Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
Скачать 1.37 Mb.
|
Уголовное право и процесс. Угол. право по ЗМ отличается высоким для своего времени уровнем развития (указание на форму вины (умысел и неосторожность), на рецидив, соучастие, тяжесть преступления). С другой стороны, ЗМ отражают пережитки старины (ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен и пр). Преступления по ЗМ: 1. государственные (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот). 2. имущественные преступления: ЗМ различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. 3. прест. против личности: убийство, телесн. повреждения. ЗМ осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. ЗМ устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Вместе с тем наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне, что указывает на классовую сущность древнеинд. права. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. 36. Источники римского права в постклассический период В период домината (абсолютной монархии) исключительное право издавать законы закрепляется за императорами. Они издают конституции, которые в зависимости от сферы своего применения дифференцировались на следующие виды: эдикты (распоряжения общего характера, обращенные к народу); рескрипты (распоряжения частного характера, ответы императоров на юридические вопросы; ответы на индивидуальные ходатайства перед императором); мандаты (инструкции чиновникам и представителям императорской власти в провинциях); декреты — решения по поступающим в императорскую инстанцию судебным делам. Во II в. императором Адрианом в качестве инструкции был издан edictum perpetuum, т. е. «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества. В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окончательно вытеснило цивильное право. В императорский период источниками права стали leges (императорские конституции), среди которых первым является Кодекс Феодосия (438 г. н. э.). При издании этого Кодекса Закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды при вынесении решений могут опираться не только на мнения пяти юристов — Папиниана, Павла, Гая, Модестина или Ульпиана (Закон 426 г. н. э.), но также и на мнения других знатоков права, а именно тех, которые цитировались любым из юристов этой «золотой» пятерки. Труды юристов можно систематизировать по различным видам литературных источников, а именно: институции (учебники) по праву; комментарии — истолкование действующего, по-преимуществу преторского права; дигесты — комментарии высказываний юристов прошлого; регулы — сборники афоризмов, правил и поговорок юридического характера.Отличительная черта постклассического права состоит не в закреплении новых юридических конструкций, а в сведении воедино всего того, что явилось достижением классического права. В 528 г. н. э. решением императора Юстиниана была создана специальная комиссия из десяти юристов, под руководством которых осуществлялась систематизация действующего на то время законодательства. Результатом этой работы явилось издание в 534 г. н. э. одного из наиболее известных (и применяемых) мировому праву источников — Кодекса Юстиниана. Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы: 1-я часть — Институции — учебники по римскому праву; основу этой части Кодекса составили переработанные Институции юриста Гая; 2-я часть — Дигесты (лат. яз.) или Пандекты (греч.) - представляют собой выдержки из произведений выдающихся римских юристов (в 7 частях, 50 книгах, 42 титулах и 9123 титулах); 3-я часть - собственно Кодекс, объединивший в 12 книгах, разделенных на титулы, все действовавшие императорские законы — конституции от императора Адриана до императора Юстиниана; 4-я часть — Новеллы, т. е. новые конституции императора Юстиниана, изданные после вступления в законную силу Кодекса, т. е. после 534 г. В XII в. кодекс императора Юстиниана получил название «Свод гражданского права» (CorpusIurizCivilis). 11. Общая характеристика др. Китая: возникновение гос. Периодизация. История Д. К. имеет четыре периода(каждый связан с правлением определенной династии) Первый период(Шан (Инь), с XVIII в. до XII в. до н. э.) второй период(Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.) третий (царство Цинь с 221 до 207 г. до н. э.), четвертый (царство Хань с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.) Четвертый пер. -перерастание рабовладельческого государства в феодальное. Возникновение государства в Д. К. связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии. После падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном). Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов. Значительную часть населения составляли свободные общинники. Занимались земледелием. Гос. строй. На раннем этапе это - родоплеменная военная демократия. В дальнейшем произошла монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Царь был самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая. Государство Чжоу. Правление династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия. Собственником земли по-прежнему был царь (Ван). Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками разделяют страну на ряд самостоятельных государств. Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога:вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство. Гос. Цинь. Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Смысл реформ: была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Но, остались глубокие социальные противоречия вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская. Гос. Хань. Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан. Он осуществил реформы направленные на смягчение положения рабов и крестьян. Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось. Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы. Суть реформ: запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии. Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они углубили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г, н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому и хозяйственному. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства. 12. Социальная структура и соц. строй Д. К. Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI —V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхе. С этого времени она развивается самостоятельно, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. Изолированность, обособленность определили особые черты исторического пути китайского общества. Формирование китайской государственности. III —II тыс. до н.э., по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н.э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь. Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н.э.) «Зародыш» протогосударства: города представляли большие по размерам поселки без элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации: первая — центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая — промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья — периферийные племена со своими вождями. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом. Верховный правитель — в а н — был одновременно и верховным жрецом. Должность его считалась наследственной. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. На рубеже XII —XI вв. до н.э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен — Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов. Государство Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правители которых получали от вана всю полноту власти над территорией и обязывались в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70. Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX —VIII вв. до н.э. единое государство рушится, удельные правители — их было уже до 160 — 200 — превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. В период Восточного Чжоу (VIII—V вв. до н.э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Усиление централизации, на это повлияло идеология конфуцианства и связанного с ним легизма. Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н.э.) учил, что государство — это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. В этом была главная посылка легизма (законничества). во многих царствах были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. В течение III в. до н.э. царство постепенно подчинило себе остальные семь царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство — империю Цинь (III—II вв. до н.э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее Средневековье. В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул — хуанди. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной. Во главе управления империей находились два министра — советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них. Важнейшим было военное ведомство, которое руководило всеми территориальными войсками и военачальниками; ведомство подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. В числе других ведомств были финансовое, государственного хозяйства, обрядовое. В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен |