Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение права.

  • Билет 5 Теории происхождения государства (теологическая, патриар­хальная, договорная, насилия, марксистская). Теологическая теория

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница4 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Пути и исторические формы образования государств. Как уже отмечалось, процесс происхождения государств отличался зна­чительным разнообразием по месту, времени и другим услови­ям. В абстрактном, логическом плане современная историче­ская наука выделяет следующие основные пути становления го­сударств: военный, аристократический, плутократический, посредством мужских тайных союзов.

    Ведение войн создавало военную аристократию — профес­сиональных военных, которые во время военных действий при­сваивали себе основные богатства. Режим военной аристокра­тии рождал некоторые демократические институты: собрание воинов, совет старейшин-воинов. Но со временем военная де­мократия все больше основывалась на силе принуждения и, в конечном счете, власть военного руководителя становилась са­кральной и наследуемой.

    Аристократический путь имел место в обществах с развитой экономикой и солидной материальной базой. Государственная власть конституировалась родоплеменной аристократией. Она подчиняла себе производство и распределение материальных благ, накапливала богатства, содержала войско.

    В условиях режима плутократии государственную власть соз­давали богатые. Они накапливали в своих руках материальные ресурсы, что давало им возможность завоевать авторитет, под­купить общинников и организовать своих сторонников. Счи­тается, что плутократический путь образования государств — наиболее ранний.

    Этнология на примере современных архаических обществ открыла еще один путь появления государств — посредством мужских тайных союзов2. Они возникают в эпоху патриархат как насильственное утверждение господства мужчин над жен­щинами. Особенность мужских союзов состояла в том, что они аккумулировали в себе социальный опыт, в том числе некое «тайное», скрытое от остальных общинников знание (видимо, по большей части религиозные идеи и ритуалы). Основная за­дача мужских союзов — социализация мужской молодежи, пе­редача им навыков управления, ведения хозяйства, организа­ции брачно-семейных отношений и т. п. Помимо этого муж­ские союзы накапливали материальные ценности (путем взимания членских взносов при вступлении), осуществляли не­которые хозяйственные функции, создавали мужчине влиятель­ное положение в общине. Руководящие позиции в союзе зани­мала родовая знать.

    Этнологи утверждают, что мужские тайные союзы могли быть универсальной зачаточной формой возникновения госу­дарственной власти, из которой в дальнейшем государство развивалось по военному, аристократическому или плутокра­тическому пути. Данная гипотеза в некотором отношении представляется убедительной. Как уже отмечалось, государство возникает при переходе человечества от матриархата к патри­архату, когда к руководству общиной приходит мужчина с его природной активностью и агрессивностью. Мягкость женщи­ны, предназначенной в первую очередь для общения с детьми, не могла стать основой возникновения государства. Силовая, принудительная сущность государства как нельзя более отве­чала воинственным наклонностям мужчины. Известная нам история человечества — это история развития по преимущест­ву мужской культуры, где женщина, как правило, играла неза­метную роль. Наука, ремесла, религия, искусство и, наконец, государственное строительство были на протяжении тысячеле­тий делом рук мужчины. Мужчина, в глубокой древности соз­давший государство, в значительной степени продолжает удер­живать государственную власть до настоящего времени.

    Если говорить о конкретно-исторических формах образова­ния государств, то наиболее характерные из них имели место в Древнем Востоке (Древний Египет, Вавилон, Шумеро-аккад-ская цивилизация, Древняя Индия, Древний Китай), в Древней Греции и Древнем Риме, Западной и Восточной Европе эпохи раннего Средневековья.

    Образование государств Древнего Востока в основном было вызвано необходимостью организации земледельческих работ.

    Государства, как правило, возникали на базе общинного земле­пользования. Свободные крестьяне-общинники составляли ос­новную массу населения. Властные отношения отличались пат­риархальностью. Присутствовала домашняя форма рабства, не оказавшая заметного воздействия на конституирование госу­дарства.

    Государства Древней Греции и Древнего Рима возникали как военные демократии, постепенно трансформировавшиеся в ранние рабовладельческие монархии. В отличие от Древнего Востока в генезисе государств греко-римской цивилизации раб­ство сыграло значительную роль. Образование класса рабов (ос­новная их масса приобреталась, видимо, в результате завоева­тельных войн) потребовало качественных изменений во власт­ных отношениях: нужен был аппарат насилия для удержания сложившегося господства рабовладельцев. Большую роль в фор­мировании ранней греко-римской государственности сыграли города, где интенсивность протополитической жизни была зна­чительно выше, чем в сельской местности. Яркий пример то­му — древнегреческие города-государства (полисы).

    Генезис государств Западной и Восточной Европы эпохи раннего Средневековья имел свои особенности. Во-первых, многие племена, их создававшие, уже были непосредственно знакомы с опытом государственного строительства (в частно­сти, с древнеримской государственностью). Многие политико-правовые институты европейцы впоследствии прямо заимство­вали у древних римлян. Во-вторых, европейские государства, возникнув в основном в результате завоевательных войн, во­шли в фазу ранней государственности на основе феодальных отношений, а не рабовладения. Формирование механизма госу­дарственной власти в европейских странах во многом опреде­лялось борьбой племенной аристократии с зависимым от нее крестьянством и междоусобными войнами.
    Происхождение права.

    Право — институт, теснейшим образом связанный с госу­дарством. Характерный признак права — это санкции за его на­рушение, исходящие от публичной политической власти. С мо­мента, когда политическая власть берет под защиту, делает га­рантированной ту или иную социальную нормативную систему, последняя приобретает юридические черты. Поскольку существование и функционирование государства и права отличается тесной взаимосвязью и взаимодополняемостью, можно с боль­шой достоверностью предположить, что генезис права и госу­дарства проходил в основном синхронно. Становление государ­ства и права представляли собой две стороны единого процесса организации политического общества.

    Формирование права шло по нескольким направлениям.

    Во-первых, право вырастало из обычая. В первобытной об­щине обычай был наиболее распространенным регулятором че­ловеческого поведения. Обычай складывался из многократно повторявшихся актов общественной деятельности и был на­правлен на регулирование сферы хозяйства, брачно-семейных, религиозных, властных и иных отношений. Обычай становился правовым, превращался в обычное право после того, как полу­чал санкцию со стороны общественной власти. С течением вре­мени шел своего рода естественный отбор обычаев: одни отми­рали, другие появлялись, третьи продолжали действовать. На­рождающаяся политическая власть не только была обязана подчиняться существующим обычаям, но даже культивировала многие из них, понимая их объективную необходимость. Вме­сте с тем очевидно, что ранние государства стремились поддер­живать не всякие обычаи, а лишь те, в которых было заинтере­совано все племя (союз племен). Обычай становился правовым, видимо, в случае, когда он был направлен на удовлетворение потребностей всех общинников. Государственная власть, сохра­няя и защищая общественно необходимые правовые обычаи, стремилась объединить этнос на институциональных, полити­ческих, а не кровнородственных основаниях. Власть была заин­тересована в том, чтобы разрушать клановые, родовые обычаи, разъединяющие племя.

    В течение довольно длительного времени после образования государств существовал известный параллелизм между обыч­ным правом и государством. Эти две сферы были связаны, но при значительной степени автономности каждой из них.

    Второе направление формирования права было связано с деятельностью судебных органов (жрецы, монархи или их пред­ставители). Возникающие межплеменные, межродовые, меж­личностные конфликты разрешались на основе существовав­ших обычаев, но, поскольку каждый конфликт всегда в чем-то уникален, а общественные отношения развиваются, суд вставал

    перед необходимостью принимать решение, не предусмотрен­ное правовым обычаем. В этом случае суд руководствовался интересами племени (союза племен) и политической власти. Таким способом формировалось прецедентное право, с одной стороны, дополнявшее обычное право, с другой — в немалой степени вытеснявшее его. Право, творившееся судами, зачас­тую было ближе к государственной власти, в большей степени отражало ее корпоративные интересы. Формирование преце­дентного права отражало процесс укрепления государственной власти, повышения уровня ее независимости от племенных традиций и обычаев, а значит, и от самого племени.

    И, наконец, третье направление формирования права: дея­тельность самой государственной власти по созданию норма­тивных актов. Данный способ формирования права появляется на довольно поздней стадии развития государства. Писаное право способствовало единообразному пониманию и примене­нию норм. Первоначально акты, исходящие от государства, в основном содержали в себе несистематизированные (либо сла­бо систематизированные) собрания правовых обычаев, выпол­нение которых государственная власть считала необходимым гарантировать (например, Законы Хаммурапи, Законы Ману, Законы XII таблиц, варварские правды у народов Европы). Позднее акты государства все более наполнялись содержанием, отражавшим волю стоящих у власти лиц.

    Древнее право было по большей части сословным и правом сильного, о чем, в частности, свидетельствует приниженное положение женщин и детей. Вместе с тем право стало важным инструментом проведения единой государственной политики, установления порядка и стабильности не только на основе си­лы, но и на базе ясного формулирования правил поведения.

    В возможности принуждения видели основной способ регулирования поведения членов классового общества, защиты частной собственности, классового господства, эксплуатации. Ценность права как систе­мы поддержания нового состояния общества считалась второстепенной. Государственное принуждение к вы­полнению установленных правил считалось точкой отсчета, водоразделом между доправовой и правовой организацией общества.

    Новые исторические данные не позволяют огра­ничиваться только такими сторонами правообразова-ния. Данные свидетельствуют о более глубоком, каче­ственном отличии регулирования поведения людей в раннеклассовом обществе от регуляции в первобытном обществе, причем не только по содержанию, но и по способам регулирования.

    Появление законов, защищающих интересы не только богатых, уже на самых первых этапах правово­го развития объясняется тем, что борьба народных масс временами тормозила процесс правообразования, на­правленный на усиление эксплуатации. Такая борьба и находила отражение в древнейших юридических актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц). Именно в этой связи в некоторых западных политико-антропологических работах и делается вывод о понимании раннего права как системы регулирова­ния, одной из функций которой было установление справедливости и социального мира.

    Однако только такой подход был также идеалисти­ческий и преувеличением некоторых реальных процес­сов правообразования, поскольку право уже на самых первых этапах своего возникновения наряду с выпол­нением общесоциальных функций выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т. е. регулирования общественных отношений с позиций господствующе­го класса.

    Процедуры как формы обеспечения и осуществ­ления правил поведения в раннеклассовых обществах

    также приобретают качественно новый характер. Для разрешения споров создается специальный государ­ственный орган — суд. Он же используется для под­держания законов, наказания их нарушителей.

    Появляются и люди, профессией которых стано­вится удостоверение тех или иных соглашений, дове­ренностей и иных процедурных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. В то же время в раннеклассо­вых обществах действуют и обычаи, перерастая затем в обычное право — если эти обычаи начинает призна­вать и защищать аппарат государства, в том числе суды.

    Обычное право имеет свою специфическую про­цедурную сторону. Здесь еще весьма сильны пережи­точные формы — этнически окрашенные ритуалы, символы, сценарии судопроизводства, не полностью отслоившиеся от религиозных представлений, нрав­ственных начал и даже фольклора (нормы-рассказы о казусах, пословицы). С перерастанием раннеклассовых обществ в собственно классовые (становление госу­дарств азиатского способа производства, рабовладель­ческих, феодальных государств европейского типа) обычное право все больше уступает место прецеденту и законодательству.

    Основные отличия права как регулятора обще­ственных отношений от рядовых обычаев заключают­ся в следующем:

    — право выражает волю и интересы не всего обще­ства (как обычай), а волю господствующего класса, или сил, стоящих у власти;

    — нормы права санкционируются либо создаются государством и охраняются государством, а обы­чаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями, авторитетом;

    — право, в конечном счете, создается в основном в интересах господствующего класса, поэтому оно нередко носит характер устранения. Для поддер­жания его безусловности, общеобязательности сразу же создаются специальные органы, в за­дачу которых входит охрана права от нарушения. В.И. Ленин писал: «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к исполнению норм права». Право существует уже не в сознании лю­дей, а имеет свои формы выражения: писаные законы, указы, а обычаи передавались из поколе­ния в поколение по памяти, они были в сознании каждого члена рода. Подобный регулятор отноше­ний стал непригоден в классовом обществе, его за­менило право — более эффективный регулятор и более надежный инструмент охраны интересов господствующего класса.

    Санкции правовых норм теперь существенно от­личаются от тех, которые применялись на предыдущем этапе. В раннеклассовом праве они уже обеспечивают возникающее имущественное и социальное неравен­ство. Проявляется это в резком ужесточении санкций, защищавших собственность социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступле­ния против личности — в зависимости от статуса лич­ности (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации привилегий. В Библии, например, утвер­ждалось: «Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти... А если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан...»53

    Подобная дифференциация наказаний была широ­ко распространена во всех раннеклассовых обществах. Санкции избавляются от религиозных элементов. При этом санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не жрецами и другими служителями культов.

    Таким образом, право объективно возникает на эта­пе становления раннеклассового общества как норма­тивный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремес­ленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов.

    В длительном диалектическом процессе становле­ния государств, классов право становится способом

    осуществления функций государства. С расслоением общества, развитием классов, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам опреде­ленных социальных групп (это осуществляется преж­де всего ужесточением санкций, защищающих соб­ственность) .
    Билет 5

    Теории происхождения государства (теологическая, патриар­хальная, договорная, насилия, марксистская).
    Теологическая теория, название которой происходит от гре­ческих слов «тео» — бог и «логос» — учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объ­ясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реали-зовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

    В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного про­исхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью бы­ло обоснование превосходства церковной власти над светской. На­чиная с IX —X вв. формируется так называемая теория мечей (меч — символ власти), согласно которой для защиты христианст­ва богом были даны церкви два меча — церковный и светский. Цер­ковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она — источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сто­ронники независимой светской власти утверждали, что монархи по­лучили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) — настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена.

    На Западе наиболее ярким представителем теологической тео­рии являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225 — 1274). В сочине­нии «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божес­твенный разум управляет миром, лежит в основе природы, общест­ва, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, — писал он, — занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».

    Представителями теологической теории были также Жан Ма-ритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной като­лической, православной и иных церквей.

    Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она

    была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировав­шим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорели­гией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось цер­ковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

    Данная теория имеет хождение в современный период, в част­ности в учении богословов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта