Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. З-ны Хамурапи как памятник древневавилонского права. Причины создания, общая характеристика законов, основные институты и отрасли права.

  • Обязательственное право.

  • Наследственное право: по закону – м/

  • Основные черты государственного и общественного строя Месопотамского общества

  • 8. Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии. С 4 тыс до н.э

  • Право и источники прав др. Индии.

  • 9. Государственный строй и социальная структура Индии. Образование варн.

  • Рабство в Древней Индии. В

  • Брачно-семейные отношения.

  • Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
    АнкорРеферат по Истории политических учений
    Дата27.04.2023
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #1093423
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Судебное устройство. До Хаммурапи: существуют храмовые и общинные суды

    При Хаммурапи: появл. царские суды, Хам. обладал правом помилования, присмертных приговорах, функция храмовых судов ослабела.

    6. З-ны Хамурапи как памятник древневавилонского права. Причины создания, общая характеристика законов, основные институты и отрасли права. Сам кодекс Хаммурапи содержит все отрасли права, составлен в казуистической форме, статьи не имеют системы.

    Право собственности. Не было четко определено. Существовало государственная, дворцовая, коллективная и частная собственность на землю. Отчуждение земли предусматривало сложную процедуру. Сделки совершались при свидетелях. Уход из общины означал потерю права собственности на землю.

    Обязательственное право. Хорошо разработано. Обязательства возникали из договоров и правонарушений. Существовали договора: 1) купли – продажи, если вещь не изъята из оборота, продавец д\б собственником, оформление договора в присутствии свидетелей; 2) договор займа, в залог м\б отдать землю или члена семьи; 3) договор хранения, товарищества, отчуждения, мены; ; 4) договор отчуждения недвижимости, раба, скота. Оформлялись письменно, писались на глиняных табличках.

    Семейное право. Женщина могла заключать договора, занимать должности в аппарате управления, но равноправия не было. При вступлении в брак заключались письменные брачные договора которые предусматривали разный объем и набор прав.

    Муж обладал всеми имущественными правами, имел рабынь или наложниц. Их совместные дети (с рабыней) получали равные права с детьми законной жены. Жене было трудно добиться развода. Женщина распоряжалась своим имуществом, которое она получала как приданное. После смерти мужа она проживала в частном доме, но собственником становится старший сын.

    Наследственное право: по закону – м/б как по завещанию, так и по закону. Наследниками м\б только сыновья, дочерям – приданное. Старший сын наследовал только недвижимость (земля, дом). Это предотвратило раздробленность земель. Оставшееся имущество делилось поровну м-у другими сыновьями. Дети от первого брака имели приоритет. 2/3 наследственной массы получали они. Дети от остальных браков – 1/3 наследственной массы (закон был заинтересован в одном браке). По завещанию: по решению суда отец мог лишить наследства своего сына. Если сын совершил тяжкий грех перед отцом (богохульство, унижение отца, осуждение родителей), но всуде это часто не поддерживали.

    Уголовное право: наказание считалось возмездием, смертный приговор за 40 видов преступлений. Отрубка рук, носов, ушей, глаз (преступники наделялись внешними признаками, чтобы другие видели).

    Существовали штрафы. Штрафы превышали сумму ущерба от 2 до 30 раз, зависели от социального положения человека. Существовал самосуд. Если вор ворует у погорельца, то вора кидали в пожар. Существовало изгнание из общины, объективное вменение (наступление ответственности без вины). Например, после постоики дома крыша обваливалась, погибли люди, то убивали родственников строителя.

    Нет стадий преступления и нет форм соучастия.

    Суд и судебный процесс. Существовало несколько гос. судий, им помогал совет старейшин. В него включались самые почетные гражлане. Выделялись несколько судебных инстанций. Судья д/б судить справедливо, но не было критерия справедливости. К процессу приобщались письменные свидетельские показания. Давалась клятва перед богом – это говорит о примитивности суда.
    7. Основные черты государственного и общественного строя Месопотамского общества

    IV тыс. до н. э-III тыс. до н. э. В долине рек Тигр и Евфрат возникают поселения-земледельцев. Земледелие требует проведения оросительных работ. Сельские общины сращиваются с соседними поселениями. В центре группы общин - храмовые комплексы, служители которых выполняют функции управления. На месте самых крупных общин, от-

    носящихся к племенам шумеров и аккадян, вырастают города-государства. Городами правят цари, выбираеые общинными советами. Советы и храмы наделены судебными полномочиями. В хозяйствах верхушки общества применяется труд рабов. Рядовые земледельцы не участвуют в обработке царских и храмовых земель. Эта группа населения обязана уплачивать налог в казну, она вовлечена в общественные работы.

    Соседние города-государства начинают борьбу за влияние в регионе, которая затухает после возвышения в XXIV в. до н. э. Аккада, правитель которого (Саргон Аккадский) объединяет бывшие города-государства и становится властителем аккадско-шумерской

    державы. Царская власть приобретает наследственный характер.

    Конец XIX в. до и. э. - конец XVI в. до н. э. Время господства. Древневавилонского царства (царь Хаммурапи). Существование империи поддерживается религией, в основе которой - культ Мардука. Царь пользуется неограниченной законодательной властью, возглавляет государственное управление. Во всех крупных городах учреждены царские суды. Решения всех судов окончательны, так как нет высших инстанций. Глава государ-

    ства может лишь помиловать приговоренного к смертной казни. Судебная деятельность храмов ограничена, их роль сводится к принятию клятв и участию в ≪ордалиях≫. Существуют специальные судебные должности писцов, глашатаев, полицейских и исполнителей. Военная служба считается ≪вечной≫. Воины получают земельные наделы от царской власти, государство гарантирует неприкосновенность таких наделов в слу-

    чае пленения бойца. Принадлежащие воину поле, дом, сад исключены из торгового оборота. Армия охраняет порядок в Вавилоне.

    Страна разделена на области, которыми управляют царские чиновники. В обязанности этих служащих входят: сбор налогов, созыв ополчения, поддержание порядка, контроль над главами общин.

    XV-XI вв. до н. э. Могущество Вавилона истощается, возвышается Среднеассирийское царство. Ассирийцы заимствуют религию, искусство, принципы организации власти у вавилонян.

    VII-VI вв. до н. э. Вавилон переживает очередной подъем, строится нововавилонское царство (правитель Навуходоносор).

    В VI веке до н. э. Вавилон поглотит персидская империя династии Ахменидов. ВIV веке до н. э. его покорит Александр Македонский.

    Источники права: обычаи и акты верховного правителя (среднеассирийские законы, законы царя Хаммурапи (ЗХ) и др.).

    Элементы правового положения некоторых категорий населения по ЗХ. Рабовладельцы делились на две группы: авилумов и мушкенумов. Последние занимали более низкое положение в социальной иерархии. Преступления против личности мушкенума считались менее тяжкими, чем против авилума. Рабы - собственность хозяина. Рабами становились военнопленные, дети, рожденные от рабыни или проданные в рабство родителями. В Вавилоне было распространено и долговое рабство (до 3 лет). Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки.

    Право собственности и обязательственное право по ЗХ. Вавилонскому праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Частная собственность находилась под защитой. Оборот имущества (в том числе и земли), предоставленного царской властью под условие несения службы государству, значительно ограничен. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. ЗХ подробно регулируют отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

    Брак по ЗХ. Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

    Преступления и наказания по ЗХ. Характерные черты вавилонского уголовного права: 1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); 2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом; 3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения); 4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника; 5) казуистичность.

    Судопроизводство. В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные доказательства: клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии (испытания водой). ЗХ устанавливают строгую ответ-

    ственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде.

    8. Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.

    С 4 тыс до н.э период «Харабской культуры»; 2 тыс. до н.э. – «ведический период». Отмечен образованием классового общества и государства, углублением социального неравенства. Военный вождь племени (раджа) подчинял себе органы племенного управления. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Народ облагался налогами собирали которые специальные чиновники. Так на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования. Некоторые принимали форму монархий.

    Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев (2 пол. 1-го тыс. до н.э.), объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. . В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

    Право и источники прав др. Индии.

    1. «Дхармасутры» - сборники религиозных правил в кот. рассматривались вопросы связанные с преступлением.

    2. «Дхармашастры» - норма поведения , мораль, свод правил, обязательный для всех индусов. Рассматривались вопросы договорных и имущественных отношений.

    3. «Артхашатры» - труды, трактаты о политике и праве. Это труды не религиозного, а светского жанра. 1., 2., 3.- писаные памятники права. Существовали обычаи, они были доминирующим источником права. Обычаи признавались в царских судах, а светское право только развивалось.


    9. Государственный строй и социальная структура Индии.

    Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного, и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам, замкнутость варн.

    Согласно з-ам Ману, существуют 4 варны: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы выполняют жреческие функции, занимают наиболее почетное место в обществе. В результате войн появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

    Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

    Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

    Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты(более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью). В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

    Рабство в Древней Индии. В праве др. Индии отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Т.к. варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение - прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

    В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

    Гос. строй. Основой государства считался царь. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна. Совет царских сановников — паришад приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

    Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

    Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

    Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

    10. Законы Ману.

    В Др. Индии право (как совокупности самостоятельных норм) было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась религиозным нормам (драхмам). Драхмы были в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

    ЗМ состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

    Право собственности. ЗМ указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Др. Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника.

    Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны.

    Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое ноле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду.

    Брачно-семейные отношения. Для Др. Индии характерна большая патриархальная семья. Глава— муж. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

    Положение женщины по ЗМ: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.

    Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

    Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество делилось между сыновьями. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта