Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Общая характеристика Законов Драконта, Солона. Особенности Афинского права.

  • Законы Драконта (около 621 г. до н.э.)

  • Законы Солона (после 594 г. до н.э.)

  • Особенности Афинского права

  • 18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. в Спарте. 18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. в Спарте. Характер политического режима.

  • Ликург ( VIII в. до н.э.).

  • 19. Общественный и государственный строй Спарты. Правовое положение различных социальных групп.

  • Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
    АнкорРеферат по Истории политических учений
    Дата27.04.2023
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #1093423
    страница5 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афи­нах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказа­ний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи.

    Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Доче­ри могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умер­шего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родствен­ники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическо­му или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли заве­щать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

    Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против лично­сти, против собственности. Различались умышленные и неосто­рожные преступления (в частности, убийства). Было известно по­нятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

    Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. В области уголовного права Законы Драконта отличались особой жестокостью. Цель на­казания заключалась в причинении страданий преступнику.

    Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершенно­летнего действовал глава семьи, за метека — его простат, за раба — его господин.

    Должностное лицо, получившее жалобу, производило предва­рительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмот­рения дела по существу. Если такие возражения не поступали, су­дьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны пред­ставляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного засе­дания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

    17. Общая характеристика Законов Драконта, Солона. Особенности Афинского права.

    Первые законы – законы Тесея (XIII в. до н.э.). Были выбиты на камне «для вечности». Отражали религиозно-обрядовую сферу жизни, что было традиционно для архаического права.

    Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) отражали организацию суда, наказания за правонарушения религиозного и общественного уклада. ­0ни отменяли привилегии рождавшейся знати, стремились сдержать продвиже­ние имущественного неравенства. Также согласно пре­данию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э. (кроме уголовного)

    Законы Солона (после 594 г. до н.э.) Солон отказался от тирании, но жестко реа­лизовал реформы, которые в целом переустраивали государствен­ную организацию на более широкой социальной основе, отвечав­шей интересам большинства народа. Солон провел от­мену всех долговых обязательств в полисе; должники были проще­ны, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг под условием само­заклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское об­щество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предос­тавили все государственные полномочия Солону и впредь.

    Солон придал аристократии имущественныйхарактер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам) был придан но­вый смысл: в них зачислялись граждане соответственно своим до­ходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год). Все слои населения отныне допускались к участию в народ­ном собрании и могли быть судьями; полномочия собрания бы­ли невелики, и все дела предварительно решались в других сове­тах. Рядом с ареопагом был поставлен новый совет — булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие вы­несению на народное собрание. За ареопагом были оставлены над­зор «за всем» и охрана законов.

    Реформы, проведенные Солоном окончательно сформировали целостный государственно-по­литический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в поли­тическую элиту, связанную всецело с государственными институ­тами.

    Особенности Афинского права

    Сосредоточенность Афинских законов на общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое понимание закона и права. Закон служит не государственной власти, а выражает нрав­ственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.

    Право могло быть двух родов, согласно общегреческому пред­ставлению. Как широкое понятие — Themis— это воплощение во­ли богов; оно именно присутствует в природе. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвую­щими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более кон­кретное понятие — Dikeэто и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели.

    Юридическое предписание, закон —приложение тре­бований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — гло­бальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Дра-контом или Солоном. Третий — псефисма — индивидуальное ре­шение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисно­го народовластия. Главная задача этого вида — регламентация дея­тельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: за­кон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда са­мый совершенный: «И только вследствие того обстоятельства, что решение одних вопросов может быть подведено под законы, а дру­гих не может, приходится недоумевать и исследовать, что предпоч­тительнее: господство ли наилучшего закона или господство наи­лучшего мужа, — так как вопросы, обычно требующие обсужде­ния, не могут быть заранее решены законом»*.

    18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. в Спарте.

    18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. в Спарте. Характер политического режима.

    На юге Эллады (п-ов Пелопоннес) самым ранним и наиболее значительным из образовавшихся полисных государств была Спар­та. Захватывая в IX в. до н.э. юг Эллады, дорийцы в большей степени не ассимилировали, а вытесняли или порабощали местное населе­ние (видимо, из-за общей нехватки пригодных земель). Тем самым пришельцы становились в совершенно особые изначальные отноше­ния с более многочисленными ахейскими народами. Разрушив древнюю столицу Лаконии (Ферапнею), дорийцы загнали в горы прежнее население и в начале IX в. до н.э. основали несколько ти­пичных для той эпохи завоевания поселков. 4 из этих селений впо­следствии слились в единый полис — Спарту.

    Осевшие в Лаконии дорийцы разделялись на 3 племени-клана: Иллеи, Доманеи и Памфилои. Каждое из племен, в свою очередь, делилось на 9 фратрий: религиоз­но-родовых объединений с общими празднествами, культами, внут­ренним самоуправлением.

    Каждой спартанской патриархальной семье (их было немно­го — около 10 тыс.) выделялся участок земли — клер. Однако об­рабатывался зависимым населением — илотами. Илоты жили на участке со своими семьями, не могли с него уйти, часть произведенного должны были отдавать в качестве государственного налога условным собственникам — спартиатам. Илоты были лишены каких-либо прав, даже право на жизнь не было безусловным, поскольку по решению властей периодически проводились «чистки» всегда готового восстать населения.

    Более свободными были пэриэки. Они жили по ок­раинам страны, вели самостоятельное хозяйство и с него платили государственные подати; их также привлекали к военной службе. Пэриэки обладали собственным самоуправлением, но в общегосу­дарственных делах подчинялись спартанским царям. им дозволялось заниматься ремеслами, торговлей, которые вообще были слабо развиты.

    Реформы Ликурга

    Полулегендарный царь Ликург (VIII в. до н.э.). Первым и самым важным из нововведений было созда­ние совета старейшин -- «В соединении с горячечной и вос­паленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия». Другим из существенных преобразований был передел зем­ли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность». Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил пе­ределы и на личную собственность. Были выведены из оборота ре­альные деньги, которые заменили неподъемной и ие имевшей хож­дения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при по­мощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.

    Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени урав­нены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою оче­редь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственни­ческие чувства, ревность и т.п. в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

    Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключи­тельное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусства­ми, земледелием, торговлей. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспе­чиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадле­жат народу».

    Система власти и управления в Спарте была основана на свое­образном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. Основным органом в Спарте была герусия — совет старейшин, возглавлявший все го­сударственное управление. Геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены Ликургом) в возрасте старше 60 лет. Герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. Она же была судебным органом. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась не ответственной за свои решения.

    В народном собрании — апелле — должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное зако­ном воспитание. Основанием для лишения прав политического гра­жданства была только неуплата взноса на установленные общест­венные трапезы.

    С течением времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров, появившихся еще в VII в. до н.э. Эфоры объяв­ляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. Основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, до­говорах, менее важные уголовные дела.

    Цари (с VI в. до н.э. власть была наследственной) сохраняли ос­новные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые ото­шли к герусии и в целом действовали вместе с нею. В военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.

    Народовластие в Спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. При­чем представительство было передано главным образом должност­ным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. Это придало государственной организации Спарты аристократиче­ский характер, всецело связанный, однако, с общенародным кон­сервативно-политическим укладом.

    Государственно-политический строй Спарты оставался практи­чески неизменным в течение нескольких столетий. Особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга Эллады — в VI в. до н.э. вокруг Спарты сложился т.н. Пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в Элладе. В каждом из городов союза власть передавалась специаль­ному совету из 10 аристократов, а Спарта ставила гармостов наместников с военными и финансовыми функциями. В самой мет­рополии — Спарте — взаимоотношения исторических институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). Более четко была разделена су­дебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.

    После победной для Спарты и союзников Пелопоннесской вой­ны (431 -404 гг. до н.э.) с Афинами и другими греческими полиса ми спартанское общество стало быстро расслаиваться в социальном отношении, и это расслоение уже не могло сдерживаться даже ста­рыми политическими институтами. В середине II в. до н.э. (146 г.) Спарта утратила самостоятель­ность, став частью греческих провинций Римской империи.

    19. Общественный и государственный строй Спарты. Правовое положение различных социальных групп.

    Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в резуль­тате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена.

    Общественный строй. Для общественного строя Спарты ха­рактерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидар­ности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, гос­подствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиа­ты.

    Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.

    Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые переда­вались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов. Не­смотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа рав­ных исключались граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипо-мейенов — «опустившихся».

    Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли при­обретать собственность и совершать сделки, несли воинскую по­винность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

    Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Со­зывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возрас­та и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельст­вах созывались внеочередные собрания, в которых принимали уча­стие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

    К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникно­вения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

    Вместе с тем ведению Народного собрания не подлежали фи­нансовые вопросы, контроль за деятельностью магистратов, судеб­ные дела. Собрание не обсуждало законов: они либо принима­лись, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (герусии): решение собрания, геруси-ей признанное неприемлемым, кассировалось.

    Порядок деятельности Народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его ее деятельность в нужном направлении.

    Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществ­ляли судебную власть. Однако фактическое руководство государст­вом принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли пол­номочия, принадлежавшие царям.

    Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением уфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народ­ное собрание из-числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Эфо­ры созывали герусию и Народное собрание и руководили их дея­тельностью. В их ведении были вопросы внешней политики, внут­реннее управление страной, в частности надзор за нравами и содолжностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. В ру­ках эфоров находилась гражданская юрисдикция'. Одной из важ­ных функций эфоров был контроль за деятельностью царей вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограни­чить их власть. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

    Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руково­дившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бескон­трольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной от­ветственности способствовали злоупотреблениям ими своей вла­стью.

    Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоп-леменной организации. Она состояла из 28 виднейших представи­телей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожиз­ненно. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые долж­ны были рассматриваться Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежеднев­ных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы. С усилением власти эфоров значение герусии уменьша­лось.

    Особенности развития Спарты обусловили застой в социаль­но-экономической и политической жизни государства. Однако по­беда над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала разви­тие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к иму­щественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта