Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Философия Просвещения. Механистический материализм. Механистический материализм

  • 23. Немецкая классическая философия. И. Кант.

  • Человек, этика и право — вот основа всего философского учения великого мыслителя.

  • «докритический»

  • Учение о государстве

  • 24. Немецкая классическая философия. Г. Гегель.

  • «Феноменология духа»

  • «тезис-антитезис-синтез»

  • 25. Немецкая классическая философия. Л. Фейербах.

  • Людвиг Фейербах (1804—1872)

  • «Не Бог создал человека, а человек создал Бога»

  • 26. Философия марксизма.

  • 27. Философия позитивизма, его этапы. Позитивизм

  • Главный вопрос — взаимоотношения философии и науки

  • Первая историческая форма позитивизма

  • Вторая историческая форма позитивизма

  • Философия теория экзамен. Философия теория. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 104.88 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение
    АнкорФилософия теория экзамен
    Дата12.06.2021
    Размер104.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия теория.docx
    ТипДокументы
    #216891
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Раздел труда, существование в обществе есть разрушение гармоничной жизни, специализация превращает людей в зависимых друг от друга. Нужно вернуться к естественному состоянию: первоначальное состояние общества – равенство прав и возможностей, равенство собственности. Руссо – создатель знаменитого общественного договора: современному социальному неравенству противопоставлял идею равенства, равенство в собственности, социальное равенство.

    В основе бытия общества и государства – суверенность воли народа. Отрицал принцип деления властей, в основе – воля народа. Идеальная форма правления – республика: государство, управляемое законами.

    22. Философия Просвещения. Механистический материализм.

    Механистический материализм — одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим.

    В 18-м веке в Европе продолжалось развитие промышленности, торговли, а также политической и духовной жизни. Это требовало дальнейшего развития науки и просвещения народов. Научные знания, бывшие достижения узкого круга ученых, распространяются вширь, идут в народ. Создаются первые энциклопедии, в которых содержались сведений о всех известных научных знаниях. Быстро развиваются учебные заведения, университеты и академии наук. Население Европы усиленно училось и просвещалось. Наиболее яркие представители философии эпохи Просвещения: в Англии Дж. Локк, Дж. Толанд, А. Смит, Д. Юм; во Франции Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Кондорсе; в Германии – Кант, Лессинг, Гердер.

    Решение фундаментальных философских проблем, касающихся природы и человека, осуществлялось, как правило, на основе данных естествознания (механики, физики, биологии, анатомии и т.д.). Наиболее развитой была механика, следовательно нередко различные природные процессы, в том числе биологические, сводились к механическим. Ламетри, Дидро и другие материалисты 18 века утверждали, что законы механики присущи всем явлениям природы, что к этим законам сводятся все законы природы. Например, французский ученый Ламетри написал работу «Человек-машина», в которой изобразил организм человека в виде механизма. Таким образом, механистический материализм был характерен для науки и философии 18 века.

    23. Немецкая классическая философия. И. Кант.

    Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.

    Немецкая философия XIX: ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления.

    Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Канта, И Фихте, Фридриха Шеллинга, Гегеля, Людвига Фейербаха.

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

    2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

    3. рассматривала историю как целостный процесс, а также обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

    Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант

    Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии.

    Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом: естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

    Человек, этика и право — вот основа всего философского учения великого мыслителя.

    Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий.

    Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

    Кант анализирует такие способности человека, как талант и гений. Талант к изобретению и открытию — это высший уровень дарования.

    Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический».

    В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии.

    В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

    Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

    Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени:

    - Чувственное познание

    - Рассудок

    - Разум

    Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка

    Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону

    Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, т.е. международном праве.

    Учение о праве: Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.

    Учение о государстве: Государство (в широком смысле) – объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существуют три власти, т.е. объединенная воля в трех лицах:

    -верховная власть в лице законодателя,

    -исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону)

    -судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону)

    24. Немецкая классическая философия. Г. Гегель.

    Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.

    Немецкая философия XIX: ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления.

    Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Канта, И Фихте, Фридриха Шеллинга, Гегеля, Людвига Фейербаха.

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

    2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

    3. рассматривала историю как целостный процесс, а также обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

    К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики»

    В учении о бытии Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

    Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

    Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

    * субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;

    * объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;

    * абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

    Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики.

    Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей формею этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности.

    Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество.

    25. Немецкая классическая философия. Л. Фейербах.

    Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.

    Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма.

    В молодости — ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию.

    Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом. Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.

    Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

    По Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

    В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

    * единственно существующими реальностями является природа и человек;

    * человек является частью природы;

    * человек есть единство материального и духовного;

    * человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;

    * идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

    * Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

    * природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;

    * все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

    26. Философия марксизма.

    Философия марксизма была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-е годы 19 века и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику и социально-политическую проблематику.

    Идейные источники марксистской философии – диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Марксизм стоит на позиции материализма, т.е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными.

    Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе.

    В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления (высшей формы развития):

    1. Единство и борьба противоположностей. Развитие вызывается внутренними противоречиями, которые неизбежно содержатся во всех объектах и явлениях природы, внутренняя борьба между ними является сущностью развития.

    2. Переход количественных изменений в качественные. Развитие природы — это процесс, в котором в результате малых, незаметных и постепенных количественных изменений, внезапно происходит скачок в новое качество (качественный скачок), перерыв в постепенности.

    3. Отрицание отрицания. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием, снятием, которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним.

    Диалектический материализм – это наука, которая изучает вопросы соотношения материи и сознания и общие законы развития природы, общества и мышления.

    Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии, Материя никем не сотворена, она существует вечно.

    В основе происхождения и развития общества лежит производственная деятельность, которая преобразовывает не только окружающий мир, но и самого человека.

    Также производство не только облагораживает окружающий мир и человека, в зависимости от деятельности формирует Отношение к людям и мировоззрение

    - На каждом этапе общественного развития люди вступают в не зависящие от их воли производственные отношения.,

    Значение

    - Научность: единство материализма и диалектики (развитие всего сущего);

    - К. Маркс и Ф. Энгельс соединили материализм с диалектикой;

    - Материалистическое объяснения как природы, так и общества;

    - Диалектический и исторический материализм открыли необходимость формирования всесторонне развитой личности, преодоления социальной противоположности между умственным и физическим трудом.

    27. Философия позитивизма, его этапы.

    Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское течение середины XIX в., утверждавшее, что все истинное (положительное) знание может быть получено только на основе частных наук и их синтеза вне философии, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

    Основателем этого направления является Огюст Конт, еще в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин. Положительная философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

    По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

    Главный вопрос — взаимоотношения философии и науки. Главный тезис — подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками.

    Первая историческая форма позитивизма — в 30—40х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов

    Вторая историческая форма позитивизмаэмпириокритицизм– возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира».
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта