принципов всех основных наук. Появляются новые направления исследования и формируются новые научные дисциплины.

    Типы рациональности:

    1.Классическая наука. Научные знания определяются законами и св-ами объекта. Этот тип рациональности сфор-ан на основе законом класс. механики и в настоящее время приемлем для изучения простых систем.

    2.Неклассическая наука. Она сформ-а на основе квантовой физики. Содержание научного знания определяется не только объектом, но и спецификой методов его исследований. Данный тип рацион. яв-ся ведущим при изучении больших сложных систем.

    3.Пост-неклассическая наука. Учитывает не только методы науч-ого познания, но специфику ценностных факторов влияющих на проффессион . деятельность учёного.


    54.Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.

    В связи с постоянным возрастанием роли науки в жизни общества, зависимости от нее перспектив существования цивилизации, сохранения природных условий жизни людей и т. п. в самом научном сообществе и в отношении к науке со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты системы их отношений, которая получила название этики науки. Термин «этика науки» употребляется также в значении предмета философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности.

    Как совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых этика науки включает в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов; 2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства. Сообщать о важных результатах своей деятельности, добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, предвидеть последствия практического использования полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации, обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельнос-ти, творческому, профессиональному росту, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку, совершенствование личных морально-деловых качеств.

    55.Понятия социальной реальности и общества.

    Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы ("Социального организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовное начало деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

    Как бы там ни было, общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующая между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают установленный характер, и само общество представляеткак совокупность общественных отношений.

    Таким образом, в качестве системно-образующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

    Социальная реальность есть что-то такое, что можно увидеть, понять, изучить. Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия.

    Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма.

    Представители Реализма уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов.

    Представители Номинализма считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды.

    Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении. Следовательно, социальная реальность обладает и субъективными (оценочными) и объективными, материализованными показателями, например разделение труда, национальные и демографические общности.

    Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образцы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.д.

    56.Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии.

    К основным исследовательским программам общества относят:

    • Натуралистическая (Гумилев, Конт, Спенсер и др.).

    • Культурцентристская программа (Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Рикер, Дильтей), Тейлор и др.).

    • Исследовательская программа классического и постклассического марксизма (Маркс, Энгельс, Франкфуртская школа (Маркузе, Адорно, Фромм, Хоркхаймер) и др).

    • Программа социального действия М. Вебера.

    Натуралистическая программа в социальной философии формируется под влиянием успехов естествознания. Она рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное развитие природных закономерностей.

    Формирование культурцентристской и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности и природной, с развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Уже к концу XIX - началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т.е. гуманитарные науки) должны иметь свой собственный фундамент, отличный от фундамента естествознания, т.е. пришло осознание того, что нельзя просто переносить методы естествознания исследование социальной реальности.

    Культура в данной исследовательской программе занимает центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости. Культурцентристская программа рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей.

    Весьма продуктивной исследовательской программой является концепция социального действия, разработанная известным немецким философом и социологом М. Вебером. Однако, В этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. Поэтому системообразующим элементом в теоретической модели общества Вебера становится социальное действие.

    Характеризуя социальное действие, Вебер выделяет 4 его основных типа, которые встречаются в современном обществе:
    1. Аффективное, основанное непосредственно на чувствах, эмоциях.
    2. Традиционное, основано на традициях, привычке, обычаях. Оно не является достаточно осмысленным и имеет характер социального автоматизма.
    3. Ценностно-рациональное, определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.
    4. Целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих для ее достижения средств.

    57.Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

    Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    • экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
    Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг.
    Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
    Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

    58.Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.

    Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

    Основные компоненты материально-производственной сферы:

    • труд как комплексное социальное явление;

    • способ производства материальных благ;

    • закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

    Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное взаимопревращение. Материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, идеальность труда проистекает из того, что это – деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д.

    Производительные силы – это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства.

    В производительных силах можно выделить 3 элемента: личностный (люди); вещественный (орудия труда, в широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил.

    Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

    59.Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.

    Политическая власть занимает среди других видов власти ключевое положение. Она представляет собой реальную возможность субъекта осуществлять свои волю и намерения в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих интересов. Власть является центральным началом политики, представляет собой средство ее осуществления. В качестве основных характеристик политической власти выделяются суверенитет, верховенство, неделимость, воля, авторитет, принуждение.
    Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни, использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения.
    Основные признаки государства: 1) территория; 2) отделение публичной власти от общества; 3) суверенитет; 4) исключительное право на издание законов; 5) монополия на взимание налогов и сборов с населения; 6) наличие права; 7) монополия на легальные вооруженные силы.

    Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:
    а) формы правления, т. е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти, (монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т. д.);
    б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства (унитарные, федеративные и конфедеративные государства);
    в) политический режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранения власти, (демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства).

    Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданское общество», под которым понимается сфера жизни, подконтрольная государству, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку общественное сознание способно формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

    Г. Гегель, философски осмыслив различие между гражданским обществом и государством, указал на то, что область действия государства – это общие интересы, а гражданского общества – сфера частных интересов.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта