Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Место ТГП в системе общественных и юридических наук.

  • 3 Методология ТГП Методология

  • 4 Теории происхождения права Теологическая теория

  • Расовая теория

  • Патримониальная теория

  • Потестарная (кризисная) теория

  • тгп 1 семестр 1 курс. 1. Предмет и функции теории государства и права


    Скачать 364.5 Kb.
    Название1. Предмет и функции теории государства и права
    Анкортгп 1 семестр 1 курс.doc
    Дата22.04.2017
    Размер364.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатгп 1 семестр 1 курс.doc
    ТипДокументы
    #5428
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Предмет и функции теории государства и права.

    Предмет Теории государства и права — это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, а также прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

    Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

    Предмет науки важно отличать от объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности. Объект теории государства и права — это государство и право, которые изучают и другие науки, такие как: История государства и права зарубежных стран, История отечественного государства и права и др.

    Тесно связаны с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычай, политическая система, общественное сознание,экономика и т. д.

    Функции теории государства и права как науки — это основные направления воздействия данной системы знаний на научный и учебный процесс.

    К числу функций теории государства и права следует отнести: аналитическую, эвристическую, аксиологическую, прогностическую и др.

    Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

    Эвристическая функция означает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

    Аксиологическая функция предопределяет выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

    Прогностическая функция связана с обозначением перспективных направлений развития государства и права и определением круга задач, с решением которых связано это развитие.

    Учитывая, что изучение теории государства и права в рамках науки и учебной дисциплины предполагает различные уровни познания, следует проводить определенное различие между функциями, реализуемыми в научном и учебном процессе. Совпадая по названиям, эти функции, безусловно, отличаются по качественному содержательному критерию. К примеру, если говорить об аналитической функции, то для ученого, занимающегося углубленным исследованием той или иной проблематики, представляется очевидной необходимость получения всесторонних знаний о предмете рассмотрения, вместе с тем для студента-первокурсника изучение того же самого предмета сводится к получению первичных знаний о нем. Кроме того, если для ученого характерно сформировавшееся и в достаточной степени устоявшееся понимание науки как целостной системы, то для студента, постигающего «азы научного знания», система подобного рода лишь формируется, что неизбежно придает получаемым знаниям фрагментарный характер. Учитывая, что изучение теории государства и права в качестве учебной дисциплины осуществляется на первом курсе обучения в юридических вузах и по сути является вводным курсом, следует отметить такие важные ее функции, как пропедевтическую и воспитательную.

    Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и специальных учебных дисциплин. Данная функция позволяет говорить о теории государства и права как об «азбуке» либо «таблице умножения» правоведения, без усвоения которых невозможно формирование профессионального юриста.

    Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привитием навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

    2 Место ТГП в системе общественных и юридических наук. С точки зрения предмета изучения все науки делятся на:

    естественные - изучают процессы, протекающие в человеческом обществе;

    общественные - в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование - юридические.

    ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

    ТГП, являясь частной наукой по отношению к гуманитарным наукам, при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь ТГП обогащает гуманитарные науки, глубоко изучая государственно – правовые явления.

    В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

    философией - наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;

    экономикой - наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;

    политологией - наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней) Политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;

    социологией - наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

    Связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер.

    ТГП и историко-юридические науки:

    Общность:

    рассматривают ГП в целом;

    изучают ранее существовавшие ГП; исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

    Различия:

    история - процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке;

    ТГП - исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов.

    Взаимодействие:

    изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

    история опирается на выводы и обобщения ТГП.

    ТГП и отраслевые юридические науки:

    ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни - это общеправовая наука по отношению к отраслевым;

    отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

    3 Методология ТГП

    Методология - это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

    Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

    Методы разделяются на:

    1. общефилософские (мировоззренческие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):

    метафизический - исходит из неизменности начал всего существующего в мире;

    диалектический материализм - противоположен метафизике - все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);

    агностицизм - отвергает саму возможность познания всего сущего;

    идеализм - связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):

    • Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.

    • Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

    2. общенаучные (общие) методы - распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

    • Исторический метод - требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;

    • Логический метод - позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;

    • Анализ - мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;

    • Синтез - предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.

    • Системный метод - рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;

    • Функциональный метод - выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).

    3. частнонаучные (частные, специальные) методы - используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

    • Статистический метод - использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);

    • Метод моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;

    • Метод конкретно-социологических исследований - анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);

    • Метод социально-правового эксперимента - способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;

    • Сравнительный метод - сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.



    4. специальные юридические методы:

    • формально-логический (догматический) метод - изучение, систематизация и толкование норм действующего права;

    • сравнительный - сопоставление сходных объектов познания;

    • исторический - закономерности становления и развития ГП.

    4 Теории происхождения права

    Теологическая теория (теос - бог - государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (13 век). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

    Патриархальная теория (государство это большая семья) (Аристотель, Конфуций). Патриархальная теория (древняя) - государство возникает в результате разрастания семьи - ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи - патриарх, становится главой государства - монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми - своими подчиненными.

    Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство - аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право).

    Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то - договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 -18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство - результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие - Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

    Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства" - Ленин полностью разделял. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

    Психологическая теория - государство итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства - определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно (Петражицкий).

    Расовая теория - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство (Жозеф Артур де Гобино).

    Органическая теория - переносит законы природы на человеческое общество.

    Патримониальная теория - государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

    Ирригационная теория - возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

    Потестарная (кризисная) теория - утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта