Политология Зачет. 1. Предмет, объект и метод, функции политологии Политология
Скачать 263.9 Kb.
|
I этап. Период Древнего мира характеризовался становлением первых представлений о политике, политически институтах. Термин же «политика» (греч. politike — искусство управления государством) появляется впервые в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 — 322 до н. э.), рассматривавшего различные формы правления и устройства греческих полисов (греч. polis — город-государство). Аристотель определял политику как цивилизованную форму общности, служащую достижению «общего блага», закрепляя за ней функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и подчинения, управления общественными делами. V—IV вв. до н. э. становятся временем, когда в трудах античных мыслителей формируются первые научные категории, появляются первые политические теории, носящие преимущественно философско-этическую форму. Среди наиболее известных античных ученых можно выделить Платона (427-347 гг. до н. э.); Аристотеля (384-322 гг. до н. э.); Полибия (210-128 гг. до н. э.); Цицерона (106—43 гг. до н. э.) и др. Философы античности по-разному подходили к осмыслению политики и политической жизни общества. Так, если центральным вопросом в осмыслении политической жизни у Аристотеля становится вопрос подчинения власти интересам общества, «общему благу», то основная идея Платона — укрепление государственной власти, установление общего порядка и предотвращение «наихудшего состояния общества» — анархии. В средние века (V—XV века н. э.) в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение. Выдающимися учеными этого периода являются автор доктрины «двух мечей» Аврелий Августин (353-430), утвердивший главенство церковной власти над властью светской, и Фома Аквинский (1225 – 1274) осуществивший синтез аристотелевского учения о политике с христианскими воззрениями. Фома Аквинский, обосновывая божественную природу всякой власти (в том числе и светской), рассматривал политику (т.е. обращение с властью) как исключительно человеческую деятельность, которая должна следовать христианским канонам. Исходя из аристотелевского определения политики как способа достижения общего блага, а также из понимания человека как существа политического, ученый-богослов утверждал, что осуществление этой задачи зависит от установленного Богом порядка, который заключается в подчинении монархам, олицетворяющим собою государство; государи же, в свою очередь, будучи всего лишь людьми, склонными к ошибкам в своей деятельности, должны контролироваться властью духовной. Существенное изменение содержание термина «политика» происходит в эпоху Возрождения. Наиболее ярким представителем этого времени был итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469— 1527), которого называют основателем новой политической науки. Оценивая изменения, произошедшие в развитии общества и общественных отношений, Н. Макиавелли отмечает, что если в политическом управлении полисами непосредственно участвовали все граждане (а понятия «государство» и «общество» были неотделимы друг от друга), то в больших национальных государствах, сформировавшихся во времена средневековья, власть уже концентрируется в руках небольшой по численности правящей верхушки и осуществляется с помощью особого (государственного) аппарата. Именно Макиавелли впервые использует термин «stato» (итал. — государство) для обозначения политической формы организации общества. Н. Макиавелли осуществляет размежевание политики, философии и этики, заменяя средневековую концепцию божественного происхождения политической власти обоснованием политики как отдельной сферы деятельности. Он определяет политику как «совокупность средств, которые необходимы, для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...». Считая политику реальным, а не идеальным явлением, Н. Макиавелли, по сути, становится основателем новой, реалистической политической теории (цель оправдывает средства). Под политикой понимался особый способ организации управления обществом. С одной стороны — это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти, с другой — способ взаимодействия индивидов внутри сообщества. Проблемы политической власти и понимания политики поднимаются и в политических теориях Нового времени (XVI — XVIII вв.). Окончательным разрывом со средневековыми представлениями о происхождении государственной власти стало появление теории «общественного договора», объяснявшей происхождение государства рациональным соглашением (договором) между сувереном (правителем) и его подчиненными (населением) для организации общественного порядка. Эта теория получила развитие в работах таких мыслителей, как Томас Гоббс (1588 — 1679), Джон Локк (1632 — 1704), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) и др. II этап. XIX в. характеризуется появлением новых научных подходов к трактовке политики, что обусловлено серьезными изменениями в общественной жизни Европы, связанными с переходом от традиционного к индустриальному типу общества: появлением новых экономических отношений, усложнением социальной структуры общества, возникновением различных идеологических течений, введением массового избирательного права, оформлением первых политических партий и т.д. Осмысление нового содержания политики находит свое отражение в работах французских социологов Огюста Конта (1798-1857) и Эмиля Дюркгейма (1858- 1917), английского ученого Герберта Спенсера (1820- 1903) и др. Политика стала восприниматься не как совокупность определенных средств и методов завоевания и удержания власти, а как особый вид общественных отношений, сфера интеграции или сфера борьбы индивидов, групп, общностей. В рамках такого понимания политики возникают два основных подхода к ее определению —нормативный (политика как средство обеспечения целостности общества) и конфликтологический («политика как механизм регулирования конфликтов»). Развивая эту идею, немецкие философы и мыслители Карл Маркс (1818— 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) стали трактовать политику как сферу борьбы между классами. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса. Таким образом, с позиций марксизма, политика — это «сфера господства и подавления одних социальных групп другими». К началу XX в. в рамках социологического подхода, политика стала восприниматься как тип конфликтных отношений, соперничество определенных общественных групп за реализацию собственных интересов с помощью власти (А. Бентяи, Д. Трумен и др.). Политика, таким образом, стала восприниматься как универсальный способ урегулирования конфликтов. III этап. Как самостоятельная наука политология начинает складываться в середине XIX в., что было обусловлено, в первую очередь, качественными изменениями, происходившими в механизмах и способах организации политического процесса. Стремясь по-новому взглянуть на политику и политические отношения, ученые переходят от анализа формальной структуры власти к исследованию ее реальной организации, выявлению ее мотивов и оснований. Термин «ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА» (англ. — political science) был предложен в 1857 г. американским ученым Ф. Либером для кафедры, проводившей исследование в области политики. В 1871 г. в Париже открывается Свободная школа политической науки, в 1895 г. основывается Лондонская школа экономики и политических наук, а в 1903 г. создается американская Ассоциация политических наук. Теоретическая основа новой политической науки создается в работах немецких и итальянских ученых М. Вебера (1864-1920), Г. Моска (1858-1941), В. Парето (1848-1923) и Р. Михельса (1876-1936), в значительной мере определивших общее направление исследований политической сферы в начале XX в. Именно эти ученые впервые переходят от изучения политических институтов к характеристике реальных субъектов политических отношений, ставят в центр политического анализа такие проблемы, как политическая власть, политическая элита, политическое лидерство и пр. Так, с именем Макса Вебера связывается разработка концепции политической власти, анализ типов легитимности власти, изучение феномена бюрократии. Он одним из первых начинает изучение политических партий, а Вилъфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михелъс по праву считаются классиками теории политической элиты, основанной на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействием субъектов политики. Первым политическим исследованием реальных политических процессов в США становится работа Артура Фишера Бентли «Процесс руководства. Изучение общественных движений» (1908). Особенностью научной деятельности А. Ф. Бентли (1870-1957), Ч. Мерриама (1874- 1953), Г. Лассуэлла (1902-1978) и др. американских ученых становится анализ реальных политических взаимодействий индивидов и социальных групп, что приводит к возникновению и развитию в 20-30-е гг. XX в. бихевиористического направления в политических исследованиях. От изучения политических институтов представители новой политической науки переходят к эмпирическому изучению политических отношений и процессов (выборов, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения и т.д.). Таким образом, особенностью политической науки в США стала ее эмпирическая направленность. Результатом объединения эмпирического и теоретического планов анализа стало рождение целого ряда новых исследовательских парадигм, среди которых можно выделить: · теорию «политической системы» (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч); · теорию «политической культуры» (Г. Алмонд, С. Верба, Б. Рассел); · теорию «модернизации» (Г. Аптер, С. Хантингтон, Ф. Риггс) и др. Если американская политическая наука в первой половине XX в. развивается на основе бихевиоризма, сосредотачивая свое внимание на изучении мотивов поведения субъектов власти, характера властных отношений, техники распределения ресурсов, то европейская политическая мысль опирается на традиционные (академические) научные направления — философские, юридические, исторические. Так, политические исследования во Франции оформляются на базе конституционного права. Заметным вкладом в развитие политических исследований становятся работы М. Острогорского, А. Зигфрида, Ж. Бюрдо и др. Л. Дюги и М. Ориу формулируют понятие политического института, ставшее одним из основных в современной политической теории. Морис Дюверже (1917), руководитель центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств США, международный консультант по проблемам конституционного права и избирательной борьбы, первым из европейских ученых указавший на необходимость рассмотрения политической науки как самостоятельного направления исследований, создает ставшую классической теорию политических партий («Политические партии», 1951 г.). Необходимо отметить и огромный вклад в развитие политической науки выдающегося ученого, публициста Раймона Арона (1905-1983), автора свыше 60 научных работ, среди которых, в первую очередь, можно выделить работу «Демократия и тоталитаризм» (1965), посвященную общей теории политических режимов. Немецкая политическая мысль развивалась на основе традиций немецкой классической философии. В рамках научных исследований немецкой политической науки можно выделить научные концепции, базирующиеся на теории государства и права (Э. Френкель, Г. Хеллер, О. Штаммер и др.). Большое влияние на развитие политической теории в рамках философии государства оказал Карл Шмитт (1888-1987), автор концепции «тотального государства», рассматривавший содержание политики в рамках бинарности «свои» — «чужие». Концепция К. Шмитта активно используется современными консерваторами в ФРГ. Среди других направлений немецкой политической мысли выделяют фундаментальную политическую философию (Э. Фегелин, Л. Страус, А. Бергштрас- сер), а также целый ряд политико-социологических теорий: концепции «радикального функционализма» Н. Лумана (1927), «критическую теорию общества» Ю. Хабермаса (1929), «теорию конфликта» Р. Дарен- дорфа (1929) и др. После второй мировой войны термин «политическая наука» употребляется для обозначения новой социальной науки, появление которой связывается с образованием в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политических наук. 3. Взаимодействие политологии с другими науками Любая наука успешно развивается только во взаимодействии с другими научными направлениями и дисциплинами. Политология также не может развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных и гуманитарных наук, с которыми ее объединяет общий объект исследования – политическая жизнь общества во всем ее многообразии. Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Вырабатываемые ими нормы и образцы поведения становятся существенным фактором, влияющим на политику. Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют. Как уже показано, политология изучает политическую жизнь общества во всех ее проявлениях, начиная с сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.). Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций. Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. По словам английского историка Э.Фримена, история – это прошлая политика, а политика – теперешняя история. История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Все это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. В свою очередь, политическая наука разрабатывает теоретико-методологическую базу исторических исследований, придает им определенную мировоззренческую направленность. Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Стили политического руководства также имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией. Современная политическая наука проявляет интерес и к таким наукам, как антропология, биология, демография, этнография и др., достижения которых оказываются полезными при анализе многих политических проблем, например, проблем политического поведения, политического лидерства, конфликтологии, теории управления и др. Необходимо взаимодействие политологии с целым рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем. Эти науки дают общее представление об уровнях и формах связи в мире; предлагают методы обработки эмпирических данных; учат построению моделей любых, в том числе и политических явлений. |