|
ИГПЗС - шпаргалки. 1. Предмет, периодизация и методология игипзс
1.Предмет, периодизация и методология ИГиПЗС
Предметом явл-ся изучение возникновения, становления и развития гос-ных и правовых образований тех стран, кот-е оказ.наибольш.влияние на развмтие культуры человеч-ва.
Период-ция совпадает с период-цией всей истории, кроме первобытной. 4 этапа: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв. Государство – политическая организация, на определенном пространстве, облад.органами власти и суверенитетом.
Методология- совокупность методов и приемов науч.деят-ти, применяемой для получ.знаний о закономерностях разв. и функц-ния историч-ких явл-й. Дедукция - движение от общего к частному (исп.приемы анализа). Индукция - движ-е от частного к общему. Методы: историч-кий метод – всякое социальное бытие исторично, оно всегда находится в становлении, в процессе постоянных перемен; сравнительный (хронологически параллельный), совпадающий и не совпадающ. (экстропогация); синхрологический – устанавливает взаимосвязь между явлениями и процессами протекающими в 1о и то же время в разных местах 1о гос- ва или в нескольких гос – вах.; логический – определение и раскрытие роли каждого элемента, в составе целого, он позволяет установить то, что скрыто за внешней формой. В отличии от историч., этот метод требует не столько наблюдения, сколько анализа., ретраоспективный. Гос-но-политич-кая организ-я общ-ва на определенном пространстве, обладающая органами власти и суверенитетом. Право – система общеобяз-х норм правил поведения, установл-х законом, формально-определен-х и обеспеченных в своем исполнении принуд.силой гос-ва.
| 2.Общая хар-ка гос-но- прав-х систем Древ.Востока
Особенности: 1.сословное неравенство (неравн.политико-правовой статус личности от рождения); 2.наличие института рабовладения (наличие в общ-ве объектов права, элементы патриархального рабства, коллект-го рабовладения, рабы в домаш.хоз-ве); 3.наибольшая экономич.ценность - земля, основные субъекты землевлад. - храмы, общины; 4.неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке прав-х норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийск.брахманы); 5.особенности форм права, не было отраслей, деления пр.на частное и публич-е. Прав-е нормы-казуистичны, детализированы, что обуславливалось низк.юридич-кой техникой. Источники древневосточного права: 1.правовой обычай (1-й древ-ший источник); 2.судебная практика (отдельн.судебн.решения, заполняющ.пробелы обычного права); 3.законы – системная запись прав-х обычаев и судеб-х прецедентов). Перв.древние кодификации - кон.3его тысячелетия до н.э., н-р-Законник Хаммурапи), законод-во –казуистично; 4.церковн.нормы (в частности локального значен.). Древний Восток по праву счит-ся колыбелью цивилизации.
| 3.Общественный строй и гос-ное устройство Древнего Вавилона
ЦАРЬ
Верховные жрецы упраляющий «царск.дома»(нубанда), ополчение
наместники севера(г.Сиппар) из числа
юга(г.Ларс), свободных
начальники областей,
начальники округов,
советы старших общин,
общинные сходы
Важн. древневавилонск.памятник права - Законы Хаммурапи (18 в.до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ.строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме гос-го устройс.-относительно централизовано. По форме правления - древневост.деспотия. Царь считался с богат. торгов.знатью, был верховн-м руководит-м религиозн.культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц.хоз-во одновременно руков –ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал «управитель реки». Органы общин-го управления назнач.царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член.общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш.судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн.коллегиях. В большинстве городов суд.функ. осуществляли» царские судьи», были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос– ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные – (авилум – человек, муж) состовляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос – ва. Друг. категория граждан – покорные «мушкену». На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит – во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену – 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма – 30-кратный штраф. Низший общественный слой – рабы. Это – военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными – свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону – собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались – рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. – служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй – относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя – судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб.власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные ?ы между общинами распределяли налоги).
| 4. Законы Хаммурапи
Законы Х. содержали положения процессуальн.хар-ра, регул-ли имущ–е отнош-я, семейн. и наследс-е право, предусматр.защиту личности, регламент-ли условия найма, займа, хранения, поклажи, предполагали неустойки, добросовестное приобретение по факту долгопричинение вреда чуж.мущ-у – обязывало возмещать ущерб, собственник пропавшей вещи обнаружив ее у др-о мог через суд востребовать ее возмещения, договор займа обязыв.вернуть долг с %ми, при купле-продаже–заключ.договор. Договор аренды земли обязыв.арендатора платить арендн.плату или отдавать часть урожая до 2/3. Семья-патриархальная. За невесту платился выкуп, приданое перех.в собствен.мужа. После смерти жены приданое возвращ-сь в ее стар.семью или передавал.детям. Брак заключ-ся на основан письмен.дог-ра. Имущ-во умершего переход.к сыновьям в равн.долях. Дочери получ.свою часть в виде приданого. Уг.право. Преступление в древн.кодексе - обида. Судопр-во основ.на системе доказ-тв, ответчик не имел права на ответн.иск, суд вели гос-ные служащие, доказат-ва показания свидетелей, имеющих одинак-ю ценность для всех сословий. Наказания основ-ся на принципе талиона - равнозначность «око за око». Виды наказаний: ордалий, смертн.казнь: повешение, сожжение, сажание на кол, закапывание живьем. Членовредит-во: отсечение частей тела. Широко распростр.штраф; часть обидчику, др.-стороне ведущ.дело. Суд.дела возбужд-сь по инициативе частнт.лиц, с обращения истца. Процесс нос.состязат.хар-р. Высш.инстанц. – Монарх. По степени тяжести: преступл-я против богов, против монарха. Была распространена коллективн.ответ-сть. Казуистичность - детальное рассмотрение. Материал для письма обоженные глинян-е черепки, клинопись. Денежн.1ца сначала – сыпучая мера зерна, далее - серебро, мина, сикли. «Мои слова превосходны, мои дела бесподобны», - заканчивался кодекс. В правление царя Хам-пи создание сборников з-нов. З-ны выбиты на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен сам царь в молитвенной позе перед богом вавилонян – Шамашем, кот.вручает ему законы. Под изображением царя – текст з-нов. Текст распадается на 3 части: Введение, З-ны, Заключение, всего в сборнике 282 статьи. Источниками кодекса явл. Шумерийские судеб-ки, старое обычное право, новое законод-тво. Для законов хар-ны: примитивная правовая техника, формализм, символический хар-р норм. Нет четкого опред–я преступления. Тексты составлены в казуистической форме, бессистемно. З-ны содерж. пережитки родового строя, это проявляется в применении ордалий (испытание стихией). Законы Хаммурапи – 1-й известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй. Виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, частная. Во времена правления Хаммурапи – отм. интенсивное развитие частной собственности на землю. Частные землевладения были различны по объему. Крупные землевладельцы обрабатывали свою землю используя труд рабов, наемной раб.силы. Мелкие – сами обрабатывали свою землю. Законы Хам. позволяли продажу земли, передачу по наследству, сдачу в аренду. Виды найма лиц на работу: существовали границы между благородными и простыми профессиями, благородными считались – врачи, строители корабельщики. Не благородн. – рабочие, рабы. В законах – оговаривался наем имущественных вещей и ответственность за их порчу. Договор личного найма – рабочие для обработки земли, врачи, ветеренары, строители. Закон опр. порядок оплаты труда по найму, а также ответственность за не добросовестную работу. Договор займа – тенденция ограничения %, предотвращение попадания в рабство. А также виды договоров: купли–продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Значительное внимание уделялось семейно-брачным отношениям: брак считался разновидностью договора (между мужем и отцом невесты). Глава в семье – муж. Женщина при безнравственном поведении подвергалась суровому наказанию. При бесплодии жены муж мог иметь другую. Гарантии женщин – наличие своего имущества, право на приданое, право на развод, наследство после мужа с детьми. Сильная власть отца над детьми – отдача в качестве заложника за долги, но лишить наследства права нет. Возможно усыновление детей. Развивается институт наследования. Преимущественно наследование по закону близ. родственниками (детьми, внуками). Законы Хам. не дают конкретного толкования понятия преступления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоятельств).Выделяются 3 вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Наказание во всех случаях – по принципу талиона. Основное наказание по законам Хам – пи смертная казнь.
| 5.Гос-во и право Древнего Египта
4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов(областей). Во главе каждого –царь, он же верховный жрец. Далее объединение номов происходит постепенно. Вначале возникают два отдельных царства – Верхний и Нижний Египет. В период Раннего царства 30-28 вв. до н.э. они объединяются в одно. 4 основных периода Др. Египта: древнее царство – 27 – 24 вв. до нэ.; среднее царство – конец 3-его тысячелетия – 16 в. до н э.; новое царство – 16 – 12 вв. до нэ. В 6-м в.до нэ персы покорили Египет. Форма древнеегипетского гос-ва - восточная деспотия, вся власть в руках фараона (30 династий), религиозный культ главы гос-ва отделен от прост. людей и счит.живым божеством. Господствующий класс – рабовладельцы и жречество. Положение знати опред древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Жречество вмешивается в судебные дела и управление, храмы и жрецы – явл. собственниками огромных богатств. Общественная ячейка – сельская община. В общем пользовании общины – свободные земли, нераспаханная целина, луга, леса. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Основная масса населения – зависимые и подневольные люди, бесправные рабы (военнопленные или египтяне , доведенные до рабского состояния).Они владели не большим имуществом и получали скудное пропитание. Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей. Главн.чиновник – джати (сердечн.друг), управляющ.царским двором и хоз-вом. 2м главн.сановником гос-ва явл.казначей, управляющ.всем материальным движимым и недвижим.имуществом, осуществл-м надзор за соблюдением всех экономич-х указов и контроль за налоговым сбором. 3м по статусу был «начальник работ» - наблюд. за оросительной системой, 4м-управляющ. «домом оружия» - комплектование и обеспечение армии фараона. Ф-н счит.верховным собственником на землю, кот-ю жаловал чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. Жрецы имели больш.влияние и мощь в гос-ве. Египет Нов.царства-1-я мировая империя. Во время Н.царства - идет интенсивное развитие наемных войск. Источники; анналы Тутмоса-3го Фараона, записи жреца Монифона, поучения Ахтоя (высоком гос-ном служащем, написавшем письмо сыну в школу, или «Повесть о красноречивом крестьянине»). Реформа Эхнатона(1-й Ф-н периода Нового царства). Право Египта не было примитивным; известны были договоры аренды, займа, найма, купли-продажи, поклажи, товарищества, договор хранения явл. безвозмездным, передача земли. Для семейн.права хар-но-довольно выс. положение женщины, приданое оставалось ее собственностью, развод свободен для обеих сторон. Наследники по закону - дети обоих сторон. Завещание могли составить и муж, и жена. Уголовная часть права знала след.виды преступлений: гос-ные - измена, заговор, мятеж, разглашение гос-ной тайны; религиозные - убийство священ.животных, чародейство, против личности-уийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больн.; против собственностми - кража, обмеривание, обвешивание; против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Наказания: телесные, членовредительские, смертная казнь, заключ.в тюрьму, денежные штрафы. Судопризводство - коллегиальное, процесс носит состязательн хар-р, начинается по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств исп-сь: свидетельск.показания, клятвы, пытки. Судопроизв-во носило письмен.х-р. Существовали также храмовые суды, в составе кот-х были жрецы. Высш.судебн. инстанция - фараон. Низший орган управления - сельск. общины. Египет стоит у источников мировой цивилизации. Здесь раньше всех сложилось классовое общество и впервые в мире возникла государство ( к 3-ему веку до н.э.). Письменные источники дошли до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках. У египетского права высокий уровень юр.техники. Египтяне создали большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уг-го и процесс-го права. Источник права в Др. Египте – обычай.
| 6 Общественный и гос-ный строй Древней Индии
Индийская цивилизация сложилась более 4-х тыс. лет тому назад. Археологическ. раскопки показ., что еще в 3-м тыс. до нэ здесь существ. крупные города, - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. 1период - разложение первобытно–общ-го строя и образование отдельных рабовладельческ. гос- в (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период – рабовладельческие гос – ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период – централизованное гос – во Маурьев (1- е тыс. до н.э. – до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался – магадхско – маурийский. Гос-но–правовые и обществен–е институты Древ. Индии существенно отличались от рабовладельчес. деспотий стран ДрВостока. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях обществен.развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны- сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману. Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману. Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено законом. Основой гос-го управления явл. царь. Принцип наследования власти соблюд. строго. Еще при жизни царь назначал наследника престола – одного из своих сыновей. Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.
| |
|
|