1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии
Скачать 128.42 Kb.
|
кологические преступления— преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной среды как условия и средства обитания человека и живых организмов Экологическое преступление можно охарактеризовать как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии (в сравнении со Ст. 14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (в ред. ФЗ РФ от 25.06.98 г. № 92-ФЗ). Состав экологического преступления (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: -объект преступления, -объективная сторона, -субъективная сторона, -субъект. Объект экологического преступления представляет собой совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности, хозяйственной деятельности, разработке недр и др. Предметом экологического преступления является окружающая природная среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, недра, вода, воздух, животные). Для объективной стороны экологического преступления характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом. Субъектами экологического преступления могут быть лишь физические лица, в то время как субъектами экологического правонарушения - как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане. Особенности личности субъектов данных преступлений Экологические преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушения умышленно, характерны: эгоизм; пренебрежительное, отношение к общественным интересам; игнорирование экологического законодательства; неудовлетворительная профессиональная подготовка; неоправданная жестокость, самодурство и др. Указанные свойства личности нередко имеют в конечном корыстную ориентацию (в прошлом -- план любой ценой; ныне прибыль, а как результат -- незаслуженные награды, премии, продвижение по службе и т.п.). Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, пренебрежение законами, регламентирующими охрану окружающей среды, некомпетентность и слабая профессиональная подготовленность, социальная пассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др. Для личности должностных правонарушителей, совершающих как умышленные, так и неосторожные экологические преступления, характерен внешний довольно устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем затрудняется, как правило, своевременное предупреждение этих преступлений 86 Теория стигматизации Основным положением данной теории является идея о том, что человек становится преступником не потому, что нарушает закон, а в результате «стигматизации», которая выражается в том, что государственные органы накладывают на него «клеймо», «ярлык» преступника, результатом чего является отторжение от общества, переход преступного поведения из случайного в привычное Стигма – это ярмо, клеймо, ярлык. Основная парадигма этой теории была сформулирована ещё нашим соотечественником Юрием Михайловичем Лермонтовым. «Герой нашего времени», там «все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали – и они родились». Некоторые тезисы этой теории. Основателем этой теории считают Эдвина Лемента. Исходный пункт его суждений сводится к тому, что не девиантное поведение, отклоняющееся поведение порождает потребность в социальном контроле, и даже не ослабление этого социального внешнего контроля приводит к отклоняющемуся поведению, а скорее наоборот – социальный контроль, а иногда и чересчур жёсткий контроль, во многом предопределяет и порождает девиантное поведение. Подтверждение – законодательный опыт значительного числа государств. Скажем, ответственность за гомосексуализм – её не было, а в советское время ввели. Сейчас нет такой ответственности – нету и девиантного поведения (а некоторые даже и нормой считают). Спекуляция была преступлением за счёт того, что социальный контроль закрепил уголовную ответственность за него. Теперь же декриминализировали это преступление – всё, стало нормальное, а не отклоняющееся поведение. Некоторые тезисы этой теории: 1) Ни одно действие не преступно само по себе – оно является таковым в силу закона. 2) Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих, представителями этих групп, в том числе полицией. 3) Человек становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации, в ходе которого власти присваивают ему этот статус – преступника. ) Разделение всех людей на две категории – преступников и не преступников – противоречит здравому смыслу и очевидным фактам. 5) В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени. 6) Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не против преступного деяния, характеристики преступника влияют на последствия и суровость наказания. Уголовные санкции варьируются в зависимости от ряды иных характеристик преступника – принадлежность к определённой группе населения, к какой-либо группе меньшинство, проживание в определённых районах (городской бедноты), к социальной группе, национальности. 7) Уголовная юстиция уходит из стереотипа преступника как злоумышленника, порочная личность и так далее. 8) Тем, кто однажды уже был заклеймён как преступник от этого клейма весьма и весьма сложно, весьма и весьма сложно восстановить своё прежнее положение. Тезисы, касающиеся процесса стигматизации (а также термины «первичная» и «вторичная девиация»). Первичная девиация. Начинается нередко в самом раннем детстве. Для ребёнка вполне нормально разбить окно, залезть на шкаф – пошалить, побеситься… Это естественная реакция в процессе взросления у детей. Со стороны взрослых выдвигается требование прекратить такое поведение. В результате такой реакции со стороны взрослых ребёнок считает, что с ним обошлись несправедливо и в самый неподходящий момент прекратили эти весёлые игры. И самое важное для ребёнка мнение здесь не соседей, а мнение родителей. И родители, и полиция с некоторым подозрением относятся к энергичным, озорным подросткам – и причисляют их к «трудным» подросткам. И относятся к подозрениям к нему, к его действиям, к действиям его друзей. В общем, отношение к нему как к плохому мальчику или плохой девочке. Нередко его попытки стать хорошим расцениваются как доказательство того, что он плохой. Как правило, такие подростки становятся более предрасположенными к отклоняющемуся поведению – он начинает соответствовать тому типу поведения, что ему приписывают. Далее – отторжение родителями, отчуждение от школы. Куда – у среду таких же незаслуженно оскоблённых, несправедливо наказанных. В неформальную досуговую группу, где никто не осуждает таковую форму поведения и даже нормально. Вот здесь уже пошла вторичная девиация. Поскольку последовала официальная реакция со стороны официальных органов – постановка на учёт в милиции, это иногда уголовное преследование официальное, это кульминация – осуждение. То есть официальное объявление данного лица преступником, публичное объявление данного лица отщепенцем, изгоем… Если и дальше продолжается это клеймение, известны этапы – направление в места лишения свободы, в исправительные учреждения. А там, по существу, продолжаются клеймение, стигматизация этого лица. Воздействие в таких учреждениях, направленных на дальнейшую деградацию. Прикладное значение теории стигматизации – это предостережение правоохранительным органам, по ошибке навязав ту или иную роль, то мы невольно привлекаем подростка в машину правосудия, втягиваем его туда – и создаём себе преступника, создаём себе трудности. 87 Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные криминологи Клиффорд Шоу (1930), и Эдвин Сазерленд (1939). Теория включает в себя восемь основных постулатов: 1. Преступному поведению учатся, а не наследуют. 2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения. 3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль. 4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок. 5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов. 6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения. 7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания. 8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей. Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие выводы: " необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга; " нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами; Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. 88. Теория социальной аномии На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ - - социологич. теория причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование соц. структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым соц. контролем, т. е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия: "аномия" и "соц. структура" об-ва; при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (соц. структура). Термин "аномия" был выдвинут франц. социологом Э. Дюрк-геймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать об-во, в к-ром нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждентш либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно соц. дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от об-ва. Понятие соц. структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой об-ва (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного амер. об-ва). Для Мертона соц. структура это не соц., а соц.-психо-логич., а то и чисто психологич. категория. Образуется соц. структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, к-рые ставят перед собой соц. группы об-ва (либо к-рые ставятся перед ними жизнью) , - т. н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, к-рые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений соц. групп об-ва. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к рез-ту кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном об-ве отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами соц. структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Насчитывается пять логически возможных вариантов сочетаний различн. отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам. Так, равное положительное отношение к обеим из этих фаз соц. структуры связано с поведением, подчиняющимся нормам; оно наиболее распространено и именно его наличие позволяет говорить о группах людей как о соц. общностях. Положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств ведет к такому типу поведения, к-рый означен Мертоном в качестве "новации" (нововведения). Отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение "ритуального" типа (пои мер - религиозная деятельность, бюрократизм и т. д.). Отрицание и целей, и любых средств вр дет к уходу от жизни - "ретритизму" (алкоголики, наркоманы и т. д.). И наконец, отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами означает "мятеж", "переворот" , революционные перемены. Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объектом анализа. Согласно теории соц. аномии асоц. поведение ощутимо возрастает в случае, когда в об-ве превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как соц. структура этого об-ва ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. 89. теория субкультур Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации. В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм. Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев. По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей. Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином: Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе. Социальное расслоение общества. Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя. Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя. Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса. С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой: Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение. Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя. Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя. усвоение мужской роли в группе сверстников Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов. Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев. В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом: - молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций; - молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине; -молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения; -возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых; -свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек; -в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации. И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты. 90.генетические теории Её приверженцы указывают в качестве одной из причин преступности хромосомные нарушения у человека, которые ведут к психопатизации и, как следствие, криминализуют личность. Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является наличие у них одной Х- и одной Y-хромосомы, то есть сочетание ХY; для женщин — наличие двух Х-хромосом, т.е. сочетание ХХ.. Лица мужского пола с нормальным хромосомным кодом обязательно наделены Y-хросомой, у женщин Y-хромосом не бывает. Однако встречаются разного рода аномальные сочетания. В среднем один из каждой тысячи новорожденных появляется на свет с добавочной мужской хромосомой. Состояние, при котором у человека имеется лишняя Y-хромосома, в медицине именуется «синдромом дубль-Y», или «синдромом Джекобс». Генетическая теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом ХYY делает его сверхагрессивным «супермужчиной», вступающим в конфликт с законом гораздо чаще, чем его собратья, имеющие комбинацию хромосом ХY. В обычных условиях наличие одной Y-хромосомы предопределяет мужской пол человека. Отсюда возникло предположение, что у лиц с хромосомной формулой XYY имеются некие дополнительные, избыточные «мужские» характеристики (повышенная агрессивность, сексуальность и т.д.), иными словами, возникла версия о том, что люди такого типа — прирожденные преступники. Ажиотаж вокруг «супермужчин» впервые начался в середине 60-х годов, когда английский генетик Патрисия Джекобс опубликовала в журнале «Nature» сенсационные результаты цитогенетического обследования пациентов шотландской закрытой клиники «Carstairs», в которой содержались психически нездоровые убийцы и насильники. В клетках организмов последних добавочная Y-хромосома встречалась гораздо чаще, чем среди законопослушного населения. Обследовав контингент некоторых других аналогичных режимных заведений Великобритании и Дании, Джекобс высказала предположение, что именно дополнительная «мужская» хромосома лежит в основе высокой агрессивности этих людей. |