Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественный строй (халифат в VII — X вв.)

  • Местные органы государственного управления.

  • 39. Источники мусульманского права. Право собственности. Обязательственное право. Право Халифата — шариат

  • Коран

  • 40. Государственный и общественный строй Византии.

  • Император

  • 41. Образование феодального государства в Германии. Золотая Булла 1356 г.

  • Вследствие всех перечисленных причин

  • Реферат по Истории политических учений. шпора. Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПредмет и методы игипзс. Периодизация игипзс
    АнкорРеферат по Истории политических учений
    Дата27.04.2023
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора.doc
    ТипДокументы
    #1093423
    страница10 из 25
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25

    38. Возникновение Арабского Халифата. Организация государственной власти.

    В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Факторы определившие возникновение АХ (нового классового общества): 1. глубокий социально-экономический кризис: усилиление имущественной, а затем и социальная дифференциация, в собственность шейхов и племенных старейшин перешел лучший скот и лучшие земли оазисов, появились рабы, право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей, усилилась межплеменная рознь, происходили постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке рождалось новое (классовое) общество; 2. Возникновение новой религии (ислама). Связано с именем Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед провозглашал необходимость исключить межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.

    Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

    Общественный строй (халифат в VIIX вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VIIVIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.

    Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.

    Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

    Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

    1. Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

    2. Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

    3. Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

    Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).

    Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

    Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей Как правило, управляли ими военные наместники — эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

    39. Источники мусульманского права. Право собственности. Обязательственное право.

    Право Халифата шариат. Его основными источниками явились:

    Коран— главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

    Сунна— сборники изречений Мухаммеда. В значительной части содержат предписания о семейно-наследственном и судебном праве (мусульмане-шииты признают не все хадисы).

    Иджма— решения, вынесенные мусульманскими правоведами по дополнительным вопросам. Впоследствии эти решения получили признание со стороны выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед поощрял свободное усмотрение судей.

    Фетваписьменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

    В дальнейшем появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу. Соответственно право стало дифференцированным, но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

    Главным ценности ислама: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них делятся преступления.

    В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

    1. хиджаз— земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

    2. вакуф— земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять и из другого недвижимого и движимого имущества;

    3. мульк— земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

    4. акта— временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

    Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но наметились принципы его регулирующие — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон - договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества.

    Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался неотменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составили два контракта: заключение брака и договор купли-продажи доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.
    40. Государственный и общественный строй Византии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия (столица Константинополь).

    В IVVII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Государственное управление было централизованым и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

    Император (Басилевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Его власть ограничивалась органами: сенат и государственный совет (консисторий). Власть басилевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

    Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества - как сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни + иерархически построенного объединения всех его членов (во главе которой император), каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности.

    Во главе провинции был поставлен стратиг(глава военного отряда), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратегу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору.

    С развитием феодальных отношений в XIXII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями этих земель.

    В XXI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

    С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

    При Льве VI (конец IX — начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии.

    В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

    Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

    Греческие налоговые чиновники (потарии), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

    При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

    Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства — Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

    41. Образование феодального государства в Германии. Золотая Булла 1356 г.

    Причины раздробленности Германии: 1. постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в., 2. неодинаковое экономическое развитие Германии в разных районах, 3. недостаточное развитие внутренних отношений, единого хозяйственного центра в стране не было, 4. королевская власть, преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями, 5. пагубные результаты внешней политики (стремясь получить римскую императорскую корону германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны).

    Вследствие всех перечисленных причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

    Феодальная раздробленность государства была закреплена Золотой буллой 1356 г. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Сак-сен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты.

    В пределах своих владений князья получали все права самостоятельных властителей. Объединявшая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции — все это принадлежало курфюрстам.

    Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до Золотой буллы.

    В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

    Государственный строй. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.

    Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство.

    Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. Решения рейхстага приводились в исполнение за счет средств отдельных земель, входивших в состав империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.

    Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25


    написать администратору сайта