Главная страница
Навигация по странице:

  • (ОСДП) позиционирует себя как оппозиционная партия ОСДП

  • 71,09%;

  • 1. Формирование нового исторического мировоззрения. 2. Государственная программа Культурное наследие

  • лекции история. 1. Предмет, цели и задачи курса Периодизация истории современного Казахстана Методология и методы изучения дисциплины


    Скачать 7.47 Mb.
    Название1. Предмет, цели и задачи курса Периодизация истории современного Казахстана Методология и методы изучения дисциплины
    Дата27.01.2022
    Размер7.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлалекции история.pdf
    ТипЛекция
    #343423
    страница18 из 24
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24
    «Nur Otan» – партия власти является самой массовой, но по составу она номенклатурно-чиновничья, так как состоит из руководителей и работников государственных, или квазигосударственных структур. Курс партии – это курс Нурсултана Назарбаева, его идеи политической стабильности и межнационального согласия. Действующая партия четыре раза меняла название партии Сначала республиканская политическая партия «Отан», затем – народно- демократическая партия «Нур Отан», потом переименовали в «Нур Отан» и два года назад случился ребрендинг партии на Nur а. Демократическая партия
    «Ак
    жол» позиционирует себя конструктивной оппозицией, партией бизнеса и следует нормам, основанным партией «Алаш». Партия образовалась на основе общественного объединения Демократический выбор Казахстана (ДВК). 2 июля 2011 года председателем ДПК «Ак жол» был избран глава Национальной экономической палаты «Атамекен» Азат Перуашев. ДПК «Ак жол» ставит своей целью создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства. Коммунистическая народная партия Казахстана функционирует с июня 2004 года. Секретарями Центрального Комитета партии являются Айкын Конуров, Дмитрий Лёгкий и Жамбыл Ахметбеков. Считается, что основным социальной базой партии являются люди старшего
    поколения, пенсионеры, но поданным партии, молодежь составляет около 30
    % партии. Согласно Уставу, КНПК движется к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром такого общества должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей. Партия «Ауыл»
    была зарегистрирована 1 марта 2002 года, а 5 сентября
    2015 года в результате слияния Казахстанской социал-демократической партии «Ауыл» и Партии патриотов Казахстана была образована Народно- демократическая партия «Ауыл» (НДПП «Ауыл»). Председателем партии является Али Бектаев. Своими приоритетами партия видит решение проблем села, усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора, защиту интересов тружеников села, активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики, повышение жизненного уровня граждан. Партия «Бiрлiк»
    была образована в результате слияния партий
    «Руханият» и «Адилет», функционирует с 26 апреля 2013 года. Возглавляет партию Серик Султангали. «Бiрлiк» выступает за сохранение самобытности, культуры других национальностей, но при тесной интеграции представителей всех национальностей вовсе социально-экономические процессы, в сферы образования, в предпринимательство, в госорганы». На выборах 2016 года партия делала акцент на вопросах экологии и социальной сферы, ноне прошла в парламент. В марте 2020 года «Бiрлiк» обратилась к партии «Ауыл» с предложением об объединении двух партийно «Ауыл» данное предложение отклонил. Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана

    (ОСДП) позиционирует себя как оппозиционная партия ОСДП была зарегистрирована в органах юстиции 25 января 2007 года. Председателем партии является Асхат Рахимжанов. Партии борется за воплощение ценностей мирового социал-демократического движения, принципов свободы, справедливости, солидарности, а также ставит перед собой задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики. В 2020 партия «Бірлік» решила еще раз сменить название на «Адал». Лидером партии является Серик Султангали. В 2020 году Коммунистической партии Казахстана поменяла свое название на Народную партию Казахстана. Председателем партии является Айкын Конуров. Парламентские выборы 10 января 2021 г. имеют весомый исторический характер С 2007 года всегда проводились внеочередные выборы, нов году, впервые залет, выборы были, ни досрочными, ни отложенными.
    Нижняя палата парламента состоит из 107 депутатов из них 98 депутатов от партий, 9 беспартийных депутатов от АНК – Ассамблеи народа Казахстана. Перед выборами в Казахстане было зарегистрировано шесть политических партий правящая партия Nur а, демократическая партия Казахстана «Ак жол», Народная партия Казахстана, народно-
    демократическая партия «Ауыл», «Адал», Общенациональная социал-
    демократическая партия. Одна из оппозиционных партий – ОСДП решила бойкотировать предстоящие выборы. 7 ноября 2020 года ОСДП объявила об общенациональном бойкоте и отказе от наблюдения за выборами. Три из пяти политических партий получили места в Мажилисе парламента по итогам выборов. Согласно итогам голосования, места распределились следующим образом партия Nur Otan – 71,09%; Народная партия Казахстана – 9,10%; партия «Ак жол» – 10,95%; партия «Ауыл» –
    5,29%; партия ADAL – 3,57%. Парламентским выборам в Казахстане предшествовали многочисленные политические, экономические и социальные реформы, проведенные в прошлом году, из которых, что касается политической классификации выборов, в частности, следует выделить расширенные возможности для участия гражданского общества, а также субъектов, которые противостоят политике правительства. Между тем, действует закон, укрепляющий права парламентской оппозиции, которая теперь, например, имеет фиксированное право на двух председателей комитетов в Мажилисе. Способность депутатов участвовать в государственных инициативах была в корне модернизирована и расширена за счет включения важных полномочий, например, путем требования о парламентских слушаниях от правительства не реже одного раза в сессию. Для списков кандидатов от политических партий установлена обязательная квота в 30% мест для женщин и лиц моложе 29 лет. Кроме того, упрощены требования к регистрации партий Если раньше для регистрации партии требовалось 40 000 подписей, то теперь требуется только 20 000 подписей граждан Казахстана Таким образом, все эти меры по реформированию способствуют стимулированию конкуренции за политическое формирование страны до, вовремя и после парламентских выборов. Граждане призваны принимать активное участие в формировании перспектив летней независимой республики, а также высказывать конструктивную критику и предложения в адрес правительства в рамках гражданского участия. Эти шаги по развитию политической системы, уже предложенные Первым Президентом Казахстана – Елбасы Нурсултаном
    Назарбаевым, продолжаются с приверженностью и решимостью его преемником на посту Президента Касым-Жомартом Токаевым. Основная литература

    1. Современная история Казахстана учебник для студентов неистор. спец. // Под ред. Б. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010 – 558 с.

    2. Аминов, Т.М. Современная история Казахстана учебное пособие /.-
    Алматы, 2017. – 456 с.
    3. Назарбаев НА. Взгляд в будущее модернизация общественного сознания // Казахстанская правда. – 2017. – 13 апреля.
    4. Назарбаев НА. Эра Независимости. – Астана, 2017. – 508 с.
    5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Т. 1, 2, 3, 4, 5. – Алматы, 2010, 2011 6. История Казахстана учеб.-метод. пособие. – Астана, 2008.
    7. Назарбаев НА. Стратегия становления Казахстана как независимого суверенного государства. – Алматы, 1993.
    8. Назарбаев НА. Критическое десятилетие. – Алматы, 2003.
    9. Назарбаев НА. Послание народу Казахстана Казахстан –2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».
    – Алматы, 1997.
    10.
    Назарбаев НА. В потоке истории. – Алматы, 1999.
    11. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана
    Назарбаева народу Казахстана. Через кризис к обновлению и развитию. – Астана, 2009.
    12. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана
    Назарбаева народу Казахстана. Новое десятилетие – Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана. – Астана, 2010.
    13. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана
    Назарбаева народу Казахстана. Построим будущее вместе. – Астана, 2011.
    14. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана
    Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. – Астана, 2012 15.
    Назарбаев НА. Стратегия Казахстан
    2050». Новый политический курс состоявшегося государства. – Алматы, 2012 16. Послание Президента Республики Казахстан НА. Назарбаева народу Казахстана Третья модернизация Казахстана глобальная конкурентоспособность – Астана, 31 января 2017 г.
    17.
    Назарбаев НА. Выступление Президента Казахстана Нурсултана
    Назарбаева на торжественной церемонии открытия Года молодежи // Индустриальная Караганда. – 2019. – 24 января (№15).
    18. Послание Главы государства К-Ж. Токаева народу Казахстана : Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана – Астана. – 2019. – 2 сентября
    19. Послание Главы государства К-Ж. Токаева народу Казахстана : Казахстан в новой реальности время действий – Нур-Султан. – 2020. – 1 сентября.
    20.
    Тлепов Б. Одним из важнейших достижений независимости является профессиональное и активное сообщество НПО. Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики
    [Электронный ресурс. – Режим доступа
    odnim-iz-vazhneyshih-dostizheniy-nezavisimosti-yavlyaetsya-professionalnoe-i- aktivnoe-soobshchestvo-npo-11115937 Дополнительная литература
    1. Современная история Казахстана (программа для ЭВМ – учебное пособие. Авторское свидетельство №1779 от 16 августа 2016 г. /Алимбаев ТА, Козина В. В, Жумашев Р.М., Джумабеков ДА, Елеуханова СВ. и др.
    2. Курс лекций по дисциплине История Казахстана Электронный ресурс для всех спец. / ДА. Джумабеков, Алимбаев ТА, Козина В.В.,
    Елеуханова СВ. и др. и др Карагандинский гос. унт. – Электрон. текстовые дан. (236 Кб). – Караганда : б. и, 2015. – 15 лекций. – Б. ц
    3. Справочный информационно-образовательный портал История Казахстана Электронный ресурс – Режим доступа http://www. e-history.kz.
    4. История Казахстана[Электронный ресурс].обзорный сайт.-Режим доступа http//ww.kazakhstan.awd.kz.
    5. История Великой степи Электронный ресурс. – Режим доступа http//ww.neonomad.kz/history/. Архивы Казахстана Электронный ресурс. – Режим доступа http//ww,kazarchires.kz. Казахстанская Интернет Энциклопедия, Биографии Казахстана. – Режим доступа http//www.encyclopedia.kz.
    8
    Мемлекеттік тарих институты. //
    http://www.memti.kz/
    12
    Қазақстан

    Ресей
    «Шекарадағы кездесулер» бірлескен мегажобасының электрондық кітапханасы
    // http://www.nlrk.kz/data11/
    13. Қазақстанның стратегиялық зерттеулер институты //
    http://www.kisi.kz/
    Тема 12. Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи
    1. Формирование нового исторического мировоззрения.
    2. Государственная программа Культурное наследие
    1. Формирование нового исторического мировоззрения. Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, народов, формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменилась точка зрения на мир, народи его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, тов настоящее время формируется осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. История – память народа, ив ней он черпает силы для вдохновения, социального творчества и прорыва к будущему. История приобретает особое значение именно в переходные периоды развития общества. Интерес к ней возрастает потому, что в прошлом пытаются отыскать аналогии происходящему, найти решение современных проблем. Внимание к истории объясняется и тем, что в условиях выбора моделей государственности и модернизации общества народ постепенно осознает себя субъектом исторического процесса. В наши дни, когда реально создается новая история независимого государства Казахстан, которая еще ждет своего осмысления, взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке. Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм, схематизации, упрощений и натяжек. Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории приводила к тому, что развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке. Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная часть истории кочевых цивилизаций и стран исламского мира, как часть мировой истории. Целью настоящей концепции является определение
    основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания. Задачи, связанные с реализацией этой цели, видятся следующими
    – определить основные ориентиры исторического знания
    – обозначить главные проблемы исторической науки в переходный период и возможные направления их решения
    – наметить пути реформирования исторического образования и просвещения. Для того чтобы уяснить пути становления исторического сознания, необходимо первоначально определиться с основными, фундаментальными приоритетами исторического знания, которые могут выступать в качестве методологической базы исторической науки ив качестве ориентиров в историческом образовании и просвещении. При рассмотрении истории Казахстана важно исходить из идеи ее принадлежности к евразийской культуре и истории. Находясь на стыке Европы и Азии, территория Казахстана была мостом, соединявшим различные цивилизации, культуры, народы. Здесь развивались как оседлая, таки кочевая цивилизации. Существовали своеобразные контактные зоны кочевой и оседлой цивилизаций, одной из которых, например, был Отрар. Доказано, что современная территория Казахстана являлась одним из регионов, где первоначально происходил процесс перехода древних кочевых племен от скотоводства к земледелию, где осуществлялось становление оседлости, развитие городской культуры. На территории Казахстана имело место взаимовлияние тюркских и ираноязычных культур. Для нашей истории было характерно взаимообогащение славянской и тюркской, китайской и тюркской, монгольской и тюркской цивилизаций. Одностороннее их противопоставление и представление о приоритете какой-либо из них опровергаются данными современной археологии и письменными источниками. С проникновением ислама в Дашт-и-Кипчак казахская культура восприняла многие ценности исламской цивилизации. Все это с древности определяло полиэтничность и многоконфессиональность историко-культурного ареала. Посей день страна не утратила своей уникальности, определяемой этими факторами. При всей многокомпонентности история и культура Казахстана не являются фрагментарным конгломератом несвязанных культур, народов, эпох. Казахский народ стал преемником истории и культуры народов, населявших Казахстан, носителем присущего им образа жизни, языка и культуры. Казахская духовность изначально синкретична: например, исламу казахов сочетался с элементами тенгрианства. Государственность казахов — продолжение государственности крупных кочевых империй и отдельных ханств, с древности существовавших на территории Казахстана. Казахское ханство, основанное в Х в, по признакам единства территории, политического устройства и общности культуры, религии и языка отвечало критериям самостоятельного государства. Одним из приоритетов
    исторического знания может стать изучение феномена номадной (кочевой) цивилизации. Необходимо раскрытие вклада кочевничества в мировую цивилизацию, места и роли номадизма в истории Казахстана, влияния кочевого образа жизни на генезис казахского народа. Эвристическую ценность имело бы исследование специфического уклада хозяйствования, воинского искусства, особой системы власти, представлявшей симбиоз авторитаризма и военной степной демократии, своеобразного миропонимания, приведшего к появлению таких мировых религий, как зороастризм и ислам. Вместе стем нельзя сводить историю Казахстана исключительно к истории кочевников. Да и само понятие кочевничества нуждается в новой трактовке, предполагающей рассмотрение переходных к оседлости форм. Так, например, городская культура на территории Казахстана была частью как кочевой, таки оседлой цивилизаций. Города нередко являлись не границей, разделявшей кочевую и оседлую цивилизации, а мостом, соединявшим их, местом их соприкосновения, взаимовлияния, обогащения. Фундамент исторического сознания закладывает историческая наука. В недавнем прошлом она была идеологизирована, догматизирована. История Казахстана писалась с телеологических позиций, как однозначно направленная к советскому периоду, с позиций линейного одномерного эволюционизма, резкого противопоставления черного и белого, с позиций классового подхода. Наряду с этим основной источниковой базой для истории древнего и средневекового Казахстана были путевые заметки, дневники посетивших Великую степь дипломатов, путешественников, торговцев и т. д. В советский период исследования по истории Казахстана были в основном переводными с русского языка, работы зарубежных ученых находились преимущественно под запретом. Многие принципиальные вопросы отечественной истории не получили достаточной проработки. Требуют комплексного изучения происхождение этнонима казах, этногенез казахского народа, становление казахской государственности, эволюция кочевого общества. Отсутствует признанная периодизация истории Казахстана и истории казахского этноса. Объективной оценки требует история присоединения казахских ханств к Российской империи. С позиции реализма следует рассмотреть развитие Казахстана в составе СССР. Ждут своего исследования проблемы, связанные с историей переселения и депортации этнических общностей в Казахстан и обретение ими здесь своей родины. Осмысление перспектив исторической науки требует ее методологического перевооружения, для чего необходимо использование методов и приемов мировой историографии. Применение проблемного, описательного, сравнительного, структурного, феноменологического, идеографического методов, исторического и критического анализа, метода аналогий и других методов должно придать импульс исследованиям, позволив ввести в проблемное поле истории обширный фактологический материал, по-новому интерпретировать известные исторические положения. Историческая наука, применяя герменевтический подход к исторической
    реальности, должна попытаться оценивать факты с позиций изучаемого времени. Исходя из цивилизованной теории, необходимо опираться на идею вариативности исторического процесса, учитывать самоценность культур, историй народов. При описании событий прошлого не ограничиваться обращением лишь к политической истории стран, к деятельности политической элиты, а исследовать также историю духовной и материальной культуры во всем многообразии ее проявлений. Необходимо обновить понятийный аппарат, отказаться от устаревшей идеологизированной терминологии. Исторической науке Казахстана предстоит
    – воссоздать объективную картину исторического прошлого, преодолевая по возможности фрагментарность и тенденциозность исторического знания
    – усилить внимание к древней и средневековой истории переосмыслить историю Казахстана советского периода
    – расширить исследование проблем новейшей истории страны
    – изучать историю казахских диаспор
    – различать историю страны и историю этносов, ее населяющих, уделять должное внимание истории этнических групп Казахстана. Историческое просвещение и воспитание призваны содействовать приобщению молодежи к духовному миру своего народа, пониманию истоков его культуры, истории, способствовать восприятию народной поэзии, музыки, живописи. В этих целях следует возродить краеведческую работу, усилить охрану памятников истории, культуры и природы, возрождать и развивать традиционные ремесла. Историческое сознание формируется наукой, образованием, семейным воспитанием, средствами массовой информации, литературой, искусством, культурно-просветительской, музейной, архивной, краеведческой работой, туризмом. Через них идет приобщение человека к историческому разуму, достижениям исторической мысли, к культуре общества в целом. Основными путями формирования исторического сознания являются система дошкольного, школьного и вузовского образования, деятельность средств массовой информации, учреждений культуры Их главная задача создание в обществе атмосферы знания истории, уважения, почитания, соприкосновения с историей. История – культура прежних эпох – должна стать аурой современного общества. Историческое образование начало реформироваться, необходимо продолжить его коренную трансформацию. Желательно, чтобы оно опиралось на принципы
    – историзма и научной объективности
    – методологического и концептуального плюрализма
    – толерантности и непредвзятости
    – приверженности к исторической истине. При этом важно обеспечить вариативность исторического образования, которое должно зависеть от типа учебных заведений, региона, социального и национального состава населения. Дошкольное образование в настоящее время почти не формирует исторического сознания. Отсутствуют
    необходимые методики, разработки, программы исторического воспитания детей дошкольного возраста. Мало влияет на историческое воспитание семья. Не используется информационное богатство сказок, легенд, народных преданий. Между тем в восточном менталитете, в том числе и казахском, дошкольное семейное воспитание всегда основывалось на уважении к старшим, к своему роду и родословной. Воспитывалась гордость за предков, историю своего народа, своей страны. Наряду с соответствующей подготовкой и переподготовкой кадров воспитателей, выпуском методических рекомендаций по дошкольному историческому воспитанию необходимо создание мультфильмов на исторические темы, компьютерных игр, выпуск иллюстрированных книг, альбомов, комиксов. Школьное образование обеспечивает исторической информацией большинство населения на всю жизнь. В школьных курсах следует очень осторожно подходить к оценкам, не навязывать какой-либо точки зрения. Надо научить думать о прошлом с позиций гуманизма, не тешить национальное самолюбие, акцентировать внимание не на войнах, битвах, а на экономическом сотрудничестве, торговле, взаимовлияниях культур, мирной жизни. Акцент должен быть сделан на созидании в истории, поскольку дело не в количественном преобладании война в ценности мирного созидания, мудрости предков, оставивших нам шедевры цивилизации. Восприятие истории не должно сводиться к запоминанию хронологической последовательности произошедших исторических событий, а представлять собой осознание логики исторического процесса. Важно отойти от схематизации истории, ее подгонки под старые или новые идеологические догмы. Необходимо воспринять идеи культурно-исторической плюральности, нелинейности истории, ее цикличности. Историческая компонента очень значима для подготовки каждого специалиста в области гуманитарного знания. Следовало бы ввести спецкурсы и факультативы по истории мировой и отечественной культуры, истории искусств, истории театра и кино, истории мировой и отечественной литературы. При кардинальном обновлении исторического образования следует максимально гуманизировать школьные и вузовские курсы истории, придать историческим курсам большую культурологическую направленность, акцентировать внимание на проблеме современных цивилизаций, раскрытии духовных поисков человечества. Необходимо иметь широкий выбор книг на историческую тему учебников и пособий, монографий и научных трудов, романов и повестей, справочников и энциклопедий. Готов к выпуску энциклопедический словарь по истории Казахстана. Можно и нужно выпустить специальные литературно-художественные и мемуарно- публицистические серии для любителей истории Историческая библиотека, Казахстан жизнь замечательных людей, Архивные материалы по истории Казахстана, История городов Казахстана, разнообразную краеведческую литературу. Для средних школ и вузов предусмотреть регулярный выпуск карт по истории Казахстана. В деле исторического просвещения особая роль принадлежит средствам массовой
    информации. Учитывая массовость и доступность, следует шире использовать их для получения исторической информации и формирования интереса к истории. Для этого организовать на телевидении и радио регулярные циклы передач, ввести в газетах и журналах рубрики История Отечества, Беседы об истории, Клуб знатоков истории, Исторические имена, Ценности номадной цивилизации, Великий Шелковый путь и др. С целью формирования интереса молодежи к истории постоянно проводить исторические викторины и конкурсы. Реализация задачи формирования исторического сознания невозможна без право правового и организационного обеспечения. Учитывая потребности независимого государства, необходимо принять новые законы об охране культурно- исторического наследия народов Казахстана, об исторических городах и историко-культурных территориях, о музейном фонде страны. Следует подготовить закон об архивах, в котором установить предельные сроки хранения закрытой информации, после которых архивные материалы публикуются. Создание Ассоциации историков Казахстана или Исторического общества) с региональными отделениями могло бы улучшить координацию работы специалистов из научных институтов, вузов, школ, способствовать обмену опытом с зарубежными исследователями, проведению конференций и семинаров. Целесообразно подготовить специальную государственную программу издания литературы по истории Казахстана, стран Центральной Азии, всемирной истории. Предстоит организовать издание ряда исторических журналов научного и научно- популярного характера на языках народов страны. Следует использовать потенциал архивов посредством публикации ими собственных научно- популярных изданий. Государственные органы должны изыскать возможности для возвращения архивных фондов, документальных источников и археологических материалов, относящихся к истории Казахстана и хранящихся в государственных архивах и музеях России, стран Центральной Азии, других зарубежных государств. Правительству Республики Казахстан предусмотреть выделение средств для приобретения исторической литературы, издаваемой за рубежом. Концепция утверждена на заседании Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Большое значение приобретает сохранение культурного наследия каждого народа в современных условиях – ввек компьютерных технологий, глобализационных процессов, что ведет к утрате идентичности народов мира. Поэтому сегодня актуальна для всех проблема сохранения культурного наследия. Одним из первых и наиболее значительных документов, оказавших воздействие на процесс формирования исторического сознания казахстанцев, явилась, принятая в 1995 году Национальным советом по государственной политике при Президенте РК Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан.
    На современном этапе базовая модель репрезентации национальной истории наряду с принципами историзма, научности, детерминизма, инвариантности, должна основываться наследующих принципах и подходах
    1. Принцип приоритета национальной истории Национальная история рассматривается как часть всемирной истории. Однако, главной задачей национальной образовательной системы является формирование национального сознания, национальной идентичности. Поэтому и преподавание истории должно быть максимально подчинено этой задаче. Концепция и содержание дисциплины всемирная история должны быть пересмотрены таким образом, чтобы дополнять преподавание национальной истории, а не наоборот.
    2. Принцип целостности Сегодня национальная история рассматривается в двух плоскостях – как история территории и как история общества. Это связано с дискуссией о предмете национальной истории, грубо говоря, история Казахстана или история казахов. Оба эти подхода ограничивают национальную историю, не учитывая, что современные границы сложились относительно недавно, а современные этносы также имеют относительно короткую по историческим меркам историю. В тоже время этих подходах теряется целостная картина развития скотоводческих обществ Евразии. Принцип перманентного развития. Необходимо отказаться от господствующего в настоящее время представления о неизменности материальной и духовной культуры скотоводческих обществ Евразии. Данные представления связаны нес фактическим положением дела с недостатком информации о процессах развития внутри данных обществ. Кроме того, свою роль играет и сложившийся в обществе ив науке стереотип о технологической отсталости кочевых обществ, их неспособности к самостоятельному развитию.
    4. Важный методологический подход, на котором должна основываться модель репрезентации национальной истории
    – деколонизация исторического сознания и гуманитарного знания. Развитие исторической науки Казахстана, особенно в области изучения национальной истории в условиях независимости ознаменовалось значимыми общественными инициативами проведением Года общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий (1997 гг.), Года народного единства и национальной истории (1998 г, реализацией государственной программы «Мәденимұра» – Культурное наследие (2004-
    2011 гг.). В 2013 г. стартовала государственная программа Народ в потоке истории. В 2017 и 2018 годах были опубликованы две программные статьи
    Елбасы Взгляд в будущее модернизация общественного сознания и Семь граней Великой степи.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


    написать администратору сайта