Философия теория экзамен. Философия теория. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение
Скачать 104.88 Kb.
|
Предмет метафизики, в ее первичном смысле, — рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности и т.п. М. Планк говорит, что «точная наука никогда не может обойтись без реального в метафизическом смысле» Античная метафизика явилась образцом метафизики вообще, но на протяжении истории западноевропейской философии существенно менялась как оценка метафизического знания, так и положение метафизики в системе философских наук и в горизонте мировоззрения той или иной эпохи. Средневековая философия признает метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в Откровении. Схоластика считала, что метафизике доступно богопознание, осуществляемое по аналогии с высшими родами сущего (благо, истина и т.п.). Такое сужение круга допустимых проблем и возможных результатов метафизики позволило в то же время дать углубленную трактовку некоторых вопросов, затронутых античной метафизикой лишь в общих чертах (напр., соотношение свободы и необходимости, природа общих понятий и др.). Средневековая метафизика, достигшая своего расцвета в 13–14 вв., существенно обогатила понятийный и терминологический словарь философии. Метафизика нового времени вышла из границ, очерченных теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения, возвращает себе «природу» как объект автономного исследования. Но на смену авторитету богословия приходит наука, не менее властно подчинившая себе метод и направление метафизического знания. 35. Происхождение и сущность сознания. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, мозга, высшая форма отражения действительности С философской точки зрения, Сознание — это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях. Возникновение сознания является результатом эволюции природы. В дальнейшем эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного и, наконец, психики человека. Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Одним из важнейших свойств сознания человека является его активность, благодаря которой сознание способно: а) отражать мир целенаправленно и избирательно; б) конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; в) разрабатывать прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; г) служить основой преобразовательной деятельности человека. Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания. Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание). Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира. Носителем сознания всегда выступает человек Самосознание—неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще как индивиду, так и социальным группам, которые поднимаются до понимания своих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения, переживают, страдают, сражаются за утверждение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития его носителя, вследствие изменяющихся условий жизнедеятельности, обогащения опыта, совершенствования знаний. 36. Теория познания: основные проблемы и виды познания. Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Познание- процесс приобретения знания. Результатом познание я-я знание. Проблемы гносеологии: Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания Четвертая проблема сводится к ряду вопросов, таких как: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Виды познания: Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании . оно тесно связано с культурой. Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: – понятие; – суждение; – умозаключение 37. Понятие истины. Критерии истины. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина – это знание, верное всегда и во всех обстоятельствах; полное, исчерпывающее знание, гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания о дельных сторонах и свойствах предметов. Относительная истина – выражает неполноту, незавершенность процесса познания, необходимость его углубления, уточнения по мере развития практики. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина – это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность" Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики: 1. Объективность, она - в обусловленности реальной действительности, в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человек, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей 2. Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) 3. Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется; это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется 1. характером объекта, к которому относится; 2. условиями места, времени; 3. ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Субъективные критерии истины: * критерий верификации – сведение утверждений к конечным основам вещи; * фальсификация – истинное утверждение только то, которое содержит в себе исключения из данного правила; * непротиворечивость утверждений, логичность анализа. 38. Проблема человека. Человек, индивид, личность. Человек – это особое, биосоциальное, предметно-деятельное, мыслящее существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле; единство природного и культурного; родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, на качественное отличие людей от животных. Индивид – конкретный человек, единичный представитель общества. Индивидуальность – то особенное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические качества. Личность – социальное качество, формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений; характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни. Проблема человека была обозначена уже в философии древнего мира. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Идеальное существование человека – жизнь в согласии с этим миром. Проблема личности в философии – это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и соц. ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность. 39. Философские проблемы общественного развития. Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался "в наследство" от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить. Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить об объективности общественной жизни, присущи ли ей законы? Но жизнь общества глубже, чем нам даёт поверхностное представление. Как и любая отграниченная система, она функционирует и развивается по законам и закономерностям. Отличие их от законов природы в том, что они проявляются «через людей», в их сознательной деятельности. Например, закон соответствия сфер общественной жизни, закон единства производительных сил и производственных отношений, труд как необходимое условие человеческой жизни и т.д. Но жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. Каковы причины, источники и направленность развития общества? Эта проблема имеет выход в общую проблему социального детерминизма и включает в себя: – вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.; – обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие саморазвитие общества. В истории общественной мысли эти вопросы решались по-разному. Широкое распространение получили различного рода версии, видевшие в основе общества идеальные мотивы. Поэтому совершенствование общественного устройства понималось как распространение знаний и просвещения, усовершенствование морали и т.д. Точка зрения, выраженная в «теории насилия», предполагала в качестве движущей силы истории войну, насилие, грабёж и т.п. С другой стороны, на основе метафизического материализма строились натуралистические теории. Они отождествляли материальную сторону общественной жизни с её природными предпосылками, а законы общества с законами природы. Французский материализм XVIII в. основывался на «теории факторов», которая выделяла различные стороны исторического процесса (природные, политические, духовные) как самостоятельные, не объясняя происхождение этих сил. Данная позиция в последующем нашла своё выражение в географическом, демографическом, биологическом, психологическом, экономическом и т.п. детерминизме. Большой вклад в решение проблемы внёс К. Маркс. Определяющую роль в развитии общества он отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему: Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер. 40. Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого. Религия представляет собой одну из областей культуры. в религиоведении следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, а духовную область его составляла мифология. Он включал разные способы освоения мира — практические знания и умения, нравственные нормы и образцы, религиозные верования. В ходе дифференциации этого типа культуры вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры — искусство, мораль, философия, религия. Складывается универсум культуры. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 г. в Керчи. Его отец, провизор Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец Войно-Ясенецкого был католиком, мать - Мария Дмитриевна (Кудрина) - православной. Здесь Войно-Ясенецкий окончил гимназию, художественное училище, медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г. с началом русско-японской войны Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить сложные операции. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки. Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г., и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Скончался Войно-Ясенецкий в 1961. |