лекции история. 1. Предмет, цели и задачи курса Периодизация истории современного Казахстана Методология и методы изучения дисциплины
Скачать 7.47 Mb.
|
2. Сущность понятий национальная идея, национальный дух, национальный идеал, национальный лидер, национальная элита» В многочисленных исследованиях по вопросам сущности понятия национальная идея отмечается - национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса, или нации. Любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею. Общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Поэтому, если она будет определена правильно, то будет судьбоносной, исторической и созидательной для нации ; - подлинная национальная идея – это идея совершенствования, причем, прежде всего духовного совершенствования народа. И идея эта – абсолютно универсальна. В этом аспекте понятие национальной идеи, можно рассматривать как принцип устройства жизни народа. Это такой принцип устройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа. Это принцип устройства жизни, который недостаточно продуктивно осуществляется в настоящем. Это конструктивно выраженная мечта живущих поколений о будущем, которая едина с мечтами о будущем предыдущих поколений. Это принцип жизнеобеспечения народа, который связан с рачительным использованием богатств родной Земли – национальная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа, устойчивое социально- экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Национальную идею невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия. История подтверждает, что государство, обладающее национальной идеей и идеологией, намного сильнее государства, в котором господствует деидеологизация. Идея выступает как стратегия успеха. Как гласит восточная мудрость, если не знаешь куда плывешь, тогда тебе не поможет ни один попутный ветер. Как видим, являясь особой, специфической формой национального самосознания, национальная идея «Мәңгілік Ел, как компонент духовной жизни общества, выполняет смыслообразующую, этноформирующую, ценностно - ориентирующую и общественно консолидирующую функции. В ее основе лежат такие ценности, как духовность нации, любовь к историческому облику и творческому акту своего народа, вера в его духовную силу, его духовное призвание, понимание народом своей культурной самобытности и духовной миссии, глубин и перспектив общественного развития, единство исторической памяти и образа будущего. В этой связи вполне правомерна позиция отечественных ученых о том, что национальные идеологии живут долго и нации борются за них как за собственное я, без которого вообще не может идти речь о нации и перспективах ее исторической жизни. Национальный дух. Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она обретает феномен национального духа. Национальный дух – это совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности. Это высокое чувство связано с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны. В экстремальных ситуациях национальный дух превращается в некую магическую волшебную силу. Национальный идеал. C понятиями национальная идея, национальный дух тесно связано понятие национальный идеал. Понятие национального идеала как высшего образца, как основы для построения человеком своей жизненной стратегии, было разработано И. Кантом, утверждающим, что идея даёт правила, а идеал служит первообразом, для всестороннего подражания ему. И. Кант отметил практическую силу идеалов мы сравниваем, оцениваем себя с идеалом и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Есть времена в жизни человечества, когда глубокие потрясения, громадный переворот, способны расшевелить общество до самой глубины его основ. В такие времена истории человек начинает осознавать, что далее тянуть туже жизнь невозможно. Нужно, чтобы какие-нибудь величайшие события внезапно прервали нить истории, выбросили человечество из колеи, в которой оно завязло, и толкнули его на новые пути – в область неизвестного, в поиски за новыми идеалами. В этой связи следует отметить человеческая природа с необходимостью предполагает стремление к идеалу, которое находит отражение в мифотворчестве, фольклоре, народной культуре, философской и политической мысли, и, наконец, идеологии. В современную эпоху национальный идеал является категорией первостепенной важности, поскольку он становится одним из главных инструментов прогрессивных общественных нововведений и преобразований. Национальный идеал призван обеспечить развитие национального самосознания. Национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию нации, ибо он тесно связан с критерием прогрессивности государственной системы, с осмыслением того, что составляет действительно ведущие тенденции развития современности. Консолидация общества и укрепление социального единства на основе общепризнанного национального идеала оказывают позитивное влияние на межнациональные и межэтнические отношения, которые являются одной из самых сложных сторон общественной жизни любого многонационального государств. Как видим, носителем национальной идеи, активным субъектом его практической реализации является человек, нация, обществом в целом. Национальный лидер и национальная элита. Вместе стем в научно-фило- софских работах в качестве основной силы, превращающей национальную идею в национальную реальность и историческую судьбу рассматривается такой фактор, как фактор национального лидера. Только личность поистине исторического масштаба, способная выступить как в роли олицетворения определенного набора ключевых ценностей нации, таки в роли сильного и волевого источника нестандартных политических решений, может спасти государство от полного развала или расчленения. Только крупному государственному деятелю под силу спасти нацию, воплотить ее идею в жизнь. Национальный лидер играет незаменимую роль в реализации национальной идеи с помощью четко поставленных целей, как определяющего вектора движения. Единство в вопросе фундаментальных ценностей, поддерживаемых народом и остро чувствуемых политическим лидером, является неизменным условием стабильности и развития государства. Сегодня, согласно Конституционному Закону Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-II О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации, Первый Президент Республики Казахстан НА. Назарбаев, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Лидером Нации. Одновременно следует отметить, что вопросы развития и управления в современном мире, осуществляются преимущественно на принципах элитарности. Решающая роль элиты, обладающей высоким статусом и способностями, являются научной аксиомой. Элита – это сообщество людей, отличающихся своими интеллектуальными, политическими, культурными, экономическими, психологическими, нравственными, организаторскими способностями писатели, ученые, философы, художники – гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства, больше, по сравнению с другими группами населения. Национальная элита независимого государства может объединиться вокруг национального лидера, консолидировать потенциальную энергию народа, мобилизовать ее на созидательные работы. В обществе элита условно делится на политическую, военную, экономическую, культурную, технократическую и другие. Однако нет необходимости доказывать, что всех их должно объединять служение национальной государственности. Сегодня в развитых странах интеллект и политика, объединившись в единый фронт, служат интересам государственности. Гарантом успехов этих стран является именно то, что элита ставит развитие государственности превыше всего. Сюда относятся формирование национальной идеи, служение ее реализации, выдвижение новых идей и концепций развития общества в новых условиях, представление образа, в котором объединены идеалы и ценности всего социума. Политический лидер и элита непосредственно присутствуют во всех трех параметрах национальной идеи 1) осознание национальной идеи 2) ее научно-теоретическое представление 3) определение национального идеала, связывающего прошлое, настоящее и будущее народа. Этнокультурное и гражданское понимание национальной идеи и национального идеала в полиэтническом обществе. Их единство и взаимосвязь В казахстанском обществе рассматривается модель национального строительства Казахстана, а в перспективе Мощного государства Казахстан, вокруг государствообразующего этноса - казахов. Формирование единого народа Казахстана как гражданского сообщества вокруг казахского этноса является для Казахстана принципиально важным вопросом. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит отмечает, что реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира основана на принципе и - и. Этот способ построения нации, один из самых распространенных в мире, называется моделью доминирующего этноса. Актуальность и приоритетность осмысления сущности национальной идеи в единстве его этнокультурной и гражданской составляющих, при доминировании этнокультурной, определяется тем, что в Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан отмечается Этническим центром казахов является Казахстан. Нигде в мире они не обладают другой государственностью, которая проявляла бы заботу о сохранении и развитии казахов как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях. В Доктрине национального единства Казахстана (2010 г) отмечено Казахстан является единственным правовыми историческим наследником многовековой государственности казахского народа и естественным продолжением его политического и государственного устройства. Казахстан принимает все меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. История страны помнит немало драматичных страниц. Было время, когда само существование народа, его языка и культуры стояло перед угрозой исчезновения. Казахский народ, пройдя тяжелые испытания, не только выжил, но и создал свое государство, обрел независимость. Вместе стем в Декларации О государственном суверенитете Казахской ССР» ив конституционном законе О государственной независимости Республики Казахстан были провозглашены два принципа, определившие основы суверенитета и дальнейшей консолидации нации во-первых, право казахского народа на самоопределение, ставшее условием для создания государства Казахстан, во-вторых, равные возможности для всех граждан страны. В этой связи следует заметить в полиэтническом (многонациональном) государстве, каким на сегодняшний день является Казахстан, национальная идея не может быть ориентированной только на государствообразующую нацию. Основной функцией национальной идеи, как уже было сказано выше, является не только этноформирующая, но и консолидирующая, смыслообразующая, направленная на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ Казахстана, на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданским пониманием нации. В этом плане значимыми являются позиции доктора философских наук АН. Нысанбаева и Р. Кадыржанова, которые обосновывают необходимость укрепления гражданской национальной индентичности в тесном единении с этнической. Так, они пишут «Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп, преодолению разделительных линий, границ и дистанций между ними. Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной – Казахским государством. Единая нация, народ Казахстана, станет реальным воплощением лозунга « Казахстан – наш общий дом. Новый казахстанский патриотизм, высокий моральный дух, дух нации станут реальными атрибутами гражданской идентификации, то есть, они не будут благими пожеланиями и мечтами, ареальной социальной и политической силой. В- третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество дополняют друг друга и не могут существовать друг без друга. В социальном плане это связано стем что и гражданская нация и гражданское общество основаны на горизонтальных связях, а не на вертикальных связях в обществе. Сегодня этническая политика Казахстана в тесном единстве с надэтнической направлена на развитие поликультурного сознания казахстанцев, на их идентифицикацию с государством. Казахстан, где человек, к какой бы национальности он не принадлежал, сохраняя свою национальную принадлежность, должен идентифицировать себя как представитель государства Казахстан. Национальная идея Казахстана от этнической идентификации к консолидации и согласию Распад Советского Союза и разрушение советского прошлого сопровождались массовой дезориентацией, утратой идентификации, как на индивидуальном уровне, таки на уровне общества в целом. С одной стороны, наблюдался кризис идентичности индивидов в качестве граждан прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода крыночной экономике. Поэтому на начальном этапе независимости руководство Казахстана предпринимает попытки сформулировать основные принципы новой общегосударственной идеи, которая должна была предотвратить духовный кризис и стать важным механизмом консолидации общества. Всестороннее изучение основополагающих документов свидетельствует и о том, что с первых дней независимости, основным инструментом построения новой государственности в Казахстане стала не только идея самоопределения казахского народа на уровне этнической идентификации, но и идея консолидации власти, и консолидация общества в целом. По- существу, в х, Казахстан, как и многие посткоммунистические республики, столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Идейная консолидация являлась важным аспектом консолидации политической системы и осуществлялась через разработку национальной идеи. Для этой цели в 1993 году была подготовлена и обнародована концепция Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. В данном документе были выделены следующие цели и направления обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан развитие этнической самобытности и сохранение национально- культурного многообразия Казахстана углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике. 23 мая 1996 года была одобрена Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. В Концепции отмечалось Основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм. При этом важным моментом Концепции являлось положение о том, что стратегической тенденцией в развитии государственной идентичности – является становление в перспективе государства-нации». В обществе должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан - это наша общая Родина октября 1997 года было озвучено знаменитое и фундаментальное Послание Стратегия Казахстан, где в качестве основных идей были обозначены процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Стратегия Казахстан соответствовала социально- экономической и духовной ситуации х гг. и должна была вдохновить общество на преодоление кризиса и сплоченность общества ради будущих достижений, построение независимого, процветающего, политически стабильного государства, с национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Данная Стратегия предполагала формирование новой единой гражданственности и новый тип самоидентификации казахстанцев. По существу, Стратегия Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическими программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана, ив определенной степени способствовал мобилизации и консолидации казахстанского общества. Провозглашенные общенациональные идеи, апеллирующие к эмоционально-чувственной компоненте Казахстан - наш общий дом, Наше великое историческое прошлое способствовали а) предотвращению возможных социальных, этнических, конфессиональных конфликтов б) формированию общественно-политической стабильности в Казахстане, как уникального опыта мирового сосуществования множества этносов. В этот период значимыми были положения, высказанные отечественными обществоведами о том, что интеграция граждан разных национальностей должна быть основана на сохранении их этнических особенностей, языка и культуры, традиций и обычаев. Путь к духовному согласию в многонациональном социуме лежит через воспитание национального достоинства каждого индивида как субъекта системы социальных отношений и исторического развития общества. Самоуважение - источник понимания общечеловеческих ценностей, который обусловливает уважение к представителям других наций. Отработка элементов такой интегрирующей и интегрированной идеологии шла и идет, опираясь на доминанту патриотизма, казахстанского патриотизма в частности, в основе которого лежит идеология общественного согласия, интернационализма и гуманизма как общечеловеческих ценностей. Казахстанский патриотизм рассматривается отечественными обществоведами как консолидирующий духовно-политический фактор, как новая парадигма государственной политики и идеологии. Ее появление и утверждение связано с утверждением и укреплением независимости |