Главная страница

Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
АнкорРеферат по Истории политических учений
Дата27.04.2023
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпора.doc
ТипДокументы
#1093423
страница4 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Вопрос 13: Право Древнего Китая. Источники права. Легизм, конфуцианство

Основные черты права Древнего Китая Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ва-ном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности. Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго: Тут господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Доктрина легизма: Из учениея конфуцианства выросла идеология легизма. Согласно этой доктрине, традиция древности — не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, поэтому строгость наказания — один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных. Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль — вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.

Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины 1 в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положении скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К. III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Му-ваиа (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног)— за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер.

14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. власти.

Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Сове­та пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия)- главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Нар. Собр. были широки. Нар. соб. принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полно­мочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Нар. Собрание - охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Кроме того, любой член Нар. собрания имел право выступить на нем с заявлением о государственных преступле­ниях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают сущест­вующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции. Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение На­родного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным уча­стие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

Совета решал много вопросов. Пританы со­зывали Народное собрание, причем один из них председательство­вал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматри­ваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений На­родного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании го­сударственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалова­ны в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.

Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок пред­ставители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных поврежде­ниях, нарушении религиозных предписаний).

Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем от­крытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира (пр.: война с персами)

Коллегия архонтоврешались религиозные и се­мейные дела, дела нравственности.

Девять архонтов избирались с помощью жребия. Проходили тщательную проверку.

Гелиэя - высший су­дебный орган, действовал подруководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек. Функции в области законодательства. Функции гелиэи: су­дебное разбирательство, участие в охране Конституции и зако­нодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, сроч­ности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала пол­ноправие только свободного населения. Во-вторых, она распро­странялась только на тех, у кого родители были афиняне, преду­преждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.
15. Социальная структура Афин. Общая характеристика.

Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в пра­вах между отдельными классами жителей.

Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступ­лении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фрат­рию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обя­заны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании. Органы самоуправления — демотыве­ли гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в со­ставе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией.

Права гражданства проявлялись, главным образом, в политиче­ской сфере — т.е. участием в деятельности органов власти, управ­ления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фон­дов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значи­тельными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные рабо­ты, из которых одной из самых обременительных была навкрарияпостройка кораблей за свой счет или своими силами.

Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Не назначались в магистраты (хотя к V в. до н.э. их число составляло от 2/3 до 1 /2 населения полиса). Даже после де­мократических реформ сохранялись привилегии родовой аристо­кратии в семейно-религиозных делах и, отчасти, в положении в су­де. Многократное исполнение общественных повинностей (что бы­ло типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.

Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой епитимией. За совершенные против поли­са преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии— лишению прав граж­данства с изгнанием или без такового. Атимия ­следовала за: проявление в бою трусости, лжесви­детельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти.

Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государствен­ной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записы­вали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полага­лась не смертная казнь, а каторжные работы.

Категория иностранцы, т.е. жившие в полисе постоянно, но к демам не приписанные. Они име­ли все права в коммерческом обороте, пользовались защитой вла­стей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кро­ме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели поли­тических прав.

Значительная часть населения была на положении рабов. Ра­бами становились: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отно­шении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, (3) захва­ченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и част­ным лицам. Рабов использовали, как правило, в до­машнем хозяйстве или как специалистов (в земледельческом или ремесленном производстве их почти не было); раб в Афинах был достаточно дорог — рыночная цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту личной чести.

16. Источники Афинского права. Общ. характеристика отраслей права в Афинах.

Основной источ. - законы — в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волюруководите­лем и юридических отношений.

Законы Ликурга. Спарта выработала свою систему отличную от остальной тирании в Элладе. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй (был создан совет старейшин) примирявший все интересы внутри спартанского об-ва.

Формирование афинского законодательства. Древнейшим источником права в Афинах был обычай.Первые законы в Афинах – зак. Тесей (XIII в. до н.э.). Выбитые на камне «для вечности». Скорее отражали религиозно-обрядовую сферу, что было традиционно для архаического права.

Зак. Драконта (ок. 621 г. до н.э.) появляется писаное право в виде Законов Дра-конта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приво­дило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.

Отражали организацию суда, наказания за типич­ные правонарушения религиозного и общественного уклада. Зако­ны отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились сдержать имущественное неравенство. Зак. Драконта были жестоки: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. Эти законы сменили законы Солона.

Законы Солона (после 594 г. до н.э.) По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения общественного порядка, юридического, и общественной морали. Имущественные отношения в них регулировались под знаком ува­жения соседских прав, сохранения общинных ценностей. При Солоне законы становятся главным источником права.

Основной массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии — вторая половина VI в. V в. до н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регла­ментировали в особенности сферу брачно-семейного права, по­скольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества. Сфера имущественных и обязательственных отно­шений была регламентирована слабо.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Было известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоцен­ности). Среди вещных прав были известны владение и собствен­ность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственни­ка еще не сложилось. Обязательственные отношения возникали либо из договора либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглаше­ние любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. До реформы Солона неисполнение договор­ных обязательств влекло за собой личную ответственность долж­ника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступают задаток, залог и поручительство. Афин­скому праву были известны различные виды договоров: куп­ли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, това­рищества, поручения, комиссионный договор.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта