Главная страница

Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
АнкорРеферат по Истории политических учений
Дата27.04.2023
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпора.doc
ТипДокументы
#1093423
страница1 из 25
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  1. Предмет и методы ИГиПЗС. Периодизация ИГиПЗС.

Предмет ИГиПЗС. История ИГиПЗС изучает историческое развитие государства и права. исследует вопросы воз­никновения, развития, функционирования государства и права, которые воплотили наиболее харак­терные черты данного исторического времени и государственности региона; анализирует содержание государственно-правовых про­цессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории. ИГиПЗС изучает механизмы возникнове­ния и развития прав человека и гражданина, правового государст­ва, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права.

Методы исследования. Диалектический метод— метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, в единстве и борьбе противоположностей, отрицании отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.

Исторический методпредусматривает конкретное историче­ское исследование возникновения и развития государства и права. Инструментами явл. индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса.

Метод индукции состоит в логическом умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Применение метода индукции в процессе изучения теории государства и права заключается в изначальном познании отдельных свойств этих явлений, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.

Дедукция - вывод от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным. Эта сложная операция познания предполагает теоретическую дифференциацию (расслоение, разделение) на отдельные стороны, этапы происходящих в нем изменений с целью раскры­тия их содержания и взаимоотношений. Предусматривается мно­жественность уровней анализа.

Вместе с тем целостность достигается на основе синтеза полученных результатов, т. е. научно выверенного теоретического обобщения (объединения) изученных элементов и их функций.

Системно-структурный методнаиболее эффективен при исследовании сложных самоуправляющихся динамичных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность. Предполагает изучение структуры элементов, присущих им взаимозависимостей (внутренних связей), а также, что особенно важно, выявление элементов, обеспечивающих целостность системы, т. е. являющих­ся системообразующими.

Сравнительно-исторический метод: исторические факты полнее раскрывают свое значение при сопоставлении их с сери­ей других сходных, однопорядковых фактов. Это ориентирует на изучение конкретных государственно-правовых явлений путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных и одновременных явлений.

Умозаключение по аналогии— это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в каких-либо других отношениях. В ИГиПЗС применяется при изучении государствен­но-правовых явлений, сведения о которых неточны, неполны, фрагментарны. Познанию содействует их сопоставление со сходными им явлениями, хорошо известными в науке.

Экстраполя­ция, - предусматривает распростра­нение выводов, полученных в ходе исследования одной части явле­ния (процесса), на другую его часть. Применяется в области исторического прогнозирования.

Статистический методиспользуется при исследовании ко­личественных сторон исторического процесса, когда объект изуче­ния имеет массовые числовые показатели. Работа с ними позво­ляет выявить его важные стороны: протяженность, распростра­ненность, темпы развития и многое другое. Статистический метод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с мас­совыми явлениями, называемыми статистическими ансамблями.

Периодизация курса. Его структура. Существуют четырех основ­ных периода: Древний мир, Средние века, Новое временя и Новейшее время. Подробнее: Древний мир (IV тыс. до н. э.— V в. н. э.) ут­верждение и развитие рабовладельческого общества, для Средние века (V в.— XVII—XVIII вв.) — феодальное общество, для Но­вое временя (XVII—XVIII вв.— конец XIX в.) — буржуазное общество. Новейшее время (XX в.) — это начальная ступень со­временной эпохи с еще недостаточно четко выявившейся основ­ной, магистральной линией развития, но уже отмеченная социали­стическими революциями, появлением социалистической государ­ственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией западного общества.

В пределах каждого из этих периодов и рассматривается далее история государства и права отдельных стран.
2. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование институтов государства и права (по лекции).

Согласно археологической периодизации, в развитии первобытного общества выделяются два главных этапа: 1) этап присваивающей экономики и 2) этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции.

В период присваивающей экономики занимался собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, Родовая община объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Таким образом, родовая община представляла собой личный людей. Особенностью первобытных общин была строго фиксированная система половозрастного разделения труда.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти. В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она нашивается потестарной, от латинского слова «potestus» — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения (возникает норма). Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Т. о., власть первобытного общества имела следующие особенности:

1)верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2)внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

На рубеже 10-12 тыс. до н.э. возникли экологические кризисные явления (неблагоприятное изменение климата, исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу). Эти явления угрожали существованию человека, как биологического вида. Произошел переход к новому способу производства – производящей экономике, получивший название «неолитическая революция». Сущность неолитической революции – для удовлетворения своих жизненных потребностей человек должен был перейти к от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, к изготовлению орудий труда (постепенно человек перешел к изготовлению керамики, металлообработке, металлургии).

Уже к 3- 4 тыс. до н.э. производящая экономика стала основным способом существования и воспроизводства человека. Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, появление ранних государственных образований – раннеклассовых городов-государств. А позже на их основе – первых цивилизаций. Переход к производящей экономике обеспечил рост численности человеч. Производящая эконом. привела к появлению прибавочного продукта. Это привело к появлению новых форм собственности (коллектив., групповой, частной). Это привело к расслоению общества по социальному признаку. Позже формируются классы и государства.

Пути развития протогосударств: (1) восточный: сохраняются общины, общественная собственность на землю, частнособственнические отношения не играли большой роли. Существует деспотия чиновников, гос. собственность на средства производства, доинирует сильная община, есть клановые связи; (2) западный: частная собственность играет большую роль, классовое расслоение об-ва, слабая община, нет клановых связей.
3. государство и право стран Древнего Востока. Рабовладельческое гос. и право.

Древний мир – это эпоха основной линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств. В разных государствах это проходило по-разному. Поэтому, история гос. и права Др. мира делится на ИГиПР Др. Востока и Античного мира. Др Восток – это долины Нила, Ефрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе. Здесь раньше, чем в других местах получило развитие оседлое земледелие, с устойчивыми урожаями. Появление прибавочного продукта и присвоение его родоплеменной знатью стимулировало раннее разложение перврбытно-ощинного строя , зарождение классового об-ва и государства.

Но, при этом выявились и свои особенности: 1. длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве и поэтому замкнутой в себе. 2. это замедляло развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали тяжелые, полупатриархальные формы эксплуатации. 3. Все это утвердилось в форме так называемой «восточной деспотии», где полнота власти не ограничивалась законом, принадлежала обожествляемому монарху, который управлял по средством войска и чиновничества.

Первоначально государственная структура складывалась на основе отдельных племен и племенных союзов, это так называемые «номовые государства». Позже они превращались в большие, централизованные государства.

Исторические особенности появления права стран Др. Востока. Право постепенно становилось писанным. Право состояло, в основном , из наиболее частых случаев практики. Отражало классовую направленность. Памятники права: з-ны Хаммурапи (Вавилон), з-ны Ману (Индия). При этом з-ны Ману пытаются совместить право и мораль, прво и религию. Нарушение правовой нормы рассматривалось как нарушение морально-религиозных предписаний.

В рамках изучения права Др. востока рассматриваются исторческо-правовые системы Др. Египта, Др. Шумера и Вавилона, Др. Индии, Др. Китая + Античный мир.
4. Возникновение древнеегипетского государства. Общественный строй Др. Египта. Основные черты гос. строя Др. Египта (по лекции).

Исторические периоды Др. Египта:

1 период: период раннего царства 3100 – 2800 г. до н.э.

2 период: период древнего царства 2800 – 2250 г. до н.э.

3 период: период среднего царства 2250 – 1700 г. до н.э.

4 период: период нового царства 1500 – 1087 г. до н.э.

4 период имел социальную и управленческую структуру. С\х являлось основой жизни общества. В конце 4 тыс., после появления первых номов (первые гос. образования во главе со жрецами). В рамках их появляется соц. расслоение, появляется господствующий слой, фараоны, номовая аристократия, зажиточные общинные крестьяне, которые платили ренту и выполняли общественные работы.

Были зависимые – рабы: (1) соплеменники, были права; (2) военнопленные, без прав.

Пути попадания в рабство: самопродажа, превращение преступников в рабов, покупка – продажа, по наследству, военнопленные, в подарок.

Кроме рабов существовали слуги царя. Они работали под контролем надсмотрщиков, владел минимальным имуществом, брали землю в аренду. Со временем из слуг царя появились «неджес» (категория торговцев). К новому царству появляется «немху» (по соц. положению близки к неджес), это войны или мелкие чиновники.

Государственный строй. Др. Египет был централизованным государством с развитым бюрократическим аппаратом. Во главе фараон (он объединял законодательную, административную, судебную власть, он жаловал титулы, имущество, землю, был богочеловеком).

Ему подчиняется царский двор, а в нем «джати» - первый пом. Фараона, его функции: жрец города, начальник царского двора, контролировал земельный фонд, водоснабжение, имел военную и судебную власть. Также были «послушные призыву» выполняли приказы господина: (1) «большие послушные призыву» - придворные, вельможи, гос. деятели, телохранители фараона; (2) «послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств.

Суд: не был отделен от администрации. Община могла создавать общинные органы самоуправления и могла судить общинников.

Номархи обладали властью в номах, Фараон и джати обладали высшими надзорными функциями. Храмы имели в том числе судебную функцию, решение жреца не могло быть оспорено гос. чиновником.
5. Особенности возникновения и развития государства в Междуречье.

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (м-у реками Тигр и Ефрат). Древнейшим населением страны были Шумеры. От народа получило получило название государство Шумер. Одним из опорных пунктов страны (после захвата её кочевниками-амореями) стал Вавилон. При царе Хаммурапи Вавилон стал столицей государства.

Общественный и государственный строй Др. Шумера. Сохранил пережитки родоплеменной организации. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество. Храмы были центрами управления с\х. Постепенно храмы присваивали себе земли и стали вести на них с\х. Увеличению числа храмовых земель способствовала разрешенная купля-продажа земли. Храмы собирали налоги, прокладывали дороги, управляли жизнью соседних деревень. Рабов в Шумере было мало, в основном пленные или купленные чужеземцы. Шумер не был единым государством. На его территории находились самостоятельные города и области: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Во главе города стоял верховный жрец главного городского храма, носил название «энси». Он возглавлял культ, руководил армией, председательствовал на собрании. Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации и контролировали деятельность, осуществляли суд. Т.о. это были органы, ограничивающие власть правителя.

Общественный строй Вавилонского государства. Было деление об-ва на свободных и рабов. Рабы были низший общественный строй. Рабы были вещью. Право собственности на раба передавалось по наследству. Рабов продавали, закладывали. Повреждение здоровья рабы считалось как повреждение имущества. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться имуществом господина. За содействие в бегстве раба – смертная казнь. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Рабы не могли быть собственниками. З-ны Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Защитой закона пользовались лишь рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане – большинство населения. Они владели землей, платили налоги. Среди полноправных тоже было расслоение. З-ны Хаммурапи защищали беднейшие слои свободных, попавших в долговую кабалу. Это объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. З-ны Хаммурапи защищали войнов. Земля и скот, пожалованные войнам, не могли забираться у них за долги. Взрослый сын война становился законным наследником надела. В случае пленения война его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Войны, обеспеченные землей должны были в любое время, по приказу царя выступить.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Происхождение этой соц. группы точно не установлено. Они были низшей соц. группой. По одной версии «мушкену» это жители покоренных Хаммурапи городов, по другой – вольноотпущенники.

З-ны Хаммурапи указывают на профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, затем – храмовые служащие. Высокое положение занимало чиновничество, ниже – крупные купцы, предприниматели, ремесленники.

Государственный строй Вавилона. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Но глава гос. не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. В гос. ценились грамотные чиновники. Служилая знать со временем вытеснила родовую. Вся система управления сосредоточилась в царском дворце. Четкого разделения функций м-у чиновниками не было. Среди сановников гос. – визирь, дворецкий, нач. финансов, кравчий, главный военачальник. В системе гос. органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах – органы общинного самоуправления. Высшей судебной инстанцией был царь. В Вавилоне существовала постоянная армия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта