ЗАЧЕТ ИОГП. 1 Предмет Истории Государства и Права России. Историография иогп росии
Скачать 0.81 Mb.
|
Социальная структураВысшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья. Князь выбирается по родовому принцыпу, исходя из старшинства. БОЯРЕ — знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом "старцы градские") и служилое боярство (верхушка княжеской дружины). Составляли примерно 1%. Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ. 3%. Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ — полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати; ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по "ряду" — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. ПУЩЕННИКИ – отпущенные на свободу холопы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее — не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие "стола" до смерти родителя. Церковь – отдельная структура, возглавляемая митрополитом, который назначался константинопольским патриархом. Решала следующие вопросы: дела против религии; вопросы нравственности и семейных отношений. Только церковным судом судили священников и членов их семей, а также умалишенных и изгоев. Государственное управление1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокняжеской династией. Власть князя не была монархической, т. к. ограничивалась вече. Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непрерывным войнам между ветвями Рюриковичей. Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации, Сборы и формирование дружины, назначение руководителя народного ополчения – тысяцкого. Во время войны командовал дружиной и ополчением. 2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессиональных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции. Старшие дружинники состовляли постоянный совет при князе. На войну они выступали со своим войском. Младшие дружинники – отроки – полусвободные , зависимые от князя, за службу получали вознаграждение деньгами. 3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения. Никакой закон не ограничивал компетенции вече. Оно решало вопросы княжения - призвания или изгнания, вопрос о войне и мире,право на сбор народного ополчения в военный поход. Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. В городах находились царские чиновники, которые переписывали людей «в число» для обложения данью – ЧИСЛЕННИКИ. Т.к. Русь находилась в вассальной зависимости от монголо-татар, русские князья должны были ездить в Орду для получения ЯРЛЫКА – ханской грамоты на владение любым княжеством. Князья давали подарки за ярлык. При возведении на княжеский престол обязательно было присутствие ордынского посла. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии, по типу — к феодальному государству.Складывается гос. система (раннефеодальная монархия византийского типа). Власть – великому князю (исполн., законод., судебн., военная власть, сбор налогов). Назначал наместников (сыновья, братья, племянники.), а значит Власть в др-рус. гос-ве принадлежала роду. Наместники в городах - посадники. Помогал – совет (старшие дружинники, боярство, помогали младшие дружинники). Существовало городское самоуправление – вече. частного феод-го владения (расширение вотчины). Зарождение служивого владения (поместье), а значит появление зависимого слоя. I юридич. источник – "Русская правда". Знать: феод. аристокр., князь, свящ-ки. Осовной слой: свободные общинники (люди). Завис. люди: челядь (слуги), смерды, закупы, рядовичи, холопы, рабы (в основном военнопленные). 4)Юридическое положение основных групп населения Древней Руси (привилегированные свободные «люди», полусвободные смерды и закупы, несвободные холопы) Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально–зависимые люди. К феодалам относились князья и бояре, которые владели земельной собственностью в форме вотчины (наследственной собственности). Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы – князья являлись сеньорами (сюзеренами), у которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшихся феодальными договорами и особыми иммунитетными грамотами. Феодалы были привилегированным сословием. Они освобождались от уплаты государственных налогов и податей, а также обладали исключительным правом собственности на землю. Другой категорией населения были смерды. Они составляли основную часть сельского населения Киевской Руси. Смерды владели участками земли, имели необходимые орудия труда. В рассматриваемый период (IX–XII вв.) большая часть смердов оставалась свободной (платила дань, исполняла повинности), но некоторые попадали в зависимость от тех или иных феодалов (платили оброк, выполняли барщину). Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые испытывали острую нужду и брали взаймы ту или иную вещь (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Пока должник не вернет хозяину предмет долга, он находился в зависимости от него. Сущствовал и институт холопства (домашнего рабства). Наиболее ранним источником холопства был плен. Позднее источники холопства определялись законом – Русской Правдой. Таких источников было несколько: 1) лицо берет что–либо в долг и не возвращает предмет долга; 2) холопство назначается в качестве меры наказания (поток и разграбление); 3) самопродажа в холопы; 4) оформление поступления к феодалу в качестве тиуна–ключника ненадлежащим способом (без свидетелей); 5) вступление свободного в брак с холопом; холоп–раб лишен всех прав, он не был субъектом права, за него отвечал хозяин. Холопство было двух видов – обельное (вечное) и временное. В городах Древней Руси жили ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации – братства (по типу цехов и гильдий). 5)Источники права Древней Руси: обычное право, судебные прецеденты, нормативно - правовые акты. Русская Правда ее происхождение и редакции. Обычай – основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом. Можно выделить такие черты обычая как источника права, как продолжительность существования, непрерывность применения, локальный характер, санкционирование государством. Продолжительность существования заключается в том, что обычай очень консервативен и сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Непрерывность применения заключается в том, что для того, чтобы обычай как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется только в сознании народа и нигде не записан. Локальный характер обычая выражается в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт. Договоры Руси с Византией — первые известные международные договоры Древней Руси, заключённые в 911, 944, 971 годы. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда были включены в начале XII века. Договор 2 сентября 911 заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию около 907 (См. статью Русско-византийская война 907 года). Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении)[1]. Договор 945 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944 (См. статью Русско-византийская война 941—944 годов). Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами. Договор июля 971 года заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск в болгарском Доростоле (по версии "Повести временных лет", после победы союзного войска над византийским). Договор содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений. Договоры Руси с Византией являются исключительно ценным источником по истории Древней Руси, древнерусского и международного права, русско-византийских отношений. Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Создание местных церковных уставов началось среди новгородских князей, а после и смоленский князь Ростислав Мстиславич издал свой. Эти местные уставы дошли до нас в позднейших и не совсем исправленных списках, но они не дают сомнений в их подлинности, какие возникают в отношении общих церковных уставов на которых они основаны. Уставы, или уставные грамоты, XII века важны для исследователей по следующим причинам: · в них более или менее точно определяется область местной церковной подсудности, а также церковные доходы. Это важно для истории церкви, как внешнего установления, имевшего в Древней Руси определённое устройство; · эти памятники древности имеют несомненно важное значение для вопроса о древнерусском финансовом управлении: они дают сведения о различных сборах, шедших в княжескую казну, которые обозначаются точными цифрами; · на основании некоторых указаний этих уставов можно делать заключения о денежной системе того времени; · церковные уставы XII века содержат много данных по древнерусской географии. Русская Правда — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени. Аналогична государства]]. Также известны Рипуарская и [[Бургундская правда|Бургундская правды], составленные в V—VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно. В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Редакции Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции» Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов: «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18); «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41); Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42); Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43). «Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания. Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству. «Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте. 6)Гражданское и брачно – семейное право Древней Руси Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр. Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку. Брачно-семейное право Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести временных лет", тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть. |