1 Предмет и содержание истории медицины
Скачать 182.38 Kb.
|
1 Предмет и содержание истории медицины ИМ – научная дисциплина, изучающая закономерности развития и историю врачевания, а также медицинских знаний и деят-ти народов мира во все времена. Периодизация ИМ : Первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время 2 Врачевание в первобытном обществе. 1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения); 2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение опыта врачевания в социальной практике; 3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление практики врачевания, продолжалось накопление и обобщение знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов. В XII веке до н.э. – появление черепов с трепанационными отверстиями С X по V тыс. до н.э. – изготовление спец. инструменты, шины, хирургические операции, обрезание. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетиши стали изготовляться. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и т.п.). вера в колдовство «лечебная магия» Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило шаманство. 3 Медицина цивилизаций доколумбовой Америки. (до XV века) цивилизации: Майя, Инки, Ацтеки Наиболее развитые представления о строении человеческого тела были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние майя. Это связано с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись. У майя человеческие жертвоприношения в редких случаях. Религии инков, ацтеков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших. Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. Причинами болезней считались особенности календарного года, грехи, несовершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Имели майя и определенные представления о заражении от больного человека. В дошедших до нас документах имеются описания массовых заразных болезней. Так, падение государства Тула объяснялось массовым заболеванием, характеризующимся кровавой рвотой и поносом. Одна из болезней, сопровождавшаяся лихорадкой, впоследствии получила название малярия (лат. malaria, от исп. mal aires — плохой, воздух). Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом опыте народов. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Медицина доколумбовой Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения. Ими были созданы сады лекарственных растений. Высокого уровня на континенте достигло искусство родовспоможения и лечения женских болезней. По мнению большинства исследователей, ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской. Родовспоможением в доколумбовой Америке занимались женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, для того чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время беременности. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов. В области хирургии наибольших успехов достигли инки. Врачеватели инков успешно лечили раны и переломы, применяя "шины" из перьев крупных птиц, осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, производили трепанации черепов. Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим эффектом, соков кактусов и других растений, их соки и настои действовали в течение нескольких суток. В государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. В ацтекском войске, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. Создавались военные "госпитали", а также специальные помещения для изоляции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ограничению очага опасной болезни. 4 Медицина в Древнем Египте (с середины IV тысячелетия до н. э. и по IV век н. э.) Новшества: Бальзамирование трупов, изучение головного мозга, описание сердца, почек, сосудов. Существовала врачебная этика. Врач должен был ответить: (я смогу вылечить, я может быть вылечу, я не могу вылечить) Так же существовали такие направления как: косметология и стоматология. Профилактическая медицина - Для египетской медицины характерно внимание к таким гигиеническим процедурам, которые способствовали сохранению здоровья. Жрецы разработали различные предписания для профилактики болезней: воздержание в пище, содержание тела в чистоте, ванны и гимнастические упражнения. Косметология - Удалось восстановить почти две сотни косметических рецептов: например, для защиты от солнца девушки и женщины использовали составы из смеси кунжутного, оливкового, касторового масел. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями и различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло. Секретом изготовления косметических средств в то время владели жрецы - для этого они использовали многочисленные растения. 5) Медицина в Месопотамии и Древнем Иране . Анатомию не изучали. Представляли, что анатомия животных=анатомии человека Осуту-искусство врачевателей, Ошипуто- искусство заклинателей Акушерство – роды принимались только женщинами. Обучение – передача осуществлялась в узком кругу. Большую роль в назначении лечения играли положение светил и сопоставление его с данными специального астрологического календаря; определялись счастливые и несчастливые дни начала лечения, операции, родов. Врачевание в Шумере (3-е тыс. до н.э.). Древнейшие тексты медицинского содержания (начало 3-го тыс. до н.э.). Мифология и врачевание. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (2-е — середина 1 -го тыс. до н.э.).. Мифология и врачевание. Божества — покровители врачевания. Представления о причинах болезней. Помещения для больных при храмах.. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения. 6) Медицина Др.Индии система медицинских знаний древней Индии Представления о строении тела человека Жизнедеят-ть поним-сь через взаимодействие 3 субстанции: воздух, огонь, вода. 3 первичные жидкости: ветер, желчь, слизь. Из 5 стихий и 3 жидкостей образ-ся 7 орг продуктов – кровь, м-цы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя. (дерево, огонь, земля, металл, вода) Анатомия – самые полные сведения. Хирургия – 300 хирургических операций. Наиболее развита пластическая хирургия. Медицинская этика – преподавание вели врачи из высшего сословного общества – вайдаши. В группе 3-4 ученика. 7) Медицина Др. Китая и Тибета (I в. до н. э) Медицинская этика – преподавали врачи. КАЖДЫЙ ГОД ВРАЧИ СДАВАЛИ ЭКЗАМЕН, Лечение – иглоукалывание, прижигание, система дыхания, диеты, травы, точечный массаж. Развита профилактическая медицина. Хуа То — выдающийся хирург II в. н. э. Шень нун – аптекарь. Собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств. Первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н. э.выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145—86 гг. до н. э.); в которой сообщается и об успешном применений метода чжэнь-ци и пульсовой диагностики. В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения). Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства. Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141--208). Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. 8 Медицина в Древней Греции Периоды: Крито-ахейский (2—3-е тысячелетия до н.э)( Высокий уровень санитарного благоустройства), Предполисный (XI-IX вв. до н.э.)( Эмпирическое врачевание. Лечение ран и травм. Отдельные сведения о строении тела человека), Полисный (VIII-VI вв. до н.э)( Становление двух направлений врачевания: эмпирического и храмового. Формирование врачебных школ), Классический (V-IVbb. до н.э)( Становление стихийного материализма и объективного идеализма. Расцвет врачебных школ. Учение о соках организма. Понимание болезни через единство материального мира и образ жизни каждого), Эллинистический (ЗО-е годы IV в. -30 г. до н.э)( Обобщение и систематизация знаний. Развитие описательной анатомии и хирургии шесть врачебных школ Древней Греции и их представителей: Родосская , Киренская , Кротонская , Книдская (Эврифон), Сицилийская (Эмпедокл), Косская (Гиппократ, Праксагор). Гиппократ (около 460 до н. э., остров Кос — около 377 до н. э.). Труды: О др. Медицине, О воздухе, воде и св-вах почвы, О прогностике, О диете при острых болезнях, О переломах костей, О вывихах, Афоризмы. Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение – четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представитель этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его. Косская школа медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачей косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяя подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Подходы к лечению заболеваний в Др.Греции: 1 период - Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других. 2 период - Несмотря на то, что вскрытия умерших в древней Греции не производились (вплоть до эпохи эллинизма), медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии греческих врачевателей и входит в состав современного анатомического языка. Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами воины (Патрокл лечил Евривила и Махаона; Ахилл перевязывал раны Патрокла), так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав, «какие земля ни рождает». Они пользовались глубоким уважением: 3 период - Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э. и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Еnkoimesis, когда больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи и даже представлением хирургических операций (в Эпидавре и других асклепейонах найдено множество хирургических инструментов). 4 период - В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания - натурфилософии. Все великие врачеватели были философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине. Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников - не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских поселениях. Из ранних школ наиболее известны родосская и киренская. Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская, книдская, силицийская и косская школы составили славу древнегреческой медицины. Врачебная этика в древней Греции «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность ... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»). Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum nоn nосеге». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»). Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». 5 период - Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. Медицина эпохи эллинизма характеризуется прежде всего бурным развитием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы. Анатомия (от греч. anatome— рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. 9 Гиппократ.Его вклад в развитие медицины Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам. По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески, на ионийском диалекте. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник» Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие. «А ф о р и з м ы» состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике. «П р о г н о с т и к а» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз того времени (наблюдение, осмотр и опрос больного), и освещены основы наблюдения и лечения у постели больного. «Э п и д е м и и» (в семи частях) по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические т. е. инфекционные, заразные), а широко распространенные среди народа заболевания Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания «О воздухах, вода х, м е с т н о-с т я х» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Сочинения по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т. д. дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)»— рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии (древнегреческие врачи занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию — учение о повязках). Гиппократовский корпус (Гиппократов сборник)-62 сочинения, написанные на ионийском диалекте греческого языка разными авторами в разное время (в т. ч. и в эллинистический период), - трактаты по теоретической медицине (анатомии, физиологии, патологии), диететике, прогностике, частной патологии и терапии, хирургии, глазным болезням, женским болезням и акушерству, детским болезням, врачебной ^тике, переписка (с философом Демокритом, персидским царем Артаксерксом) и речи Лицо(маска) Гиппократа лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика» |