Философия теория экзамен. Философия теория. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение
Скачать 104.88 Kb.
|
1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Основой мировоззрения являются знания, составляющие его информационную сторону. Знания добавляются к мировоззрению тогда, когда становятся убеждениями. Исторические типы мировоззрения 1. Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологический мир включает два аспекта: Дехронический (рассказ о прошлом). Синхронический (объяснение настоящего и будущего). 2. Для религиозного мировоззрения характерен теоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения: Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру). Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. 3. Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания). Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”. У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу). 2. Основные вопросы и направления философии. Философия (от греч. φιλειν – любить, σοφία – мудрость) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор. В качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий мыслитель Платон. Разделы философии онтология – учение о бытии и его сущности гносеология – учение о познании логика – учение о мышлении, его законах и формах этика – учение о морали эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве социальная философия – учение о человеческом обществе история философии – изучает зарождение, становление и развитие философской мысли Философия в целом определяется как наука об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. -Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? -Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют: Материализм; идеализм; дуализм Материализм ("линия Демокрита")— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; • материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); • материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); • сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; • сознание определяется материей (бытием). Философы: Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма — опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в. Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); Основателем считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: • реально существует только идея; • идея первична; • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; • каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.); • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания. Субъективный идеализм (Беркли, Юм). В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты считали, что: • все существует только в сознании познающего субъекта (человека); • идеи существуют в разуме человека; • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: • существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; • материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; • основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Гносеологическая сторонаосновного вопроса философии представлена: • эмпиризмом (сенсуализмом); • рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях"). Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.) В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: • мир познаваем; • возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): • мир непознаваем; • возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту, человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует Бога не существует 3. Философия и медицина. В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов. 1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни. 2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека. 3) Врачи-философы. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом. Гиппократ был современником Демокрита и Эмпедокла. Считал, что тело человека состоит из 4-х жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой. Если эти жидкости уравновешены, то человек здоров, если их гармония нарушается, то человек заболевает. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения направлен на восстановление гармонии жидкости в теле. «Философия освобождает душу от страданий, а медицина – тело». Герофил (330 г. до н.э.) – основатель Александрийской медицинской школы. Он первым начал вскрывать трупы. Им описана анатомия многих органов. Пытался доказать правоту учения Платона «О трех душах», которые регулируют все функции организма. Платон поместил эти души в головной мозг, сердце и печень и Герофил пытался их найти. Клавдий Гален (129-199 г. до н.э.) – римский врач. Рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смещения основных элементов и жидкостей организма, что ведет к нарушению функций различных органов. 4. Философия, ее предмет и функции. Философия (от греч. φιλειν – любить, σοφία – мудрость) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни Зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор. В качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий мыслитель Платон. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. 5. Философия Древней Индии. Замедленное развитие – традиции сохранялись долго, сельское хозяйство тесно связано с ремеслом Отношения между людьми по принципу всеобщего рабства XV — VI вв. до н. э. — ведический период – период ортодоксальной философии индуизма; VI — II вв. до н. э. — эпический период – выход на арену буддизма и джайнизма; II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. К основным положениям философии Древней Индии относят: совершенствование внутреннего мира человека; желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий; искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной; восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков; неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого; постижение знаний путем длительного сознательного погружения; подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению. В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, что развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные. Ортодоксальные: Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала. Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу. |