Философия теория экзамен. Философия теория. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение
Скачать 104.88 Kb.
|
Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. 28. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм – это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Философия экзистенциализма заменяет классическую "философию сущности" "философией существования". Главное назначение философии — это обращение к человеку. Единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сначала существует - думает, чувствует, переживает, живет, а потом уже определяет себя в мире, находит свою сущность. Она не дана ему ни природой, ни богом, ни обществом, он сам определяет свою жизнь. Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX века Кьеркегор и немецкий философ Ф. Ницше Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии, а во время второй мировой войны перешел во Францию. Известно два направления экзистенциализма – религиозное и атеистическое. Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Как направление философии начал зарождаться еще в середине XX века. Проблемы: - Уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; - Разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; - Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); - Проблема одиночества, - Проблема бессмысленности жизни; - Проблема внутреннего выбора; - Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни. Представители Мартин Хайдеггер занимался разработкой самих основ экзистенциалистического понимания предмета и задач философии. Карл Ясперс Человек живет жизнью, не имеющей особого смысла. Живет не зная скрытых способностей. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. Жан Поль Сатра - Основная проблема экзистенциональной философии — проблема выбора Альбер Камю сделал главной проблема- проблема смысла жизни. Приводит два главных доказательства абсурдности жизни. 29. Русская философия XVIII века. Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа — митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X — начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» (XII в.), летописные своды «Повесть временных лет» (XI—XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры. 30. Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Жизнь человека включает два начала: * природное (животное) * социальное (разумное). Социальное общение – духовное начало; через социальную среду хранится и передается свет разумности. Мысль человека есть мысль рода человеческого; индивидуальный разум зависит от «всеобщего» (социального) Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. «элементов материальных», из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение. Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров — физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Чаадаев развивал религиозно-философскую линию. Он утверждал, что лишь под влиянием религии человечество может исполнить свое предназначение. Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум, познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция. законы духовного мира могут быть поняты только путем Божественного откровения. В области антропологии Чаадаев обосновывал концепцию родовой сущности человека. Человеческий дух есть дух рода человеческого, и в мире сознания нет ничего совершенно обособленного. Человек становится человеком только через включение в человеческую культуру. Главные темы произведений чаадаева – судьба России и философия истории. Основным условием развития культуры Чаадаев считает религию Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений ЗАПАДНИКИ и СЛАВЯНОФИЛЫ Западники К западникам относятся выдающиеся мыслители — Белинский (1811 — 1848), Чернышевский, Добролюбов, Герцен. Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Гегеля. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову, на труды которого опирался Чернышевский. Отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал идею «разумного эгоизма». В области эстетики: Труд «Об эстетическом отношении к действительности» - рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Герцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие — это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях — альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» — он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования — освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были А.С. Хомяков (1804—1860) и И.В. Киреевский В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты».х Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. * Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). 31. Философия русского космизма. Космизм (греч. κόσμος — «упорядоченный мир») — ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений начала XX века, объединяемых в одну общность на основании наличия в них представлений о человеке и человечестве как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям. Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства. Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. 32. Материя, ее атрибуты. Материя (по Ленину) – материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Закон: можно мыслить любые превращения материи, нельзя мыслить появление материи из ниоткуда и её исчезновение из никуда. Материалистический подход – материя есть основа бытия, а все иные формы – дух, человек, общество – порождение материи Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождения независимо от всего сущего первичного идеального духа. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще - позитивистский – понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования Общие свойства: объективность и всеобщность. Для пространства характерны такие свойства как протяженность, однородность и трехмерность; а для времени -длительность, одномерность, необратимость, однородность. Материя имеет способность к самоорганизации. Учение о самоорганизации материи – синергетика. В диалектическом материализме к атрибутам материи относятся объективность существования, отражение, познаваемость, субстанциональность, движение, пространство, время, несотворимость, неуничтожимость, структурность, системность. Атрибуты материи неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга. Объективность существования - с точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Познаваемость – это означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Субстанциональность материи означает, что у природы нет др. основы, кроме ее самой. Во всех процессах материя переходит из одних форм в другие. Субстанция (от лат. substantia – сущность) – филосовская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она существует. Структурность - строение материи является многоуровневым, т. к. относительно простые системы входят в качестве структурных элементов в более сложные. Каждый мат. объект характеризуется наличием элементов и связей между ними. Неуничтожимость - один из атрибутов материи. Закон сохранения устойчивости. Закон сохранения и превращения энергии (Общее количество массы и энергии остается неизменным). Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний – любое изменение, как качественное, так и количественное. 33. Законы и категории диалектики. Диалектика – означает в своем первоначальном (древнегреческом) значении умение вести дискуссию, эффективно спорить. Сегодня диалектика означает учение о всеобщей связи и развитии материальных и духовных аспектов мироздания, поэтому выступает как теория познания и как логика. Выделяются три базовых закона диалектики: 1. Единства и борьбы противоположностей 2. Переход количества в качество 3. Отрицания отрицания Категории диалектики: единичное, особенное, общее; сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность. 1. Закон единства и борьбы противоположностей – заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг друга. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. 2. Закон перехода от количественных и качественных изменений: Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета Количество – исчисляемые параметры предмета или явления Мера – единство количества и качества При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество 3. Закон отрицания отрицания – новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается новым Развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток повторяет прежнее, но на новом, более высоком уровне 34. Диалектика и метафизика. Метафизика (др. греч. τα μετα τα φυσικά – «то, что после физики») – категория философии, имеющая два основных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним); 2) философия, абстрагирующаяся от идеи развития как всеобщего свойства всех явлений и процессов. Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель. |