Главная страница
Навигация по странице:

  • Жюльен Ламетри

  • Гольбах

  • 20. Философия трансцендентального идеализма И. Канта как критическое исследование духовных способностей человека.

  • КАНТ (1724-1804

  • 21. Философия объективного идеализма Гегеля. Диалектический метод и логика Гегеля.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год. 1. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения мифологическое, религиозное и философское


    Скачать 476 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения мифологическое, религиозное и философское
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год.doc
    Дата28.01.2017
    Размер476 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год.doc
    ТипДокументы
    #604
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8



    19. Особенности философии эпохи Просвещения. Материалистическое понимание философии природы, общества и человека в философии Гольбаха, Ламерти, Гельвеция.
    1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

    В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

    • деистическое;

    • атеистическо-материалистическое;

    • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

    • отвергали идею личного Бога;

    • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

    • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

    • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

    Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Жюльен Ламетри(1709 — 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:

    • полностью отвергал идеализм и теологию;

    • считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

    • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

    • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

    • выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

    • был утилитаристом —считал, что смысл жизни человека — личное счастье;

    • считал частную собственность гарантией свободы человека;

    • идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

    Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).

    Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

    • четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

    • освободили философию от многих религиозных предрассудков;

    • дали более реалистическое определение субстанции — материя;

    • выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

    • подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;

    • обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

    • выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

    • обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

    обосновали идеи социальной справедливости;

    • идеологически подготовили Великую французскую революцию.

    20. Философия трансцендентального идеализма И. Канта как критическое исследование духовных способностей человека.
    ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНЫЙ ИДЕАЛИ́ЗМ - термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности. «Трансцендентальная идеальность» пространства и времени есть констатация того, что пространственно-временные качества предметов не присущи им самим по себе (термин «трансцендентальный» означает в данном случае «относящийся к вещам вообще»). Трансцендентальный идеализм — одна из основ критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различение междуявлениями и вещами самими по себе.

    КАНТ (1724-1804)

    Основоположник немецкой классический философии. С него началась эпоха философии новейшего времени. Был глубоким, проницательным человеком не только в философии, но и в науке. Разработал гипотезу происхождения солнечной системы из газовой туманности – фундаментальна до сих пор. Выдвинул идею о распределении животных по порядкку их происхождения, а так же идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения менялись. Сначала интересовале естественно-научные вопросы, а позднее – метафизические (общефилософские).

    Человек, этика и право – главное содержание его философского учения. Считал, что решению таких проблем, как проблема бытия человека должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложениы в самом разуме и составляют основу знания. Считал, что мы познаем мир не так, каким он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия вещей на органы чувств, возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Получается, что наш разум выводит законы природы. Но миру явлений соответствует независимое от человеческого сознания сущность вещей (вещи в себе): абсолютное познание их невозможно.

    Кант был убежден,что идеи пространства и времени, человеку известны прежде восприятий (они идеальны, а не реальны). Все категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.

    В учении о познании Кант большое место отводил диалектике. Противоречие рассматривалось им как необходимый элемент познания. Ввел воображение в теорию познания. Наши знания не мертвый слепок вещей и их связей – это духовная конструкция, возведенная воображений из материалочувственных восприятий и логических категорий. Логический каркас категорий априорен. Трансцедентальная философия - (выходящий за пределы) это не теория врожденных идей. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Условие познания – единство познания. Он отказываетс признать адекватность нашего сознания вещам. Мы познаем только явления, мир вещей нам не доступен. При попытке постигнут суть вещей, разум впадает в противоречия.


    21. Философия объективного идеализма Гегеля. Диалектический метод и логика Гегеля.
    Из всех философов, только для Гегеля философия была все. Все философы старались постигнуть смысл сущего. У Гегеля же сущее старается стать философией. Сам бог для Гегеля был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного совершенства. На природу он смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики. Гегль развил учение о законах и категориях диалектика, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской вещи в себе он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель в жизни природы и человека видел силу абсолютной идеи, движущий мировой процесс. Он утверждал, что категории – это объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум или мировой дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознгания, разум мира проходит три этапа:

    1. Пребывание абсолютной идеи в ее собственном лоне или стихии чистого мышления,

    2. Развитие идеи в форма инобытия в виде явлений природы,

    3. Развитие идеи в мышлении и в истории человечества. На этом последнем этапе, идея возращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (пан – все, логос – мысль).

    Заслуга Гегеля заключается в установлении философии истинных понятий: процесса развития истории. Все находится в процессе – не существует никаких границ между различными фирмами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем.

    Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкномуту кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия.

    В философской системе Гегеля действительность представлена как цель диалектических переходов. Гегелевская философия проникнута внутренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку объективной основой познания является абсолютный дух, а целью – самопознание этого духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.

    диалектический метод - это метод, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения, когда всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций и вынесению правильного суждения.

    Логика – ну тут наверное идет про столкновения от абстрактного «Тезис – Антитезис»  синтез (новый тезис) + Антитезис  синтез … и т.д. к конкретному.

    Два момента отличают Гегеля от тех, кто имеет сходное мировоззрение: 1. Продчеркивание логики (Гегель полагает, что природа реальности может быть выведена из единого соображения, что она должна быть не самопротиворечива), 2. Триадическое движение, которое называется диалектикой. Логика, является тем же самым, что и метафизика, а метафизика характеризует предмет познания, а не способ познания или мышление.

    Он выделяет три ступени логического: 1. Рассудочная или метафизическая логика (мышление жестко фиксирует противоположные понятия и абсолютно разделяет их), 2. Отрицательно-разумная или диалектическая логика (мышление разрушает такую разделенность и показывает переход понятий в их противоположности), 3. Положительно-разумная или спекулятивная (мышление объединяет противоположности в единстве).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта