Главная страница
Навигация по странице:

  • Литературный язык

  • Ученые выделяют несколько основных этапов становления русского языка

  • 2.Язык и речь. Функции языка. Виды речи.

  • Речь

  • Выделяют 3-и вида речи: внешняя, эгоцентрическая и внутренняя. I

  • 3. афферентную речь

  • Выделяют следующие функции языка

  • 3.Культура речи как самостоятельная дисциплина. Предмет изучения. Этапы развития культуры речи как науки.

  • Коммуникативный аспект культуры речи

  • 5.Этический аспект культуры речи. Речевой этикет

  • 7. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы.

  • 8.Виды норм современного русского языка. Языковая норма

  • 9. Фонетико-орфоэпические нормы русского языка. Основные черты русского литературного произношения. ()

  • 10. Особенности произношения заимствованных слов: случаи твердого, мягкого и вариантного произношения.

  • 11.Особенности русского словесного ударения. Акцентологические варианты. Причины изменения и колебания русского ударения.

  • 12. Общая характеристика морфологических норм русского языка.

  • культура речи. для зачёта КР и ДО. 1. Понятие современный русский литературный язык. Основные этапы формирования русского языка


    Скачать 247.78 Kb.
    Название1. Понятие современный русский литературный язык. Основные этапы формирования русского языка
    Анкоркультура речи
    Дата24.01.2020
    Размер247.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладля зачёта КР и ДО.docx
    ТипДокументы
    #105645
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    1.Понятие «современный русский литературный язык». Основные этапы формирования русского языка.

    Современный литературный язык
    – это строго нормированная и кодифицированная форма общенародного национального языка.
    Литературный язык –
    высшая форма национального языка.
    Национальный язык- язык нации сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию.

    Ученые выделяют несколько основных этапов становления русского языка:

    1. VI-XIV века – выделение восточнославянского (древнерусского) языка из праславянского, объединение древнерусских диалектов, появление и развитие письменности;

    2. XV-XVII века – становление великорусского государства и великорусского языка;

    3. XVIII век - наше время – формирование современного русского литературного языка.

    2.Язык и речь. Функции языка. Виды речи.


    Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - это общественно-историческое явление.

    Речь - это психический процесс передачи информации опосредованный языком. Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

    Язык - это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

    Выделяют 3-и вида речи: внешняя, эгоцентрическая и внутренняя.

    I. Внешняя речь - основное средство общения, речь вслух и для других. Внешняя речь подразделяется:

    1. устную речь - представляет собой вербализацию речевого замысла, включает в себя не вербальные компоненты, что делает данные виды речи мощным средством воздействия на другого человека (всегда присутствует обратная связь). Выделяют 2-а вида устной речи:

    a. монолог - речь одного человека для других - важно учитывать подготовленность аудитории, ее психологические особенности (важно заинтересовать)

    b. диалог - словесный обмен между двумя и более собеседниками.

    2. письменную речь - словесное общение, но при помощи графики или письменных текстов. В отличие от устной, письменная речь более и в синтаксическом (грамматическом) и в стилистическом отношении (очень важна внутренняя логика);

    3. афферентную речь - короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).

    II. Эгоцентрическая речь - речь вслух, но для себя

    III. Внутренняя речь - средство мышления, речь внутри себя и для себя.

    Выделяют следующие функции языка:
    1) коммуникативная;
    Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык, прежде всего, является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду — говорящему — выражать свои мысли, а другому — воспринимающему — понимать и

    2)познавательная (когнитивная);
    Познавательные, или когнитивные, функции языка (от лат. cognition — знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

    3)номинативная;
    Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи.

    4)аккумулятивная.
    Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка — собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека.
    3.Культура речи как самостоятельная дисциплина. Предмет изучения. Этапы развития культуры речи как науки.

    Культура речи представляет собой совокупность коммуникативных качеств. Тех качеств, которые помогают организовать эффективное общение.

    Предметом ее изучения является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и системе ее коммуникативных качеств.

    В словаре лингвистических терминов несколько трактовок понятия КР:
    1) Раздел филологической науки, который изучает речевую сторону жизни общества в определенную эпоху времени.

    2) Нормативность речи, т.е соблюдение существующих в языке норм, и речевое мастерство (умение найти точное слово).

    Таким образом КР включает в себя:
    1)владение нормами существующего языка (произношение,словоупотребление,ударение,грамматика,стилистика)
    2) умение использовать средство языка в соответствии с коммуникативной задачей и содержанием речи.

    Предмет КР состоит из правильности речи и искусства речи.

    Есть три основных этапа в истории развития культуры речи в России: - дореволюционный; - советский; - современный (постсоветский).

    4.Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.

    Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. К основным коммуникативным качествам речи относят богатство и разнообразие, точность и понятность, чистота, уместность, логичность, выразительность.

    Коммуникативный аспект культуры речи
    Признак образцовой речи – это её выразительность, т. е. такие качества речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя и тем самым способствуют более успешному общению (коммуникации).

    5.Этический аспект культуры речи. Речевой этикет.

    Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали и национально-культурных традициях.
    Речевой этикет — совокупность норм речевого поведения, принятых в том или ином языковом обществе, которых должен придерживаться каждый член этого общества (например: при приветствии первым приветствует младший по возрасту старшего по возрасту, мужчина — женщину, подчиненный — начальника).
    В процессе коммуникации речевой этикет выполняет очень важные функции, главными из которых являются контактоустанавливающая, регулирующая, эмоциональная и функция ориентации на адресат.
    1) Контактоустанавливающая функция заключается в том, что этикетные формулы помогают вступить в речевой контакт, поддерживают этот контакт
    2) Регулирующая функция проявляется в следующем: с помощью этикетных формул мы можем воздействовать на собеседника, регулировать его поведение, изменить его в нужную нам сторону
    3)Эмоциональная функция – этикетные слова которые помогают успокоить, утешить человека, поднять настроение.
    4) функция ориентации на адресата заключается в том, что мы можем совершить речевое действие, благоприятное для нашего партнера по общению, только выбирая наиболее уместные, приемлемые для него выражения речевого этикета.

    6.Богатство и разнообразие, благозвучие русской речи. Звукопись в художественной речи (ассонанс,аллитерация,анафора,эпифора)

    Богатство и разнообразие речи зависит от того, насколько говорящий или пишущий осознает, в чем заключается самобытность, оригинальность, гибкость языка. Богатство речи определяется следующими явлениями языка:

    - словарным запасом. По подсчетам одних исследователей, словарный запас современного человека равен 7–8 тыс. слов, по подсчетам других, – 11–13 тыс. слов. Для сравнения: А. С. Пушкин в своих произведениях употребил 21 тыс. слов, С. Есенин – 19 тыс. слов, В. И. Ленин – 37 тыс. слов.
    - умелым использованием смысловой насыщенности слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову.
    - синонимы, которые позволяют точно сформулировать мысль, избежать повторения одного и того же слова, придать речи книжный или разговорный характер. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный.
    - русский язык обладает богатейшимисловообразовательными возможностями. Аффиксы (приставки, суффиксы) образуют новые слова.

    - грамматический строй (употребление частеречных категорий и синтаксических конструкций разных типов), который позволяет в каждом случае своеобразно построить фразу и передать все оттенки значения.
    - фразеологизмы (устойчивые выражения с самостоятельным значением), которые привлекают своей образностью, стилистическими возможностями, экспрессивностью, помогают оценивать явления, выражать одобрение или осуждение
    - пословицы, поговорки, которые представляют собой сгустки народной мудрости, выражают истину, проверенную опытом многих поколений.

    Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

    ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

    АССОНАНС – французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений.

    АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи.

    АНАФОРА – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

    Эпифора - это повторение звуков, слов, выражений в конце смежных отрезков текста. Эпифора может повторяться в конце предложений, строк, стихотворных строф.

    7. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы.

    Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

    Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает знание норм и умение применять их в речи.

    Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

    Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные.
    Письменные языковые нормы – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы.
    Устные нормы подразделяются на грамматические, лексические и орфоэпические.
    Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения.
    Лексические нормы – это правила применения слов в речи.
    Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи

    8.Виды норм современного русского языка.

    Языковая норма (норма литературного языка) — это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации — общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

    Виды языковых норм:

    Эти нормы изначально классифицируются как:

    • Директивные (императивные)- обязательные к употреблению для всех членов общества (например, орфографические нормы).

    • Вариативные — допускающие варианты написания и произнесения: ветры — ветра, слесари - слесаря.

    Нормы литературного языка существуют на каждом языковом уровне

    • Орфоэпические  (нормы ударения и произношения).

    Свёкла, а не свекла, звонит, звонят, а не звонит, звонят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник),
    • Лексические

    (употребление слова в том или ином значении).

    Нежелательно использовать, например, ненужные пояснительные слова :Впервые дебютировал.
    • Морфологические  (употребление тех или иных форм слова или частей речи).

    Нельзя, например, соединять две формы образования степени сравнения прилагательных: Более худшее, более лучшее и т.д.

    • Синтаксические

    (употребление словосочетания или предложения).

    Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя сказать: Купленные билеты вне кассы недействительны.

    Орфографические  (нормы правописания).

    Пунктуационные  (нормы постановки знаков препинания).

    • Стилистические

    (нормы, требующие выбора слов или построения предложений в соответствии со стилем.

    Эта книжка правдиво отражает борьбу русского народа против французов.

    • Нормы построения текста (пропорциональность частей, оправданное использование цитат, фактическая точность, логичность и т.п).

    9. Фонетико-орфоэпические нормы русского языка. Основные черты русского литературного произношения. (?)

    Орфоэпия (гр. orthos - прямой, правильный + epos - речь)– совокупность правил нормативного литературного произношения.

    Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, в состав которых входят:
    - правила произношения
    -правила ударения

    Правильное литературное произношение — это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам данного языка.

    10. Особенности произношения заимствованных слов: случаи твердого, мягкого и вариантного произношения.

    Основная часть слов иноязычного происхождения фонетически освоена нашим литературным языком, и произношение в них гласных и согласных звуков подчиняется законам русской орфоэпии. Так, в соответствии с законами русского произношения, перед е произносится мягкий согласный звук: [д']ел, но [д]ол. Однако это правило распространяется не на все слова иноязычного происхождения, что приводит к колебанию нормы и появлению ошибок в речи: можно слышать, например, [тэ]рмин вместо [т']ермин, ши[нэ]ль вместо ши[н']ель.

    Причи­ной колебания данной орфоэпической нормы является влияние языка-источника, в котором слово произносилось с твердым со­гласным. Часто требуется немало времени для полного "освое­ния" нового слова. Например, слово декан давно пришло в русский язык, но до сих пор со­храняется вариантное твердое и мягкое произношение перед е : [дэ]кан и [д ']екан.

    Запомните некоторые слова, в которых согласный перед е произносится твердо: анестезия, декольте, гротеск, де­градация, декаданс, деликатес, детектив, компьютер, менед­жер, миксер, сервис, стресс, тезис, антитеза, нонсенс, протек­ция, свитер, термос, бутерброд, темп, теннис, тент, шатен, экстрасенс, бифштекс, бизнес, инертный, ателье, идентичный, лазер, интервью, пастель, регби, тембр, тенденция, фонетика, индекс, интерьер, безе, реле, сексуальный.

    Слова с мягким согласным перед е: академический, берет, бухгалтерия, дебют, анемия, брюнет, кларнет, компетенция, контекст, крем, музей, патент, паштет, пресса, прогресс, тер­мин, фланель, шинель, эссенция, юриспруденция, яхтсмен.
    Во многих случаях допускается вариантное произношение;

    [д']екан и [дэ]кан, [д ']еканат и [дэ] канат, [с']ессия и [сэ]ссия, но[вэ]лла и но[в']елла, аг[р']ессия и доп. аг[рэ]ссия, [д']еп[р']ессия и доп. [дэ]п[рэ]ссия, ба[сс']ейн и ба[ссэ]йн, стра[т']егия и доп. стра[тэ]гия, ло[тэ]рея и доп. ло[т']ерея.

    11.Особенности русского словесного ударения. Акцентологические варианты. Причины изменения и колебания русского ударения.

    В языке существуют акцентологические варианты, которые не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом значении.

    В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении.

    Акцентология – раздел орфоэпии, изучающий нормы постановки ударения.

    Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона.

    Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог* характеризуется изменением высоты тона (как, например, в сербском или китайском языках).

    Вторая особенность русского ударения — его разноместно с т ь, т. е. способность характеризовать любой слог слова: начальный (город, дерево, учит), конечный (завод, мука, ходить), срединный (второй — пороша, головка, посмотрит, третий — головастик, поросёнок, уморйться и т. д.). Оно не закреплено, таким образом, на определенном слоге (как, например, во французском — на конечном, в польском — на предпоследнем). Наконец, третьей особенностью русского ударения выступает его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке все-таки преобладают слова с неподвижным ударением, которое может всегда находиться или на основе (например, горох), или на окончании (например, существо).

    Причины изменения и колебания ударения:
    1. Влияние диалектов
    2. Влияние иноязычной модели
    3. Социальное употребление вариантов слов:
    4. Влияние формальной аналогии

    12. Общая характеристика морфологических норм русского языка.

    Морфологические нормы – это правила образования форм слов разных частей речи

    Морфология – это систематизированная совокупность форм разных частей речи, а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики, который изучает и описывает эти правила.

    1. Род.

    а) сложносокращенных слов. Эти слова, составленные из первых букв (СНГ) или звуков. Однако если в сознании людей нет ассоциации с производящим словом, то они получают мужской род по нулевому окончанию (ЖЭК)

    б) существительных, имевших другую родовую принадлежность.

    2. Вещественные существительные, обозначающие вещество однородную массу

    3. Сравнительная степень прилагательных. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

    4. Собирательные числительные. Двое,

    5. Склонение числительных. В составных количественных числительных склоняется каждое слово. Слово «тысяча» в сочетании со соловом «один» имеет в творительном падеже форму «тысячью», а не «тысячей»
      1   2   3   4


    написать администратору сайта