лекции история. 1. Предмет, цели и задачи курса Периодизация истории современного Казахстана Методология и методы изучения дисциплины
Скачать 7.47 Mb.
|
3. Феномен Лидера нации НА. Назарбаева Роль личности в истории – пожалуй, одна из самых интересных ив тоже время сложных тем в исторической и политической науке. В последние десятилетия, в период развития новых государств на территории СНГ, о феномене национального лидерства все чаще говорят видные ученые и общественные деятели. По сути, это совершенно новый для ментальности и политической культуры новых независимых государств тип политического лидерства. Поэтому следует более четко определить значение феномена национального лидерства не только в контексте политики, но ив историческом аспекте. Президент РК НА. Назарбаев является автором многих значимых международных инициатив. Сегодня в нашей стране проводятся крупные международные форумы, состоялись саммиты СНГ, ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. Прошли шесть съездов лидеров мировых и традиционных религий. Сейчас эти международные структуры признаны, уважаемы и достаточно эффективны. Стоит вспомнить, что все эти организации создавались по инициативе или при активном участии Нурсултана Назарбаева. Председательство Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году ив Организации Исламская конференция в 2011 году, избрание Казахстана непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017- 2018 гг., проведение в Астане международной выставки ЭКСПО-2017 также выглядит как безусловное признание международным сообществом реальных успехов внешней казахстанской политики. Все эти мероприятия формировались под руководством общенационального лидера Нурсултана Абишевича Назарбаева. Наконец, что самое главное – казахстанский Лидер нации на протяжении всей нашей истории были остается объединяющим фактором всего казахстанского общества. Итоги всех президентских выборов, проходивших в республике, свидетельствуют о том, что курс Назарбаева поддержан подавляющим большинством населения. При проведении исторических параллелей отмечается определенная особенность НА. Назарбаева как национального лидера. Все выдающиеся лидеры XX века, каждый в свое время, были призваны решить определенную стратегическую задачу для своей нации и страны. Так, например, Рузвельт обеспечил выход США из Великой депрессии, Ататюрк создал основные направления дальнейшего развития Турции, Ли Куан Ю реализовал программу модернизационного рывка Сингапура, Дэн Сяопин решил задачу возрождения Китая после времени смуты. Личность Нурсултана Назарбаева сопоставима с такими крупными историческими деятелями прошлого и современности, как Акбар в Индии, Петр Первый в России, Джордж Вашингтон в США, Шарль Де Голь во Франции, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре. В деятельности Нурсултана Абишевича Назарбаева и развитии Казахстана мы видим те же параллели – решение комплексных стратегических задач, имеющих значение для всего будущего развития страны и ее населения как сугубо экономических, таки политических, социальных и культурно-нравственных. Именно поэтому в х годах был распространен термин феномен Назарбаева», который обозначал динамизм, стремление к реформам, проведение политики центризма без правых и левых, гибкую философию отсутствия крайностей, уникальное сочетание прагматизма и высокой эффективности управления – всё то, что в итоге привело к формированию сильной экономики и к появлению казахстанской идентичности. Вывод прост феномен лидера нации – это сегодня не столько предмет теоретических дискуссий, сколько уже состоявшийся факт истории современного Казахстана. Показательно здесь и такое наблюдение. Если проследить генезис, развитие отношения казахстанского общества к личности своего лидера, то можно заметить, что в конце х годов и на заре независимости личность Нурсултана Абишевича Назарбаева ассоциировалась, в основном, лишь с образом реформатора, первого президента, главы молодого независимого государства. Сейчас, спустя 30 лет, с высоты множества пройденных страной испытаний и этапов развития, оценка Р. А. Назарбаева со стороны общественности качественно поменялась. В х годах феномен Назарбаева» формировали динамизм, стремление к экономическим реформами одновременно призыв строить внутреннюю политику без правых и левых (то есть политику без крайностей, рационализм и трезвый расчет. Сегодня ассоциативный ряд расширился. Теперь речь идет также об основательности и надежности, об общественной стабильности и благополучии, об успешности реформ, реализации региональных интересов в глобальной политике, инновациях. Это, в широком смысле, уже непросто успешность Казахстана как государства-нации, а стремление быть впереди. Основа его феномена, очевидно, состоит в том, что он непросто разработал генеральный курс развития страны. Самое главное – те простые и естественные ценности, которые он провозгласил, с годами оформились в самостоятельные ценности и приоритеты казахстанского общества, в факторы казахстанской идентичности. Они стали фундаментом общественной идеологии. Феномен Назарбаева – это стабильное развитие, межэтническое и межконфессиональное межконфессиональное согласие, национальное единство. Общество впитало эти ценности, оно живет сними. Именно приверженность этим базовым ценностям стала объединяющим фактором казахстанского общества. Сегодня НА. Назарбаев для Казахстана – Лидер, необходимый своей нации, прежде всего в качестве ее объединяющего начала. Сам по себе такой общественный статус Первого Президента вряд ли можно подвергнуть сомнению. Бывший Президент США Джордж Буш, особо выделяя имя Нурсултана Назарбаева среди руководителей СНГ, сказал Он умеет предвидеть будущее Разве говорил бы так о нем лидер мировой державы, если бы не увидел в руководителе молодого государства крепкий духи дальновидность политика. Экс-премьер Великобритании, железная леди Маргарет Тэтчер назвала Нурсултана Назарбаева одним из пяти наиболее выдающихся политиков современности, подчеркнув «Назарбаев – личность, не вмещающаяся в рамки. Разве это непризнание личности Назарбаева и его исторического вклада в становление Казахского государства. Английский писатель, публицист, мастер политических биографий господин Дж. Айткен, объясняя причину своего интереса к Назарбаеву и написания его биографии, сказал Его жизнь тесно переплетается с судьбой народа представляет интерес и деятельность героя как политического деятеля, взявшего на плечи груз эпохи. Важнейшая особенность политического стиля Президента Казахстана - соединение практики и теории. Об этом свидетельствует, в частности, ряд новаторских инициатив Нурсултана Назарбаева и, прежде всего, его осмысление идей евразийства, оформившихся в целостную концепцию создания Евразийского союза на постсоветском пространстве, которая впервые провозглашена им в марте 1994 года. Нурсултан Назарбаев сумел глубоко освоить и творчески переосмыслить многие достижения политической философии и политэкономии. Через труды на тему евразийства национальный лидер сформировал новые ориентиры развития взамен прежних, советско-марксистских, скомпрометированных политической практикой XX века. Соединение философии и практики реформ, инициированных Президентом Казахстана, мы наблюдаем в практическом воплощении идеи евразийства. В настоящее время уже запущен механизм Таможенного союза, призванного стать важнейшим этапом на пути более тесной экономической интеграции евразийских государств, их движении к созданию единого экономического пространства. Реализация проектов евразийской интеграции в полной мере отражает глубину системного подхода Нурсултана Назарбаева к политическому и экономическому реформированию. Еще одним ярким воплощением стратегических подходов Президента Казахстана стала его экспертная оценка и глубокий научный анализ причин мирового финансового и экономического кризиса. В период, когда ведущие страны мира оказались перед лицом глобального финансового кризиса, именно Нурсултан Назарбаев стал одним из тех лидеров, кто сумел глубоко вникнуть в суть происходящих процессов. Он стремился определить скрытые причины кризисных явлений, раскрыв их сущность как кризиса ценностных ориентиров развития, кризиса духовности, ставшего естественным следствием превалирования потребительского подхода над общечеловеческими ценностями и идеалами. Многие видели в кризисе лишь технические проблемы фондовых рынков, ретушировали истинную сущность и масштаб потрясений сточки зрения глубинных дефектов и изъянов, поразивших всю мировую систему. Президент Казахстана же выявил системный характер кризиса, рассмотрел его цивилизационные основы и выступил с конкретными предложениями о путях преодоления глобальной нестабильности в своих статьях Ключи от кризиса и Пятый путь. Еще одной уникальной чертой политического стиля Нурсултана Назарбаева является его способность воспринимать лучшие мировые достижения, соединяя их в неразрывную ткань и адаптируя к казахстанской специфике, формировать уникальное пространство национальной цивилизации. И как лидер страны он успешно воплощает подобный подход на уровне высших управленческих практик. Эту важнейшую особенность реформационного процесса подчеркивает и сам НА. Назарбаев: Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практикумы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается. Логика казахстанского пути тесно связана с заданным Нурсултаном Назарбаевым генеральным направлением развития глобальных трендов: демократическим обществом, рыночной экономикой, социально ориентированным государством. Нов каждом из этих элементов мы видим не слепое копирование чужого опыта, а его творческое переосмысление и воплощение на казахстанской почве. Таким образом, успешный синтез двух начал – научного подхода и политической практики, передового мирового опыта и национальной специфики - составляет сущность методологии Нурсултана Назарбаева и является его основной характеристикой как выдающегося политического деятеля, ставшего для своих сограждан истинным национальным лидером. Нурсултан Назарбаев – человек-эпоха. Самое главное достоинство и кредо Главы государства заключается в его профессиональной способности и виртуозном умении доводить до логического завершения фундаментальные базовые реформы и преобразования. Президент обладает уникальным качеством политика уметь слушать собеседника и впитывать все новое, что есть в мире, ив тоже время доводить свою точку зрения и взгляд до каждого гражданина и человека. Для граждан Казахстана очевидна вся масштабность и глубина личности и многогранной деятельности Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева как великого реформатора и политического лидера современности. Он по праву вошел в историю Казахстана и мира как наиболее авторитетный и гениальный государственный деятель мирового уровня и крупный ученый-мыслитель XXI века. В контексте исторической ретроспективы эпоха многогранной деятельности Первого Президента Нурсултана Назарбаева символизирует собой абсолютный исторический триумф Казахстана. Мири стабильность, процветание и единство – это результат взвешенной политики Елбасы. В истории каждого государства есть уникальные личности, оставившие неизгладимый след. Долг подрастающего поколения – ценить и уважать их заслуги, – отметил К-Ж. Токаев. Однако, пожалуй, главным признанием заслуг первого руководителя республики стало переименование в его честь главного города страны. В 1997 году НА. Назарбаев перенёс столицу из Алма-Аты в город Акмолу, который в 1998 году назвали Астаной. 23 марта 2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал указ о переименовании Астаны в Нур- Султан в честь Назарбаева. Основная литература 1. Современная история Казахстана учебник для студентов неистор. спец. // Под ред. Б. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010 – 558 с. 2. Аминов, Т.М. Современная история Казахстана учебное пособие /.- Алматы, 2017. – 456 с. 3. Назарбаев НА. Взгляд в будущее модернизация общественного сознания // Казахстанская правда. – 2017. – 13 апреля. 4. Назарбаев НА. Эра Независимости. – Астана, 2017. – 508 с. 5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Т. 1, 2, 3, 4, 5. – Алматы, 2010, 2011 6. История Казахстана учеб.-метод. пособие. – Астана, 2008. 7. Назарбаев НА. Стратегия становления Казахстана как независимого суверенного государства. – Алматы, 1993. 8. Назарбаев НА. Критическое десятилетие. – Алматы, 2003. 9. Назарбаев НА. Послание народу Казахстана Казахстан –2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». – Алматы, 1997. 10. Назарбаев НА. В потоке истории. – Алматы, 1999. 11. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. – Астана, 2012 12. Назарбаев НА. Стратегия Казахстан 2050». Новый политический курс состоявшегося государства. – Алматы, 2012 13. Послание Президента Республики Казахстан НА. Назарбаева народу Казахстана Третья модернизация Казахстана глобальная конкурентоспособность – Астана, 31 января 2017 г. 14. Послание Главы государства К-Ж. Токаева народу Казахстана : Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана – Астана. – 2019. – 2 сентября 15. Послание Главы государства К-Ж. Токаева народу Казахстана : Казахстан в новой реальности время действий – Нур-Султан. – 2020. – 1 сентября. 16. Аяган Б. и Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев: человеку власти / Буркитбай Аяган, Алима Ауанасова. – Алматы: «Литера-М», 2015. – 376 с 17. Президент НА. Назарбаев и современный Казахстан. Том III. НА. Назарбаев и внешняя политика Казахстана сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. — 340 с. 18. Токаев К.К Он делает Историю. Очерки казахстанского политика Қасым-Жомарт Токаев.– Алматы.: ИД «Жибек жолы», 2018. – 288 с. 19. Лапин Н. С.Президент Республики Казахстан НА. Назарбаев и формирование исторического сознания казахстанцев. – Астана «БиКА», 2017. – 296 с. Дополнительная литература 1. Современная история Казахстана (программа для ЭВМ – учебное пособие. Авторское свидетельство №1779 от 16 августа 2016 г. /Алимбаев ТА, Козина В. В, Жумашев Р.М., Джумабеков ДА, Елеуханова СВ. и др. 2. Курс лекций по дисциплине История Казахстана Электронный ресурс для всех спец. / ДА. Джумабеков, Алимбаев ТА, Козина В.В., Елеуханова СВ. и др. и др Карагандинский гос. унт. – Электрон. текстовые дан. (236 Кб). – Караганда : б. и, 2015. – 15 лекций. – Б. ц 3. Справочный информационно-образовательный портал История Казахстана Электронный ресурс – Режим доступа http://www. e-history.kz. 4. История Казахстана Электронный ресурс].обзорный сайт. – Режим доступа http//ww.kazakhstan.awd.kz. 5. История Великой степи Электронный ресурс. – Режим доступа http//ww.neonomad.kz/history/. Архивы Казахстана Электронный ресурс. – Режим доступа http//ww,kazarchires.kz. Казахстанская Интернет Энциклопедия, Биографии Казахстана. – Режим доступа http//www.encyclopedia.kz. 8. Мемлекеттік тарих институты. // http://www.memti.kz/ Тема 15. Формирование нации единого будущего К вопросу о национальной идее «Мәңгілік Ел Сущность понятий национальная идея, национальный дух, национальный идеал, национальный лидер, национальная элита Этнокультурное и гражданское понимание национальной идеи и национального идеала в полиэтническом обществе. Их единство и взаимосвязь Национальная идея Казахстана от этнической идентификации к консолидации и согласию 1. К вопросу о национальной идее «Мәңгілік Ел 24 августа 2014 года у подножия священной горы Улытау, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею «Мәңгілік Ел. Мы делаем все, чтобы стать таковой. Мы – многонациональная страна. Так сложилось исторически. Наша задача – сохранить единство общества. Единство Казахстана – это единство нашего многонационального народа Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю. Огромную значимость cегодня приобрели слова, сказанные в Обращении Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны (Астана января г Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел, рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Единая цель – это укрепление Независимости нашей Родины – Казахстан Единые интересы – это наши общие ценности, стремление жить в свободной и процветающей стране Единое будущее – это расцвет нашего общего дома – Республики Казахстан. «Мәңгілік Ел, – это мощное мобилизующее начало для выполнения стратегической задачи - вхождения Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира. Выполнение стратегических задач, стоящих перед народом Казахстана может быть достигнуто благодаря уникальной модели, созданной в Казахстане. АНК – модель общественного согласия и национального единства, нацеленная для выполнения новых прорывных задач – построение стабильного, процветающего Казахстана, создания общества благоденствия на нашей благословенной земле необходимо сплочение и единение. Мысль о формировании национальной идеи «Мәңгілік Ел, высказанная Президентом Казахстана нашла свое широкое отражение в мнениях отечественных политологов, философов, историков. Политолог Кубаш Сагидоллұлыотмечает, что идея «Мәнгілік ел всегда была тем мостом, который связывал славную историю великих кочевых империй с мировой цивилизацией. Служение этой идее, говорит он, – спасало нашу землю вовсе времена от захватчиков, и эта связь во времени ив истории не должна прерваться. В сегодняшнюю эру глобализации, эта идея должна стать гарантией расцвета нашей страны. И мы не должны упустить исторический шанс для претворения ее в жизнь. Это означает, что у независимого Казахстана, известного мировому сообществу как стремящееся к добрососедству миролюбивое государство, есть огромный, еще неиспользованный в полной мере потенциал. Общенациональная идея «Мәңгілік ел, как отметила, доктор политических наук, профессор Г. Султанбаева, определяет достойное будущее казахского народа и позволяет Казахстану встать в один ряд с успешными странами развитого мира. Это новый период Казахстанского пути, основу которого должны составить национальное единство и мир, укрепление экономики, социальная защита народа, национальная безопасность, развитие культуры, язык. На сегодняшнем этапе развития страны, – национальная идея «Мәңгілік Ел – это смелый шаг в будущее. Она должна объединить стремления и силы, всех казахстанцев в решении насущных задач, стоящих перед обществом. Идея «Мәңгілік Ел преподносит Казахстан непросто, как страну, а как нацию, как единое целое. Мы должны развиваться не только экономически, но и духовно. «Мәңгілік Ел – это суть государственной идеологии на современном этапе становления Казахстана. Идея «Мәңгілік Ел как вечный народ, вечная страна базируется на многовековой мечте нашего народа, на конкретных результатах развития страны, - говорит доктор философских наук, профессор Ж. Ж. Молдабеков. Ее главные параметры гуманизм и справедливость, социально-нравственный прогресс. Ее мобилизующая сила заключается 1) в сохранении своей идентичности, своих корней, своего национального духа и своего уникального пути развития 2) в закреплении своей роли в мировом сообществе 3) в потребности сохранить историко-культурные ценности, которые следуют передавать будущему поколению 4) в стремлении решать насущные задачи по-крупному и по- настоящему масштабно. Ее приоритеты – поддержка традиционных ценностей формирование и развитие нравственных ориентиров, определяющих национальную идентичность усиление интеллектуального потенциала общества. Когда Первый Президент РК НА. Назарбаев говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел, тона одно из первых мест в повестке дня он ставит вопросы исторического сознания нации. Чем глубже историческая память, характеризуемая как социально-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек ив целом общество становятся более богатыми духовно. Для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально- культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стремление Казахстана к созданию «Мәңгілік ел в условиях жесткой конкуренции глобализирующегося мира требует наряду с политическим, социально- экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация, необходимо сформировать (через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры) присущее данному обществу историческое сознание. История связана с прошлым, человеческой памятью и социальным сознанием. Возродить историческое сознание можно только через изучение и исследование самобытной истории, через освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры. Наряду сродным языком, пробуждающим людей в духовном плане, необходимо возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа – это и есть путь формирования исторического самосознания, составляющего духовную платформу Независимости, - отмечает доктор философских наук, профессор Б. Сатершинов. Если рассматривать сущность национальной идеи «Мәңгілік Ел в контексте вышесказанных положений, то можно отметить следующее Мәнгіліқ Ел – это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан – аза елі. И это одновременно история становления Республики Казахстан как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в мировом сообществе на равных и это тоже история аза елі. С учетом сказанного выше следует заметить сформировавшаяся в Казахстане национальная идея «Мәңгілік Ел, представляет собой мощный импульс для целенаправленного движения всего его народа к конкретным целям, с четко обозначенными задачами, на решение которых должны быть направлены усилия всех и каждого. |