шпоры по философии. 1. Понятие парадигмы имеждисциплинарной матрицы в философии науки Т. Куна
Скачать 115.82 Kb.
|
1. Понятие «парадигмы» и «междисциплинарной матрицы» в философии науки Т. Куна Особенность философских взглядов Куна на развитие научного знания: Во-первых, Кун представляет целостную концепцию развития науки, а не ограничивается описанием тех или иных событий из истории науки. Эта концепция решительно порывает с целым рядом старых традиций в философии науки. Во-вторых, в своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее в с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания. В-третьих, в отличие от широко распространенного кумулятивисткого взгляда на науку, Кун не считает, что в наука развивается по пути наращивания знания. В его теории накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки. В-четвертых, научная революция, по Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Как мне кажется, новая парадигма, с точки зрения Куна, ничуть не лучше старой. Томас Кун пытался понять, как прогрессирует наука, связано ли ее развитие с простой индукцией либо оно является следствием фальсификации, выдвинутой Поппером, когда единичный факт оказывается достаточным для того, чтобы признать теорию неверной. Кун разработал концепцию, основанную на истории науки. Процесс научной работы, выстраивающий теорию и подтверждающий наличие проблемы, приводит к революционным изменениям, противоречащим самому этому процессу. Наука вовсе не освобождается от теорий и не заменяет их при каждом появлении противоречащего им факта, скорее большую часть времени она занимается последовательной накопительной работой. Ученый признавал, что базовая совокупность предположений, обслуживающих науку, некоторое время остается нормативной, то есть большинство исследователей как раз и занимаются проведением экспериментов в пределах принятых ими научных допущений. Установленные внутри научного сообщества определенные законы и теории являются основой для дальнейших изысканий. Эти законы и теории Кун и называет «парадигмой». В «Структуре научных революций» Кун взглянул на развитие науки как на смену в первую очередь «психологических парадигм», взглядов на научную проблему, порождающих новые гипотезы и теории. Концепция в целом не дала ответа на многие вопросы, но она решительно порвала с рядом старых традиций и по-новому осветила назревшие проблемы в анализе науки. Смелость и новаторство работы, которую саму по себе можно назвать «сдвигом парадигмы», обусловили её популярность и породили многочисленные споры. 2. Понятие научной революции. Нормальная и экстраординарная наука. Нормальная наука - это исследования, прочно опирающиеся на прошлые научные достижения, которые уже признаны научным сообществом "как основа для его дальнейшей практической деятельности". Иногда появляется аномалия(проблема не решаемая инструментами нормальной науки), начинаются нетрадиционные исследования, приводящие всю отрасль к новому базису научных исследований. Такие поворотные моменты и есть революции. Парадигмы - это как раз эти признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки проблем и их решения. Если нет парадигмы, то накопление фактов - сложно, ибо: 1) берутся факты с поверности отрасли, часто не критично 2) заимствуются факты из других областей, Цель нормальной науки не требует предсказания новых видов явлений.Нормальная наука характеризуется кумулятивным накоплением знаний, то есть прибавлением новых знаний к старым. Даже частичного разрушения предшествующих знаний в нормальной науке не происходит. Нормальная наука никогда не сталкивается с контрпримерами, они появляются только во время кризиса. Кризис - есть осознание аномалии. Это долгий процесс, требует осознания сообществом процесса возрастания неопределенности и уменьшения пригодности старой системы. Разрешение кризиса зачастую предвосхищается в течение периода, когда в соответствующей науке не было никакого кризиса. Там где нет контрпримеров - геометрическая оптика например, очень быстро становились инженерными дисциплинами. Все кризисы заканчиваются: Нормальная наука разрешает проблему. На проблему навешивается ярлык и оставляют другим, будущим ученым. Появление и борьба парадигмы-претендента. Наука во времена кризисов называется - экстраординарной, симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному: 1. увеличение конкурирующих вариантов 2. готовность опробовать что-либо еще 3. выражение явного недовольства 4. обращение за помощью к философии 5 обсуждение фундаментальных положений. В периоды осознания кризисов, ученые обращаются к философскому анализу как средству для раскрытия загадок в их области. 3. Типы преобразователей парадигм. Парадигма и инновация. Четыре типа преобразователей парадигм. Тип 1: молодой новичок, только что закончивший обучение. Он успел изучить парадигму, но никогда не применял ее на практике. Разница между теорией и практикой очевидна. Навыки, отработанные на практике, почти всегда представляют собой более остроумный и рациональный способ применения парадигмы. Тип 2: человек постарше, который переключается на новое для него дело. Способность менять парадигму не зависит от возраста. Человек такого типа может оказаться специалистом в иной сфере деятельности – химиком, экспертом по маркетингу, преподавателем философии, который по какой-либо причине решил работать в новой для себя области. Тип 3: «белая ворона». Это человек, который применяет доминирующую парадигму, видит проблемы, положенные под сукно, понимает, что их нельзя решить с помощью господствующих методов. Он вступает в бой за смену парадигмы. Обычно, занимаясь своим делом, такие люди держатся особняком и слывут инакомыслящими. Их преимущество в том, что они прекрасно знают существующую парадигму, но не верят в нее безоглядно. Тип 4: слесарь-самоучка. Это тот, кто столкнулся с одной из проблем, положенных под сукно. Он не знает, что это проблема особого рода. Его не волнует, что на принадлежит к серьезным проблемам, неразрешимым в рамках существующей парадигмы. Он знает одно: эта проблема стоит у него на пути, и пока он ее не решит, покоя ему не будет. Есть три ключевых фактора, которые определяют будущее любой организации в текущем столетии. Это – совершенство, инновация и предвидение. Если у вас отсутствуют составляющие совершенства – постоянное улучшение, стремление к неустанному повышению мастерства, умение добиться нужных результатов с первого раза, то вам не удастся даже вступить в игру. Сочетание инноваций (нововведений) и качества обеспечивает мощное конкурентное преимущество. Общее определение инновации включает в себячетыре ключевых компонента: Креативность – умение генерировать новые идеи. Стратегия – выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития любого успешного практического дела. Реализация – переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. На этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей. Люди, в том числе профессиональные менеджеры, всеми силами стремятся уклониться от нововведений и не идти на риск, связанный с реализацией новых идей. Само представление и постановка новых идей зачастую увязана с контекстом, далеким от основной деятельности организации, что не позволяет на уровне стереотипов разобраться в их потенциале. Прибыльность – повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. Общее определение инновации сводится к следующему: инновация – это прибыльная реализация творческой стратегии. Однако качества и инноваций мало. Предвидение дает информацию, которая позволит качественным инновационным продуктам или услугам оказаться в нужном месте и в нужное время. Значит, с прагматической точки зрения, парадигма – это набор норм и правил (письменных и устных), который выполняет две функции: 1) устанавливает границы; 2) говорит, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха. 4. Концепция науки Ф. Бэкона. Концепция Бэкона – это концепция одной революции: наука побеждает суеверие, а сама она незыблема, ибо каждая ее часть может быть обоснована абсолютно надежно. По Бэкону: 1) наука должна непрерывно развиваться, достигая все новых и новых открытий, вплоть до того момента, как будет получено всеохватное «универсальное знание»; 2) наука должна быть единой, не распадающейся на бесконечно спорящие «секты и школы». Развитие науки должно осуществляться совместными и согласованными усилиями; 3) это согласованное движение должно приводить к выработке единственно правильного знания, имеющего источником «природу Вселенной». Однако, то, что хочет найти Бэкон, с классической точки зрения, не является знанием (ни в смысле «эпистеме», ни в смысле «гнозис»). Это – только «мнение» («докса»), поскольку «индукция», которую Бэкон положил в основу научного метода, как раз относится к сфере «мнения». Бэкон наметил три принципиальных момента, определяющих способ познавательного движения: 1) очищение ума; 2) проникновение в природу; 3) достижение истинного знания, обеспечивающего человеческое могущество. Бэкон вовсе не отказывался от построения «общих теорий», но лишь временно воздерживался от этого, намечая в качестве заманчивого будущего. 5. Структура научного сообщества по Бэкону. Эвристическое значение идей Бэкона в отношении науки. Бэкон и его последователи видели единство человеческого естества именно в единстве познавательного отношения к внешнему миру, что позже было определено как единство познающего субъекта. Научное сообщество объединяется благодаря наличию особой единой интерпретации «книги природы». Основным признаком единства является отношение к (внешним образом данной) знаковой реальности. Исключительную роль здесь играет репрезентативная функция знака. Репрезентативная функция знака Структура научного сообщества, изображенная Бэконом в утопическом романе «Новая Атлантида». В нем, в частности, рассказывается об особой научно-образовательной организации – «Дом Соломона». «Что касается различных обязанностей и занятий членов нашего Дома, то они распределяются следующим образом: двенадцать из нас отправляются в чужие земли, выдавая себя за представителей других наций (ибо существование нашей страны мы храним в тайне), и отовсюду привозят нам книги, материалы и описания опытов. Их называем мы торговцами светом. Трое из нас извлекают материал для опытов, содержащийся в книгах. Их называем мы похитителями. Трое других собирают опыт всех механических наук, равно как и всех свободных искусств и тех практических знаний, которые не вошли в науку. Их мы называем охотниками за секретами. Еще трое производят новые опыты, по собственному усмотрению. Их называем мы пионерами, или изыскателями. Еще трое заносят результаты опытов всех названных четырех категорий в таблицы и сводки для более удобного извлечения из них общих наблюдений и законов. Их называем мы компиляторами. Еще трое занимаются изучением опытов своих товарищей ради изобретений, которые могут быть полезны в обиходе, а также всего пригодного для дальнейших работ или для учебного объяснения причин явлений и наиболее легкого усвоения состава и свойств различных тел. Их называем мы дарителями, или благодетелями. А после того как указанные работы подвергнутся обсуждению на общих совещаниях членов нашего Дома, трое других составляют на их основе указания для новых опытов, более высокого порядка и глубже проникающих в природу, нежели предыдущие. Их называем мы светочами. Еще трое осуществляют эти новые опыты и дают о них отчет. Их называем мы прививателями. И, наконец, еще трое возводят все добытые опытом открытия в общие наблюдения, законы и принципы. Их называем мы истолкователями природы. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки, а также человека и общества Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он поставил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком. Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона. 6. Концепция научной революции П. Дюгема Концепция Дюгема — это концепция, отрицающая революции Континуалистская концепция Пьера Дюгема была порождена кризисом физики и приобретает все большую популярность среди людей сведущих. Согласно этой концепции, каждое достижение науки может быть модифицировано, но не опровергнуто. К примеру, мы можем быть сторонниками детерминизма, а затем опровергнуть его, обнаружив тем самым его ненаучный (метафизический) характер; но мы не можем опровергнуть теорию Максвелла — мы можем только модифицировать ее, скажем, рассматривая максвелловские уравнения не как точные до последней степени, а как приближения. Пьер Дюгем отталкивался от того положения, что наука никогда не остается неизменной. Трудно представить себе, насколько смело и революционно было в его время предположить, что учение Ньютона может подвергнуться пересмотру. Величайший философ-скептик нового времени Дэвид Юм считал, что учение Ньютона останется неизменным до скончания времен. С той поры, как Юм высказал эту мысль, появились все более и более впечатляющие аргументы в поддержку теории Ньютона. Пьер Дюгем не согласился с этим утверждением и заявил, что даже учение Ньютона не неприкосновенно. Если бы не то обстоятельство, что Эйнштейн в то же самое время превзошел Дюгема (предложив реальную альтернативу учению Ньютона), фигура Дюгема в истории мысли была бы выдающейся. Дюгем, однако, был реакционен, ибо его главной целью было доказать, что средневековая наука качественно не отличается от современной и что тот, кто считает иначе страдают манией величия или невероятно наивным оптимизмом относительно того, чего может достигнуть наука. Всё тот же Томас Кун принимает континуалистскую концепцию Дюгема, но отрицает представление о существовании науки в средние века. Он дает модификацию концепции Дюгема, которая оправдывает отклонение от этой концепции в пункте о средних веках. Континуалистская концепция истории науки, которая рассматривает все изменения, происходившие в науке, как незначительные, в первую очередь находится в противоречии с фактами недавних научных революций — с фактами создания, скажем, генетики, теории относительности и квантовой механики. В самом деле, Дюгем рассматривал революцию в физике как совершенно ненаучную. Все же его концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с теорией науки XIX в., в соответствии с которой подлинно научная теория не нуждается ни в каких модификациях; согласно Дюгему, некоторые модификации научных теорий допустимы. 7. Когнитивные мегамашины Л. Мэмфорда. «Миф о машине» является представителем негативного технологического детерминизма. Главная причина всех социальных зол – возрастающий разрыв между уровнем технологии и нравственностью. Научнотехнический прогресс, совершенный со времен Г. Галилея и Ф. Бэкона, – это «интеллектуальный империализм», «жертвой» которого стали гуманизм и социальная справедливость. Науку он рассматривал как суррогат религии, а ученых –как сословие новых жрецов. О роли техники в обществе Мэмфорд имел серьезные расхождения с Марксом. Умственная энергия человека превосходила его потребности, и орудийная техника была частью биотехники мозга. Истоки этой «добавочной умственной энергии» Мэмфорд видит не только в труде, а в коллективном существовании и общении. Историю европейской цивилизации он делит на три основных этапа: 1) с 1000 по 1750 г. – этап интуитивной техники, связанной с применением силы падающей воды, ветра и использованием природных материалов: дерева, камня и т.д., которые не разрушали природу, а были с ней в гармонии; 2) XVIII-XIX вв. – этап «рудниковой цивилизации», который основан на палеотехнике (ископаемой технике), т.е. эмпирической техники угля и железа, который характеризуется отходом от природы и попыткой господства человека над природой; 3) с конца XIX в. по настоящее время – это завершающая фаза функционирования и развития западной цивилизации, в пределах которой происходит на строго научной основе восстановление нарушенной в предыдущей фазе гармонии техники и природы. Рассматривая историю развития техники, он выделяет два её главных типа: 1) биотехнику, которая ориентирована на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека; 2) монотехнику, которая ориентируется на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель – укрепление системы личной власти. Она враждебна не только природе, но и человеку. Её авторитарный статус восходит в своихистоках к раннему периоду существования человеческой цивилизации, когда впервые была изобретена «мегамашина» – машина социальной организации нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызвать изменения во всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора: 1) негативный, принудительный и разрушительный; 2) позитивный, жизнетворный, конструктивный. Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Понятие машины, идущее от Франца Рело, означает комбинации «строго специализированных способных к сопротивлению частей, функционирующих под человеческим контролем, для использования энергии и выполнения работы». Все типы современной машины представляютсобой трудосберегающие устройства, выполняющие максимальный объем работы при минимальных затратах человеческих усилий. Мемфорд указывает на одну из черт «мегамашины»: слияние монополии власти с монополией личности и мечтает о разрушении подобной «мегамашины» во всех её институциональных формах. От этого зависит, будет ли техника функционировать «на службе человеческого развития» и станет ли мир биотехники более открытым человеку. |