Главная страница
Навигация по странице:

  • Политические обычаи и традиции

  • Правила политической этики

  • Функциональная подсистема

  • Государство и средства массовой информации

  • 45. Понятие и признаки правового государства. Перспективы построения правового государства в России.

  • Господство, или верховенство, права

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница20 из 28
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28
    часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.

    Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было ха­рактерно для Советского государства, где КПСС выступала правя­щей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.

    Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы.

    Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воз­действуют на поведение людей особыми механизмами. В государст­вах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих го­сударств также во многом определяется религиозными нормами.

    Политические обычаи и традиции являются одной из разно­видностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций — существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные поли­тические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.

    Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, ука­зывает, что традиции охватывают главные, существенные полити­ческие отношения, но не предусматривают детальной их регламен­тации, характерной для политических обычаев.

    Правила политической этики содержат определенные требова­ния к участникам политических отношений и процессов. Они слу­жат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представле­ния о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

    Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.
    39. Государство в политической системе общества.

    Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отно­шения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

    Особое место и роль государства в политической системе обу­словлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

    1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессио­нальной и иной принадлежности;

    2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

    3) определяет основные направления развития и функциониро­вания общества;

    4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

    5) обладает государственным суверенитетом, т.е. верховенст­вом и независимостью от какой-либо иной власти;

    6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

    7) располагает специальным аппаратом управления и принуж­дения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими каратель­ными органами и учреждениями. Это придает государству реаль­ную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

    8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договор­ные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуще­ствления другими компонентами политической системы своей дея­тельности, границы последней, например порядок участия в изби­рательных кампаниях.

    Одновременно государство использует так называемое соци­альное партнерство, т.е. привлекает к своей деятельности для со­трудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливают­ся процессы демократизации последнего.

    Таким образом, государство обладает единством законодатель­ных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпора­ции и др.), они могут применить принуждение только в отноше­нии своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, по­скольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обяза­тельные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, под­чиняются тому режиму правовых отношений, который устанавли­вает для них государство.

    Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, централь­ным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они счи­тают личность.

    Кроме того, рассмотрение государства как главного звена поли­тической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно от­нести к центральному, главному звену политической системы. Под­черкивание же особого места государства в этой системе, по сущест­ву, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.
    40. Партии в политической системе общества.

    В политической системе политические партии играют сущест­венную роль. В государствах, где устанавливается многопартий­ность, чаще всего утверждается режим демократии.

    В зарубежной отечественной литературе существует много оп­ределений понятия «политическая партия». В них нередко подчер­кивается, что основное назначение партии — участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией яв­ляется любая политическая группа, принимающая активное уча­стие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возмож­ность, проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

    Или подчеркивается назначение политических партий — пред­ставлять интересы различных социальных групп и общностей. На­пример, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. СВ. Липеня по тео­рии государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая инте­ресы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществле­нии. Иногда в определении понятия «политическая партия» указы­вается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имею­щих идеальный (модель общества) или материальный (личные вы­годы) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

    В российском Законе «О политических партиях» от 11 ию­ля 2001 г. (с послед, изм.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование обществен­ного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведе­ние его до широкой общественности и органов государственной вла­сти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

    Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

    1) участие в политической жизни, в том числе в государствен­ном управлении;

    2) стремление овладеть государственной властью и учрежде­ниями, реализующими государственную власть;

    3) связь с избирательной системой — участие в выборах пред­ставительных органов власти;

    4) форма организации социальных групп и слоев населения;

    5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

    6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индиви­дов в политические лидеры.

    Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

    а) социального представительства;

    б) борьбы за государственную власть;

    в) идеологическую;

    г) кадровую;

    д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в разви­тии общества;

    е) разработки и осуществления политического курса, что, одна­ко, зависит от положения партии в политической системе — являет­ся ли она правящей или оппозиционной.

    Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и госу­дарство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: толь­ко государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия яв­ляется не только правящей, но и государственной.

    Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

    1. Участие в формировании выборных представительных орга­нов государственной власти. Это предполагает, что все политиче­ские партии в той или иной степени участвуют в организации изби­рательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служат выборы.

    В выборах могут участвовать, выдвигая своих кандидатов, и не­партийные организации, а также отдельные граждане путем само­выдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расхо­дами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирова­ние программ и т. д.

    2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опреде­ленные возможности для такого влияния. Например, путем: а) уча­стия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются под­ходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подго­товки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давле­ния на государственные органы и курс политики государства.

    3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества ис­полнительных органов и правоприменительной деятельности госу­дарственных органов.

    Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене су­ществующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления че­рез общественное мнение на исполнительные и правоохранитель­ные органы.

    4. Контроль за государственными органами и процессом управ­ления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

    Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:

    а) регулирует посредством законодательных и иных актов ста­тус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рам­ки их деятельности;

    б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, напри- ^— мер путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, ж участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

    в) решает вопросы о конституционности партий через Консти­туционный Суд;

    г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообло­жение их предприятий; соблюдение запрета использовать политиче­скими партиями средств на предвыборную кампанию от иностран­ных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

    Это так называемое внешнее регулирование деятельности пар­тий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в ко­торых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

    Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древ­ней Греции и Древнем Риме.

    Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

    аристократические группировки (XVI — XVII вв.);

    политические клубы (XVIII —XIX вв.);

    современные массовые партии (XIX —XX вв.).

    Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организа­ции. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извле­чению выгод из своего положения.

    Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

    Существующие современные партии разнообразны как по идео­логии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по ме­тодам деятельности.

    Типология партий позволяет выяснить:

    во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

    во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только вы-

    борами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

    в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и ка­кие методы считает для себя приемлемыми;

    в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

    Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

    1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предприни­мательские и др.

    2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, националь­но-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демо-кратическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Кон­сервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

    3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870 — 1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционе­рами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо под­держивает ее материально, или участвует в проводимых ею собра­ниях, митингах и других мероприятиях.

    Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от пер­вичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте стро­ят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

    4. По месту в системе власти партии могут делиться на правя­щие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, по­этому имеет большинство мест в парламенте и своих представите­лей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские пар­тии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые — участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

    5. По используемым методам: со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центрист­ские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

    Существуют и другие типологии партий.

    В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаи­моотношения с другими партиями, политику по отношению к раз­личным слоям общества и т. д. Для построения типологий партий­ных систем применяется, как правило, количественный критерий.

    Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия — КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии — Республиканская и Де­мократическая, а в Великобритании — Консервативная и Лейбори­стская партии); многопартийные (например, в Германии и Фран­ции). Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

    Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они — свидетельство противоречий в обществе и нали­чия полярных интересов.

    Политологи отмечают следующие тенденции в развитии дея­тельности партий:

    1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объяс­няется их отрывом от масс, неумением правильно определить стра­тегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

    2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

    3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

    4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

    5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из то­го, что партии выполняют конституционные функции, способству­ют формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответ­ственном назначении политических партий, в том числе в обеспече­нии преемственности государственной политики. Российским Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в част­ности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий (ст. 32, 33).

    По Закону от 31 июля 2001 г. политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое вправе самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные вы­борные должности в органах государственной власти.

    Регистрирующие органы ведут контроль за соблюдением пар­тиями действующего законодательства, за соответствием их дея­тельности целям и задачам, зафиксированным в уставах партий. В отдельных случаях партии может быть вынесено письменное пре­дупреждение об устранении допущенных нарушений, а при невы­полнении этого предупреждения в суд направляется заявление о приостановлении деятельности партии сроком до шести месяцев. Это решение выносит Верховный суд РФ. Аналогичные меры мо­гут быть приняты в отношении региональных отделений партии со­ответствующими органами субъекта Федерации.

    Ликвидация партии возможна в двух случаях: 1) по решению высшего руководящего органа партии — съезда; 2) по решению Верховного суда РФ.
    41. Государство и общественные объединения.

    Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общест­венными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и ре­ально обеспечивает важнейшеетграво человека — право на объеди­нение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения об­щих целей. Право на объединение относится к важ*нейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) за­креплено: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собра­ний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в ка­кую-либо ассоциацию» (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: «Каждый человек имеет

    право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с други­ми, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

    а) предусмотрены законом,

    б) необходимы в демократическом обществе;

    в) могут быть ограничены: интересами государственной или об­щественной безопасности, предотвращением беспорядков и престу­плений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

    Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый име­ет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

    Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

    1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

    2) вступать в существующие объединения;

    3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

    4) беспрепятственно выходить из любых объединений. Отношения государства и общественных объединений носят

    двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их дея­тельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных поли­тических кампаниях, в контроле за деятельностью государствен­ных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собра­ния, уличные шествия и т. д.

    В литературе выделяют три главных направления сотрудниче­ства государства и общественных объединений:

    информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

    совместная деятельность государства и общественных объеди­нений в решении социально значимых проблем, например, избира­тельная кампания, охрана окружающей среды, охрана обществен­ного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

    законотворчество и правотворчество: через депутатов и партий­ные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общест-регистрирующего органа приостановлена на срок до шести меся­цев. Данное приостановление влечет для общественного объедине­ния следующие юридические последствия. Ему запрещается:

    организовывать митинги, шествия, демонстрации;

    принимать участие в избирательных кампаниях;

    иметь СМИ;

    использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

    Деятельность общественного объединения может быть прекра­щена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

    42. Государство и церковь.

    Государство и церковь. Церковь — это тип рели­гиозной организации, для которой характерна общая система вероисповедных идей, вытекающая из них куль­товая и внекультовая деятельность, а также совокуп­ность правил, ценностей, санкций, учреждений, регу­лирующих разнообразные стороны жизни верующих220.

    Отношение государства и церкви на их историчес­ком пути были весьма разнообразны: от полного взаи­моотчуждения до фактического слияния.

    Большинство современных государств провозгла­шает свободу вероисповедания, отделение государства от церкви, а государства от церкви. Например, ст. 14 Конституции РФ гласит: Российская Федерация — советское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обя­зательной.

    Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Продолжая данную линию, гарантируя свободу со­вести и равенство религиозных объединений, Консти­туция России в ст. 29 запрещает пропаганду религиоз­ного превосходства, не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую религиозную ненависть и вражду. На основании того, что церковь отделена от госу­дарства, в литературе иногда можно встретить утвер­ждения, что тем самым церковь исключена из полити­ческой системы общества. Это не совсем точно. Да, церковь не политическая партия, она во многих стра­нах не ставит перед собой задачу бороться за места в парламенте и т. п., но это вовсе не означает, что цер­ковь не является элементом политической системы общества.

    Во-первых, истории известны и существуют в на­стоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее вли­яние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные исламские государства).

    Во-вторых, церковь нередко являлась мощным объединяющим фактором, скрепляющим единение го­сударства как такового (Русская православная церковь в период татаро-монгольского нашествия). Совершен­но очевидно, что исключать церковь из политической системы общества в принципе неверно. То, что цер­ковь юридически отделена от государства, вовсе не оз­начает, что она отделена фактически, а тем более, что она реально исключена из политической системы об­щества.

    История взаимоотношений церкви и государства, степень их взаимовлияния друг на друга позволяет выделить следующие государства: атеистические, свет­ские, теократические и клерикальные.

    Атеистические государства характеризуются тем, что в них активно насаждается безбожие, ведется ин­тенсивная атеистическая пропаганда, в то время как религиозная пропаганда не допускается. Священнослу­жители преследуются или ограничиваются в действиях по проведению своей религиозной деятельности.

    Но что особенно свойственно атеистическим госу­дарствам, так это жесткий контроль со стороны госу­дарства за деятельностью религиозных организаций, изданием и распространением религиозной литерату­ры, ограничение (или лишение) экономических прав и свобод религиозных объединений. Таким атеистичес-

    ким государством был СССР. В нем церковь действи­тельно была исключена из политической системы.

    Светское государство — это государство, которое признает деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их деятельность. В них церковь от­делена от государства, но государство признает рав­ноправие граждан независимо от принадлежности их к той или иной религии.

    Светское государство охраняет права верующих и законную деятельность всех религиозных конфессий (христианских, мусульманских, буддистских и т. д.). Оно не должно контролировать деятельность церков­ных организаций, не должно оказывать ни одной из них финансовой помощи, иначе будет нарушен баланс равного отношения к ним.

    В светском государстве религиозные организации выполняют важные социальные функции: воспита­тельные (в отношении членов своих конфессий), меди­цинские, образовательные и т. д. Но они не выполняют политических и юридических функций по поручению органов государственной власти.

    В светском государстве все религиозные конфес­сии и организации имеют достаточно благополучные условия для своего существования, за исключением тех, которые культивируют антигуманные методы де­ятельности, негативно воздействуют на психику и здо­ровье людей или ставят своей целью разжигание враж­ды между людьми на почве религии. Деятельность таких религиозных организаций светское государство, как правило, запрещает. Политическое влияние церк­ви в светском государстве заключается прежде всего в том, что многие верующие — это одновременно и избиратели. Отдельные политические партии умыш­ленно делают на этом акцент в своих названиях (хри­стианские демократы, христианско-социальный союз и т. д.), а в программах декларируют уважительное отношение к религиозным (в приведенном примере к христианским) ценностям. Поэтому голоса верующих на выборах — серьезная политическая сила.

    Теократическое государство — это государство, в котором политическая и религиозная власть находит- «... ся в ведении одного лица — главы духовенства. Сосредоточение государственной и духовной власти в одних руках позволяет осуществлять контроль над духовной и гражданской жизнью подданных государства.

    Теократия — это форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках духо­венства (церковников) или главы церкви. Такие госу­дарства существовали в древние времена (Иудея), в средневековье (халифаты), в новое и в настоящее вре­мя (Ватикан, Иран).

    Теократические государства характеризуются усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан. Религиозным праведникам придается статус государственных, су­допроизводство ведется по нормам церковного права, заметным является нетерпимость к иноверцам221.

    Религиозные отношения становятся господствую­щими в обществе, они пронизывают всю систему меж­личностных, экономических, семейных, правовых, по­литических отношений. В теократических государствах происходит фактическое слияние государства и рели­гиозных организаций, и церковь таким образом полу­чает возможность влиять на население страны при помощи государственного аппарата, т. е. использовать государственные структуры в своих целях.

    Теократические государства характеризуются сле­дующими чертами:

    ■ в них государственная власть фактически и юри­дически принадлежит церкви;

    ■ основным источником законодательства и регули­рования всех сфер частной и публичной жизни яв­ляются религиозные нормы, которые имеют при­оритет перед законами государства;

    ■ главой государства, как уже было сказано выше, является верховный священнослужитель.

    Клерикальное государство — это государство, где одна какая либо религия официально имеет статус государственной или занимает привилегированное положение по сравнению с другими религиями, сущее-

    ствующими в данном государстве. Статус государ­ственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. А именно:

    ■ за церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания, соору­жения, предметы культа и др.;

    ■ церковь получает от государства различные суб­сидии, материальную помощь, имеет налоговые льготы;

    ■ государственная церковь наделяется рядом юри­дических полномочий, например, правом регист­рировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения;

    ■ церковь имеет право участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представи­тельство в государственных органах, например, места в парламенте;

    ■ церковь имеет право осуществлять контроль в сфе­ре образования,воспитания, кино, телевидения.

    В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее пол­ного слияния государства и церкви не происходит.

    Клерикальное государство является своего рода промежуточным вариантом между светским и теокра­тическим государствами. Оно с церковью не соединя­ется, не сливается, однако церковь через законодатель­но установленные права и институты активно влияет на государственную политику222. Клерикальным госу­дарством в настоящее время является, например, Ве­ликобритания, где королева одновременно является главой англиканской церкви.

    43. Средства массовой информации в политической системе общества.

    Государство и средства массовой информации- В качестве эле­мента политической системы общества средства массовой ин­формации (СМИ) имеют довольно длительную историю. Еще Наполеон, устанавливая режим личной власти, вводил серьез­ные ограничения на выход газет и журналов вплоть до их пол­ного закрытия. В XIX и особенно в XX в. государство детально регламентирует деятельность СМИ, понимая их важную поли­тическую роль.

    СМИ имеют, как минимум, две основные функции: инфор­мационную и идеологическую. Первоначальное назначение СМИ — предоставлять обществу сведения различного характе­ра, удовлетворяя естественную потребность людей в познании окружающего мира. Вместе с тем подача информации, как пра­вило, предполагает ее отбор и интерпретацию, что всегда гово­рит о каких-то ценностных предпочтениях органа СМИ. Воль­но или невольно СМИ, давая информацию населению, форми­руют его сознание в том или ином направлении. Вот эта способность СМИ влиять на формирование общественного мнения и делает их заметным субъектом политической жизни.

    СМИ представляют собой своеобразную идеологическую смычку между обществом и государством. С одной стороны, государство посредством СМИ разъясняет свою политику, вне­дряет в сознание масс ценностные стереотипы, позволяющие более эффективно и целенаправленно осуществлять социальное управление. С другой стороны, общество посредством СМИ передает свои претензии к власти, формулирует свои интересы.

    В отличие от многих других элементов политической систе­мы СМИ редко бывают самостоятельными в финансовом, а со­ответственно в ценностном и идеологическом отношении. Как правило, за СМИ стоит либо государство, либо партия, либо профсоюз, либо церковь, либо крупный бизнес. В этом смысле полная независимость СМИ есть известная условность, некое пропагандистское клише, призванное поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. Кроме того, на деятель­ность СМИ серьезные ограничения накладывает государство (например, в условиях войны, других чрезвычайных ситуаций), а также господствующие в обществе нормы культуры (мораль, религия, традиции, обычаи)

    44. Основные тенденции в развитии политических систем со­временности.

    45. Понятие и признаки правового государства. Перспективы построения правового государства в России.

    Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания фено­мена правового государства, представляющего собой сложную, много­факторную систему.

    В идее правового государства можно выделить два главных эле­мента:

    1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

    2) ограничение правом государственной власти.

    В философском смысле свобода может быть определена как способ­ность человека действовать в соответствии со своими интересами, опи­раясь на познание объективной необходимости. В правовом государст-

    не в отношении человека надо создавать условия для его юридической .свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»1.

    Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь Ёюрмой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы Ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не слу­чайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приори­тетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., Которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя

    ■созяином.

    Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в' Цюрмуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки до­стойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как глав­ков звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударст­венный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном ха­рактере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных Тфавовых системах, правовом регулировании.

    Права человека и правовое государство, несомненно, характеризу­ются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной |«связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль послед­него для них практически прямо противоположна, но одновременно и [внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном миежду человеком и государством должно быть именно право, а отно-[шения между ними — истинно правовыми.

    Именно в связывании, ограничении правом государства и заключа­ется сущность правового государства. Здесь право выступает как анти-[под произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необ­ходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незакон­ному превышению, попранию прав человека.

    Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления инте­ресов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняет­ся местами» с государством — утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.

    Итак, правовое государство это организация политической влас­ти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связы­вания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. ',

    Отечественные и зарубежные ученые называют немало призна­ков, или отличительных черт, правового государства. Однако неко­торые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законно­сти, равное пользование правами. Между тем правовое государст­во — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его меха­низма, демократический режим, максимальное развитие и использо­вание демократических институтов. В то же время правовое государ­ство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

    Чаще всего выделяют четыре основных признака правового го­сударства: господство права во всех сферах жизни общества; незыб­лемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.

    Господство, или верховенство, права предполагает:

    во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур стро­го на основе закона;

    во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верхо­венство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемле­мых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

    в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, право­вых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

    в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28


    написать администратору сайта