Главная страница

Политология Зачет. 1. Предмет, объект и метод, функции политологии Политология


Скачать 263.9 Kb.
Название1. Предмет, объект и метод, функции политологии Политология
Дата15.02.2020
Размер263.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПолитология Зачет.docx
ТипДокументы
#108561
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

Прямой лоббизм — это классический в общепринятом смысле сло­ва лоббизм, который осуществляется при непосредственном контак­те лоббиста с субъектом, обладающим полномочиями принятия не­обходимого субъекту лоббирования решения.

Косвенный (непрямой) — это лоббизм, в котором прямые контак­ты отсутствуют или же они имеются, но с лицами, не обладающими полномочиями принятия необходимого субъекту лоббирования ре­шения, но имеющими возможность оказывать эффективное влияние на процесс принятия данного решения.

(Наиболее эффективным механизмом косвенного (непрямого) лоббизма является апелляция к широкой общественности. Эта рабо­та может осуществляться как внутри государственных учреждений, в виде проведения парламентских слушаний и круглых столов, так и вне их путем публикации опросов общественного мнения, широких кампаний в СМИ и т. д.)

Публичное и непубличное лоббирование

Механизмами публичного лоббирования являются: забастовки, демонстрации, бойкоты, политические заявления, мобилизация об­щественного мнения через СМИ и т. д.

Механизмами непубличного лоббирования являются: личная поддержка и личное убеждение, спонсорство, финансирование про­ектов, предоставление эксклюзивной информации, а также угрозы и принуждение.

Индивидуальное, групповое, коалиционное лоббирование

При индивидуальном лоббировании субъект лоббистской деятель­ности самостоятельно, в одиночку отстаивает групповые интересы.

При групповом лоббировании заинтересованные стороны догова­риваются между собой, например, о совместной поддержке в прове­дении законопроекта через тот комитет, который подготовит наибо­лее благоприятное решение и т. д.

Коалиционная деятельность группы субъектов с единой целью и единой задачей. В этом случае возникает новый субъект лоббистской деятельности - коллективный лоббист.

Наиболее эффективно коалиционное лоббирование в случае объ­единения влиятельных структур, которые и самостоятельно пред­ставляют серьезное лобби. Главное в коалиционном лоббировании — умение достигнуть договоренности.

В российской практике коалиционное лоббирование традиционно имеет место, когда в Государственной Думе обсуждаются вопросы агропромышленного комплекса, дорожно-строительного сектора, военно-промышленного комплекса и т. д.

Плюралистическое и корпоративное лоббирование

Плюралистический механизм лоббистской деятельности присут­ствует в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются интересы нескольких групп.

Корпоративное лоббирование осуществляется монополистами определенной сферы реальной экономики или общественной жизне­деятельности. Корпоративное лоббирование как механизм группово­го давления на российское государство осуществляется по несколь­ким направлениям: договор с наиболее могущественной властной группой о взаимной поддержке; давление снизу, когда субъекты инте­реса отстаивают свои интересы.

Планируемое и стихийное лоббирование

Планируемый лоббизм характеризуется наличием определенного плана действий, включающего в себя четко обозначенные цели, задачи, способы и методы их достижения, союзников, перечень вопросов коор­динации с различными субъектами лоббистской деятельности и др.

Стихийный лоббизм — это незапланированные действия, которы­ми можно воспользоваться для продвижения групповых интересов.

Как показывает практика, в чистом виде спонтанный лоббизм не существует. Даже так называемые «стихийные» митинги, или пике­тирования, всегда имеют своего заказчика и носят организованный характер.

Цель любой лоббистской кампании заключается в том, что лоб­бист должен воздействовать на субъект, принимающий решения, ис­пользуя различные каналы коммуникации.

Выводы:

  1. Лоббизмимея экономическую основу, достаточно распространен как общественно-политическое явление в различных странах мира, имеет немалое политическое значение. Это институциональный, нормативный, коммуникационный, социокультурный элемент, важная составляющая политического процесса, при оценке кото­рого необходим комплексный подход. Существуя в большинстве стран, во многих он юридически не признан, а в ряде — запрещен. Это своего рода архетип технологии давления, политологическая интерпретация которого весьма плюралистична.

  2. Разнообразие толкования понятия «лоббизм» зависит от акцента («интересы» или «воздействие»), субъекта давления, его направлен­ности. В общепринятом смысле под ним обычно понимается сово­купность средств и методов воздействия на органы государственной власти, применяемых различными заинтересованными группами в целях принятия нужного решения. Это всегда система и практи­ка реализации интересов различных групп путем организованного воздействия на государственные органы, причем такое представи­тельство интересов принимает форму цивилизованного лоббизма. В любом случае процесс лоббирования — это процесс подкрепления экономических интересов политическими актами, достижения со­ответствия экономических шагов и политических решений.

  3. Задача цивилизованного лоббизма — постоянная корректировка деятельности органов власти в соответствии с динамикой интере­сов гражданского общества. Тем самым обеспечивается гибкое вза­имодействие, взаимоприспособление властей и общества, когда в выигрыше оказываются обе стороны. Однако при этом нельзя за­бывать о такой сущностной задаче лоббизма, как реализация груп­повых интересов через влияние на принятие решений органами власти. Практика лоббистской деятельности способствует более полному выражению, согласованию и реализации групповых ин­тересов, становлению экономического и политического рынков.

11. Власть и политика

Одной из важнейших видов власти в жизнедеятельности человека является политическая власть. Что же отличает политическую власть от других видов власти?

Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis — город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти. 

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти): 

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.

4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества. 

5) Действует на основе права от имени всего общества.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти

Результативность власти

Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений

Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население

Признаки

  • положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение;

  • признание власти гражданским обществом;

  • признание власти мировым сообществом.

  • успешная экономическая политика;

  • устойчивый рост благосостояния основной части населения;

  • укрепление общественного порядка;

  • авторитет на международной арене.

Платон называл политикой специфическое знание власти над людьми, взятое в своем предельном обобщении. Французский политолог Р. Арон (1905—1983) считал, что сущность политики заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. Политикой занимается тот, кто имеет власть, хочет завладеть властью (оппозиция), имеет собственные политические цели (заинтересованные группы).

Политика и власть — близкие понятия, хотя не тождественные. Власть — это система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей, опираясь на свою волю, авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции. Сущность власти находит свое выражение в отношениях господства и подчинения.

Российский ученый, философ, политолог А.С. Панарин (1940— 2003) считал, что власть есть средство борьбы с неопределенностью, один из ответов человека на «космический» вызов хаоса. «Что означает выражение: „А имеет власть над Б?“ Это значит, во-первых, что влияние А на Б выше, чем влияние Б на А, во-вторых, что поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б... властные отношения между А и Б при этом увеличивают их взаимную предсказуемость и упорядоченность поведения... А убежден в своем праве и способности ожидать от Б повиновения, а Б, в свою очередь, не сомневается ни в праве А повелевать, ни в своем долге повиноваться» [29, с. 16, 130]. «А» нужна для убеждения в своем праве только внутренняя психологическая установка. Способность управлять есть результат его собственных возможностей. А вот чтобы не сомневался «Б», на него надо действовать извне, и это осуществляется или путем насилия, или посредством хитрости. Панарин формулирует следующий принцип: «Чем меньше мы способны обуздывать свои стихии самостоятельно, тем ближе для нас перспектива внешнего обуздания и подавления. Причем это касается не только людей, но и целых народов» [29, с. 17]. Есть опасность сверхвласти, но есть и опасность безвластия. Худший вариант — когда присутствует и то и другое вместе: т.е. сверхвласть государства направлена только на обеспечение интересов самой власти, а подданные тонут в океане окружающего безвластия.

Понятие «власть» имеет более широкую сферу применения, нежели понятие «политика» в узком смысле. Можно говорить о власти в семье, экономике и т.д. Именно политическая власть будет нас интересовать в рамках нашего курса. А.А. Зиновьев проводит еще одно содержательное отличие власти от политики. «Отношения между социальными индивидами разделяются на отношения господства — подчинения и отношения сотрудничества (соподчинения). Политические отношения суть третий тип социальных отношений. Они имеют место между индивидами, которые не находятся в отношении господства — подчинения и в отношении соподчинения одному и тому же индивиду, — т.е. между социально-независимыми индивидами. Таким образом, политические отношения начинаются со стремления к независимости и кончаются с ее уничтожением» [18, с. 525]. Это отличие восходит к разделению Платоном политического и тиранического правления. Значение власти в политике сравнивают со значением денег в экономике. Продолжая сравнение с экономикой, власть называют «товаром с нулевой суммой», т.е. наличие власти у одной структуры или личности означает отсутствие ее у других личностей и структур. Отметим, что русское слово «власть» происходит от «владеть».

Современный американский политик и политолог Г. Киссинджер (р. 1923) назвал власть «самым сильным возбуждающим средством». Власть — средство, которое при отсутствии цели может стать самоцелью. Как смотреть на правителей: как на богоподобных существ или как на испорченных властью людей? Французский философ, политолог Р. Арон утверждал, что «в характере власти проявляется степень человечности общественных отношений» [5, с. 32] и что структура власти — основная характерная черта сообщества.

Власть определяется как совокупность всякого рода решений, которые принимают люди относительно жизненных условий и относительно событий, создающих историю их жизни. В этом отличие власти от политики как совокупности способов осуществления власти или стремления к этому. К этим способам относят принуждение с помощью положительных или отрицательных стимулов, «авторитет (власть, обоснованная убеждениями сознательно подчиняющегося) и манипулирование (власть, осуществляющаяся незаметно для подчиненного)» [1, с. 158].

Воплощение в жизнь властных полномочий требует наличия определенных ресурсов и связано с использованием определенных методов. Американский политолог А. Этциони (р. 1929) подразделяет ресурсы на: 1) утилитарные, к которым относятся материальные и социальные блага (зарплата, бесплатное медицинское обслуживание и т.п.); 2) принудительные (административное и общественное порицание и наказание); 3) нормативные (средства воздействия на внутренний мир человека).

Методы власти можно разделить на позитивные и негативные («кнута и пряника»). К позитивным методам относят убеждение; приманивание обещаниями; использование положительных стимулов; создание новых потребностей, которые может удовлетворить носитель власти. К негативным методам относят контроль, принуждение, блокирование нежелательных последствий, шантаж (угрозы в настоящем, обещание бед в будущем и т.д.).

Формами проявления власти являются поощрение, контроль, управление, принуждение, наказание, насилие. Власть основывается на авторитете, силе и даже любви. Авторитет — индивидуальный или институционализированный — определяет вероятность того, что приказание встретит повиновение. Французский политолог М. Дюверже (р. 1917) отличает власть от силы тем, что власть базируется на вере в законность принуждения, а сила — на способности заставить. Принуждение с помощью убеждения Дюверже называет «принуждением с анестезией». Хотя отношение власти противоположно отношению любви, последнее может служить основанием добровольной власти одного человека над другим.

К политическим относятся лишь публичные и властные решения. «Власть означает формальное могущество, которым наделены индивиды или группы, с тем чтобы их решения выполнялись и уважались» [3, с. 19]. Если подчиненные не подчиняются, то в дело вступает сила (принуждение), и формальное могущество превращается в реальное. Если используется физическая сила, то это называется насилием. «Политическая власть есть способ установления регулируемых общественных отношений путем централизации функций принуждения» [29, с. 21]. Панарин считает, что энергия насилия есть величина постоянная: в период ослабления государственной власти она приобретает диффузный характер, а в период ее укрепления концентрируется в руках государства, становясь его монополией. Гарантия против насилия имеет место в двух формах: гарантией от стихийного насилия выступает государство, а гарантией от государственного насилия служит правовой конституционный порядок, включающий неотчуждаемые права человека. И еще одно правило: в политике принимаются во внимание лишь те интересы и позиции, которые достаточно организованы и влиятельны, чтобы успешно лоббировать в свою пользу.

12. Важнейшие права и свободы личности и их роль в гуманизации политики

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению. ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью. Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве Российской Федерации. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод человека, сложившийся в международном праве. Тем самым учение о свободе личности получает свою материальную основу. Само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества. Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в главе 1 Конституции – «Основы конституционного строя» и главе 2 – «Права и свободы человека и гражданина». Это такие исходные принципы, как:

признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью;

обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства;

признание непосредственного характера прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость;

признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Права и свободы человека – это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. С момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах человека – международных договорах обязывающего характера.

Равенство в отношениях «индивид – общество» и «гражданин – государство» выступает как «обязанность государства обеспечивать определенную свободу в качестве именно социального государства, по крайней мере в пределах, которые необходимы для уважения человеческого достоинства».

Гражданские (личные) права - это права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равен­ство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, право на свободу совести, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых и иных сообщений и другие права.

      Право на жизнь - это основное естественное, неотъемлемое личное право каждого человека. Оно означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни.

   Право на охрану государством достоинства личности. В Конституции говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человече­ское достоинство обращения или наказания. Никто не может быть без добровольного со­гласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

   Неприкосновенность личности (личная неприкосновенность) как недопусти­мость произвола при применении репрессивных мер.

   Неприкосновенность жилища - одно из личных прав человека, означающее, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения».

   Неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени означает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных со­общений.

   Свобода передвижения и переселения - личное право человека, означающее возможность каждого, беспре­пятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

   Свобода совести и свобода вероисповедания . Свободасовести- это свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Свобо­давероисповедания- право человека исповедовать индивидуально или совместно с дру­гими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убежде­ния и действовать в соответствии с ними.

   Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Сво­бода мысли означает свободу каждого человека самостоятельно выбирать для себя систе­му духовных ценностей и отсутствие какого-либо идеологического контроля за ним. Сво­бода слова - это право публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение, мысли.

Политические права и свободы гражданина

   К политическим правам относятся права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непре­менным условием их обладания является наличие гражданства. Непосредственная связь политических прав с гражданством не означает, что они производны от воли государства, т.е. носят вторичный характер. Так же, как и личные права и свободы человека, государство их признает, соблюдает и защищает.

   К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. пра­во избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мир­ных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.

      Социальные права- это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ.  Социальные праваграждан - это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на отдых; пра­во на образование; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.

   Культурные права- это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни

   Культурные правачеловека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Это комплекс прав предполагающий свободу литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

13. Структура власти: субъекты – носители, ресурсы, разновидности

При рассмотрении проблемы политической власти важно разобраться в понятиях «субъект» власти и «носители» политической власти.

Субъект - активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, партия, общность людей. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект власти обладал рядом качеств: а) желание властвовать; б) компетентность; в) организованность; г) авторитет и т.д. власть структура полномочие

Субъект, чтобы осуществить свою власть наделяет полномочиями носителей власти. Носители власти - это специально созданные субъектом органы (организации, учреждения). Выполняемые носителями власти функции зависят от интересов субъекта власти. Субъект не делит власть с ее носителями, а осуществлять власть посредством носителей. Осуществление власти посредством их носителей создает иллюзию, что власть носителей независима от власти субъекта. Так, З. Бжезинский в своей теории «самоопределяющейся власти» пишет, что наемные управляющие, осуществляя на практике регулирование производством, фактически приобрели власть, абсолютно независимую от собственников, то есть властвуют те, кто управляет собственностью.

С проблемой субъекта власти и носителей власти тесно связан вопрос о ее персонификации фетишизации власти. Персонификацией власти называется процесс, когда носители воспринимаются как сама власть. Фетишизация власти есть наделение органов власти и управления качествами абсолютного “суверена”, поведение которого находится вне критики. Персонификация и фетишизация власти приводит к тому, что общество отчуждается от власти, появляется политическая пассивность, политический нигилизм, происходит деформация самой власти.

В вопросе о власти важно иметь четкое представление о ее принципах, благодаря которым государственная власть выполняет свое предназначение - обеспечить определенный ритм существования. Какие это принципы?

Принцип сохранения удержание и умножение власти всевозможными средствами.

Принцип легитимности - лучшее средство удержать власть - это опора на закон.

Принцип коллегиальности - сила власти в партнерстве, кооперативности, предпочтительности быть первым среди равных, нежели первым без равных.

Принцип внутренней несвободы - властитель не принадлежит себе, свобода его воли ограничена.

Принцип предусмотрительности - реализм, т. е. трезвый, холодный, точный расчет политической деятельности.

Принцип меры - властитель должен знать меру во всем.

Власть всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет и власти. Субъект власти прямо зависит от покорности населения. Если общество проявляет непокорность, неповиновение власти, то власть может быть свергнута, погибнет.

Отношение объекта к субъекту власти могут быть разными: от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения подчинения. Качество объекта политики определяется, прежде всего, политической культурой населения.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Ресурсы власти - это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (СМИ), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей (оружие, карательные органы). Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти многообразны. Существуют несколько классификаций ресурсов. Остановимся на самом распространенном. В соответствии с важнейшими средствами деятельности ресурсы делятся на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные.

  • 1. экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и т. д.)

  • 2. социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной иерархии. Они включают должность, престиж, образование, медицинское обслуживание и т. д.

  • 3. культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средство их получения и распространения. В современном мире эти ресурсы считаются важнейшими. Власть находится у тех, кто обладает знанием и информацией.

  • 4. принудительные (силовые) ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения. В государстве их ядро составляют армия, полиция, КНБ, тюрьмы и т. д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, имущества, т.е. высших его ценностей.

Субъекты власти могут быть рассмотрены, кроме того, и через призму их публичности, открытости для общества.

С этой позиции можно выделить:

открытую (видимую) власть - непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и др.;

полускрытую власть, под которой подразумевают группы давления, использующие различные каналы влияния - от законных (посредством СМИ, через взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) до незаконных (подкуп, шантаж) - на официальную власть.

Объект власти - это то, на кого направлены властные отношения. Поскольку власть всегда есть двустороннее взаимодействие, она невозможна без подчинения объекта. Объектом политической власти могут быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности. Спектр отношения объекта к субъекту властвования чрезвычайно широк - от сопротивления и борьбы на уничтожение до радостного, добровольного подчинения. Это зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, характера требований к нему, от ситуации и средств воздействия субъекта. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой общества.

Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений, убежденности в необходимости подчинения, авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти.

Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

14. Сущность этноса и нации. Понятие национальное и национализм

Этнос - это устойчивое культурно-историческое объединение (коллектив) людей, сложившееся на основе племенного родства, которое противопоставляет себя другим таким же объединениям (коллективам) исходя из ощущения комплиментарности (т.е. ощущение подсознательной взаимной симпатии/антипатии, определяющее деление на "своих" и "чужих").

Нация - это политическое объединение людей, принадлежность к которому формируется на основе чувства любви и преданности своей стране и народу, ощущения общности исторической судьбы, и т.п. - т.е. через позитивное и ответственное самовосприятие своего гражданства. Основная функция нации - создание собственной государственности и обеспечение суверенитета своего государства на своей исторически сложившейся территории.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта