Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 3 Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

  • Билет 4 Происхождение государства

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница2 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Функции теории государства и права.
    Значение теории государства и права наиболее полно раскрыва­ется в ее функциях. В учебной литературе обычно называется не­сколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего называют следующие функции.

    1. Гносеологическая функция. Гносеология — это теория по­знания, изучения действительности. В этом плане все науки выпол­няют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определе­ние их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    , 2. Онтологическая функция. Онтология — учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких при­чин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

    3. Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахо­ждения истины, новых открытий. Следовательно, теория государ­ства и права не ограничивается познанием и объяснением основ­ных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими обще­ственными явлениями, открывает новые закономерности в прогрес­се государственно-правовых явлений. Например, глубокие преоб­разования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Методологическая функция заключается в том, что выраба­тываемые общей теорией методы познания государственно-право­вых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Мето­дологическая функция проявляется и в разработке в рамках тео­рии государства и права приемов и способов использования раз­личных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

    Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

    • 5. Идеологическая функция присуща всем общественным нау- /9 кам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренче­скую роль. Теория государства и права неразрывно связана с поли­тико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей М-относительно действующих в обществе политического режима, пра- Щш вопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория го­сударства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодатель­ства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

    Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противополож­ные взгляды и суждения. Множественность форм правовой идеоло­гии в современном обществе объясняется наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, от­крываемых теорией государства и права, ибо наука и идеология хо­тя взаимосвязанные, но качественно различные формы обществен­ного сознания. Но ни идеологическая борьба, ни разнообразие политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идео­логами, не влияют на объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания. Эти объектив­ные знания о государстве и праве независимо от того, в какой пери­од и какими идеологами они были получены, сохраняются, аккуму­лируются в теории, становятся ее компонентом.

    Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в на­ши дни.

    6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знако­мить студентов юридических вузов с исходными понятиями право­вой науки, обучать приемам юридической техники, например пра­вилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способ­ствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению право­вой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении госу­дарства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой ин­формации правильными ориентирами в сфере государственно-пра­вовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокура­туры, других правоохранительных органов. 7. Практически-организаторская (практически-организацион-

    ная) функция, содержание которой достаточно объемно и многооб­разно. Например, теория государства и права разрабатывает реко­мендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правопримени­тельной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устарев­шие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, вы­явить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, опре­деляет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.

    8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права об­щая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего разви­тия, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и дина­мики преступности, дальнейшего развития государственно-право­вой жизни страны или группы стран и регионов.

    Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.

    Билет 3

    Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

    Историю развития человечества можно разделить на две большие исторические эпохи — эпоху догосударственного общества, когда не было ни государства, ни права, и эпоху государственной организации обще­ства, когда появились государство и право, ставшие его неизменным атрибутом, повлиявшим самым серьезным образом на темпы развития человеческого общества, формы и способы взаимоотношений людей внутри общества.

    Исторически подтверждаемый факт — государство появилось примерно 5 — 6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лёг назад).

    Государству как особой, специфической организа­ции общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал «детством челове­ческого рода». Первобытнообщинная организация жизни людей — это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была обще­ственная собственность на средства добычи, пропита­ния и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т. д.).

    В этом обществе все трудились сообща и сообща делили добытые продукты питания. Тогда все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу.

    Люди в тех условиях были вынуждены жить и трудиться коллективно, вместе, так как невозможно было существовать в одиночку — бить зверя, ловить рыбу с примитивными инструментами — палкой, кам­нем и т. п.

    К. Маркс отмечал: «Первобытный тип коллектив­ного производства был результатом слабости отдель­ной личности»44.

    В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за^его опыт, силу, храбрость и т. п. Он вместе со своими соплемен­никами ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе

    власть носила общественный характер и осуществля­лась всеми членами рода. Там было общественное са­моуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обще­стве — это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь — это представитель рода.

    Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обя­зательными для всех. Родовое собрание избирало вож­дя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществ­ляли исполнительную власть, т. е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины — орга­низация жизни рода, руководство повседневной, хозяй­ственной и общественной жизнью рода, решение воз­никающих споров внутри рода и других текущих дел. Должность старейшины имела общественный харак­тер, он, равно как и другие сородичи, участвовал в общественном производстве. И лишь на этапе разло­жения родового строя эта должность возвышает старей­шину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и пол­номочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те — в племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин раз­решал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племе­ни и других должностных лиц. Совет вождей объеди­нившихся племен избирал вождя союза племен, воена­чальника и других должностных лиц.

    Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, зна­хари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обыча­ев общины. Таким образом, в первобытном обществе суще­ствовало уважение, власть авторитета, которой пользо­вались старейшины рода. Но нигде не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими (т. е. полиции, суда, администрации). Нет уп­равляющих, нет судей, нет полицейских, нет чинов­ников.

    Люди в первобытном строе размещались не по административно-территориальному принципу, не по национально-территориальному принципу, а по ро­дам. Т. е. по степени родства, по кровнородственно­му пршщилу. Там все были равны. Род не был поли­тической организацией, а общественной. Власть старейшин имела моральный характер. В это время принуждение осуществлялось не в интересах како­го-либо класса и не преследовало никаких полити­ческих целей. Оно носило моральный характер и осу­ществлялось всем обществом (родом), например, нарушитель изгонялся из рода и никто не оказывал ему никакой помощи. В тех условиях это означало гибель.

    В первобытном обществе не было специального аппарата, особого разряда людей, задачей которых являлась охрана установленного порядка. Любой по­лицейский современного государства, — писал Ф. Эн­гельс, — может позавидовать тому, как охотно люди исполняли все правила, указания старейшин.

    В первобытных обществах регулирование поведе­ния осуществлялось разнообразными нормами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиоз­ные нормы и т. д.

    Первым видом норм были ритуалы — форма сим­волического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не овладело речью. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала — внушить определенные чув­ства, побудить человека совершить определенные дей­ствия.

    Обряды. Если ритуалы позволяли выразить доволь­но примитивные эмоции (страх, гнев, и др.), то обряды —

    более тонкие регуляторы45. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т. д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной груп­пы в другую, при приеме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды за­хоронения. У разных народов они применялись по-раз­ному, но всегда отражали радость или печаль.

    Мифы считаются одной из важнейших форм со­циального регулирования. Главное в мифах — их нор­мативная, предписывающая часть, которая основыва­лась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества. Наряду с обрядами и ритуалами, мифы играли основную роль: в них закреп­лялись способы изготовления орудий, сведения о гео­графически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. В мифах соединялись и подлинные знания, и художе­ственные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

    Обычай — правило поведения, складывающееся ис­торически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторе­ния. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отно­шении членов рода, к которому принадлежал обидчик.

    В нормах первобытного строя еще не было разде­ления на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде общественного порицания, укора и жестких (же­стоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.

    По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запрет дозволения и обязывания. Запреты — недопустимость совершать те или иные поступки, например, заключать браки между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о вреде кровнородственных связей и запрещали их под стра­хом тягчайших наказаний. Запреты инцестов (кровно­родственных браков) «работали» на нормальное воспро­изводство общин, кланов, других групп.

    Запрещалось нарушение разделения функций в об­щине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли заниматься лишь специальные люди — колдуны); похищение женщин и детей; применение оружия на стоянках; воровство; си­стематическая ложь; нарушение супружеской вернос­ти и т. п.

    Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допусти­мость добрачных половых связей (в некоторых обще­ствах) и т. д.

    Дозволялось охотиться и собирать пищу на отве­денных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, уча­ствовать в коллективных акциях мщения за вред, при­чиненный члену общины.

    Позитивное обязывание имело своей целью орга­низовать необходимое поведение в процессах приго­товления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. Однако все эти способы регу­лирования не были направлены на изменение природ­ных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения продуктов природы рофессор А.Б. Вен

    читал, что правила (нормы) поведения в доклас­совом обществе не могут быть отнесены ни к катего­рии правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер «мононорм», т. е. единых, еще нёрасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличают­ся от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе разви­тия общества, в его классовой, государственной орга­низационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для мора­ли, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.

    Данную позицию подвергает сомнению профессор Т.В;_Кашанина. Она считает, что идея о «мононормах»— скорее фантазия ученых, нежели реальность. Жизнь людей и в тот далекий период регулировалась различ­ными социальными нормами (обряды, ритуалы, мифы, обычаи), хотя многие из них не получили еще своего целостного развития.

    «Мононормами» их можно считать, но на другом основании. Все правила раннего человеческого обще­ства были едины для всех его субъектов, поскольку это общество было едино, оно не было дифференцировано, оно не имело социального расслоения.

    С появлением социальной дифференциации в об­ществе исчезают и «мононормы». За убийство госпо­дина следовало более суровое наказание, чем за убий­ство раба47. Как видим, единой нормы («мононормы»), одинаковой для всех нет, она исчезла, поскольку обще­ство стало разнородным.

    Профессор Г.В. Мальцев считает, что «мононор­мы» — не исчезнувшее явление первобытной культу­ры, а вполне реальный современный феномен. Для кон­кретного человека императивы типа «не убий», «не укради», «не лги».
    Билет 4

    Происхождение государства

    Разложение первобытнообщинного строя и возникновение из его недр государства — процесс объективный, имеющий внутреннюю логику и очевидную закономерность. Вместе с тем условия и механизм возникновения государства в разных ре­гионах мира, у разных народов обладали существенными осо­бенностями. Государство появляется как результат сложнейше­го многовариантного процесса, как итог часто уникального, по­рой причудливого сочетания самых разнообразных факторов. Логика истории человечества в целом привела и должна была привести к рождению государства, но в отдельных регионах мира, у многих народов (как прошлого, так и современности) при наличии, казалось бы, необходимых условий государства не возникло. Видимо, для возникновения государства имеет значение не просто набор существенных факторов, но и необ­ходимый уровень их взаимодействия. Среди основных факто­ров, повлиявших на возникновение государства, выделяются следующие: 1) производство, 2) демография, 3) формирование этноса и этнической культуры, 4) война, 5) психология, 6) ду­ховная культура, 7) дифференциация и институциализация об­щества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта