Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Понятие морали и нравственности. Профессиональная этика. Проблема морального выбора в медицине

  • 45. Классическая медицинская этика и деонтология. Биоэтика.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год. 1. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения мифологическое, религиозное и философское


    Скачать 476 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения мифологическое, религиозное и философское
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год.doc
    Дата28.01.2017
    Размер476 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы по Философии - 2010 год.doc
    ТипДокументы
    #604
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8



    43. Проблема культуры в истории философии. Современные представления о культуре. Основные функции культуры.
    Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.

    Принято различать материальную и духовную культуру.

    К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

    К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой.

    Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.

    1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция.

    Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

    2. Функция трансляции (передачи) социального опыта.

    3. Функция познавательная (гносеологическая)

    4. Регулятивная (нормативна) функция

    5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак)

    6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность)


    44. Понятие морали и нравственности. Профессиональная этика. Проблема морального выбора в медицине.
    Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов поведения человека[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

    Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

    Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.[3]

    Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. [4]

    Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.[4]

    Мораль служит предметом изучения этики. Мораль — понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности.

    Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.[5] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

    Основные социальные функции морали: регуляторная, ценностно-ориентационная, социализирующая, личностного самоопределения.

    Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

    Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

    Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

    Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

    Этика — философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

    Основные проблемы этики: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости, проблема должного.

    Медицинская этика (медицинская деонтология) — раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

    Профессиональная этика — это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

    Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.

    Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

    45. Классическая медицинская этика и деонтология. Биоэтика.
    Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

    Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще.

    Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-" система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества". Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике.

    Современные правила этики и деонтологии

    § Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

    § Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

    § Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии.

    § К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

    Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

    § С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника.

    § К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего.

    § Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др.

    § Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

    § Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

    Ключевые вопросы биоэтики: эвтаназия, пересадка органов, ксенотрансплантация, аборт, клонирование, стволовые клетки, проведение клинических испытаний, суррогатное материнство, евгеника.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта