Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль КЦ в феодальном обществе

  • Становление и систематизация церковного права.

  • (2) произведения отцов церкви

  • (3) постановления церковных соборов

  • (5) Апостольские конституции

  • 25. Реформы Сервия Туллия – их необходимость, основные направления, результаты. Образование аристократической республики. Реформы Сервия Туллия.

  • 26. Законы 12 таблиц. Право собственности. Обязательственное право. Право собственности.

  • Право частной собственности

  • Обязательственное право.

  • Кража

  • Манципа

  • 27. Становлеие развитие римс. Права. Источники права. 2. Источники права.

  • специальные источники

  • (1) В архаический период

  • Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
    АнкорРеферат по Истории политических учений
    Дата27.04.2023
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #1093423
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25

    24. Римско-каталическая церковь и ее роль в феодальном обществе. Католическое право. Церковь в эпоху Средневековья была независимой, автономно управляющеюся политическую и духовную организацией. Опиралась на доктрину исключительной, «единоспасающей роли церкви». (автор - св. Августин (IV в.)). Согласно этой доктрине «земной град» — мир (порождение дьявола) противостоит «град Божий», или небесное государство. Увязший в земной жизни и грехах человек не может преодолеть и цепей «земного государства без посредствующей роли церкви. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью «искоренять греховность дел и помыслов» в верующих.

    В первые века христианства, даже когда оно стало официальной религией Римской империи (равно Западной и Восточной). В Ц. были организованы духовные общины. С 4 в. Приимператоре Константине церковь становится легальной III в. руководители духовных общин епископы стали профессиональными церковнослужителями. Так начал формироваться клир — совокупность наделенных особыми религиозными правами служителей церкви. Епископу принадлежала религиозная, и судебная власть.

    Папа в западной католической церкви признавался наместником Бога, обладавшим равно и светской, и церковной властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, где папа был как бы и верховным сеньором.

    С 1059 г. утвердился порядок избрания очередного папы (выбирался он пожизненно). Со временем все управление сосредоточилось в особом предместье Рима — Ватикане. К XV —XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром католического мира.

    В 1054 г. Заканчивается разрывом вековой спор римской и константинопольской церквей каждая из которых нстаивала на своей ортодоксальности, с этого момента берут начало католицизм и православие. Роль КЦ в феодальном обществе определялась тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Кроме того церковь получала десятину (одну десятую часть дохода крестьянского двора). КЦ была главным представителем той идеологии, которая освещала феодальный порядок. В 12 и !№ в. Папы прибегали к отлучению королей, когда те выходили из подчинения. Поэтому выступления против феодализма великие крестьянские войны были связаны с критикой церкви и господствующей религии.

    Церковная юстиция. С утверждением феодальных отношений церкви, монастыри, епископы приобрели все полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения, зависимых сословий. Из этого источника стала брать начало все большая власть церковных судов в отношении самого разного рода дел и различных слоев недуховных лиц. Все преступления связанные с грехом подлежат суду церкви. А это6 ересь, колдовство, святотатсво, клевета, супружеская неверность, ростовщичество.Т.о. КЦ взяла на себя полицейские функции. Часто церковные суды носили инквизиционный характер. Инквизиция – особые суды для расправы с еретиками., были введены в 13 столетии.

    Становление и систематизация церковного права. Вторым наряду с признанием папского авторитета объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и незыблемости правил канонического права.

    Основные правила были едины для всех содержательных канонов христианства. (1) Священное Писание, включая Вечхий и Новый Заветы. (2) произведения отцов церкви — Василия Велико го, Григория Богослова, св. Августина. (3) постановления церковных соборов - ими были установлены важнейшие при вила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. (4) римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов. (5) Апостольские конституции — сборник правил, приписанных первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относившихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хотя после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью
    25. Реформы Сервия Туллия – их необходимость, основные направления, результаты. Образование аристократической республики.

    Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

    Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий'. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

    Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

    Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

    Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

    После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

    Римская республика. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

    Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

    Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

    Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении — хотя и по выборам — всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности — пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая рабовладельческая республика.

    26. Законы 12 таблиц. Право собственности. Обязательственное право.

    Право собственности. На ранней ступени своего развития. Гражданское право еще не выделилось в обособленную отрасль. Не было четкого разграничения на вещное и обязательственное право. Характерно деление вещей на манципируемые (рабы, земли, скот, жены, дети) и другие вещи. В обряде манципации и суде мог участвовать только римский гражданин, приобретателем мог быть тоже он.

    Первая группа вещей отчуждалась с соблюдением обряда манципации спомощью фиктивного процесса о собственности (продавец и покупатель обращались в суд, оспаривая право собственности на вещь). Т.о. сделка получала юридическое оформление. Также право собственности могло передаваться посредством традиции. Традиции язаключалась в простой передаче вещи.

    Раннему РП известны такие способы приобретения права собственности: захват бесхозной вещи, приобретение по давности, военная добыча. Право частной собственности, как гражданский институт еще не сложился.

    Земля, как важнейший институт собственности составляла гос. собственность. Законом Лициния (367 г. до н. э.) плебеи были уравнены с патрициями в праве на получение гос. земель. В области семейной собственности только домовладыка обладал правом распоряжаться семейным имуществом. В законах 12 таблиц подробно говорится о сервитутах., получили развитие сельские сервитуты (прогон скота к водопою). Сервитуты выражали коллективистическое начало в праве.

    Обязательственное право. Обязательственные отношения определялись римскими юристами, как «правовые узы» в силу которых мы связаны необходимостью, что - либо исполнить. При неразвитости товарно-денежных отношений сфера действия обязательства из договоров была узкой. Имелся строгий перечень договоров, обеспеченных судебной защитой, называющихся контрактами. Ранее обязательственное право еще не в полной мере отделилось от вещного и уголовного. Существовали обязательства из деликтов. При частных деликтах ответственность наступала перед частным лицом, а при публичных перед государством.

    Кража каралась двойным возмещением украденной вещи, ели вор задержан на месте преступления, то он выдавался потерпевшему и подвергался бичеванию.

    Обязательства из договоров. Манципациябыла независима от своей цели, была отвлечена от нее и потому называлась у юристов абстрактной сделкой. Другая сущест­венная черта манципации - строгий формализм. Малейшее отступ­ление от установленной формы влекло недействительность сделки.

    Видом договорных обязательств можно считать и стипуляцию. Стипуляционное обязательство вступало в силу лишь с момента произнесения сторонами строго определенной словесной формулы. Материальное содержание стипуляции могло быть весьма разно­образным (купля-продажа, заем, усыновление, завещание, дарение).

    Манципация и стипуляция были односторонними обязательствами.

    В них следует выделить также личный характер ответственности должника. Не уплативший в срок долга, как и вор, захваченный на ме­сте преступления, головой выдавался кредитору. Кредитор имел право «наложить руку» на должника (вести его в суд) в силу самого факта не­исполнения обязательства.

    Договор нексум. Он использовался в сделках займа, но мог иметь место и при установлении приданого для дочери, при продаже товара в кредит и т.д. Другую суще­ственную его сторону составляло то, что отрицательные последствия неисполнения обязательства, например при займе, выражались в ус­тановлении кредитором своей власти над личностью должника. Кре­дитор «налагал на должника руку»: мог 60 дней держать его в своем подвале закованным в цепи.

    В договоре нексум хорошо видно, что древние римляне еще не де­лали различия между нарушением данного в договоре слова и всякой другой обидой. Ответственность за неисполнение договора имела ха­рактер примитивного мщения, взыскание обращалось на личность должника, которого можно было даже убить.

    В древнейшем римском праве появляются и литтеральные обяза­тельства, заключаемые путем совершения определенных записей в приходно-расходных книгах.
    Вопрос 34: Судебный процесс по законам XII таблиц

    Судебный процесс. Древнейшая форма судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

    В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор — вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

    Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

    С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

    27. Становлеие развитие римс. Права. Источники права.

    2. Источники права. «Источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Существуют неспециаль­ные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий Галикарнасский, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.

    К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, обычай, решениях сената и т. п. Источ­никами создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Выделяются следующие основные виды источников римского права:

    1) правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи пред­ков и религиозные обычаи);

    1. законы (lex - приняты комициями и leges - императорские кон­ституции);

    2. преторские эдикты;

    3. сенатусконсульты (постановления Сената);

    4. деятельность римских юристов.

    Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.

    (1) В архаический период самыми древними и практически един­ственными источниками права были правовые обычаи. Юлиан определял обычай как «давность применения и молчаливое согласие большинства».

    Система права этого периода получила название «цивильного» (ius civile), или «квиритского» (ius Quiritium) права. Эта система права представляла собой узконациональную систему, предназначенную только для квиритов, т. е. римских граждан.

    В (2) республиканский период, в период классического рим­ского права появились новые источники права. Появился претор перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в случае их правоотношений с иностранцами. Совокупность таких правил и образовало право народов (ius gentium). Преторы, изби­равшиеся на один год, пользуясь данным им империумом (особой формой власти), при отсутствии закона или практической его непри­годности применяли новые правовые формы — эдикты. Причем каждый претор, вступая в должность, мог отменить те нормативные акты, которые принял его предшественник, но, уважая право, претор не от­менял принятых ранее постановлений — если они непригодны, то дей­ствовать не будут, если действуют, то, тем более, нет никакого резона их отменять. Таким образом стал формироваться новый вид права — преторское право (ius honorarium), т. е. «право, созданное магистратом»). В период республики преторское право фактически сменило право Законов XII таблиц. Главной задачей преторской власти было обеспечение гражданского мира, общественного порядка и спокойствия. Для этой цели преторами издавались различные нормативные акты, носившие название эдиктов, интердиктов, декретов.

    В этот пе6риод основными источниками права следует считать:

    законы(lex). Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа прини­мались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебе­ями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. а). Юрист Атей Капитон давал такое определе­ние закону: «Закон есть общее постановление народа, или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.З.). К при­мерам таких законов можно отнести закон Петелия IV в. до н. э., отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия III в. до н. э., который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества;

    преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского на­рода; самое важное значение имеют эдикты двух преторов — го­родского и перегринского» (Гай. 1.6). В 67 г. до н. э. трибун Кор­нелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: го­родской претор (его обязанность — «вершить суд между граждана­ми»); претор перегринов (его обязанность — «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отве­чали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особен­но по поводу качества товаров. В более поздний период наместники преторов.

    Сенатусконсульты«Сенатусконсульт есть то, что сенат повелева­ет и устанавливает; он имеет силу закона». (Гай. 1.4.). Первоначально сенат только ратифицировал законы, принятые на ко мициях, но под конец республиканской эпохи, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежав­шие исключительно комициям. Например, известны сенатусконсульты о запрете вакханалий, о на­следовании по цивильному праву между матерью и детьми, в случае если между ними не существовало агнатского родства, обусловленно­го переходом матери под власть мужа (или его отца).

    Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тай­ной оракульской форме, а публично (юрисконсульты). Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а рас­пространительная. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядочен­ности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них.


    написать администратору сайта